Социальная психология и общество
2015. Том 6. № 2. С. 132–145
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вера в паранормальное, суеверия, иррационализм, магическое мышление, псевдонаука, аттитюды
Рубрика издания: Методический инструментарий
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Григорьев Д.С. Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 2. С. 132–145.
Полный текст
Введение
В 1949 г. английский философ Ч.Д. Брод (1887—1971) в своей работе «Важность психических исследований для философии» ввел понятие «базовый ограничивающий принцип»:
«Есть некоторые ограничивающие принципы, которые мы без колебаний принимаем как само собой разумеющееся, как рамки, в которых заключены все наши практические действия и наши научные теории. Некоторые из них представляются очевидными. Другие настолько хорошо поддерживаются всеми эмпирическими фактами, доступными обычному восприятию и открывающимися во время научных изысканий (в том числе и в этой статье по традиционной психологии), что редко приходит в голову подвергать их сомнению. Назовем их базовыми ограничивающими принципами» [6, с. 291].
Исходя из этого, под паранормальными явлениями традиционно понимаются все явления, противоречащие базовым ограничивающим принципам науки [6]. Никакого позитивного определения понятия «паранормальное», по которому бы существовал полный консенсус среди исследователей, до сих пор нет.
Психологические и социокультурные исследования веры в паранормальное проводятся уже достаточно длительное время, на сегодняшний день таких исследований накопилось большое количество, и интерес к данной теме не угасает (А.Р. Гилиланд, 1930; Э.Э. Эмм, 1940; М. Фишбайн, Б.Х. Равен, 1967; Р.Дж. Шейдт, 1973; Л. Зу- сен, У.Х. Джонс, 1982; М.Э. Толборн, 1995; Р.Т. Дадли, Д.Э. МакДональд, 2000; Ю.В. Саенко 2004, 2006; Э. Эдер, К. Турик, Н. Миласовски, К. ван Аджин, А. Хергович, 2011; Н.Н. Измоденова, А.В. Юревич, М.А. Юревич, 2013; Р. Буве, Х. Жюат, Н. Гутадье, Ж. Пи, Х. Шаброль, 2014; Дж. Уитсон, 2015).
Недавний опрос российских студентов, проведенный Институтом психологии РАН показал, что вера в паранормальные явления в значительной мере свойственна современным российским студентам, а основным источником подобных убеждений является телевидение [4]. Исследование, проведенное Н.Н. Измоденовой, дало схожие результаты [1]. В этом свете дальнейшее изучение веры в паранормальное, в том числе и в кросс-культурном аспекте, видится важным и актуальным, а значит, под эту задачу необходим выбор надежного и валидного инструментария, в качестве которого может выступить хорошо зарекомендовавшая себя шкала веры в паранормальное Дж. Тобасика [ 21].
Шкала веры в паранормальное
Дж. Тобасика
Оригинальная шкала веры в паранормальное (Paranormal Belief Scale) Дж. Тобасика и Г. Милфорда имела 25 вопросов [22] и стала важным шагом на пути изучения веры в паранормальное, согласно статистике Web of Science данная статья была процитирована 242 раза.
Новый доработанный вариант шкалы (Revised Paranormal Belief Scale) содержит 26 вопросов и состоит из семи субшкал: Традиционная религиозная вера, Пси- способности, Колдовство, Суеверия, Спиритизм, Экстраординарные формы жизни и Предсказания. Также в новом варианте заменены некоторые вопросы, а пятибалльная шкала ответов заменена на семибалльную. По утверждению разработчика, текущий вариант шкалы представляется концептуально и психометрически обоснованным инструментом для измерения степени веры в паранормальное, в том числе и для проведения кросс-культурных исследований [21].
На сегодняшний день шкала переведена на несколько языков, например, китайский [19], немецкий [8], хорватский [17], французский [5] и т.д.
Перевод шкалы на русский язык
Для перевода шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика с английского языка на русский был произведен прямой и обратный перевод с последующим сравнением обратного варианта с оригиналом.
Далее в ходе адаптации было проведено пять когнитивных интервью методом think-aloud. Когнитивные интервью проводились в целях проверки понимания респондентами содержания рассматриваемых теоретических конструктов, которое напрямую зависит от культурного контекста и особенностей перевода инструментария. Выбор метода think-aloud обусловлен необходимостью тестирования вопросов на понятность формулировок, адекватность конструкций с точки зрения русского языка, проверки того, не являются ли вопросы трудными для понимания, не вызывают ли противоречивых толкований.
В ходе интервью касательно вопроса № 2: «Используя ментальные силы, некоторые люди способны левитировать (поднимать) объекты» респонденты отмечали излишнюю «витиеватость» предложенной формулировки и затруднялись в интерпретации понятия «ментальные силы». «Мне кажется, обычный человек, например, подросток, вообще бы не понял, что здесь имеется в виду...» (из интервью мужчины, 28 лет). Было решено заменить оригинальную формулировку на «Некоторые люди способны левитировать (поднимать) объекты силой мысли».
Для вопроса № 4: «Черные кошки могут принести неудачу» было установлено, что данное утверждение не соответствует обозначению суеверия, существующего в российском культурном контексте. «Когда мы имеем это в виду, мы не говорим “черные кошки”. Черная кошка или даже черный кот, как в песне [поет]. И слово “неудача” тоже какое-то не то. Не повезет, если черный кот дорогу перейдет. Какое-то мелкое невезение лучше... » (из интервью женщины, 26 лет). Было решено заменить оригинальную формулировку на «Черная кошка может принести невезение».
Для вопроса № 9: «Психокинез — передвижение объектов с помощью психических сил действительно существует» было установлено, что формулировка «психические силы» выглядит «тяжеловесной » и «режущей слух». «Лучше как-нибудь заменить... Так никто не говорит — психические силы, как-то коряво... не по-русски...» (из интервью мужчины, 25 лет). Было решено заменить оригинальную формулировку на «Психокинез — передвижение объектов силой мысли действительно существует».
Для вопроса № 12: «В измененных состояниях сознания, таких как сон или транс, дух может покинуть тело» было установлено, что у респондентов наблюдаются различные интерпретации понятия «измененные состояния сознания ». В основном респонденты приводили ассоциации с состояниями алкогольного или наркотического опьянения. «Разве сон — это измененное состояние сознания? Не знаю... По-моему, оно бывает только у наркоманов, а тут не подходит... А душа... дух... в чем, кстати, разница? !» (из интервью мужчины, 28 лет). Было решено заменить на «Когда человек спит или находится в состоянии транса, его душа может покинуть тело».
Для вопроса № 24: «Существуют реальные случаи колдовства» было установлено, что в данном утверждении использование слова «случаи» не очень оправдано «с точки зрения эстетики русского языка» (из интервью мужчины, 28 лет). В такой коннотации целесообразнее использовать слово « примеры», «воспринимаемое адекватнее — нечто, что имеет место, периодически происходит и может быть описано» (из интервью женщины, 25 лет). Было решено заменить оригинальную формулировку на «Существуют реальные примеры колдовства».
Коррекция, которую претерпели некоторые формулировки по результатам проведенных интервью, отражена в табл. 1.
Таблица 1
Коррекция перевода вопросов по результатам когнитивного интервью
№ вопроса |
Оригинальный вариант |
Первоначальный перевод |
Вариант по результатам когнитивных интервью, вошедший в опросник |
2 |
Some individuals are able to levitate (lift) objects through mental forces |
Используя ментальные силы, некоторые люди способны левитировать (поднимать) объекты |
Некоторые люди способны левитировать (поднимать) объекты силой мысли |
4 |
Black cats can bring bad luck |
Черные кошки могут принести неудачу |
Черная кошка может принести невезение |
9 |
Psychokinesis, the movement of objects through psychic powers, does exist |
Психокинез — передвижение объектов с помощью психических сил действительно существует |
Психокинез — передвижение объектов силой мысли действительно существует |
12 |
During altered states, such as sleep or trances, the spirit can leave the body |
В измененных состояниях сознания, таких как сон или транс, дух может покинуть тело |
Когда человек спит или находится в состоянии транса, его душа может покинуть тело |
24 |
There are actual cases of witchcraft |
Существуют реальные случаи колдовства |
Существуют реальные примеры колдовства |
Далее для выявления психометрических характеристик переведенной шкалы был проведен социально-психологический опрос.
Выборка. Всего в ходе исследования было опрошено 211 человек (108 женщин (51,2%), 103 мужчины (48,8%)) в возрасте от 17 до 79 лет (-Мвозраст = 31,1; SDвозраст = = 11,5), из которых 143 человека имели высшее образование (67,8%), 22 — среднее специальное образование (10,4%), 18 — (8,5%) и 13 — ученую степень (6,2%), а также 82 человека указали в качестве своей религии православие (38,9%), 26 указали другие религии (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.) (2,3%), а 103 указали, что не исповедуют никакой религии (48,8%).
Результаты исследования и их обсуждение
Описательная статистика по пунктам опросника и показатели надежности отражены в табл. 2. Высокие коэффициенты α-Кронбаха для всех шкал (α > 0,70) предварительно показывают их надежность.
Таблица 2
Описательная статистика и показатели надежности шкалы
Субшкала |
N |
Min. |
Max. |
M |
SD |
Skew. |
Kurt. |
r |
а |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Традиционная религиозная вера |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,49 |
1,74 |
-0,41 |
-0,72 |
|
0,83 |
1. Несмотря на то, что тело может умереть, душа продолжает существовать |
211 |
1,00 |
7,00 |
5,29 |
1,95 |
-1,01 |
-0,12 |
0,67 |
|
8. Дьявол существует |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,97 |
2,16 |
-0,04 |
-1,26 |
0,49 |
|
15. Я верю в Бога |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,97 |
2,26 |
-0,76 |
-0,95 |
0,46 |
|
22. Рай и ад существуют |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,72 |
2,19 |
0,12 |
-1,33 |
0,38 |
|
Пси-способности |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,02 |
1,91 |
-0,02 |
-1,16 |
|
0,91 |
2. Некоторые люди способны левитировать (поднимать) объекты силой мысли |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,61 |
2,19 |
0,25 |
-1,31 |
0,79 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9. Психокинез — передвижение объектов силой мысли, действительно существует |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,79 |
2,21 |
0,09 |
-1,37 |
0,82 |
|
16. Мысли человека могут влиять на движение физических объектов |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,07 |
2,23 |
-0,07 |
-1,42 |
0,79 |
|
23. Мысли читать невозможно* |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,61 |
2,05 |
-,051 |
-0,95 |
0,57 |
|
Колдовство |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,38 |
1,96 |
-0,46 |
-0,98 |
|
0,93 |
3. Черная магия реально существует |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,28 |
2,17 |
-0,33 |
-1,28 |
0,77 |
|
10. Ведьмы (колдуны) существуют |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,73 |
2,15 |
-0,59 |
-1,09 |
0,80 |
|
17. Используя заговоры и заклинания, можно заколдовать человека |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,17 |
2,14 |
-0,23 |
-1,29 |
0,79 |
|
24. Существуют реальные примеры колдовства |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,34 |
2,09 |
-0,38 |
-1,09 |
0,79 |
|
Суеверия |
211 |
1,00 |
6,33 |
1,99 |
1,14 |
1,15 |
,94 |
|
0,73 |
4. Черная кошка может принести невезение |
211 |
1,00 |
7,00 |
2,04 |
1,55 |
1,50 |
1,44 |
0,36 |
|
11. Если разбить зеркало, то это принесет несчастье |
211 |
1,00 |
7,00 |
2,27 |
1,53 |
1,08 |
0,34 |
0,47 |
|
18. Число «13» — несчастливое |
211 |
1,00 |
6,00 |
1,68 |
1,12 |
1,74 |
2,44 |
0,29 |
|
Спиритизм |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,02 |
1,77 |
-0,14 |
-0,91 |
|
0,88 |
5. Ваше сознание или душа могут покидать Ваше тело и путешествовать (астральная проекция) |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,09 |
2,19 |
-0,08 |
-1,33 |
0,70 |
|
12. Когда человек спит или находится в состоянии транса, его душа может покинуть тело |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,89 |
2,02 |
-0,05 |
-1,12 |
0,73 |
|
19. Реинкарнация (переселение душ) действительно случается |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,25 |
2,07 |
-0,24 |
-1,13 |
0,65 |
|
25. Общаться с умершими возможно |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,84 |
1,99 |
0,03 |
-1,09 |
0,77 |
|
Экстраординарные формы жизни |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,53 |
1,43 |
-0,06 |
-0,68 |
|
0,73 |
6. Снежный человек существует |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,01 |
1,81 |
0,41 |
-0,84 |
0,57 |
|
13. Лохнесское чудовище существует |
211 |
1,00 |
7,00 |
2,68 |
1,58 |
0,48 |
-0,62 |
0,48 |
|
20. На других планетах есть жизнь |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,89 |
1,95 |
-0,65 |
-0,61 |
0,48 |
|
Предсказания |
211 |
1,00 |
7,00 |
3,48 |
1,48 |
-0,04 |
-0,66 |
|
0,82 |
7. Астрология — это способ точного предсказания будущего |
211 |
1,00 |
7,00 |
2,68 |
1,75 |
0,88 |
-0,11 |
0,57 |
|
14. Гороскоп точно описывает будущее человека |
211 |
1,00 |
7,00 |
2,28 |
1,49 |
1,04 |
0,29 |
0,52 |
|
21. Некоторые экстрасенсы могут точно предсказать будущее |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,21 |
2,04 |
-0,31 |
-1,13 |
0,74 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
26. Некоторые люди имеют необъяснимые способности предсказывать будущее |
211 |
1,00 |
7,00 |
4,76 |
2,03 |
-0,68 |
-0,76 |
0,75 |
|
Полная шкала |
211 |
1,00 |
6,42 |
3,78 |
1,31 |
-0,38 |
-0,46 |
1,00 |
0,95 |
Условные обозначения: N — количество человек; Min. — минимальное значение; Max. — макси*
мальное значение; M — среднее; SD — стандартное отклонение; Skew. — коэффициент асим*
метрии; Kurt. — коэффициент эксцесса; r — скорректированная корреляция пункта с суммар*
ным баллом; α — коэффициент α*Кронбаха; «*» — данный вопрос является обратным, статис*
тика приведена по результатам перекодирования.
Результаты теста адекватности выборки Кайзера—Мейера—Олкина и сферичности Бартлетта (КМО = 0,917; χ2 == 4064,859, df = 325, p < 0,001) говорят о возможности выделения факторнойструктуры данных [14]. Эксплораторный факторный анализ с помощью метода главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу Варимакс с заданием семифакторного решения показал, что полная объясненная дисперсия составляет 75,44% (18,62% — Колдовство; 13,35% — Спиритизм; 10,63% —Традиционная религиозная вера; 9,16% — Пси-способности; 8,56% — Суеверия; 7,79% — Предсказания; 7,32% — Экстраординарные формы жизни). Анализ с собственными значениями факторов предложил пятифакторную структуру, где вопросы, соответствующие субшкале Колдовство, Пси*способности, Спиритизм, половина вопросов субшкалы Предсказания (кроме оставшихся двух вопросов посвященных астрологии), а также вопрос о жизни на других планетах, были сгружены в один фактор.
Далее для проверки структурной валидности шкалы с помощью программы MPlus был проведен конфирматорный факторный анализ трех вариантов модели: однофакторной, пятифакторной (конфигурация по результатам эксплораторного факторного анализа с собственными значениями факторов) и семифакторной (оригинальная конфигурация Дж. Тобасика). Результаты отражены в табл. 3. Согласно показателям моделей, наибольшее соответствие данным демонстрирует семифакторная модель.
Таблица 3
Параметры моделей для шкалы по результатам
конфирматорного факторного анализа
Модель |
X" |
df |
X/df |
CFI |
RMSEA (90% CI) |
SRMR |
AIC |
Модель 1 (1Ф) |
1437,503 |
299 |
4,808 |
0,710 |
0,135 (0,128 ... 0,142) |
0,087 |
20107,362 |
Модель 2 (5Ф) |
1017,620 |
289 |
3,521 |
0,815 |
0,110 (0,102 ... 0,117) |
0,071 |
19705,480 |
Модель 3 (7Ф) |
719,502 |
278 |
2,588 |
0,888 |
0,087 (0,079 ... 0,095) |
0,074 |
19427,942 |
Модифицированная модель 3 (7Ф) |
634,608 |
276 |
2,299 |
0,909 |
0,079 (0,071 ... 0,087) |
0,070 |
19346,644 |
Условные обозначения: χ2 — значение статистики хи*квадрат; df — число степеней свободы; CFI —
сравнительный индекс соответствия Бентлера; RMSEA — корень среднеквадратической ошибки
аппроксимации; 90% CI — границы доверительного интервала для RMSEA; SRMR — стандарти*
зированный корень среднеквадратического остатка; AIC — информационный критерий Акаике.
Для семифакторной модели стандартизированные регрессионные веса пунктов шкалы показывают неплохие связи с соответствующими им латентными конструктами (рис.), однако некоторые параметры семифакторной модели имеют не вполне удовлетворительные показатели, что говорит о том, что модель требует доработки. Индексы модификации показывают, что существует значимая корреляционная связь между ошибками, которые соответствуют вопросам № 7 и № 14 — это может свидетельствовать о том, что существует некоторый дополнительный фактор, который влияет на отношение респондентов к астрологии, а также вопросам № 1 и № 19, что объясняется логической связью между этими вопросами, так как реинкарнация (переселение душ) предполагает, что после смерти тела, душа продолжает существовать (вопрос № 19 отражает частный случай для вопроса № 1). Добавление данных корреляционных связей несколько улучшило показатели модели, теперь они соответствуют общепринятым: 1 < χ2/df < 3; CFI > 0,90; RMSEA < 0,10; SRMR < 0,09 [13; 15] для того, чтобы заключить о соответствии модели эмпирическим данным.
Теперь рассмотрим показатели надежности, конвергентной и дискриминантной валидности шкалы. Был рассчитан показатель составной надежности р-Рейкова, показатель средней извлеченной дисперсии (AVE), показатель максимальной разделенной дисперсии (MSV), показатель средней разделенной дисперсии (ASV), для проверки дискриминантной валидности дополнительно был проведен тест Форнелла—Ларкера. Результаты всех тестов отражены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели надежности, конвергентной и дискриминантной валидности шкалы
Конструкт |
CR |
AVE |
MSV |
ASV |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Традиционная религиозная вера |
0,825 |
0,542 |
0,454 |
0,259 |
0,736 |
|
|
|
|
|
|
2. Пси-способности |
0,911 |
0,725 |
0,748 |
0,476 |
0,499 |
0,852 |
|
|
|
|
|
3. Колдовство |
0,935 |
0,783 |
0,674 |
0,478 |
0,674 |
0,766 |
0,885 |
|
|
|
|
4. Суеверия |
0,739 |
0,487 |
0,236 |
0,194 |
0,350 |
0,427 |
0,486 |
0,698 |
|
|
|
5. Спиритизм |
0,869 |
0,626 |
0,724 |
0,485 |
0,543 |
0,846 |
0,773 |
0,459 |
0,791 |
|
|
6. Экстраординарные формы жизни |
0,774 |
0,548 |
0,386 |
0,290 |
0,334 |
0,612 |
0,565 |
0,426 |
0,605 |
0,740 |
|
7. Предсказания |
0,797 |
0,503 |
0,748 |
0,515 |
0,569 |
0,865 |
0,821 |
0,482 |
0,851 |
0,621 |
0,709 |
Условные обозначения: CR — показатель составной надежности р*Рейкова; AVE — показатель
средней извлеченной дисперсии; MSV — показатель максимальной разделенной дисперсии;
ASV — показатель средней разделенной дисперсии. Все корреляции между конструктами на
уровне значимости p < 0,001; по диагонали квадратный корень из AVE.
Рис. Результаты конфирматорного факторного анализа для шкалы
Параметры модели: χ2/df = 2,299; CFI = 0,909; RMSEA = 0,079; SRMR = 0,070.
Условные обозначения: f1 — Традиционная религиозная вера; f2 — Пси*способности; f3 — Колдов*
ство; f4 — Суеверия; f5 — Спиритизм; f6 — Экстраординарные формы жизни; f7 — Предсказания
Показатели должны быть следующими: шкала надежна, если CR > 0,70; конвергентная валидность есть, если AVE > 0,50; дискриминантная валидность есть, если MSV < AVE, ASV < < AVE [14], а также если квадратный корень из средней извлеченной дисперсии (AVE) больше, чем коэффициенты корреляции между конструктами [11]. Итак, можно отметить хорошие показатели составной надежности. С показателями конвергентной валидности есть небольшие проблемы с субшкалой Суеверия, однако показатель для нее (0,487) не сильно отклоняется от нормы. Несколько хуже дела обстоят с дискриминантной валидностью субшкал Пси-способности, Спиритизм и Предсказания. По всей видимости, содержательная сторона, которая стоит за этими конструктами, плохо различима респондентами, в их представлении эти паранормальные явления сильно связаны (например, образ экстрасенса, который обладает способностью читать мысли, при этом общаться с умершими и таким образом предсказывать будущее — обычное дело для мракобесных передач ряда телеканалов). Тем не менее, исходя из теории, содержательно это достаточно хорошо различимые конструкты, поэтому они вполне могут считаться как отличимые друг от друга.
И наконец, были посчитаны средние значения по этим семи факторам для женщин и мужчин (табл. 5), а также православных и не исповедующих никакой религии (табл. 6).
Таблица 6
Межгрупповые различия в вере в паранормальное для православных
и не исповедующих никакой религии
Субшкала |
Православные |
Нет религии |
t |
d |
||
N |
M (SD) |
N |
M (SD) |
|||
Традиционная религиозная вера |
82 |
5,26 (1,35) |
103 |
3,62 (1,67) |
7,36*** |
1,09 |
Пси-способности |
82 |
3,93 (1,72) |
103 |
3,99 (2,05) |
0,22 |
0,03 |
Колдовство |
82 |
4,72 (1,57) |
103 |
4,01 (2,18) |
2,54* |
0,38 |
Суеверия |
82 |
2,27 (1,22) |
103 |
1,78 (,96) |
3,00** |
0,49 |
Спиритизм |
82 |
3,99 (1,58) |
103 |
3,96 (1,87) |
0,12 |
0,02 |
Экстраординарные формы жизни |
82 |
3,44 (1,40) |
103 |
3,50 (1,40) |
0,29 |
0,04 |
Предсказания |
82 |
3,59 (1,32) |
103 |
3,34 (1,53) |
1,16 |
0,17 |
Степень веры в псиспособности у женщин и мужчин значимо различается — у мужчин степень веры выше, но размер эффекта достаточно небольшой.
Степень традиционной религиозной веры у православных и лиц, не исповедующих никакой религии, значимо различается, размер эффекта очень большой, также православные склонны больше верить в колдовство и суеверия, но размер эффекта небольшой.
Таким образом можно заключить, что на сегодняшний день изучение веры в паранормальное является актуальной задачей социальной психологии, которая поможет больше понять и объяснить склонность людей к иррационализму, магическому мышлению, псевдонауке и т.д. В целом, надежным и валидным инструментом для решении этой задачи можно считать адаптированную на русский язык шкалу веры в паранормальное Дж. Тобасика (табл. 7).
Таблица 7
Шкала веры в паранормальное Дж. Тобасика
Литература
- Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6(19). С. 20—35.
- Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2006. № 6. C. 85—97.
- Саенко Ю.В. Суеверия современных студентов // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 122—130.
- Юревич А.В., Юревич М.А. Легковерие и скептицизм в студенческой среде // Социология науки и технологий. 2013. № 3. С. 127—137.
- Bouvet R., Djeriouat H., Goutaudier N., Py J., Chabrol H. Validation francaise de la Revised Paranormal Belief Scale [French validation of the Revised Paranormal Belief Scale] // L'Encephale. 2014. Vol. 40. P. 308—314.
- Broad C.D. The Relevance of Psychical Research to Philosophy // Philosophy. 1949. Vol. 24. P. 291—309.
- Dudley R.T. Paranormal Belief and Attributional Style // Psychological Reports. 2000. Vol. 86(3). P. 863—864.
- Eder E., Turic K., Milasowszky N., van Adzin K., Hergovich A. The Relationships Between Paranormal Belief, Creationism, Intelligent Design and Evolution at Secondary Schools in Vienna (Austria) // Science & Education. 2011. Vol. 20(5—6). P. 517—534.
- Emme E.E. Modification and Origin of Certain Beliefs in Superstition among 96 College Students // Journal of Psychology. 1940. Vol. 10. P. 279—291.
- Fishbein M., Raven B.H. The AB Scales: An Operational Definition of Belief and Attitude // Readings in Attitude Theory and Measurement / In M. Fishbein (Eds.). N.Y.: Wiley, 1967. P. 183—189.
- Fornell C., Lacker D. Evaluating Structural Equation Models with Unobservable Variables and Measurement Error // Journal of Marketing Research. 1981. Vol. 18(1). P. 39—50.
- Gililand A.R. A Study of the Superstitions of College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1930. Vol. 24. P. 472—479.
- Hooper D., Coughlan J., Mullen M.R. Structural Equation Modelling: Guidelines for Determining Model Fit [Electronic resource] // The Electronic Journal of Business Research Methods. 2008. Vol. 6(1). P. 53—60. URL: http://www.ejbrm.com/issue/ download.html?idArticle=183 (дата обращения: 21.01.2015).
- Hair J., Black W., Babin B., Anderson R. Multivariate Data Analysis (7th Ed.). NJ, USA: Prentice-Hall, Inc. Upper Saddle River, 2010. 816 p.
- Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis: Conventional Criteria Versus New Alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6(1). P. 1—55.
- MacDonald D.A. Spirituality: Description, Measurement and Relation to the Five Factor Model of Personality // Journal of Personality. 2000. Vol. 68(1). P. 153—197.
- Miklousic I., Mlacic B., Milas G. Paranormal Beliefs and Personality Traits in Croatia // Journal for General Social Issues. 2012. Vol. 21. P. 181—201.
- Scheidt R.J. Belief in Supernatural Phenomena and Locus of Control // Psychological Report. 1973. Vol. 32. P. 1159—1162.
- Shiah YJ. Paranormal Beliefs and Religiosity: Chinese Version of the Revised Paranormal Belief Scale // Psychological Reports. 2010. Vol. 107(2). P. 367—382.
- Thalbourne M.A. Further Studies of the Measurement and Correlates of Belief in the Paranormal // Journal of the American Society for Psychical Research. 1995. Vol. 89.P. 233—247.
- Tobacyk J. A Revised Paranormal Belief Scale // The International Journal of Trans-personal Studies. 2004. Vol. 23. P. 94—98.
- Tobacyk J., Milford G. Belief in Paranormal Phenomena: Assessment Instrument Development and Implications for Personality Functioning // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 648—655.
- Whitson J. The Emotional Roots of Conspiratorial Perceptions, System Justification, and Belief in the Paranormal // Journal Of Experimental Social Psychology. 2015. Vol. 56(1). P. 89—95.
- Zusne L., Jones W.H. Anomalistic Psychology: A Study of Extraordinary Phenomena of Behavior and Experience. NJ, USA: Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, 1982. 498 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3055
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 3033
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 15