Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8842Новости 1763Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Значимые другие» в историях жизни выпускников интернатных сиротских учреждений 1231

Радина Н.К.
доктор политических наук, профессор департамента социальных наук, НИУ "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Россия
e-mail: rasv@yandex.ru

Павлычева Т.Н.
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Представляемое исследование опирается на одно из важнейших понятий культурно-исторической концепции Л. С. Выготского «значимый взрослый» (персонифицированный медиатор психического развития ребенка), использованное для анализа отношений значимости у выпускников интернатных сиротских учреждений в среднем и пожилом возрасте. Результаты проведенного исследования доказывают, что спонтанная компенсация эмоциональных проблем детско-родительских отношений у социальных сирот, как правило, недостижима.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вторая половина прошлого века для психологических исследований, направлен­ных на изучение детей и подростков из ин­тернатных сиротских учрежденияй СССР, была чрезвычайно продуктивна: значитель­ное число содержательных научных работ отражало различные аспекты проблемы со­циального сиротства (Н. К. Авдеева, Н. Н. Аксарин, Н. Х. Александрова, Л. И. Божович, Л. Н. Галигузова, И. В. Дуб­ровина, И. А. Залысина, Т. М. Землянухина, М. Ю. Кондратьев, А. Е. Лагутина, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, В. С. Му­хина, А. Г. Рузская, А. М. Прихожан, Н. В. Репина, Л. И. Рюмшина, В. И. Слуц­кий, В. М. Слуцкий, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых, Л. М. Царегородцева и др.).

Идея психической депривации была творчески переосмыслена советскими психологами, что позволило анализиро­вать условия «закрытых» или «полуза­крытых» детских образовательных учреждений в русле деятельностного или культурно-­исторического подходов [7].

Одной из центральных категорий в изучении социального сиротства в отече­ственной психологии становится конст­рукт «посредничество», отражающий все проблемы психического развития ребен­ка, помещенного в депривационную сре­ду сиротского учреждения. Культура, по меткому замечанию Б. Д. Эльконина и В. П. Зинченко, — лишь «приглашающая сила», и, если культурный посредник — «значимый взрослый» — персонифици­рованный медиатор, сопровождающий развитие ребенка, по каким­либо причи­нам пренебрегает качеством посредниче­ства, «идеальная культурная форма» мо­жет оказаться недоступной [8].

<...>

Литература
  1. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  2. Значимый Другой // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Пе­тровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  4. Кроник А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отноше­ний. М., 1989.
  5. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Сер. «Науч­ные доклады». № 120. М., 2000.
  6. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
  7. Смирнова Е. О. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопро­сы психологии. 1991. № 6.
  8. Эльконин Б. Д. Психология развития (по мотивам Л. Выготского) // http://www. psychology.ru/library/00073.shtml.
Статьи по теме

Психология развития  |  Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л.

Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме

CrossRef doi:10.17759/pse.2019240605

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика