Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы

1050

Аннотация

В статье представлены результаты социально1психологического эмпирического исследования, посвященного изучению своеобразия понимания учителем причин агрессивного поведения учащихся разных возрастных групп. Эмпирически выявленные с помощью специально разработанной методики, основанной на использовании принципа мотивационной атрибуции, закономерности отражают зависимость понимания учителем мотивации агрессии учащихся от возрастных и гендерных особенностей учеников. Показано, что со 21го по 51й класс педагог отмечает рост значимости причин агрессивности учащихся, связанных с изменением их социального статуса. Установлено, что на протяжении основной школы (5—91й классы) учитель рассматривает причины подростковой агрессивности в связи с бурно протекающим процессом становления школьного коллектива. Так, на этапе 5—71го классов учитель отмечает возникновение характерного явления групповой самоидентификации — подросток четко ориентирован на важность чувства «мы». Переход от 71го к 91му классу характеризуется направленностью ученика на самоопределение и самоидентификацию, в связи с чем, по мнению учителей, резко возрастают причины агрессивного поведения подростков, связанные с идеологическими разногласиями. Эмпирически продемонстрировано, что, по мнению педагогов, снижается значимость причин ученической агрессии, связанных с уровнем саморегуляции.

Общая информация

Ключевые слова: учитель, учащиеся, мотивация, возрастные и гендерные особенности, агрессивное поведение

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фомиченко А.С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 2. С. 81–93.

Полный текст

При значительном числе исследований, посвященных пониманию учителем личности ученика (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Реан, Л.А. Регуш и др.), позиции и поведенческой активности ученика в конфликтной ситуации (Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева, Л.А. Семчук, 2001), проблема понимания учителем детской и подростковой агрессии остается малоизученной. Этот вопрос, безусловно, требует специального социально-психологического анализа, поскольку адекватное отношение к правилам и нормам человеческого общежития у ребенка во многом развивается через оценочное отношение к нему значимого взрослого.

Учитель как «общественный взрослый», воспитательная задача которого — передавать и поддерживать положительные образцы взаимодействия учащихся с другими людьми [14], сталкиваясь со сложными и порой неординарными ситуациями проявления детской агрессивности, должен адекватно оценить смысл агрессивного поступка, его движущие силы и мотивационные доминанты.

О программе эмпирического исследования

Особый интерес представляет изучение особенностей понимания учителем причин проявления агрессии учеников, что во многом определяет его профессионально-ролевую активность. Важно выявить не только основные мотивацион­ные доминанты, которыми учитель объясняет детскую агрессивность, но и проследить динамику характера понимания причин агрессивного поведения учащихся в зависимости от их возраста и пола.

С целью разработки экспериментальной процедуры, позволяющей выявить особенности понимания учителем причин проявления агрессивного поведения учащихся разных возрастных групп друг к другу, была разработана методика, основанная на использовании принципа мотивационной атрибуции. Ее эффективность была продемонстрирована А.М. Грачевой, А.А. Нистратовым, В.Ф. Петренко и В.С. Собкиным (1988), а также В.С. Собкиным и О.С. Марки­ной (2010) при психосемантическом анализе понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа [5; 9; 12]. В настоящей работе данная методика была адаптирована для задач конкретного исследования.

С целью выявления особенностей понимания учителем мотивации агрессивного поведения учащихся специально был составлен набор причин, вероятность атрибуции которых учителя и должны были оценить по семибалльной шкале: от «1» до «7» (где «1» — «совершенно незначимо», а «7» — «очень значимо»). В качестве шкал для оценива­ния, отобранных на основе анализа работ, посвященных детской агрессии, предлагались такие причины, как «эмоциональная неустойчивость», «борьба за высокий статус в группе», «самозащита», «месть обидчику» и т. д. Условно социально-психологические причины агрессивного поведения учащихся по отношению друг к другу мы отнесли к трем основным группам: индивидуальные характеристики, ситуации социально-ролевого взаимодействия, социальные факторы (рисунок).

В ходе опроса учителя оценивали возможную вероятность предложенных причин, обусловливающих совершение агрессивных поступков и мальчиками, и девочками различных возрастных групп (2-, 5-, 7-, 9- и 11-е классы). Подобный методический прием позволяет получить материал, характеризующий понимание учителем значимости причин проявления агрессии учащихся различных возрастов, и сопоставить мотивацион­ные особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек.

В исследовании, направленном на выявление мотивационной атрибуции агрессивных поступков школьников по данной методике, были опрошены 200 учителей общеобразовательных школ. В настоящей работе анализируются средние баллы, полученные по каждому из мотивов. С целью определения вероятности проявления агрессии учащихся друг к другу в силу обозначенных причин проводится анализ статистически значимых различий.

Предваряя анализ полученных результатов, важно отметить, что исходя из содержания семибалльной оценочной шкалы («1» — совершенно незначимо, «2» — незначимо, «3» — практически не­значимо, «4» — неопределенно значимо, «5» — малозначимо, «6» — значимо, «7» — очень значимо), реальная значимость причин агрессии школьников проявляется при оценке более чем в три балла. 

 

 

В связи с этим оцениваемые учителями причины в среднем ниже трех баллов, исключались из анализа.

Рассмотрим последовательно, как воспринимается педагогами агрессия учащихся (отдельно мальчики и девочки) следующих возрастных групп: 2- и 5-е, 5- и 7-е, 7- и 9-е, 9- и 11-е классы. Подобное сопоставление позволяет выявить особенности детской и подростковой агрессивности и определить, с точки зрения учителей, вероятность совершения агрессивного поступка школьниками в силу определенных причин.

При обсуждении динамики характера понимания учителями причин агрессивности учеников обратим внимание, что существует ряд шкал, высокую значимость которых (выше трех баллов) педагоги фиксируют на протяжении всего школьного возраста. В основном это причины социального характера: «неблагополучная атмосфера в семье (скандалы, пьянство родителей, отсутствие контроля)», «жестокое обращение с ребенком в семье», «частый просмотр сцен насилия на телеэкране». Учителя отмечают эти причины как имеющие негативное воздействие уже во 2-м классе. Стоит добавить, что поскольку данные причины фиксируются как значимые на всех этапах развития ребенка, то при анализе возрастной динамики проявления агрессивного поведения учащихся мы специально затрагивать их не будем.

Различия в понимании учителями причин агрессии учащихся 2-х и 5-х классов

В таблице 1 приведены данные, отражающие понимание учителем значимости причин агрессивного поведения мальчиков и девочек во 2-м и 5-м классах.

Таблица 1

Мнение учителей о причинах проявления агрессии у мальчиков и девочек во 2-м и 5-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

2-й класс

5-й класс

 

2-й класс

5-й класс

 

N= 93

N= 114

P=

N= 93

N= 114

P=

м.

м.

м.

д.

д.

д.

Эмоциональная неустойчивость

3,5

4,1

.04

2,8

3,8

.0001

Невоспитанность, грубость

3,7

4,4

.02

3,1

3,9

.005

Низкий уровень самоконтроля

3,1

3,7

.04

2,8

3,4

.03

Борьба за высокий статус в группе

2,7

3,4

.006

2,5

3,3

.001

Желание повысить низкий статус в группе

2,3

3,2

.0003

2,3

3,1

.001

Демонстрация своего физического превосходства

2,9

4,1

.0000

-

-

-

Стремление показать свое превосходство в группе

3,0

3,9

.0006

2,5

3,4

.0005

Общение с «плохой» компанией

3,7

4,5

.008

3,4

4,2

.008

Анализ полученных материалов отчетливо показывает, что в 5-м классе, по сравнению со 2-м, происходит увеличение значимости целого ряда причин, которые, по мнению учителей, обусловливают проявление агрессии между учащимися. Так, если во 2-м классе достаточно высокие значения имеют причины, отражающие личностные качества школьников («эмоциональная неустойчивость», «невоспитанность, грубость», «низкий уровень самоконтроля») и влияние социальной среды («общение с «плохой» компанией», «неблагополучная атмосфера в семье»), то в 5-м одновременно с увеличением значимости индивидуальных характеристик учащихся значимыми оказываются и «новые» шкалы. Таким образом, с возрастом учащихся усложняется понимание учителями причин агрессивного поведения школьников.

Из таблицы 1 видно, что при оценке учителями предполагаемой ими мотивации агрессивного поведения учащихся увеличивается значимость причин агрессивного поведения, связанных с пребыванием ребенка в группе: «желание повысить свой статус в группе» (у мальчиков 2,3 во 2-м и 3,2 в 5-м классах, р = .0003; у девочек 2,3 и 3,1; р = .001, соответственно), «стремление показать свое превосходство в группе» (3 и 3,9; р = .0006 у мальчиков и 2,5 и 3,4; р = .0005 у девочек), «борьба за высокий статус в группе» (2,7 и 3,4; р =.006 во 2-м и 5-м классах у мальчиков, 2,5 и 3,3; р = .001 у девочек, соответственно).

Из этого следует, что на данном возрастном этапе развития школьников учителя видят мотивацию агрессивного поведения детей в области их статусного взаимодействия. Иными словами, педагог фиксирует изменение социального статуса учащегося и связывает его с переходом из начальной школы в основную, что влечет за собой предъявление новых требований к поведению школьника, увеличение разнообразия ситуаций социального взаимодействия с одноклассниками.

Помимо этого важно обратить внимание и на гендерные различия, характерные для данного периода развития (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что значимое различие между мальчиками и девочками отмечается по шкале «демонстрация своего физического превосходства» (во 2-м классе у мальчиков 2,9, а у девочек 2,0; р = .0001, в 5-м классе 4,1 у мальчиков, а у девочек 3,0, р = .0000).

 

Таблица 2

Статистически значимые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек во 2-м и 5-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

2-й класс

2-й класс

 

5-й класс

5-й класс

 

м.

N= 93

д.

N= 93

P=

м.

N= 114

д.

N= 114

P=

Демонстрация своего физического превосходства

2,9

2,0

.0001

4,1

3,0

.0000

Стремление показать свое превосходство в группе

3,0

2,5

.05

3,9

3,4

.05

Частый просмотр сцен насилия на телеэкране

 

 

 

4,2

3,6

.04

Желание причинить боль

2,3

1,8

.02

2,7

2,3

.05

Склонность мальчиков к агрессивному реагированию, в частности, к физической агрессии, подтверждается многими исследователями, придерживающимися различных теоретических позиций (см. по: [13]). Однако важно обратить внимание на фиксацию учителем роста агрессивности у девочек в 5-м классе. В данном случае можно говорить о чувствительности педагога к «маскулинизации» женской подростковой субкультуры.

Различия в понимании учителями причин агрессии учащихся 5-х и 7-х классов

В таблице 3 приведены данные относительно видения учителями динамики характера значимости причин, обусловливающих агрессивное поведение учащихся 5-х и 7-х классов.

Как видно из таблицы 3, учителя фиксируют достаточно широкий спектр причин, по их мнению, вызывающих агрессию школьников. Так, с точки зрения педагога, по-прежнему высока вероятность совершения агрессивного поступка школьником в силу причин, связанных с индивидуальными характеристиками учащихся («эмоциональная неустойчивость», «невоспитанность, грубость»). Кроме того, в списке отмеченных педагогами как значимые продолжают доминировать те, которые отражают групповую самоидентификацию школьников («борьба за высокий статус в группе», «желание повысить статус в группе», «стремление показать свое превосходство в группе»).

Особо отметим возникновение характерного для данного возрастного этапа явления групповой самоидентификации, суть которого заключается в том, что подросток ориентирован, прежде всего, на формирование личностно значимого чувства «мы». Таким образом, можно предположить, что учитель, фиксируя такую причину агрессивного поведения учащихся, как «отстаивание интересов своей группы перед «чужой»» (3,5 и 4,1 у мальчиков, р = .01 и 3,2 и 3,8; р = .01 у девочек, соответственно), проявляет чувствительность к возрастным новообразованиям школьников.

Таблица 3

Мнение учителей о причинах проявления агрессии у мальчиков и девочек в 5-м и 7-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

5-й класс

7-й класс

 

5-й класс

7-й класс

 

N= 114

N= 124

P=

N= 114

N= 124

P=

м.

м.

м.

д.

д.

д.

Эмоциональная неустойчивость

4,1

4,7

.01

3,8

4,4

.01

Невоспитанность, грубость

4,4

4,9

.05

3,9

4,5

.02

«Желание казаться взрослым»

3,2

4,1

.0003

3,2

4,2

.0001

Борьба за высокий статус в группе

3,4

4,1

.003

3,3

4,0

.003

Желание повысить низкий статус в группе

3,2

3,8

.01

3,1

3,6

.04

Стремление показать свое превосходство в группе

3,9

4,5

.01

3,4

3,9

.04

Отстаивание интересов своей группы перед «чужой»

3,5

4,1

.01

3,2

3,8

.01

Общение с «плохой» компанией

4,5

5,2

.007

4,2

4,9

.008

 

Однако повышение статуса подростка в группе происходит не только в связи с усилением его принадлежности к ней, но и, что на наш взгляд, не менее важно, определяется появлением характерного для подросткового возраста «желания казаться взрослым». Из таблицы 3 видно, что существенный рост значимости этой причины по абсолютному показателю наблюдается как у мальчиков (3,2 во 5-м классе и 4,1 в 7-м, р = .0003), так и у девочек (3,2 и 4,2; р = .0001).

В целом приведенные данные позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, сохраняется тенденция увеличения значимости причин, связанных с индивидуальными характеристиками учащихся, а также с характером их статусного взаимодействия. Во-вторых, агрессивное поведение учащихся на данном возрастном этапе определяется появлением новообразования, связанного с возрастными особенностями подростка. Речь идет о возникновении «чувства взрослости» и новой личностной позиции подростка в условиях практически неизменной социальной среды [3]. И, наконец, в-третьих, мотивационной доминантой становится причина, отражающая потребность школьника в принадлежности к группе, что, в свою очередь, дает возможность учащемуся испытывать чувство комфорта и защищенности (групповая самоидентификация).

Отметим также, что в 7-м классе сохраняется тенденция дифференциации агрессивного поведения у мальчиков и девочек и в качестве значимой причины все также выступает «демонстрация своего физического превосходства» (табл. 4).

Различия в понимании учителями причин агрессии учащихся 7-х и 9-х классов

На данном возрастном этапе развития учащихся, по мнению педагогов, незначительно повышаются и достигают своего максимального значения по сравнению с приведенными в табл. 1 и 3 причины, обусловливающие проявление агрессивного поведения учащихся.

 

Таблица 4

Статистически значимые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в 5-м и 7-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

5-й класс

5-й класс

7-й класс

7-й класс

м.

N= 114

д.

N= 114

P=

м.

N= 124

д.

N= 124

P=

Демонстрация своего физического превосходства

4,1

3,0

.0000

4,5

3,2

.0000

Стремление показать свое превосходство в группе

3,9

3,4

.05

4,5

3,9

.008

Частый просмотр сцен насилия на телеэкране

4,2

3,6

.04

4,7

3,9

.002

Желание причинить боль

2,7

2,3

.05

3,1

2,7

.006

Вместе с тем, появляются и «новые» значимые шкалы, характерные именно для данного возрастного этапа личностного развития школьников (табл. 5).

Как видно из таблицы 5, переход от 7-го к 9-му классу характеризуется усложнением межличностных взаимодействий в ученических группах. Это находит отражение в увеличении значимости таких причин, вызывающих агрессивность подростков, как «реакция на провокацию», «отстаивание своей точки зрения», «столкновение интересов, ценностей и мнений», «проявление сексуального влечения к противоположному полу», «проявление чувства ревности к сопернице/сопернику».

Интересно, что внимание школьника на данном возрастном рубеже направлено уже не на формирование и важность чувства «мы», а преимущественно на самоопределение и самоидентификацию. Это подтверждается различаемым педагогами повышением значимости причин агрессивного поведения учеников, связанным с идеологическими разногласиями и межиндивидуальными столкновениями. Важно отметить, что учителя оказываются чувствительными к подобного рода возрастным изменениям учащихся, фиксируя «отстаивание своей точки зрения» (3,7 и 4,4; р = .0008 у мальчиков и 3,7 и 4,4; р = .003 у девочек) и «столкновение интересов, ценностей и мнений» (у мальчиков 3,1 и 3,8; р = .004 и 3,1 и 3,8; р = .002 у девочек) в качестве значимых причин, определяющих агрессивное поведение школьников.

Кроме того, по сравнению с 7-м классом, в 9-м, по мнению педагогов, явно увеличивается значимость причин, связанных с пубертатным периодом — «проявление сексуального влечения к противоположному полу», «проявление чувства ревности к сопернице/сопернику». Так, если в 7-м классе абсолютное значение выраженности этой категории причин равно 3,3 у мальчиков и 3,7 у девочек, то в 9-м классе соответствующие показатели достигают значения 4,5 баллов у мальчиков (р = .0000) и 4,6 — у девочек (р = .0001).

 

Таблица 5

Мнение учителей о причинах проявления агрессии у мальчиков и девочек в 7-м и 9-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

7-й класс

9-й класс

 

7-й класс

9-й класс

 

N= 124

N= 117

P=

N= 124

N= 117

P=

м.

м.

м.

д.

д.

д.

Реакция на провокацию

4,4

4,9

.04

4,1

4,3

-

Столкновение интересов, ценностей, мнений

3,1

3,8

.004

3,1

3,8

.002

Отстаивание своей точки зрения

3,7

4,4

.0008

3,7

4,4

.003

Проявление чувства ревности к сопернице/сопернику

3,4

4,1

.002

3,8

4,4

.01

Проявление сексуального влечения к противоположному полу

3,3

4,5

.0000

3,7

4,6

.0001

Общение с «плохой» компанией

5,2

5,7

.03

4,9

5,2

-

Таким образом, можно сделать вывод, что на данном возрастном этапе актуализируются причины, отражающие как возрастные особенности подростка (усиление влияния на формирование агрессивного поведения полового созревания), так и особенности его личностного становления (самоопределение и самоидентификация).

Отметим также, что на рубеже 7— 9-го классов учителями фиксируется наиболее сильная дифференциация агрессивного поведения у мальчиков и девочек (табл. 6).

Из таблицы 6 видно, что значимые гендерные различия проявляются по следующим шкалам: «демонстрация своего физического превосходства» (4,9 у мальчиков и 3,5 у девочек; р = = .0000) и «частый просмотр сцен насилия на телеэкране» (4,9 у мальчиков и 3,9 у девочек; р = .0001). Кроме того, учитель обращает внимание на эмоциональную чувствительность учащихся данного возраста к усвоению агрессивных реакций через средства массовой информации.

Различия в понимании учителями причин агрессии учащихся 9-х и 11-х классов

Прежде всего, следует отметить, что достигая пика своей выраженности в 9-м классе, в 11-м начинает терять свою значимость большинство причин, обусловливающих, по мнению педагога, агрессивность старших подростков-учащихся. Учитель меняет свой взгляд на учащихся, на возможные причины проявления агрессии между ними.

Педагоги фиксируют особое снижение значимости причин агрессивного поведения, связанных с уровнем саморегуляции: «эмоциональная неустойчивость», «невоспитанность, грубость», «низкий уровень самоконтроля» (табл. 7). Это как раз шкалы, которые педагог фиксировал как доминирующие, начиная со 2-го класса. Но агрессивные поступки старшеклассников уже не носят импульсивного характера, так как в отличие от младшего школьного в этом возрасте уже происходит становление системы произвольной регуляции и, прежде всего, самоконтроля [13].

 

Таблица 6

Статистически значимые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в 7-м и 9-м классах

Причины проявления агрессивного поведения

7-й класс

7-й класс

 

9-й класс

9-й класс

 

м.

N= 124

д.

N= 124

P=

м.

N= 117

д.

N= 117

P=

Демонстрация своего физического превосходства

4,5

3,2

.0000

4,9

3,5

.0000

Стремление показать свое превосходство в группе

4,5

3,9

.008

4,8

4,3

.02

Частый просмотр сцен насилия на телеэкране

4,7

3,9

.002

4,9

3,9

.0001

Общение с «плохой» компанией

 

 

 

5,7

5,2

.04

Желание унизить

 

 

4,0

3,5

.03

 

Желание причинить боль

3,1

2,7

.006

3,5

2,8

.004

Кроме того, теряют свою значимость и причины, связанные со статусом в группе, стремлением показать свое превосходство в ней (см. табл. 7). К концу 11-го класса школьный коллектив уже перестает играть решающую роль в жизни учащихся: мало того что статусы определены, еще происходит и распад группы и переориентация одиннадцатиклассников на самоутверждение, возможность завоевать авторитет уже в широком социуме.

В то же время на фоне снижения значимости большинства шкал, определяющих агрессивное поведение старшеклассников, по-прежнему доминирующими, по мнению учителей, остаются причины, связанные с идеологией подростков: «отстаивание своей точки зрения» (4,4 и 4,9 у мальчиков и 4,4 и 4,6 у девочек), а также с периодом их полового созревания: «проявление сексуального влечения к противоположному полу» (4,5 и 4,9 у мальчиков и 4,6 и 4,8 у девочек соответственно).

Выводы

Последовательное сопоставление интенсивности фиксации учителями общеобразовательных школ причин проявления агрессии учащихся (2-х, 5-х, 7-х, 9-х, 11-х классов) позволило определить, что с увеличением возраста учащихся усложняется видение и понимание педагогом мотивационных доминант, обусловливающих, по его мнению, агрессивное поведение детей и подростков.

Анализ полученных материалов показывает, что на протяжении основной школы (5—9-й классы) учитель рассматривает причины детской агрессивности в связи с бурно протекающим процессом становления школьного коллектива. Это объясняется тем, что, как известно, уже при переходе из начальной школы в основную происходит изменение и последующее закрепление интегральных интрагрупповых статусов учащихся. С 7-го по 9-й класс подросток испытывает отчетливо выраженную потребность в принадлежности к ученической группе, он ориентирован на формирование и личностную значимость чувства «мы». В 9-м классе старшеклассника характеризует стремление к самоопределению и самоидентификации. К 11-му классу у него складывается четко выраженная потребность в рефлексии своего поведения, формируется и проявляется способность на сознательном уровне управлять собой и контролировать собственную агрессию.

 

Таблица 7

Падение значимости показателей причин проявления агрессии у мальчиков и девочек в 11-м классе

Причины проявления агрессивного поведения

9-й класс

11-й класс

 

9-й класс

11-й класс

 

N= 117

N= 114

P=

N= 117

N= 114

P=

м.

м.

м.

д.

д.

д.

Эмоциональная неустойчивость

4,8

3,8

.0001

4,3

3,6

.006

Стремление показать свое превосходство в группе

4,8

4,0

.0006

4,3

3,8

.04

Демонстрация своего физического превосходства

4,9

4,1

.002

3,5

3,0

.04

Невоспитанность, грубость

4,9

4,3

.02

-

-

-

Низкий уровень самоконтроля

4,2

3,7

.03

-

-

-

Учителя оказываются чувствительными к возникновениям подобного рода новообразованиям старшеклассников, что приводит, в первую очередь, к снижению значимости причин агрессивного поведения, связанных с уровнем саморегуляции — «эмоциональная неустойчивость», «невоспитанность, грубость», «низкий уровень самоконтроля».

На протяжении всей школьной жизни в качестве причины, дифференцирующей гендерные проявления учащихся, по мнению учителей, выступает «демонстрация своего физического превосходства». Это говорит о том, что учителя придерживаются традиционно сложившейся модели поведения в обществе и признают большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. Однако нельзя не обратить внимание, что во 2—5-х классах наравне с высоким уровнем проявления агрессии у мальчиков педагоги фиксируют и возрастающую агрессивность девочек, что позволяет говорить о чувствительности последних к так называемой «маскулинизации» женской подростковой субкультуры.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  4. Гаврюшина М.К., Хухлаев О.Е. Взаимосвязь ценностей и кросскультурных стилей конфликтного взаимодействия старшеклассников с педагогами // Социальная психология и общество. 2012. № 4.
  5. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5.
  6. Ковалев Б.П., Кондратьева С.В., Семчук Л.А. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты. Гродно, 2001.
  7. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  8. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
  9. Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. 1983. № 3.
  10. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.,1990.
  11. Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989.
  12. Собкин В.С., Маркина О.С. Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело») // Экспериментальная психология. 2009. № 1.
  13. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2007.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Информация об авторах

Фомиченко Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский государственный университет (ФГБОУ ВО ОГУ), Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8236-610X, e-mail: anzitadel@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2346
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1050
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2