Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 3. С. 86–95
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: непрерывность, паркур, подростки-трейсеры, мир, родители, подростки-спортсмены, риски
Рубрика издания: Экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пузыревич Н.Л. Восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 86–95.
Полный текст
Категория «непрерывность» представляет собой совокупность событий, явлений, процессов, неразрывно связанных, следующих друг за другом и таким образом обеспечивающих некоторое постоянство всего происходящего в пространстве и времени. Однако возможно ли переживать подобное постоянство в реальной жизни? С одной стороны, возможно, поскольку жизненный путь человека, как правило, состоит из привычных, ожидаемых событий, обусловливающих чувство безопасности, определенности, защищенности. Возникает «иллюзия собственного бессмертия» [5]: человек, не имея возможности зафиксировать начало и окончание своего бытия, сконцентрирован на самом процессе жизнедеятельности. Однако, с другой стороны, говорить о постоянстве очень сложно, поскольку непрерывность человеческого существования подвергается испытанию при встрече с кризисами бытия [1], когда под влиянием ситуационных факторов или вследствие личностного выбора происходят события, в основе которых лежат риск, неопределенность и непредсказуемость последствий. Осуществляется проверка «иллюзии собственного бессмертия» на предмет ее целесообразности: человек оказывается наедине с самим собой и сталкивается с неопровержимостью существования крайних точек бытия — его начала и конца. В результате может наблюдаться снижение способности к установлению контроля над происходящими событиями, что приводит к нарушению или разрыву непрерывности: утрачивается связь человека с предшествующим опытом, не осознаются перспективы его дальнейшего развития. Как показали результаты проведенного нами исследования, подобная тенденция наблюдается в жизни подростков-трейсеров, для которых рискованные поступки составляют неотъемлемую часть жизни, ее стиль.
В исследовании принимали участие 16 подростков-трейсеров, посещающих секцию по акробатике с элементами паркура на базе Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике (г. Минск). Респондентам была предложена методика М. Лаада и Э. Хадоми, направленная на выявление функционирующих, поврежденных и разорванных непрерывностей [там же]. Согласно полученным результатам, в группе подростков-трейсеров отмечается наличие трех поврежденных и двух разорванных непрерывностей: у 50 % (8 человек) установлена поврежденная физиологическая непрерывность, у 18,75 % (3 человека) — поврежденная эмоциональная непрерывность, у 37,5 % (6 человек) — поврежденная социально-межличностная непрерывность, для 87,5 % (14 человек) характерна разорванная историческая непрерывность, для 68,75 % (11 человек) — разорванная функциональная непрерывность. Причем у каждого респондента отмечалось несколько поврежденных и разорванных непрерывностей.
Таким образом, актуальной становится проблема восстановления непрерывности во взаимодействии подростковтрейсеров с миром, поскольку «если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [10, с. 47].
Прежде всего определим сущность понятий «непрерывность», «паркур», «подросток-трейсер», «мир».
Непрерывность. По мнению израильского психолога М. Лаада, непрерывность — это «вера человека в жизнь, способность понимать окружающий мир» [1]. Соответственно, ключевыми признаками непрерывности являются «вера» и «понимание», наличие которых свидетельствует о способности человека принимать и включать в структуру своего жизненного пути все происходящие с ним события, а также находить в каждом из них положительные стороны, возможности для личностного роста и самосовершенствования.
Паркур. Сущность паркура составляет движение вперед и преодоление любых возникающих на пути препятствий. Д. Бэлль и С. Фукан отмечают, что философию паркура отражают две идеи: 1) «нет границ, есть лишь препятствия, и любое препятствие можно преодолеть» [4]; 2) «движение и есть та сила, при помощи которой осуществляется жизнь» [9]. Получается, что ключевыми признаками паркура выступают «преодоление» и «движение», которые свидетельствуют об активности, направленности тех, кто занимается паркуром, на будущее, на поиск возможностей, которые предоставляет повседневная жизнь.
Подростки-трейсеры. Подростков, занимающихся паркуром, называют подростками-трейсерами (от франц. traceur — «первопроходец», «прокладывающий путь»). Трейсер — это «человек, передвигающийся вне границ стандартно мыслящих вокруг людей» [4]: там, где это принято, и там, где это невозможно и недопустимо. Соответственно, говоря о подростках-трейсерах, необходимо принимать во внимание их стремление к свободе и отсутствию ограничений, к выходу за пределы собственных возможностей и преодолению себя.
Мир. Принимая во внимание, что в качестве основополагающей методологии для проводимой психологической работы была выбрана экзистенциальная психология, мир понимается нами как «структура значимых отношений, которую создает сам субъект» [11, с. 169]. Получается, что мир человека можно рассматривать в контексте его отношений со значимыми другими.
Таким образом, вышеобозначенную проблему восстановления непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром можно рассматривать как проблему восстановления веры и понимания подростков, ориентированных на преодоление себя и внешних препятствий, в отношениях со значимыми другими.
Принимая во внимание, что сущность каждого человека, согласно Ж.П. Сартру, составляет выбор [6], первоначально респондентам было предложено письменно ответить на вопрос, кто для каждого из них выступает в роли значимых других. Интерпретация полученных результатов показала, что для подростков-трейсеров значимыми другими являются сверстники и родители. Поэтому групповая работа, результаты которой анализируются в данной статье, проводилась с 16 подростками-трейсерами, их сверстниками (19 подростковспортсменов) и родителями.
В основу реализации групповой работы была положена программа кризисного вмешательства М. Лаада, направленная на оценку взаимодействия личности с окружающим миром [1]. Последовательность отработки непрерывностей определялась исходя из положения К. Роджерса, что «самое глубинное в людях — самое общее» [11, с. 197] и позиции Э. Хадоми о важности минимизации временных затрат на обеспечение полноценной жизнедеятельности личности [1]. Соответственно, процесс восстановления непрерывностей осуществлялся: 1) в направлении от поверхностного к глубинному, от частного, индивидуального, уникального (физиологическая, эмоциональная и историческая непрерывности) к общему, универсальному (функциональная и социально-межличностная непрерывности); 2) с учетом степени нарушения функционирования непрерывностей — первоначально восстановлению подлежали поврежденные непрерывности (физиологическая, эмоциональная и социально-межличностная), а затем — разорванные (историческая и функциональная).
Групповая работа проводилась в три этапа.
Первый этап работы. Цель первого — создать условия для формирования у респондентов адекватных представлений о себе, целостного самоощущения, понимания трудностей и преимуществ подросткового возраста. На данном этапе осуществлялась отработка трех непрерывностей: физиологической (8 человек), эмоциональной (3 человека) и исторической (14 человек).
Принимая во внимание, что занятия паркуром стимулируют реализацию физического потенциала личности и делают образ тела одним из критериев самоотношения подростков-трейсеров, первоначально групповая работа была ориентирована на восстановление у респондентов физиологической непрерывности.
Физиологическая непрерывность — это физическое ощущение себя, чувство физической энергии [5]. Соответственно, показателем физиологической непрерывности является наличие у подростков образа собственного тела, принятие преобразований, происходящих с телом как возрастной нормы.
Для того чтобы понять, каким аспектам физиологической непрерывности необходима психологическая проработка, первоначально была проведена диагностика подростков-трейсеров, направленная на выявление их физического самоощущения в повседневной жизни и в момент совершения рискованных поступков («Шкала поиска ощущений» М. Цукермана, «ВДИО» С.Н. Ениколопова). Результаты диагностики показали, что открытость новому опыту, новым переживаниям и ощущениям, характерная для поведения респондентов, противоречит их социальной установке на избегание неопределенности и стремление к стабильности. Кроме того, установлено, что реальность существования телесных ощущений, переживаний у респондентов ограничивается преимущественно ситуациями, которые касаются осуществления рискованных действий и поступков, в то время как проявление телесных реакций в повседневной жизни рассматривается ими или как незначимое, или как недопустимое.
Групповая работа, направленная на восстановление физиологической непрерывности, началась с использования арттерапевтических техник.
При этом 8 подростков-трейсеров были разделены на четыре подгруппы.
Первоначально подгруппам (совместно) и каждому участнику (индивидуально) было предложено нарисовать «Карту собственной личности», содержащую изображение всех частей тела человека и описание телесных переживаний, имеющихся в опыте респондентов. Причем в процессе рисования подросткам-трейсерам предлагалось разделить рисунок на две части, одна из которых являлась воплощением телесных переживаний, сопровождающих совершаемые ими рискованные поступки, а вторая символизировала повседневные телесные реакции.
Следующим этапом проработки искомой непрерывности стало перенесение описываемых телесных переживаний в реальные жизненные ситуации: взаимодействуя в подгруппах, респонденты изучали окружающую действительность посредством прикосновений и воздействий различной интенсивности на предметы, представляющие для них интерес (имеющие устойчивую и вариативную форму). При этом сопоставлялся объем информации, получаемый ими о предметах окружающей действительности на основе убеждений и на основе телесных ощущений, возникающих в результате взаимодействия с ними.
Таким образом, осуществлялось стимулирование подростков-трейсеров к принятию собственной телесной реальности, способствующей повышению эффективности их взаимодействия с окружающей действительностью, к пониманию единства, целостности личности.
Эмоциональная непрерывность — ощущение себя как человека эмоционального: счастливого, грустного, серьезного и т. д. [5]; это способы, которыми мы эмоционально выражаем себя [1].
Для определения аспектов эмоциональной непрерывности, нуждающихся в психологической проработке, первоначально с подростками-трейсерами была проведена диагностика их эмоционального состояния и переживаний с помощью «Дифференциальной шкалы эмоций» К. Изарда и «Шкалы оценки значимости эмоций» Б. И. Додонова. Результаты диагностики показали, что у респондентов отмечается ограниченный репертуар эмоциональных переживаний: из 10 потенциально возможных эмоций («интерес», «радость», «удивление», «горе», «гнев», «отвращение», «презрение», «страх», «стыд», «вина») в качестве реально переживаемых у них фиксируются только 3—5 («интерес», «гнев», «страх», «стыд», «вина»), причем преобладают «страх», «стыд», «вина», которые сложно однозначно дифференцировать на конструктивные и деструктивные [там же]. Наибольшие ранги подросткитрейсеры присваивают эмоциональным состояниям, которые характеризуются высокой интенсивностью, насыщенностью переживаний в ситуации неопределенности, риска («чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке», «горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами», «боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности»), исключая эмоционально значимые ситуации повседневной жизни.
Принимая во внимание вышеизложенное, групповая работа, проводимая с подростками-трейсерами, предполагала выполнение упражнений, направленных на невербальное эмоциональное реагирование на 10 предварительно разработанных ситуаций повседневной жизни, провоцирующих переживание 10 потенциально возможных эмоций. Затем респондентам было предложено принять участие в распознавании невербальных реакций, представленных на специально разработанных иллюстрациях, с последующим воспроизведением этих реакций с помощью мимики и жестов: сначала положительных эмоциональных состояний, а затем противоположных им — отрицательных. Завершился этап отработки эмоциональной непрерывности дискуссией подростков-трейсеров на тему «Преимущества и недостатки моих эмоциональных переживаний», направленной на понимание респондентами динамики собственного эмоционального состояния «до» и «после» рискованного поступка, а также на восстановление их веры в способность самостоятельно управлять своими эмоциями.
Историческая непрерывность — это внутренняя непрерывность в том, как мы воспринимаем себя с течением прошедших лет; убеждения, образ себя, то, как мы выглядим [5]. Соответственно, показателями данной непрерывности являются «восприятие себя» и «собственные убеждения».
Для определения аспектов исторической непрерывности, которым необходима психологическая проработка, прежде всего была проведена диагностика подростков-трейсеров, направленная на изучение их представлений о себе в повседневной жизни (тест М. Куна «Кто Я?», тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева) и в моменты совершения рискованных поступков («Методика определения толерантности к неопределенности» С. Баднер, шкала Лайкерта). Результаты, полученные по данным методикам, показали, что у респондентов отмечается фрагментарное представление о себе, ограниченное периодом от начала рискованной активности и до настоящего времени. Так, событиями подростки-трейсеры считают только те моменты действительности, которые имеют непосредственное отношение к успешно реализованным рискованным действиям и поступкам, а говоря о себе, обращают внимание на наличие или отсутствие только тех личностных характеристик, которые проявляются в паркуре: смелость и практичность, самоконтроль и сильную волю. Все вышеперечисленное свидетельствует о доминировании в «образе Я» респондентов поведенческого компонента при ограничении роли эмоционального и когнитивного.
Таким образом, проработка исторической непрерывности предполагала восстановление целостности представлений подростков-трейсеров о себе. Для этого была организована групповая работа с респондентами, включающая психологическую беседу на тему «Кто Я? Какой Я?» и личностный тренинг «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение», в процессе которых подросткамтрейсерам предлагалось рассказать о себе как об уникальной личности, обладающей сильными и слабыми сторонами, а также обосновать собственную значимость для окружающих людей. На следующем этапе работы осуществлялось восстановление целостности представлений респондентов о собственном жизненном пути: подросткам-трейсерам предлагалось перечислить все наиболее значительные (прошедшие, настоящие и будущие) события и проранжировать их по степени значимости и позитивном / негативном влиянии на личностное развитие. Заключительным этапом работы стало составление респондентами хронологической последовательности собственной жизни от рождения и до настоящего времени по пятилетиям с указанием когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей каждого из обозначенных этапов.
Второй этап работы. На втором этапе проводилась отработка функциональной непрерывности. В групповой работе принимали участие подростки-трейсеры и их родители, что способствовало оптимизации их взаимоотношений.
Функциональная непрерывность — это разнообразные роли, в которых человек выступает в жизни и которые длятся много лет, создавая определенную ритуальность, стабильность и чувство того, что «сегодня предсказывает завтра» [5].
Для определения аспектов функциональной непрерывности, нуждающихся в психологической проработке, первоначально с подростками-трейсерами (11 человек) и их родителями была проведена диагностика, направленная на изучение их представлений друг о друге: проективная методика «Рисунок семьи», методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер), «Опросник родительских установок» (методика PARI), а также анкета для родителей «Знаете ли Вы подростковую психологию?». Полученные результаты показали, что, по мнению подростков, в воспитательном воздействии их родителей доминируют стратегии эмоционального отвержения, психологического контроля и скрытого контроля. Однако родители подростков-трейсеров не признают присущую им директивность, несмотря на то, что, как свидетельствуют результаты методики PARI, их отношение к семейной роли характеризуется стремлением к установлению родительского сверхавторитета, а отношение к своему ребенку — чрезмерной заботой и вмешательством в его мир. Кроме того, установлено, что 36,4 % (4 родительские пары), говоря о подростках, опираются на «ошибочные» теоретические представления о подростковом возрасте, 45,5 % (5 родительских пар) руководствуются обыденным здравым смыслом, и только 18,1 % (2 родительские пары) одновременно ориентируются и на специализированную литературу, содержащую достоверную информацию о подростках, и на результаты наблюдений за поведением своего ребенка, проявлением его индивидуальных особенностей.
Групповая работа вначале была направлена на формирование у подростков-трейсеров и их родителей адекватных представлений друг о друге посредством их участия в дискуссии «Грамота общения» и выполнения арттерапевтической техники «Анонимный список претензий». Респонденты были распределены на два круга: во внутреннем круге размещались подростки-трейсеры, а во внешнем — их родители, причем так, чтобы подростки-трейсеры и их родители находились напротив друг друга. Затем было организовано индивидуальное осмысление и последующее обсуждение респондентами (в процессе взаимодействия в парах, а затем в группе) трудностей и противоречий, препятствующих взаимопониманию подростков-трейсеров и их родителей.
На следующем этапе групповой работы осуществлялось стимулирование ответственного отношения подростковтрейсеров к собственным поступкам и решениям, к принятию на себя «роли Взрослого» (поскольку целесообразно было уменьшить свойственное подросткам рассогласование между реально осуществляемой позицией ребенка и воображаемой взрослостью), а также стимулирование родителей к принятию на себя «роли родителей подростка» (учитывая необходимость повышения их информированности о психологических особенностях, преимуществах и недостатках подросткового возраста). Респонденты выполняли упражнение «Поставь себя на место другого», предполагающее взаимный обмен подростковтрейсеров и их родителей ролями (родители выполняли «роль подростка», а подростки-трейсеры — «роль родителей подростка») с целью сближения, улучшения понимания и принятия позиции противоположной стороны. Затем была организована ролевая игра «Я тебя знаю, я тебя понимаю», предполагающая анализ подростками-трейсерами и их родителями стратегий поведения в заранее разработанных психологических ситуациях, главными героями которых выступали подростки и родители подростков.
Заключительным этапом работы стало проведение семинара для родителей на тему «Как установить конструктивные отношения с подростками?», предполагающего обсуждение родителями в парах, а затем в группе стратегий взаимодействия с детьми подросткового возраста.
Третий этап работы. Третий, заключительный, этап осуществляемой работы был направлен на проработку социальномежличностной непрерывности — восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров со сверстниками, а также формирование у респондентов чувства принадлежности к определенной социальной группе [5].
Процесс реализации данного этапа основан на положении К. Левина, что «только в том случае, если будут проведены психологические параллели между образами конкретных людей и стереотипами конкретной социальной группы, опыт индивида с большей вероятностью будет влиять на его стереотипы» [2, с. 196], и позиции Р. Д. Лэйнга, согласно которой «Я» не испытывает опыт «Другого» непосредственно; доступные для «Я» факты, касающиеся «Другого», — это действия «другого», переживаемые «Я» [3, с. 21]. Соответственно, групповая работа была организована в форме взаимообучения шести подростков-спортсменов и шести подростков-трейсеров и предполагала повысить безопасность совершаемых респондентами рискованных поступков, а также сформировать у них умение дифференцировать конструктивный и деструктивный риск посредством изменения их социальной роли.
Первоначально все респонденты были разделены на пары, каждую из которых составили один подросток-трейсер и один подросток-спортсмен. Участникам пары было предложено исполнить роль тренера (педагога), передающего сверстникам, выступающим в роли учеников, собственный опыт совершения рискованных поступков, полученный в результате занятий паркуром. Установлено, что подростки-трейсеры мотивировали подростков-спортсменов к овладению идеологическими и философскими положениями паркура, подтверждающими право подростков на риск, в то время как подростки-спортсмены акцентировали внимание подростков-трейсеров на отработке спортивных приемов, позволяющих соблюдать осторожность и осмотрительность при совершении рискованных поступков, бережно относиться к здоровью и собственной жизни.
Завершением данного этапа групповой работы стало проведение круглого стола на тему «Пути достижения моих жизненных целей», а также презентация творческих проектов «Мой жизненный выбор», обобщающая опыт респондентов по совершению рискованных поступков, который был приобретен ими в процессе взаимообучения.
Таким образом, групповая работа, направленная на восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром, была успешно реализована. Для проверки ее эффективности подросткам-трейсерам была повторно предложена методика М. Лаада и Э. Хадоми, направленная на выявление функционирующих, поврежденных и разорванных непрерывностей [1]. Результаты показали наличие статистически достоверных отличий между первоначальными данными и данными, полученными после проведенной работы по физиологической (р < 0,001), эмоциональной (р < 0,001), социально-межличностной (р < 0,001), исторической (р < 0,001) и функциональной (р < 0,001) непрерывностям. У респондентов улучшилось состояние непрерывностей, подвергнутых проработке: разорванные непрерывности стали поврежденными, а поврежденные — нормально функционирующими.
Подводя итог, следует отметить, что, поскольку риск выступает психологической характеристикой, специфической для подросткового возраста, и является одним из приоритетов современного общества, в нашей групповой работе с подростками-трейсерами, их сверстниками (подростками-спортсменами) и родителями осуществлена попытка представить конструктивный риск, стимулирующий самопознание, самоутверждение и самореализацию личности. Результатами групповой работы, направленной на восстановление непрерывности во взаимодействии респондентов с миром, стали следующие достижения: 1) подростки стали лучше дифференцировать конструктивный и деструктивный риск; научились соотносить степень опасности риска с собственными физическими возможностями и состоянием здоровья; 2) взаимодействие подростков и их родителей, основанное на взаимном принятии, доверии и безусловной любви, стало больше ориентировано на признание не только сложностей, противоречий, но и возможностей подросткового возраста; 3) увеличилось число подростков (за счет подростков-трейсеров), посещающих спортивные секции и совершающих рискованные поступки только под руководством профессиональных тренеров.
Литература
- Лаад М., Хадоми Э. Как справиться с кризисом или бедствием (Шаг за шагом): Теория, практика и способы вмешательства. URL: http://www.silkhighway.org/ru/ stepGuide.aspx.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
- Лэйнг Р. Д. «Я» и другие. М., 2002.
- Паркур — мир без границ: Сборник рассказов о паркуре. URL: http://www.traceur.ru/ sbornik-rasskazov-o-parkure/.
- Пергаменщик Л. А., Слепкова В. И. Кризис как разрыв или повреждение цепи непрерывности бытия // Ананьевские чтения—2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой. СПб., 2008.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
- Собчик Л. Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). СПб., 2007.
- Тиллих П. Мужество быть // Избранное. М., 1995.
- Философия паркура. URL: http://www.parkour-life.siteedit.ru/page26.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4541
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 804
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2