Особенности профессионального отношения сотрудников к деятельности и организации (на материале специалистов в банковской сфере)

732

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных детерминант (прежде всего, локуса контроля) в характеристике профессионального отношения к деятельности специалистов банковской сферы. Обнаружено возрастающее значение личных достижений, развития карьеры, инициативы и влияния в деятельности для специалистов с ростом уровня локуса контроля. Даны рекомендации для отбора специалистов банковской сферы деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное отношение, локус контроля, эффективность деятельности, мотивы и условия деятельности, профессиональный отбор

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алдашева А.А., Мельникова Н.Г. Особенности профессионального отношения сотрудников к деятельности и организации (на материале специалистов в банковской сфере) // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 138–151.

Фрагмент статьи

Отношение любого специалиста к работе представляет собой сопряжение требований деятельности к человеку и человека к деятельности, которые проявляются, во-первых, в знаниях общих требований деятельности, определяющих поведение специалиста, и частных, учитывающих направление деятельности банковского учреждения. Знания требований специалистов к профессии, таких как степень удовлетворенности материальных и духовных потребностей, возможность самореализации, позволяют понять и оценить профессиональное отношение работника.

Литература

  1. Абилите Л.Л., Харламова М.Р., Скуя И.Я. Изучение связи уровня самоконтроля и социальных установок у медицинских сестер в Латвии // Молодой ученый. 2011. № 6.
  2. Алдашева А.А. Администрирование как метод управления профессиональным развитием / Социальная психология труда. Теория и практика. Т. 2. М., 2010.
  3. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие, структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. Вып. 4.
  4. Алдашева А.А., Медведев В.И., Сарбанов У.К. Психологические механизмы банковского менеджмента. М., 2002.
  5. Астапенко Е.В. Субъективные акмеологические детерминанты в условиях эффективности профессиональной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2011.
  6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3.
  7. Бодров В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. М., 2008.
  8. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб., 2001.
  9. Ермолаева Е.П. Психологическая специфика исследования социальной реализации человека в профессии // Проблемы фундаментальной и прикладной психоло) гии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М., 2008.
  10. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. М., 2012.
  11. Зеленова М.Е. Психическая саморегуляция стресса у специалистов технического профиля // Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М., 2013.
  12. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1980.
  13. Ильин В.А. О предмете и основных задачах организационной психологии на современном этапе ее становления и развития // Социальная психология и общество. 2013. № 4.
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2008.
  15. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. М., 1977.
  16. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. Т. 2. М., 1981.
  17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  18. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4.
  19. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. М., 2004.
  20. Позняков В.П. Развитие теории отношений в современной отечественной социальной психологии // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4.
  21. Психология банковской деятельности / Под ред. В.И. Медведева. СПб., 2006.
  22. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., 2002.
  23. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб., 2006.
  24. Роу Р., Ван Ден Берг П. Подбор персонала в Европе: контекст, перспективы и программа исследования // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3.
  25. Спиридонов В.Ф., Гулевич О.А., Безменова И.К. Факторы, опосредующие восприятие справедливости организационного взаимодействия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1.
  26. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2010.
  27. James L.A., James L.R. Integrating work environment perceptions: explorations into the measurement of meaning // Journal of applied psychology. 1989. Vol. 74. № 5.
  28. Wallace J.C., Johnson P.D., Mathe K., Paul J. Structural and psychological empowerment climates, performance and the moderating role of shared felt accountability: a managerial perspective// Journal of applied psychology. 2011. Vol. 96. № 4.

Информация об авторах

Алдашева Айгуль Абдулхаевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3768-9887, e-mail: figulmfmf@mail.ru

Мельникова Наталья Георгиевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института горной физиологии Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, e-mail: ngmelnikova@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2052
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 732
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2