Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изменение тенденций в исследованиях мотивации изучения иностранных языков в 2021 году (систематический обзор) 28

|

Цаликова И.К.
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5369-9829
e-mail: i.k.calikova@utmn.ru

Пахотина С.В.
кандидат педагогических наук, кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1574-2723
e-mail: s.v.pakhotina@utmn.ru

Кунгурова И.М.
кандидат педагогических наук, и.о. декана, факультет социально-гуманитарных наук, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7302-1337
e-mail: i.m.kungurova@utmn.ru

Слизкова Е.В.
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3314-6826
e-mail: e.v.slizkova@utmn.ru

Воронина Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7532-9351
e-mail: e.v.voronina@utmn.ru

Аннотация

Пандемия COVID-19 изменила условия предоставления образовательных услуг, что сказалось на субъектах и объектах образовательного процесса и на векторах исследовательского интереса. В статье прослеживается изменение направлений научных исследований, посвященных мотивации изучения иностранных языков у студентов вузов, в 2021 году. Результаты показывают, что большая часть исследований связана с изучением онлайн-среды и ее потенциала. Констатируются ее высокие потенциальные возможности для развития мотивационной сферы, однако недостаточный опыт их использования пока препятствует полному принятию. Интерес вызывают проблемы поддержания личного взаимодействия преподавателя и студентов; преодоление стресса, тревожности; адаптация к виртуальной среде обучения и ее влияние на мотивацию. Другая часть работ традиционно посвящена компонентам учебной мотивации и ее развитию. Результаты анализа помогут понять степень изученности данной проблемы и определить направление исследований в будущем.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, иностранные языки, мотивация

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140301

Благодарности. Авторы выражают глубокую признательность рецензентам за экспертную оценку рукописи.

Получена: 05.06.2022

Принята в печать: 26.09.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 3(51). С. 188–198. DOI:10.32744/pse.2021.3.13
  2. Белова К.М., Судаков В.А. Исследование эффективности методов оценки релевантности текстов [Электронный ресурс] // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2020. № 68. DOI:10.20948/prepr-2020-68
  3. Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232–248. DOI:10.32744/pse.2021.1.16
  4. Старчикова И.Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 103–117. DOI:10.32744/pse.2021.2.7
  5. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2021. № 23(5). С. 38–63. DOI:10.17853/1994-5639-2021-5-38-63
  6. Al-Hoorie A.H. Sixty years of language motivation research: Looking back and looking forward [Электронный ресурс] // Sage Open. 2017. Vol. 7. № 1. P. 1–11. DOI:10.1177/2158244017701976
  7. Alotumi M. EFL college junior and senior students' self-regulated motivation for improving English speaking: A survey study [Электронный ресурс] // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 4. e06664. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06664
  8. Babelyuk O., Koliasa O., Lopushanskyy V., Smaglii V., Yukhymets S. Psychological difficulties during the covid lockdown: video in blended digital teaching Language, Literature, and Culture [Электронный ресурс] // Arab World English Journal. 2021. № 4. P. 172–182. DOI:10.24093/awej/covid.13
  9. Busse V. Plurilingualism in Europe: Exploring attitudes toward English and other European languages among adolescents in Bulgaria, Germany, the Netherlands, and Spain [Электронный ресурс] // Modern Language Journal. 2017. № 101(3). P. 566–582. DOI:10.1111/modl.12415
  10. Chernova O.E., Litvinov A.V., Gorbunova L.N., Telezhko I.V., Nizamutdinova S.M. Development of sportsman students' autonomy in the educational environment of electronic information and foreign language teachers' readiness to this process [Электронный ресурс] // Journal of Human Sport and Exercise. 2021. № 16. P. 1227–1243. DOI:10.14198/jhse.2021.16.Proc3.39
  11. Choi L., Chung S. Navigating online language teaching in uncertain times: Challenges and strategies of EFL educators in creating a sustainable technology-mediated language learning environment [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 14. P. 7664. DOI:10.3390/su13147664
  12. Chyzhykova O.V. Provision of constructive feedback by means of information technologies in the process of foreign language competence development of students of economic specialties [Электронный ресурс] // Information Technologies and learning tools. 2021. № 82(2). P. 231–242. DOI:10.33407/itlt.v82i2.3999
  13. Diep L.N., Hieu V.M. Examining quality of English language learning of university students in Vietnam: the moderating role of competition factor [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Educational Research. 2021. № 95. P. 55–79. DOI:10.14689/ejer.2021.95.4
  14. Drugova E., Zhuravleva I., Aiusheeva M., Grits D. Toward a model of learning innovation integration: TPACK-SAMR based analysis of the introduction of a digital learning environment in three Russian universities [Электронный ресурс] // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. № 4. P. 4925–4942. DOI:10.1007/s10639-021-10514-2
  15. Fryer L.K., Ainley M. Supporting interest in a study domain: A longitudinal test of the interplay between interest, utility-value, and competence beliefs [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. P. 252–262. DOI:10.1016/j.learninstruc.2017.11.002
  16. Galynska O.M., Shkoliar N.V., Dziubata Z.I., Kravets S.V., Levchyk N.S. Innovative teaching technologies as a way to increase students' competitiveness [Электронный ресурс] // International Journal of Education and Information Technologies. 2021. № 15. P. 215–226. DOI:10.46300/9109.2021.15.22
  17. Gil-Galván R., Martín-Espinosa I. Analysis of the motivational and attitudinal profile about language learning by students in Higher Education: Application of the Attitude/Motivation Test Battery (AMTB) | [Análisis del perfil motivador y actitudinal sobre el aprendizaje de idiomas de los estudiantes en educación superior: Aplicación del attitude/motivation test battery (amtb).] [Электронный ресурс] // Revista Complutense de Educacion. 2021. Vol. 32. № 3. P. 463–476. DOI:10.5209/rced.70598
  18. Golubeva T.I., Skudnyakova E.V., Kasatkina N.N., Dandanova S.V., Dagbaeva O.I. The impact of visualization tools in distance English language learning: the experience of the Russian university teachers [Электронный ресурс] // Revista Tempos e Espacos Educacao. 2021. № 14(33). DOI:10.20952/revtee.v14i33.16111
  19. Kaltsum H.U., Hidayat M.T. Attitudinal factors among elementary school teacher education students [Электронный ресурс] // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021. Vol. 10. № 1. P. 375–380. DOI:10.11591/ijere.v10i1.20543
  20. Klimova B., Pikhart M., Cierniak-Emerych A., Dziuba S. A qualitative analysis of students’ reflections on the current use of digital media in foreign language classes [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 16. P. 9082. DOI:10.3390/su13169082
  21. Lazorak O., Belkina T.O., Yaroslavova E. Changes in Student Autonomy via E-Learning Courses [Электронный ресурс] // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Vol. 16. № 17. P. 209–225. URL: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/23863 (дата обращения: 10.11.2021).
  22. Li C.L., Tang L.H., Zhang S. Understanding directed motivational currents among Chinese EFL students at a Technological University [Электронный ресурс] // International Journal of Instruction. 2021. № 14(2). P. 953–968. DOI:10.29333/iji.2021.14254a
  23. Liu M.H., Yuan R.Q. Changes in and Effects of Foreign Language Classroom Anxiety and Listening Anxiety on Chinese Undergraduate Students’ English Proficiency in the COVID-19 Context // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 670824. DOI:10.3389/fpsyg.2021.670824
  24. Luján R.J.M., Inacio E.J.H., Calderón V.E.H., Villamar R.M., García A.K. Attitudes toward learning English and procrastination in students from a private institution specialized in foreign languages in the City of Lima-Peru | [Actitudes hacia el aprendizaje de inglés y procrastinación en estudiantes de una institución privada especializada en idiomas extranjeros en la ciudad de Lima-Perú] [Электронный ресурс] // Revista Colombiana de Psicologia. 2021. Vol. 30. № 2. P. 27–39. DOI:10.15446/rcp.v30n2.83678
  25. Lychuk M., Bilous N., Isaienko S., Gritsyak L., Nozhovnik O. Smart automated language teaching through the smart sender platform [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 841–854. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.841
  26. 26.      Maican M.-A., Cocoradă E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the covid‐19 pandemic [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 2. P. 1–21, 781. DOI:10.3390/su13020781
  27. Mendoza A., Phung H. Motivation to learn languages other than English: A critical research synthesis [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2019. Vol. 52. № 1. P. 121–140. DOI:10.1111/flan.12380
  28. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination [Электронный ресурс] // Journal of School Psychology. 1993. Vol. 31. P. 487–500. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокрастинация#CITEREFТарасевич2014 (дата обращения: 08.11.2021).
  29. Mortazavi M., Davarpanah A. Implementation of a thematic analysis method to develop a qualitative model on the authentic foreign language learning perspective: a case study in the University of Northern Cyprus [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. № 11(9). P. 544. DOI:10.3390/educsci11090544
  30. Mulyono H., Saskia R. Affective variables contributing to Indonesian EFL students' willingness to communicate within face-to-face and digital environments // Cogent Education. 2021. № 8(1). DOI:10.1080/2331186X.2021.1911282
  31. Nagle C. Using Expectancy Value Theory to understand motivation, persistence, and achievement in university-level foreign language learning [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2021. № 9. DOI:10.1111/flan.12569
  32. Navarro-Guzmán J.I., Romero-Alfaro E., Menacho-Jiménez I., Aragón-Mendizábal E. Teaching psychology at university using the content and language integrated learning (CLIL) approach | [Aprendizaje integrado de contenidos y lenguas extranjeras (AICLE) para enseñar psicología en la universidad] [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. Vol. 2021. № 35. P. 77–91. DOI:10.30827/portalin.v0i35.16858
  33. Nguyen H.-T.T. Project-based assessment in teaching intercultural communication competence for foreign language students in higher education: A case study [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 933–944. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.933
  34. Pinto R.D., Peixoto B., Melo M., Cabral L., Bessa M. Foreign language learning gamification using virtual reality – a systematic review of empirical research [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 5. P. 222. DOI:10.3390/educsci11050222
  35. Pishghadam R., Derakhshan A., Jajarmi H., Tabatabaee F.S., Shayesteh S. Examining the role of teachers' stroking behaviors in EFL learners' active/passive motivation and teacher success [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 3034. DOI:10.3389/fpsyg.2021.707314
  36. Safin I.K., Khasanova O.V., Karimova A.A., Semushina E.Yu., Shustova S.V. Speaking skills development in ESL e-learning educational environment [Электронный ресурс] // Revista on line de politica e gestao educacional. 2021. № 3(25). P. 577–588. DOI:10.22633/rpge.v25iesp.1.14998
  37. Setiyadi A.B., Mahpul M., Wicaksono B.A. Exploring motivational orientations of English as foreign language (EFL) learners: A case study in Indonesia [Электронный ресурс] // South African Journal of Education. 2019. Vol. 39. № 1. P. 1–12. URL: https://www.researchgate.net/publication/332395990_Exploring_motivational_orientations_of_English_as_foreign_language_EFL_learners_A_case_study_in_Indonesia (дата обращения: 20.11.2019).
  38. Smyth A.M., Manzanares N.G., Fernandez-Munoz J.J. Anxiety and personality as indicators of academic performance in university Foreign Language classrooms [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. № 6(36). P. 27–42. DOI:10.30827/portalin.v0i36.15376
  39. Tadeyeva M.I., Kupchyk L.Y., Litvinchuk A.T. The use of ICT tools for the formation of learning and communication strategies in the foreign language classroom in non-language institutions of higher education [Электронный ресурс] // Information Technologies and Learning Tools. 2021. № 81(1). P. 272–284. DOI:10.33407/itlt.v81i1.3099
  40. Torgerson C. Systematic Reviews [Электронный ресурс]. Bloomsbury Publishing, 2003. URL: https://books.google.be/books?hl=ru&lr=&id=yp6vAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR3&ots=ZMoenmNI8O&sig=2NbqmGK6YCU3StMZAgqmRDeYEIg#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.03.2020).
  41. Yan C.M., He C.J. Why do final-year student teachers skip classes? A Chinese perspective [Электронный ресурс] // Compare-A Journal of Comparative and International Education. 2019. Vol. 49. № 1. P. 81–97. DOI:10.1080/03057925.2017.1385389
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика