Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы

1098

Аннотация

В статье представлено описание основных результатов социально-психологического мониторинга рисков межнациональной конфликтности, проведенного среди учащихся 9-х классов и студентов колледжей Москвы. Обозначены основные результаты по следующим параметрам: шкала этнонациональных установок; уровень допустимости насилия в решении межэтнических и межконфессиональных проблем; отношение к мигрантам; характеристики и степень распространенности среди учащихся бытовых идеологем, связанных с установкой на патриотизм; склонность к нарушению общепринятых правил и юридических норм соблюдения общественного порядка; предпочитаемый тип социальной консолидации; представления о пределах допустимости этнокультурной вариативности повседневного поведения в публичной среде Москвы; оценка уровня межнациональной напряженности в районах проживания учащихся; оценка потребности учащихся в информации об истории, традициях и обычаях народов, представители которых в настоящее время живут в Москве. На основании данных результатов сформулированы ключевые рекомендации для образовательной среды.

Общая информация

Ключевые слова: социальная идентичность, этнонациональные установки, мониторинг, межнациональная конфликтность, мигранты, этнопсихология

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 115–126.

Фрагмент статьи

В Указе Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (№ 602 г. от 7 мая 2012 г.) обозначена необходимость мер, направленных на совершенствование работы  органов  государственной  власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений.

Литература

  1. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. 2013. № 1.
  2. Хухлаев О.Е. Противодействие ксенофобии и этнокультурному экстремизму в образовательной среде // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. 2012. № 2 (39).
  3. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М. Социально-психологический подход к диагностике рисков межнациональной конфликтности // V съезд общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. II. М., 2012.
  4. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1.

Информация об авторах

Кузнецов Игорь Михайлович, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, центр исследования межнациональных отношений, Федеральный научно-исследовательский социологическый центр Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: ingvar31@yandex.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2440
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1098
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3