Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 3. С. 84–94
doi:10.17759/jmfp.2025140307
ISSN: 2304-4977 (online)
Механизмы и модифицирующие факторы воздействия неблагоприятного детского опыта на исполнительные функции
Резюме
Контекст и актуальность. Неблагоприятный детский опыт (НДО) представляет собой потенциально травматичные события, происходящие в раннем возрасте, такие как насилие, пренебрежение, несчастные случаи и травмы. Данные явления широко распространены во всем мире и ассоциированы с рядом проблем соматического и психического здоровья, что создает существенную экономическую нагрузку на общество. В последнее время исследования демонстрируют связь между НДО и когнитивными нарушениями, включая дефицит исполнительных функций (ИФ), что может являться одним из ключевых механизмов развития указанных негативных последствий. Цель обзора — систематизация современных научных данных о физиологических, психологических и средовых факторах, которые могут лежать в основе, усиливать или ослаблять взаимосвязь между НДО и развитием ИФ. Биологические механизмы. Анализ литературы указывает на то, что НДО ассоциирован со структурными и функциональными изменениями в регионах головного мозга, связанными с ИФ. Указанные изменения, по крайней мере частично, обусловлены физиологическим ответом на стресс, вызванным НДО. Факторы риска и предупреждения негативного воздействия. Выявлен ряд психологических и средовых факторов, модулирующих влияние НДО на ИФ. Установлено, что НДО связан с повышенным риском развития психопатологии, включая симптомы интернализирующих расстройств, диссоциацию и посттравматическое стрессовое расстройство. Эти симптомы, в свою очередь, вызывают дисфункцию исполнительной системы. Средовые факторы, такие как бедность, а также качество и своевременность заботы со стороны опекунов, также могут влиять на индивидуальную восприимчивость к последствиям НДО. Заключение. В данном обзоре представлен краткий анализ доказательств взаимосвязи НДО с нарушениями ИФ. Помимо анализа биологических основ, выделены факторы, модулирующие эффекты раннего опыта, что подчеркивает комплексный характер изучаемой взаимосвязи.
Общая информация
Ключевые слова: неблагоприятный детский опыт, стресс в раннем возрасте, исполнительные функции, риски , устойчивость
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140307
Поступила в редакцию 04.08.2025
Поступила после рецензирования 17.09.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Хайланд, М.Т., Крэбб, К.Э., Амарнех, Д.Й. (2025). Механизмы и модифицирующие факторы воздействия неблагоприятного детского опыта на исполнительные функции. Современная зарубежная психология, 14(3), 84–94. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140307
© Хайланд М.Т., Крэбб К.Э., Амарнех Д.Й., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Видео
Подкаст
Полный текст
Литература
- Abou Chabake, S., Daigneault, I., Giguère, C.-E., Consortium, S., Lecomte, T. (2025). Adverse childhood experiences, social functioning deficits and comorbid clinical symptoms among individuals with psychotic disorders: A prospective cohort study. Schizophrenia Research, 283, 27—35. https://doi.org/10.1016/j.schres.2025.06.020
- Asselman, M.W., Offerman, E.C.P., Koomen, H.M.Y., Bolling, F., Hoeve, M., Bosman, R.J. (2025). Adverse childhood experiences and internalizing problems and externalizing problems of students with emotional and behavioral disorders: The role of PTSD symptoms and executive functioning. International Journal of School & Educational Psychology, 13(2), 89—109. https://doi.org/10.1080/21683603.2025.2473897
- Baker, C., Kuhn, L. (2018). Mediated pathways from maternal depression and early parenting to children's executive function and externalizing behaviour problems. Infant and Child Development, 27(1), Article e2052. https://doi.org/10.1002/icd.2052
- Barrero-Castillero, A., Pierce, L.J., Urbina-Johanson, S.A., Pirazzoli, L., Burris, H.H., Nelson, C.A. (2022). Perinatal and early childhood biomarkers of psychosocial stress and adverse experiences. Pediatric Research, 92(4), 956—965. https://doi.org/10.1038/s41390-022-01933-z
- Bellis, M.A., Hughes, K., Ford, K., Rodriguez, G.R., Sethi, D., Passmore, J. (2019). Life course health consequences and associated annual costs of adverse childhood experiences across Europe and North America: a systematic review and meta-analysis. The Lancet Public Health, 4(10), e517—e528. https://doi.org/10.1016/S2468-2667(19)30145-8
- Birnie, M.T., Baram, T.Z. (2025). The evolving neurobiology of early-life stress. Neuron, 113(10), 1474—1490. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2025.02.016
- Brieant, A., King-Casas, B., Kim-Spoon, J. (2022). Transactional relations between developmental trajectories of executive functioning and internalizing and externalizing symptomatology in adolescence. Development and Psychopathology, 34(1), 213—224. https://doi.org/10.1017/S0954579420001054
- Bussières, A., Hancock, M.J., Elklit, A., Ferreira, M.L., Ferreira, P.H., Stone, L.S., Wideman T.H., Boruff J.T., Al Zoubi F., Chaudhry F., Tolentino R., Hartvigsen, J. (2023). Adverse childhood experience is associated with an increased risk of reporting chronic pain in adulthood: A systematic review and meta-analysis. European Journal of Psychotraumatology, 14(2), Article 2284025. https://doi.org/10.1080/20008066.2023.2284025
- Cai, J., Li, J., Liu, D., Gao, S., Zhao, Y., Zhang, J., Liu, Q. (2023). Long-term effects of childhood trauma subtypes on adult brain function. Brain and Behavior, 13(5), Article e2981. https://doi.org/10.1002/brb3.2981
- Carballo-Marquez, A., Ampatzoglou, A., Rojas-Rincón, J., Garcia-Casanovas, A., Garolera, M., Fernández-Capo, M., Porras-Garcia, B. (2025). Improving Emotion Regulation, Internalizing Symptoms and Cognitive Functions in Adolescents at Risk of Executive Dysfunction—A Controlled Pilot VR Study. Applied Sciences, 15(3), Article 1223. https://doi.org/10.3390/app15031223
- Chen, L.L., Heng, J.A., Xu, C., Ellefson, M.R., Edwards, M., D'Souza, H., Fink E., Jess M., Gray L., Dempsey C., Mehrotra M., Wong S.C., Wu C., Huang B., Zheng J., Wu Z., Devine R.T., Hughes, C. (2025). Links between child executive function and adjustment: A three-site study. Child Development, 96(5), 1590—1604. https://doi.org/10.1111/cdev.14264
- Chumakova, M., Momotenko, D., Sukmanova, A., Chinn, L., Grigorenko, E. (2022). Executive functions as self-reported on the BRIEF scales in adolescents and adults with and without a history of institutionalized rearing in Russia. Cognitive Development, 64, Article 10261. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101261
- Chumakova, M., Zhukova, M., Kornilov, S., Golovanova, I., Davyudova, A., Logvinenko, T., Ovchinnikova I., Petrov M., Antonova A., Naumova O., Grigorenko, E. (2020). Psychological, social and emotional well-being of adults with a history of institutionalization: The pilot study findings. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 17(1), 102—117. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-1-102-117
- Cohodes, E.M., Chen, S.H., Lieberman, A.F., Bush, N.R. (2020). Examination of the associations between young children's trauma exposure, trauma-symptomatology, and executive function. Child Abuse & Neglect, 108, Article 104635. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104635
- Conley, C.S., Hilt, L.M., Gonzales, C.H. (2023). Internalizing in adolescents and young adults. In L.J. Crockett, G. Carlo, J.E. Schulenberg (Eds.), APA handbook of adolescent and young adult development (pp. 505—523). Washington: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000298-031
- Cui, X., Zhang, S., Yu, S., Ding, Q., Li, X. (2024). Does working memory training improve emotion regulation and reduce internalizing symptoms? A pair of three-level meta-analyses. Behaviour Research and Therapy, 179, Article 104549. https://doi.org/10.1016/j.brat.2024.104549
- Dennis, V., Schmidt, A., Cooley, J., Piña-Watson, B. (2024). Childhood maltreatment and psychopathology within justice-involved youth: The role of executive function. SSRN, Preprint ID 4823260. http://doi.org/10.2139/ssrn.4823260
- Distefano, R., Nelson, K.M., Palmer, A.R., Masten, A.S., Carlson, S.M. (2024). The role of parenting in autonomy and executive function development among young children experiencing homelessness. Children and Youth Services Review, 166, Article 107997. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2024.107997
- Duffy, K.A., McLaughlin, K.A., Green, P.A. (2018). Early life adversity and health-risk behaviors: Proposed psychological and neural mechanisms. Annals of the New York Academy of Sciences, 1428(1), 151—169. https://doi.org/10.1111/nyas.13928
- Freichel, R., Pfirrmann, J., de Jong, P.J., Cousijn, J., Franken, I.H.A., Oldehinkel, A.J., Veer I.M., Wiers, R.W. (2024). Executive functioning, internalizing and externalizing symptoms: Understanding developmental dynamics through panel network approaches. JAACAP Open, 2(1), 66—77. https://doi.org/10.1016/j.jaacop.2023.11.001
- Fry, C.E., Langley, K., Shelton, K.H. (2020). Executive functions in homeless young people: Working memory impacts on short-term housing outcomes. Child Neuropsychol, 26(1), 27—53. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1628930
- Giampetruzzi, E., Tan, A.C., LoPilato, A., Kitay, B., Riva Posse, P., McDonald, W.M., Hermida A.P., Crowell A., Hershenberg, R. (2023). The impact of adverse childhood experiences on adult depression severity and treatment outcomes. Journal of Affective Disorders, 333, 233—239. https://doi.org/10.1016/j.jad.2023.04.071
- González-Acosta, C.A., Rojas-Cerón, C.A., Buriticá, E. (2021). Functional alterations and cerebral variations in humans exposed to early life stress. Frontiers in Public Health, 8, Article 536188. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.536188
- Haskins, A.R. (2016). Beyond boys' bad behavior: Paternal incarceration and cognitive development in middle childhood. Social Forces, 95(2), 861—892. https://doi.org/10.1093/sf/sow066
- Hawes, D.J., Allen, J.L. (2023). A developmental psychopathology perspective on adverse childhood experiences (ACEs): Introduction to the special issue. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 51(12), 1715—1723. https://doi.org/10.1007/s10802-023-01100-w
- Hawkins, M.A.W., Layman, H.M., Ganson, K.T., Tabler, J., Ciciolla, L., Tsotsoros, C.E., Nagata, J.M. (2021). Adverse childhood events and cognitive function among young adults: Prospective results from the national longitudinal study of adolescent to adult health. Child Abuse & Neglect, 115, Article 105008. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2021.105008
- Hays-Grudo, J., Morris, A.S., Beasley, L., Ciciolla, L., Shreffler, K., Croff, J. (2021). Integrating and synthesizing adversity and resilience knowledge and action: The ICARE model. American Psychologist, 76(2), 203—215. https://doi.org/10.1037/amp0000766
- Hostinar, C.E., Stellern, S.A., Schaefer, C., Carlson, S.M., Gunnar, M.R. (2012). Associations between early life adversity and executive function in children adopted internationally from orphanages. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 109(suppl. 2), 17208—17212. https://doi.org/10.1073/pnas.1121246109
- Jensen, S.K.G., Berens, A.E., Nelson, C.A. (2017). Effects of poverty on interacting biological systems underlying child development. The Lancet Child & Adolescent Health, 1(3), 225—239. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(17)30024-X
- Lund, J.I., Boles, K., Radford, A., Toombs, E., Mushquash, C.J. (2022). A systematic review of childhood adversity and executive functions outcomes among adults. Archives of Clinical Neuropsychology, 37(6), 1118—1132. https://doi.org/10.1093/arclin/acac013
- Lund, J.I., Toombs, E., Radford, A., Boles, K., Mushquash, C. (2020). Adverse childhood experiences and executive function difficulties in children: A systematic review. Child Abuse & Neglect, 106, Article 104485. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104485
- Madigan, S., Deneault, A.-A., Racine, N., Park, J., Thiemann, R., Zhu, J., Dimitropoulos G., Williamson T., Fearon P., Cénat J.M., McDonald S., Devereux C., Neville, R.D. (2023). Adverse childhood experiences: A meta-analysis of prevalence and moderators among half a million adults in 206 studies. World Psychiatry, 22(3), 463—471. https://doi.org/10.1002/wps.21122
- Maguire-Jack, K., Font, S., Dillard, R., Dvalishvili, D., Barnhart, S. (2021). Neighborhood poverty and adverse childhood experiences over the first 15 years of life. International Journal on Child Maltreatment: Research, Policy and Practice, 4(1), 93—114. https://doi.org/10.1007/s42448-021-00072-y
- McDermott, J.M., Westerlund, A., Zeanah, C.H., Nelson, C.A., Fox, N.A. (2012). Early adversity and neural correlates of executive function: Implications for academic adjustment. Developmental Cognitive Neuroscience, 2, S59—S66. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2011.09.008
- Merz, E.C., McCall, R.B., Groza, V. (2013). Parent-reported executive functioning in post-institutionalized children: A follow-up study. Journal of clinical child and adolescent psychology: the official journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 42(5), 726—733. https://doi.org/10.1080/15374416.2013.764826
- Nelson, J., Klumparendt, A., Doebler, P., Ehring, T. (2017). Childhood maltreatment and characteristics of adult depression: Meta-analysis. The British Journal of Psychiatry, 210(2), 96—104. https://doi.org/10.1192/bjp.bp.115.180752
- Nusslock, R., Miller, G.E. (2016). Early-Life Adversity and physical and emotional health across the lifespan: A neuro-immune network hypothesis. Biological psychiatry, 80(1), 23—32. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2015.05.017
- Núñez-Ríos, D.L., Nagamatsu, S.T., Martínez-Magaña, J.J., Montalvo-Ortiz, J.L., Group1, T.S.B.R. (2025). Integrated gene and isoform-level transcriptomic analysis of adverse childhood experiences in the human prefrontal cortex. Yale J Biol Med, 98(2), 89—103. https://doi.org/10.59249/VLMZ6974
- Park, A.T., Tooley, U.A., Leonard, J.A., Boroshok, A.L., McDermott, C.L., Tisdall, M.D., Mackey, A.P. (2021). Early childhood stress is associated with blunted development of ventral tegmental area functional connectivity. Dev Cogn Neurosci, 47, Article 100909. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2020.100909
- Peterson, C., Aslam, M.V., Niolon, P.H., Bacon, S., Bellis, M.A., Mercy, J.A., Florence, C. (2023). Economic burden of health conditions associated with adverse Childhood Experiences Among US Adults. JAMA Network Open, 6(12), Article e2346323. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2023.46323
- Rahapsari, S., Levita, L. (2024). The impact of adverse childhood experiences on cognitive control across the lifespan: A systematic review and meta-analysis of prospective studies. Trauma, Violence, & Abuse, 26(4), 712—733. https://doi.org/10.1177/15248380241286812 (Original work published 2025)
- Rivera-Vélez, G.M., González-Viruet, M., Martínez-Taboas, A., Pérez-Mojica, D. (2014). Post-traumatic stress disorder, dissociation, and neuropsychological performance in Latina victims of childhood sexual abuse. Journal of Child Sexual Abuse, 23(1), 55—73. https://doi.org/10.1080/10538712.2014.864746
- Russell, J.D., Heyn, S.A., Peverill, M., DiMaio, S., Herringa, R.J. (2025). Traumatic and adverse childhood experiences and developmental differences in psychiatric risk. JAMA Psychiatry, 82(1), 66—74. https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2024.3231
- Sheridan, M.A., Mukerji, C.E., Wade, M., Humphreys, K.L., Garrisi, K., Goel, S.,…McLaughlin, K.A. (2022). Early deprivation alters structural brain development from middle childhood to adolescence. Science advances, 8(40), Article eabn4316. https://doi.org/10.1126/sciadv.abn4316
- Silva, S.A., Silva, S.U., Ronca, D.B., Gonçalves, V.S.S., Dutra, E.S., Carvalho, K.M.B. (2020). Common mental disorders prevalence in adolescents: A systematic review and meta-analyses. PLOS ONE, 15(4), Article e0232007. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0232007
- Spencer, R.L., Deak, T. (2017). A users guide to HPA axis research. Physiology & Behavior, 178, 43—65. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2016.11.014
- Sætren, S.S., Augusti, E.-M., Hafstad, G.S. (2021). Affective inhibitory control and risk for internalizing problems in adolescents exposed to child maltreatment: A population-based study. Journal of Abnormal Psychology, 130(2), 113—125. https://doi.org/10.1037/abn0000582
- Tinajero, R., Williams, P.G., Cribbet, M.R., Rau, H.K., Silver, M.A., Bride, D.L., Suchy, Y. (2020). Reported history of childhood trauma and stress-related vulnerability: Associations with emotion regulation, executive functioning, daily hassles and pre-sleep arousal. Stress and Health, 36(4), 405—418. https://doi.org/10.1002/smi.2938
- Turgeon, J., Milot, T., St-Laurent, D., Dubois-Comtois, K. (2023). Association between childhood maltreatment and attachment disorganization in young adulthood: The protective role of early mother-child interactions. Child Abuse & Neglect, 143, Article 106281. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2023.106281
- Younas, F., Gutman, L.M. (2023). Parental risk and protective factors in child maltreatment: A systematic review of the evidence. Trauma Violence Abuse, 24(5), 3697—3714. https://doi.org/10.1177/15248380221134634
Приложение
Информация об авторах
Вклад авторов
Мэтью Т. Хайланд — разработка идеи; обзор литературы; написание и оформление рукописи; контроль над исследованием.
Кэтрин Э. Крэбб — разработка идеи; обзор литературы; написание рукописи.
Дания Й. Амарнех — разработка идеи; обзор литературы; написание рукописи.
Все авторы приняли участие в обсуждении представленной литературы и одобрили окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов.
Декларация об этике
Поскольку данная статья является обзорной, для ее публикации не требуется одобрения этического комитета и получения информированного согласия участников.
Метрики
Просмотров web
За все время: 155
В прошлом месяце: 70
В текущем месяце: 10
Скачиваний PDF
За все время: 33
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5
Всего
За все время: 188
В прошлом месяце: 86
В текущем месяце: 15