Межкультурные коммуникативные трудности подростков-мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект

448

Аннотация

Цель. Изучение коммуникативных трудностей в ситуациях межкультурного общения со взрослыми и сверстниками и способов их преодоления у подростков-мигрантов первого (беженцев) и второго поколений, проживающих в России и Германии. Контекст и актуальность. Межкультурная коммуникация в современном обществе, с одной стороны, стала нормой жизни, с другой стороны, источником возникновения конфликтов, межнациональных барьеров. Особенно тяжело переживают миграционные процессы подростки, болезненно воспринимающие трудности освоения межкультурной коммуникации, как языковые, так и социально-психологические. Поэтому чрезвычайно важным является изучение коммуни-кативных трудностей подростков-мигрантов. Дизайн исследования. Изучались кросс-культурные различия коммуникативных трудностей, возникающих у подростков-мигрантов первого и второго поколений в ситуациях межкультурного общения, а также способов их преодоления. Статистическая обработка проводилась с помощью U-критерия Манна—Уитни, множественного функционального критерия φ* — угловое преобразование Фишера. Участники. 200 подростков в возрасте 15—17 лет (М=16,3). Методы (инструменты). Опросник «Трудности подростка в общении со сверстниками и взрослыми», метод незаконченных предложений, определяющий способы преодоления коммуникативных трудностей (автор А.Г. Самохвалова). Методический инструментарий был переведен на немецкий язык и адаптирован М.В. Метц. Результаты. Установлено, что существуют общие межкультурные коммуникативные трудности, возникающие у подростков-беженцев из зон военных конфликтов, независимо от места их проживания. Подростки-мигранты второго поколения более успешны в межкультурных коммуникациях. Мигранты первого поколения значимо чаще используют деструктивные стратегии преодоления межкультурных коммуникативных трудностей. Основные выводы. У подростков-мигрантов первого и второго поколений, проживающих в Германии и России, существуют как общие, так и культурно-специфические коммуникативные трудности.

Общая информация

Ключевые слова: миграция, межкультурное общение, подросток, коммуникативные трудности, преодоление , ресурсы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110310

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00607-ОГН/19

Для цитаты: Самохвалова А.Г., Метц М.В. Межкультурные коммуникативные трудности подростков-мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 149–166. DOI: 10.17759/sps.2020110310

Литература

 

1. Кусургашев В.Н. Трансформация ценностных установок подростков под воздействием военных действий на Донбассе // Материалы международной научно-практической конференции «Детское и молодежное движение: история и современность» (г. Кострома, г. Астана, г. Барнаул, г. Самара, г. Луганск, 13 апреля—19 мая 2016 г.) / Отв. ред., авт. предисл. В.А. Кудинов. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. С. 151—155.

2. Самохвалова А.Г., Екимчик О.А. Коммуникативные трудности подростков: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 7. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 27.05.2019).

3. Самохвалова А.Г., Кудинов В.А. Коммуникативные трудности российских и украинских подростков // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 124—134.

4. Самохвалова А.Г., Метц М.В., Скрябина О.Б. Кросскультурные различия коммуникативных трудностей российских и немецких подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 276—284.

5. Сиврикова Н.В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. 2015. № 11(2). С. 100—107.

6. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.

7. Erll A., Gymnich M. Inkulturellen Kompetenzen. Klett Lehntraining, 2015. 177 p.

8. Hamburger F. Abschied von der Inkulturellen Pädagogik. Plädoyer für einen Wandel sozialpädagogischer Konzepte. Beltz Juventa, 2012. 212 p.

9. Mecheril P. Migrationspädagogik. Baltz Verlag: Weinheim und Basel, 2010. 191 p.

10. Meister D.M. Zwischenwelten der Migration. Biographische Übergänge jugendlicher Aussiedler aus Polen. Juventa Vertrag Weinheim und München, 1997. 242 p.

11. Metz M. Migration-specific trends, challenges and perspectives for education in Germany. Radom: Polska akademia nauk. Komitet nauk pedagogicznych // Rocznik Pegagogiczny. 2016. T. 39. C. 105—112.

12. Sandring S. Scheiternde Schulkarrieren im Spiegel der Anerkennungsbedürfnisse Jugendlicher. Springer VS, 2013. 281 p.

 

Информация об авторах

Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4401-053X, e-mail: samohvalova@kmtn.ru

Метц Марина Валерьевна, PhD, старший преподаватель, Евангелическая Высшая школа, Дармштадт, Германия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3056-7246, e-mail: marina.metz@eh-darmstadt.de

Метрики

Просмотров

Всего: 532
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 448
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10