Социальная психология и общество
2013. Том 4. № 1. С. 15–26
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы» (2012-1.2.1-12-000-3005-012).
Ключевые слова: зависть, отношение, системный подход, субсистемы, компоненты, функции, структура
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бескова Т.В. Структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 15–26.
Полный текст
История человеческого существования как нельзя лучше свидетельствует о том, что зависть является неустранимым элементом социальной жизни людей. Г. Шек пишет: «Общество, в котором никогда не было бы причин для зависти, общество полного и постоянного равенства было бы неосуществимо даже в качестве теоретического эксперимента. ... Мы никогда не можем утверждать, что в такой- то и такой-то культуре и в такой-то и такой-то социальной ситуации никто из участников не испытывает зависти» [29, с. 51—52]. Научный интерес к проблеме зависти как социально-психологическому феномену, возникший у философов-мыслителей во времена античности, не угасает до сих пор. Многоплановость и многоаспектность данного феномена, функционирующего на разных уровнях социальной реальности, не ограничивает проблемное поле его изучения рамками какой-либо одной науки. Проблема зависти привлекает внимание не только философов, психологов, социологов, антропологов, в последнее время к ней все чаще стали обращаться и представители экономических, политических и юридических наук. Наиболее значимыми для понимания сущности и природы зависти, на наш взгляд, являются работы Л.С. Архангельской, О.Р. Бондаренко, В.А. Гусовой, Н.В. Дмитриевой, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Т.В. Кочетовой, В.А. Лабун- ской, У. Лукана, К. Муздыбаева, В.С. Мухиной, А.Ю. Согомонова, Е.Е. Соколовой, Р.М. Шамионова, Г. Шека и др.
Однако доминирующим подходом в исследовании проблемы зависти в современной науке до сих пор остается аналитический, который в то же время «. в силу своей исходной методологической ориентации и специфики своих эвристических возможностей, не дает целостного и обобщенного раскрытия предмета исследования и не может выступать как адекватная основа для разработки целостных концептуальных представлений» [11, с. 131]. Логика исследования столь сложного социально-психологического образования, каким является зависть, диктует необходимость перехода на более высокий теоретический уровень ее разработки. Наиболее продуктивным является системный подход, который «. позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний ..., избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений» [5, с. 3].
Методологической базой настоящего исследования выступили концепция отношений В.Н. Мясищева [19; 20 и др.], положение о системной организации субъективных отношений личности Б.Ф. Ломова [16 и др.], основные положения системного [3; 5; 6; 16; 25 и др.] и метасистемного [11 и др.] подходов.
Обозначим исходные положения настоящего исследования. Изучение зависти как социально-психологического образования выдвигает на передний план анализа понятие «отношение», которое в социальной психологии фактически обретает жизнь в двух ипостасях: «отношение с ...» и «отношение к.» [1; 15; 16; 30 и др.]. При анализе зависти как «отношения к.» важное значение приобретает обращение к такому виду отношений, как «отношение к достижениям (успеху) Другого», которое, по мнению Р.М. Шамионова [28, с. 38], занимает особое место в системе отношений личности, является интегральным образованием и характеризуется высокой субъективностью оценки. Базовой качественно-содержательной характеристикой данного вида отношения, как, впрочем, и любых других субъективных отношений личности является модальность [6; 16; 20; 31 и др.]. По данному параметру выделяются положительное, нейтральное, амбивалентное и отрицательное отношения к достижениям Другого. В самых общих чертах отрицательное отношение к успеху Другого и определяется как зависть. Однако исключить амбивалентное отношение субъекта к достижениям Другого из анализа зависти представляется нам неверным в силу того, что модальность при данном типе отношения, являясь неустойчивой, может менять свой знак с положительного на отрицательный и наоборот.
Первым этапом системного исследования любого объекта является метасистемный, который предполагает выявление реальной, онтологически представленной целостности (метасистемы), в которую включен изучаемый предмет (в рассматриваемом нами случае — зависть) и в которой он представлен не как «гносеологическая абстракция», а как реальность — во всей полноте его характеристик и свойств. По мнению А.В. Карпова, в метасистеме «заложены не только онтологические основания для бытия изучаемой системы, но и содержатся необходимые гносеологические средства для ее объяснения. Лишь будучи включенной в метасистему, та или иная система обретает объективные детерминанты для своего формирования и функционирования, свое истинное — внутрисистемное («конкретное») бытие» [11, с. 149]. Основываясь на концепции отношений В.Н. Мясищева, в соответствии с которой личность понимается как высшее интегральное понятие и характеризуется, прежде всего, как система отношений человека с окружающей действительностью [19], метасистемой для зависти является личность, включенная в развивающуюся по объективным законам систему общественных отношений.
Структурный этап исследования, являясь базовым в методологии системного подхода и образующим его «ядро», направлен на решение вопроса о «материале» системы, механизмах структурирования и интеграции ее в целостность [10]. Первоначальной и наиболее сложной задачей данного этапа является поиск и формулировка системообразующего фактора, который, во-первых, выступает средством для вычленения системы из среды [25], а во-вторых, радикально ограничивает степени свободы участвующих в данном множестве компонентов [3]. Наиболее емкую характеристику системообразующего фактора дает С.Т. Джанерьян [7, с. 163], которая определяет его как интегрирующий фактор системы, являющийся ее активным центром, совпадающим с ее сущностью, обеспечивающим целостность, устойчивость, формирование системой собственных внутренних условий существования и предпосылок нового, и выступает категорическим императивом для компоновки, создания благоприятной формы взаимодействия между компонентами системы, отбора нужных степеней свободы деятельности, темпов реализации отдельных механизмов, реорганизации и остановки дальнейшей мобилизации системы. Для выявления системообразующего фактора, по мнению Б.Ф. Ломова, необходимо выйти за рамки изучаемой системы, «обратиться к другому уровню, к другому масштабу рассмотрения жизнедеятельности человека, исследовать эту жизнедеятельность в контексте развития общества, т. е. перейти к анализу макросистемы» [16, с. 125].
В большинстве своем в качестве универсального системообразующего фактора называется ее цель, благодаря которой элементы системы объединяются, или результат ее функционирования. Согласно системному принципу целеполагания цель всегда задается надсистемой (метасистемой). Процесс целеполагания включает постановку цели системы, являющейся формальным описанием конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующая функционирующая система, и выработку программы этого достижения. Задав системе цель, надсистема может этим и ограничиться, предоставив возможность самой системе выработать программу достижения цели — именно это и создает иллюзию самостоятельной постановки цели [8].
Наиболее пристальное внимание при обсуждении отношения зависти уделяется проблеме фрустрации (депривации) ведущих потребностей личности: в позитивном самоосуществлении, подтверждении [14; 24], признании [10; 18], самоутверждении [9], превосходстве [2; 21; 23], власти, престиже и обладании [27]. Несмотря на различие терминов и стоящих за ними понятий, во взглядах авторов, безусловно, прослеживается, по сути дела, единство представлений о психологической сущности анализируемого явления. Невозможность реализации данных потребностей приводит к актуализации другой потребности, а именно потребности в восстановлении равенства («желание одинаковой судьбы и равных результатов» [33]).
Итак, системообразующий фактор зависти как системного образования определяется нами как стремление личности к восстановлению субъективного равенства с превосходящим Другим. Траектория же движения системы к цели (программа ее достижения) может весьма существенно различаться: а) достижение желаемого предмета превосходства (качества, умения) и уровня объекта превосходства; б) прямое или косвенное лишение Другого предмета его превосходства и низведение Другого на свой уровень; в) изменение отношения к объекту и предмету превосходства. Однако данные способы не являются статичными, они могут как неоднократно трансформироваться друг в друга, так и использоваться в комбинированном виде.
Определимся с компонентным составом системы, основанием для выделения которого является «критерий взаимосодействия» [3]. Компонентами считается все то, что содействует достижению системой цели. Отметим, что понятие «компонент» системы часто используется в качестве объединяющего понятия для обозначения различных ее составляющих: субсистем, субструктур, собственно компонентов и элементов.
Зависть, являясь сложно структурированным социально-психологическим отношением, включает в себя ряд субсистем, характеризующих субъект-объектные и субъект-субъектные отношения личности к различным сторонам окружающей действительности (отношение к предметам превосходства Другого, превосходящему Другому и самому себе). Отнесение субъект-объектных отношений к социально-психологическим основывается на тезисе И.Р. Сушкова, согласно которому «все психологические отношения, регулирующие субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия человека, преобразуются в процессе его социализации в социальнопсихологические» [26, с. 112].
Отношение к предметам превосходства Другого (субъект-объектное отношение). Предметное поле зависти, практически не имея границ, характеризуется гетерогенностью и включает в себя предметы превосходства Другого из различных сфер его бытия (физической, социальной, материальной, профессиональной, интеллектуальной, личностной, межличностной, семейной, родительской, досуговой и др.), имеющих материальное или идеальное воплощение, ресурсы которых могут быть как ограничены, так и, напротив, безграничны.
Отношение к превосходящим Другим. Объектами зависти становятся объективно или субъективно превосходящие по каким-либо параметрам Другие. Однозначное отнесение данной субсистемы зависти к субъект-объектным или субъект-субъектным отношениям вызывает определенные сложности, которые, прежде всего, связаны с различной субъектной позицией превосходящего Другого. В том случае когда человек предпринимает осознанные активные действия, направленные на то, чтобы вызвать зависть у других (например, демонстративная декларация своих успехов, достижений и приобретений с целью того, чтобы другие осознали его превосходство над ними), мы имеем дело с субъект-субъектными отношениями. Однако если человек, превосходящий других по каким-либо параметрам, такой цели себе не ставит и, более того, в большинстве случаев даже не догадывается, что является объектом зависти, данные отношения приобретают субъект-объектный характер. Безусловно, данная субсистема является центральной в системе отношения зависти.
Отношение к самому себе как субъекту зависти. Завистливое отношение субъекта может быть представлено не только его отношениями к превосходящему Другому и предмету его превосходства, но также и отношением к самому себе, поскольку «любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения» [12, с. 3]. Отношение к себе как к субъекту зависти может быть полностью осознаваемым, мало осознанным или неосознанным. Особую сложность представляет дифференциация мало осознанной и неосознанной зависти от тщательно скрываемой.
Каждая из выделенных субсистем зависти включает в свой состав ряд более простых составляющих (компонентов), которые «еще обладают всеми основными характеристиками системы» [11, с. 319] и для которых субсистемы являются системными образованиями. Традиционно при определении компонентного состава структуры психологического отношения выделяются ставшие классическими когнитивный, аффективный и конативный компоненты [20, с. 17—23]. Учитывая специфику изучаемого социально-психологического отношения, аккумулирующего в себе субсистемы отношений к различным сторонам объективной действительности и руководствуясь критерием взаимосодействия, данный компонентный состав определяется нами как необходимый, но недостаточный для целостного описания отношения зависти. Предлагается выделять когнитивный, аффективный, потребностный, поведенческий и нравственно-ценностный компоненты. Потребностный и поведенческий компоненты в своей совокупности представляют разные стороны конативного компонента. Введение же нравственно-ценностного компонента позволяет восполнить недостающие звенья, необходимые для содействия достижения системой цели.
Содержание когнитивного компонента составляют знания и представления субъекта о превосходящем по каким-либо параметрам объекте отношений, предмете его превосходства и своих собственных возможностях, способностях, личностных качествах и достижениях. Аффективный компонент зависти включает в себя эмоциональную оценку предмета превосходства Другого; совокупность преимущественно негативных эмоциональных образований, являющихся продуктами переживания субъективного превосходства объекта отношений и имеющих разную направленность (на превосходящего объекта и на самого себя). Потребностный компонент представлен потребностями в предмете, притязательными желаниями на обладание им; различного рода мотивационными образованиями (мечтами, желаниями, стремлениями, намерениями), направленными на прямое или косвенное нивелирование превосходства Другого; потребностью в сохранении самоотношения, стремлением к самоотверждению. Поведенческий компонент включает в себя характерные для субъекта зависти действия (в том числе вербальные и невербальные), поступки и поведение, направленные на минимизацию воспринимаемой дистанции с объектом превосходства. Нравственно-ценностный компонент, не являющийся классическим для описания структуры психологического отношения, требует более подробного рассмотрения применительно к выделяемым субсистемам. Включение данного компонента в субсистему отношения к предметам превосходства Другого связано с тем, что зависть не возникает к любому предмету, которым обладает превосходящий объект, она возникает только к тем предметам, которые высоко ценятся. То есть предмет превосходства Другого с большей вероятностью будет включен в предметное поле зависти, если он имеет высокую значимость для субъекта и высокий ранг в иерархии его жизненных ценностей. В отношении к превосходящим объектам данный компонент включает воззрения субъекта на должную социальную жизнь, отражающие его отношение к людям и понимание справедливости. В отношении к самому себе как к субъекту зависти нравственно-ценностный компонент представлен качественно-содержательными характеристиками ценностного отношения к себе: убежденностью или сомнениями в собственной ценности, признанием или непризнанием уникальности собственной личности.
Все перечисленные компоненты субсистем зависти «состоят» из отдельных образований (элементов), «но уже иного уровня, иного порядка сложности. ... Они, в отличие от компонентов, уже утрачивают атрибуты качественной определенности той системы, в которую они включены» [11, с. 319]. Содержание субсистем и компонентов социально-психологического отношения зависти представлено в таблице.
Каждая из субсистем отношения зависти выполняет соответствующие функции, которые, с одной стороны, объясняют цель появления системы (или подсистем), а с другой — определяют способ или средства достижения системой поставленных целей. Функции субсистем зависти реализуются как на собственно личностном, так и на социальном уровнях.
Функцией субсистемы отношения к предметам превосходства Другого является утверждающая функция, обеспечивающая «утверждение, признание ценности, значимости предмета зависти» [17, с. 7].
Таблица
Содержание субсистем и компонентов системы отношения зависти
|
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
||
'''''-Субсистемы Компоненты''^ |
Отношение к предметам превосходства Другого |
Отношение к объектам превосходства |
Отношение к самому себе (субъекту зависти) |
|
Когнитивный |
Знания и представления о предметах превосходства Другого |
Знания и представления о превосходящих объектах |
Знания и представления о своих возможностях, способностях, личностных качествах и достижениях |
|
Аффективный |
Эмоциональная оценка предмета превосходства |
Негативные эмоции, направленные на превосходящий объект |
Негативные эмоции, направленные на себя в связи с осознанием своего более низкого поло жения |
|
Потребностный |
Потребность в предмете, притязательные желания на обладание им |
Мечты, желания, стремления и намерения, связанные с нивелированием превосходства объекта |
Потребность в сохранении позитивного само- отношения, стремление к самоутверждению |
|
Поведенческий |
Действия, поступки, поведение, направленные на ... |
|||
|
Нивелирование различий с объектом превосходства в значимой предметной сфере |
Поднятие собственного статуса |
||
Нравственноценностный |
Значимые ценности и место предмета в иерархии ценностей субъекта |
Воззрения субъекта на должную социальную жизнь, отражающие его отношение к людям и понимание справедливости |
Признание или непризнание уникальности собственной личности |
|
При этом предметы зависти могут иметь как общепризнанную ценность для членов обществ, находящихся на разных стадиях исторического и общественного развития, так и представлять сугубо личностные ценности, часто заставляя человека «сосредотачиваться на абсурдных мелочах» [29, с. 99].
Субсистема отношения к превосходящему Другому на личностном уровне выполняет стимулирующую функцию, связанную с побуждением активности человека, которая может иметь противоположную модальность — созидательную или разрушающую. Особо отметим, что речь идет именно о стимулировании активности, а не развития и самосовершенствования человека, несмотря на то, что подобное мнение функционирует как на уровне обыденного сознания, так и поддерживается некоторыми исследователями данной проблемы. На социальном уровне данная субсистема представлена регулятивной и контролирующей функцией. Сущность регулятивной функции заключается в регуляции асимметричного положения между индивидами и группами посредством эгалитарных требований. Неоднозначность данной функции, с нравственной точки зрения, очевидна и главным критерием здесь, видимо, становятся способы восстановления неравенства. Посредством контролирующей функции зависти в обществе осуществляется социальный контроль. Данную функцию зависти выделяет, например, Г. Шек [29, с. 496], говоря о том, что некоторые нормы социального контроля, частично зависящие от способности к зависти, не только необходимы для поддержания в обществе статус-кво, но и являются иногда ключевыми для процесса его развития.
Функцией субсистемы отношения к самому себе как субъекту зависти является защитная функция, посредством которой происходит защита самооценки (личностный уровень) и социальной репутации (социальный уровень) субъекта. Маскировка своих неудач в различных жизненных сферах (семейной, трудовой и др.) направлена, в первую очередь, на реализацию субъектом потребности в признании. Защита самооценки и социальной репутации происходит с использованием аналогичных средств (дискредитации объекта и предмета зависти, смещении сфер сравнения и т. д.). Более подробное описание данных функций представлено в одной из наших предыдущих работ [4].
Завершающим подэтапом структурного этапа исследования является собственно структурное изучение системы , подразумевающее анализ «не столько строения объекта, сколько его организации» [32, с. 118] и реализующееся, как правило, через определение связей и отношений между компонентами.
Включение субсистем в систему социально-психологического отношения зависти, компонентов в субсистемы, а элементов в компоненты уже можно расценивать как связь, поскольку они представляют собой отношения частей и целого, между которыми существует сложная система разнокачественных связей (дополнения, порядка, иерархии и т. д.).
Субсистемы зависти не являются абсолютно равнозначными, поскольку отношение зависти — это, в первую очередь, отношение человека к другим людям, что позволяет выделить субсистему отношения к превосходящему объекту в качестве центральной, образующей так называемое «субсистемное ядро» и «отодвигающей» на периферию субсистемы отношений к предмету превосходства и к самому себе. Однако выделение центральной субсистемы не предполагает, что отношения между ней и периферийными субсистемами будут представлять собой жесткие отношения доминирования и подчинения или выражаться в однозначных причинно-следственных связях. Как отношения негативной модальности к превосходящему Другому могут детерминировать пристальный интерес к его достижениям и изменять модальность отношения к себе, так и устойчивое негативное отношение к себе может оказывать значимое влияние на содержательные характеристики отношений к Другим и их достижениям. Таким образом, связи и отношения между субсистемами зависти определяются как преимущественно горизонтальные, что подразумевает их подвижную взаимосогласованность, взаимозависимость, взаимообусловливание, а также меняющиеся местами причинно-следственные связи.
Структурная организация субсистем зависти имеет уровневое строение. В соответствии с целью и особенностями объекта исследования выделяются следующие онтологически представленные уровни изучаемого явления: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальный. Психофизиологический уровень включает в себя аффективный и потребностный компоненты. Отнесение аффективного компонента к данному уровню основано на обобщенной модели структурной организации психики, предложенной В.Н. Панферовым [22, с. 92—95]. Потребностный компонент одновременно относится как к психофизиологическому, так и к следующему — психологическому уровню, поскольку в нем могут быть представлены различные потребности, «начиная от самых элементарных витальных и кончая “высшими”» [24, с. 11]. Психологический уровень помимо потребностного компонента включает и когнитивный. Социально-психологический уровень представлен нравственноценностным компонентом, который образуют психологические образования, возникающие в результате взаимодействия человека с социумом. И наконец, социальный уровень включает в себя социальное поведение личности. Представленные уровни, с одной стороны, обладают относительной автономией, а с другой — определенной соподчиненностью.
Таким образом, анализ структурной организации зависти показывает, что она представлена различными связями и отношениями: частей и целого, горизонтальными и уровневыми, образующими сложную систему разнокачественных связей взаимосогласованности, взаимозависимости, взаимообусловливания, соподчиненности и меняющимися местами причинно-следственными связями. Структурно-уровневая организация зависти как системного образования представлена на рисунке.
Таким образом, структурная организация зависти как системного образования, метасистемой для которой является личность, рассматривается нами как совокупность субсистем отношений к превосходящему объекту, предмету его превосходства, самому себе и отражающих их внутренний конструкт компонентов (когнитивного, аффективного, потребностного, поведенческого и нравственно-ценностного), представленных, в свою очередь, элементным составом. В гносеологическом плане структура зависти соответствует обоснованной А.В. Карповым [11, с. 232] в рамках мета-системного подхода базовой структуре общесистемных уровней, включающей в себя метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный и элементный.
Предложенная структура позволяет охватить многообразие и многоаспектность исследуемого феномена, дать его сущностное определение. Под завистью нами понимается отношение к достижениям (успеху) Другого, включающее в себя отношение к объекту, предмету превосходства и самому себе и сопровождающееся комплексом преимущественно негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство и восстановить субъективное равенство.
Литература
- Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2000.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
- Анохин П.К. Принцип системной организации функций. М., 1973.
- Бескова Т.В. Функции зависти // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. Т. 12. № 3.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.
- Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник ОГУ. Приложение «Гуманитарные науки». 2005. № 4.
- Ермак В.Д. Системы. Системные принципы. Системный подход // Соционика. 1997. № 2; 1998. № 1.
- Ерофеева К.Л. Зависть: философский аспект проблемы // Личность. Культура. Общество. 2008. № 1 (40). Зависть // Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
- Карпов А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М., 2011.
- Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие. Гродно, 2004.
- Кочетова Т.В., Кукушкина А.Н. Социально-психологические и философские аспекты исследования зависти: проблемы и перспективы исследования // Социальная психология и общество. 2012. № 3.
- Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способы преобразования бытия субъекта// Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. Краснодар, 2005.
- Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. М., 1999.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 2011.
- Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. М., 2005.
- Панферов В.Н. Структура психики // В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб., 2009.
- Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6.
- Соколова Е.Е. Психология зависти // Педология. Новый век. 2002. № 10.
- Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. Киев, 2003.
- Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М., 2008.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1997.
- Шамионов Р.М. Личностно-субъектные детерминанты зависти как характеристики отношений // Вопросы этической психологии: Сборник научных трудов / Под ред. Т.В. Бесковой. Саратов, 2010.
- Шек Г. Зависть: теория социального поведения. М., 2010.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
- Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб., 1999.
- Югай Г.А. Общая теория жизни (диалектика формирования). М., 1985.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y., 1958.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2729
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1121
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2