Социальная психология и общество
2014. Том 5. № 4. С. 135–144
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информатизация, сетевые формы коммуникации, Интернет-сервисы, общение с одноклассниками, глобальные сети
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 4. С. 135–144.
Полный текст
Принципиально важный момент, повлиявший на структуру общения школьников и педагогов, — появление сетевых форм коммуникации. Глобальным фактором изменения форм и содержания коммуникаций между людьми стал Интернет. В приложении к реалиям современного образования это означает превращение информационно-коммуникационной среды в существенный фактор, влияющий не только на появление и развитие новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и в целом на весь уклад школьной жизни. В современных условиях коммуникационные связи, обеспечивающие организационную, образовательную деятельность школы, все более опосредуются IT-технологиями.
Часть методов, использованных нами в исследовании, были призваны проверить предположение о том, что в современном отечественном образовании уже происходят глубокие изменения в коммуникациях школьников, связанные с процессом информатизации, что приводит к необходимости оценки вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельности в киберпространстве.
Проведенное нами исследование показало, что изменение структуры обще
ния школьников происходит во многом не в связи с информатизацией школ, а в связи с проникновением Интернет-сервисов в повседневную жизнь учащихся.
Рассмотрим подробнее полученные материалы.
Учащимся (5889 респондентов) было предложено ответить на вопрос специально разработанной анкеты: «Общаетесь ли Вы с одноклассниками, используя социальные сети и форумы или иные формы общения в Интернете?». Подавляющее большинство опрошенных (81,77 %) ответило утвердительно (лишь 3,59 % ответили «нет»). Результаты ответов приведены на диаграмме (рис. 1).
В табл. 1 и на рис. 2 представлена информация о том, какие именно средства ИКС используют учащиеся в общении. Данные приводятся для старших классов.
Таблица 1
Использование различных средств ИКС в общении учащихся 7—11 классов
(выборка 5889 респондентов)
Варианты ответов |
Школьный сайт |
ВКонтакте |
Другие соцсети |
Электронная почта |
SMS, icq |
Мобильный телефон |
Никогда |
55,55 |
22,66 |
53,85 |
61,98 |
39,00 |
12,71 |
Почти никогда |
12,72 |
10,73 |
13,90 |
12,45 |
11,07 |
7,09 |
Изредка случается |
13,34 |
19,29 |
13,64 |
11,29 |
19,66 |
20,05 |
Часто |
7,93 |
21,06 |
8,88 |
6,77 |
16,53 |
29,75 |
Постоянно |
10,46 |
26,26 |
9,73 |
7,50 |
13,73 |
30,40 |
Сеть ВКонтакте является абсолютным лидером среди остальных сетей и сервисов. Значительный объем общения аккумулируют системы коротких сообщений. И лишь использование средств сайта школы значимо снижается с возрастом, что легко объяснимо расширением освоенной социальной среды, в том числе информационной.
Картина распределения предпочтений других социальных сетей и сервисов (помимо ВКонтакте) показана в табл. 1.
На более узкой выборке мы провели углубленное исследование возрастных особенностей предпочтений. Если для старшеклассников результаты оказались вполне ожидаемыми, то при анализе ответов учащихся младших классов несколько удивительно было видеть высокий вес сети «Одноклассники» и фактическое отсутствие IGQ. Для проверки валидности полученных данных мы провели выборочное собеседование с учащимися по результатам ответов на вопросы анкеты. Участие было исключительно добровольным, впрочем, практически все участники опросов не возражали против общения с исследователем.
В итоге оказалось, что популярность «Одноклассников» объясняется участием в этих сетях членов семьи — родителей, бабушек и дедушек (последние у детей данного возраста относятся к возрастной группе 60-летних). Отсутствие сервисов IGQ, как правило, объяснялось либо недостаточными техническими возможностями телефона (что, в свою очередь, было вызвано либо ограниченными доходами семьи, либо осознанной позицией родителей, ограничивающих доступ детей в Интернет), либо техническими сложностями настройки программы Jimm (или ее аналогов). В том числе выявился и определенный дефект проведенного опроса: около 10 % из тех, с кем
было проведено собеседование, просто забыли указать ICQ в ответах.
Таблица 2
Распределение предпочтений
социальных сетей и сервисов среди
учащихся разных возрастов
Социальные сети и сервисы. |
Старшие классы |
Средние и младшие классы |
Одноклассники |
10,26 |
38,32 |
Mail.ru |
12,82 |
28,97 |
ICQ |
14,10 |
- |
Skype |
20,09 |
21,50 |
|
30,34 |
4,67 |
Подчеркнем специфичность социальных сетей как сред общения. Как следует из наших данных, использование электронной почты для общения является для учащихся школ скорее исключением, чем правилом.
Общение в социальных сетях, по принятой нами типологии, распадается на прямые и косвенные формы.
Во-первых, это общение, в котором осуществляется передача информации от коммутанта к определенному коммутанту посредством передачи сообщений по информационному каналу. И, во-вторых, это общение, в котором передача информации предполагается неопределенному коммутанту, и, как правило, в содержании и кодировании информации большое значение имеет контекст. Примером первого типа являются сообщения по электронной почте, а второго — «статус» и фотоальбом в социальных сетях, которые в неявной форме сообщают всем посетителям то, что хочет сказать владелец учетной записи.
Следующий ряд данных иллюстрирует факт использования тех или иных технических средств общения и доступа в Интернет (табл. 3).
Таблица 3
Предпочтения в отношении технических средств,
используемых для доступа в Интернет
Диаграммы на рис. 3 и 4 визуализируют полученные данные. На них хорошо видно, что существенного различия в использовании мобильных и настольных компьютерных устройств между учащимися старших и средних и младших классов отсутствуют.
Таким образом, обобщая рассмотренные выше данные, можно заключить, что для подавляющего большинства учащихся (более 80 %) пользование различными Интернет-сервисами, участие в социальных сетях стало обыденным, повседневным занятием.
Особое значение имеют полученные в исследовании данные о высоком проценте использования мобильных устройств для общения друг с другом и для взаимодействия с ИКС. Особенность мобильных устройств (собственно именно эти их функциональные особенности закладывали фирмы-разработчики) — это то, что они не столько обеспечивают выход учащихся в виртуальную реальность, сколько формируют именно смешанную реальность, которая сочетает черты базовой и виртуальной. Распространенность телефонов, смартфонов и подобных им устройств настолько широка, что более уместно говорить сейчас о постепенном сужении области физической реальности, не затронутой смешанной реальностью.Наше исследование подтвердило, что даже в том случае, когда учащиеся находятся в школе, друг с другом они общаются с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Ниже на диаграмме представлены данные о соотношении «живого общения» в учебное время (когда учащиеся находятся в школе) и в вечернее время (данные получены при обследовании учащихся 7—11 классов) (рис. 5). На диаграмме видно, что даже, казалось бы, в условиях личного контакта «лицом к лицу» часть общения (17 %) все равно осуществляется посредством ИКС.
Особо отметим, что общение учащихся в сети обладает специфичностью по сравнению с общением «лицом к лицу».
Собственно аналог общения «лицом к лицу» — письма «в личку» — занимают, по нашим данным, не более 2/3 от общего объема общения. Использование для этих целей электронной почты фактически не играет никакой роли. В нашей выборке для этих целей ее использовали лишь 0,1 % респондентов.
В литературе достаточно подробно описаны особенности такого вида общения — его краткость, соответствие формам не столько письменной, сколько устной речи, использование эмотиконов.
Эмотиконы позволяют в концентрированном виде, «конспективно», выражать настроение собеседника, его отношение к тому или иному событию в тексте.
Хотя правила русского языка и не регулируют использование эмотиконов, но, тем не менее, определенная грамматика их использования существует. В ходе опросов и многочисленных собеседований 96 % всех респондентов указали, что никогда не испытывают затруднения, как именно понимать «смайлик», вставленный автором послания. Хотя иногда тратят по 5—15 секунд для того, чтобы подобрать наиболее адекватный «смайлик» для своего собственного послания.
На рис. 6 приведен стандартный набор смайликов из программы Skype.
Однако даже личные формы общения в социальных сетях качественно отличаются от общения посредством электронных почтовых ящиков. Любая социальная сеть с разной степенью агрессивности презентирует пользователю самый разнообразный контент. Как правило, это различная реклама и стимулирование пользователя на различные формы активности в сети. Некоторые приложения социальных сетей (особенно Facebook) предлагают пользователям воспользоваться сервисами, которые основаны на «роботах» (автоматизированных программах), осуществляющих самостоятельно от имени пользователя различные действия, как правило, по схемам вирусной рекламы. Например, при попытке использования приложения «Дни рождения» (Facebook) оно пытается получить доступ ко всем адресам из почтового ящика. В случае, если не снять соответствующую галочку, то все пользователи из списка контактов будут получать от вашего имени не только напоминания о вашем дне рождения, но и предложения «помочь» кому-то в установлении знакомств в сети и пр. Если подбирать аналоги для личного общения в социальных сетях, то оно похоже на общение двух человек, идущих в толпе покупателей в крупном супермаркете.
Достаточно весомая по объему доля общения — формы косвенного общения, исследования которых, к сожалению, мы не смогли найти в доступной научной литературе. Они родственны зрелищной форме коммуникации, которую описал М.М. Бахтин, исследуя карнавальную культуру средневековья. Надписи на «стене» в социальных сетях, как очевидно, обращены не только к «владельцу» стены, но явно корреспондируют с остальными пользователями, которые эту стену просматривают (будут просматривать). Фразы на «стене» служат не столько целям коммуникации между коммуникантами, сколько целям презентации автора в сообществе.
В социальных сетях изменяются формы идентичности — пользователям навязываются подборки категорий «нравится» — книги, фильмы и пр. Фотоальбомы становятся важным средством поддержания социального статуса. «Сексапильность» фотографий для девочек-подростков, рискованный и часто асоциальный по сути контекст фотографий мальчиков, фото во время поездок за рубеж — являются компонентами поддержания положения в референтных группах для подростков и старшеклассников.
В табл. 4 приведены сводные результаты ответа на вопрос (выборка 5889 человек): «Укажите, пожалуйста, какой примерный объем (в % от общего времени общения) Вашего общения в Интернете с товарищами занимают следующие темы: а) учеба; б) обсуждение отношений с учителями; в) обсуждение отношений с товарищами; г) досуг и времяпрепровождение (музыка, интересы увлечения, звезды шоу, и т. п.)».
Таблица 4
Распределение объема общения учащихся в Интернете по тематике
Объем общения обучающихся в Интернете (в %)... |
Учеба |
Отношения с учителями |
Отношения с товарищами |
Досуг |
До 20%41,38 |
71,09 |
23,71 |
11,38 |
|
От 21%до 40% |
21,65 |
15,24 |
23,49 |
10,03 |
От 41% до 60% |
16,77 |
6,82 |
23,23 |
15,12 |
От 61% до 80% |
10,94 |
3,49 |
15,65 |
20,83 |
Больше 80% |
9,27 |
3,37 |
13,93 |
42,64 |
Обращают на себя внимание очень высокие показатели дисперсии выборки. Проведенный нами кластерный анализ показал наличие нескольких различных групп, существенно отличающихся по своим ответам на вопросы анкеты. Эти группы образованы в основном учащимися, имеющими оформленные узконаправленные увлечения. К ним относятся члены геймерских сообществ, постоянные посетители тематических блогов и т.п. Но даже если исключить их из анализа, вариабельность выборки остается высокой.
Ввиду громоздкости подробных расчетов произведенной нами кластеризации, мы представили их упрощенную схему на рис. 7.
Условные обозначения: в скобках рядом с названиями групп указан их количественный состав
Нас интересовали причины высокой вариабельности. После выделения групп в ходе кластеризации мы провели изучение состава данных групп. Основным методом были неформализованные интервью. Проводили их школьные психологи. Использовались также и дополнительные материалы (характеристики классных руководителей, материалы психологических обследований и пр.).
В итоге мы выделили четыре основные группы, существенно выделяющиеся из основной массы респондентов. Их названия мы подбирали на основании образных аналогий.
Первая группа — это «яппи». По своей сути идеология этих учащихся (как правило, учащихся старших классов) очень похожа на идеологию американской молодежи, в свое время противопоставившей себя хиппи. Эти учащиеся ориентированы на поступление в элитный вуз, они хорошо учатся, но основным источником образования для них является не школа, а репетиторы, курсы при вузах, самообразование. Большинство из них уже хорошо владеет одним-двумя иностранными языками. Свою будущую карьеру они планируют по преимуществу за пределами страны.
Вторая группа была названа нами « субкультурники». Она была крайне разнородна (ее образовали «готы», «толкиенисты», фаны футбольных клубов и пр.). Их объединяла избыточная погруженность в проблемы своего референтного сообщества.
Третью группу образовали «геймеры ». В нее вошли учащиеся, которые не только по много часов в день тратили на компьютерные игры, но и достигли в них заметных успехов.
Группу Интернет-зависимых практически полностью составили девочки-подростки. В нее включались учащиеся, которые буквально не могут прервать общение по сети ни на минуту. Практически все из данной группы под разными предлогами отпрашивались с уроков и даже прогуливали занятия в течение учебного дня для того, чтобы ничто не мешало общению.
Все охарактеризованные группы объединяло то, что они были фактически исключены из системы межличностного общения с одноклассниками, в классе (и в школе) у них практически не было референтных групп, а значимость учебы и школьных мероприятий была минимальной.
Визуализация данных показывает, что ожидаемо с возрастом происходит сокращение обсуждения таких тем, как учеба (рис. 8).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение современных школьников, несмотря на тот факт, что они по нескольку часов в день проводят в школе, происходит в основном не в форме живого общения, а посредством глобальных сетей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2095
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1114
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1