Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп 31

Собкин В.С.
доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
e-mail: sobkin@mail.ru

Калашникова Е.А.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-623X
e-mail: 5405956@mail.ru

Аннотация

Цель. Охарактеризовать предпочтения современных подростков в профессиональных сферах с учетом влияния демографических и социально-стратификационных факторов, а также выявить влияние социокультурных факторов — социальной успешности (статус в классе, успеваемость) и компонентов жизненной позиции (эмоциональная оценка перспектив, планы, ценностные ориентации) — на трансформацию представлений школьников о профессиональных сферах и особенности их рекрутирования в различные профессиональные группы. Контекст и актуальность. В связи со сложностью современной социокультурной ситуации, определяющей своеобразие социализации современного подростка (ценностно-нормативная неопределенность, усиление социального неравенства, изменение информационного пространства, трансформация основных социальных институтов социализации, в первую очередь, семьи и школы), сегодня становится важным обратить внимание на особенности рекрутирования современной молодежи в различные профессиональные сферы. Дизайн исследования. В работе изучалась частотность выбора учащимися различных профессиональных сфер для дальнейшей деятельности. Исследовались влияние демографических, социально-стратификационных факторов социальной успешности, компонентов жизненной позиции школьников. Участники. 11803 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов. Методы (инструменты). Анонимный анкетный опрос учащихся основной и старшей школы с использованием закрытых вопросов, пакет StatSoftStatistika 6.0. (значимые различия, факторный анализ). Результаты. Выявлены особенности влияния демографических и социально-стратификационных факторов на профессиональные предпочтения современных подростков. С помощью процедуры факторного анализа выделены пять обобщенных характеристик жизненной позиции школьников, которые определяют особенности их ориентаций на разные виды профессиональной деятельности. Основные выводы. Полученные данные дают возможность спрогнозировать влияние демографических, социально-стратификационных и социокультурных факторов на характер трансформаций различных социально-профессиональных групп.

Ссылка для цитирования

Литература

 

1.        Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

2.        Арон И.С. Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 64—72. DOI:10.17759/chp.2017130407

3.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

4.        Васькова О.В., Кочетков Н.В., Соловьев С.М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 177—189. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n2/61341.shtml (дата обращения: 16.03.2020).

5.        Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы [Электронный ресурс] // На пороге взросления. М.: МГППУ, 2011. С. 62—77. URL: http://psyjournals.ru/files/48300/na_poroge_vzrosleniya_Golovey.pdf (дата обращения: 09.07.2019).

6.        Грачикова Е.В. Особенности профессионального самоопределения современных подростков / Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2009. № 1. С. 158—164.

7.        Данилова М.В. Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному

будущему / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 174—179.

8.        Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. 456 с.

9.        Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PPs-2008/PPs-320.htm#$p1] (дата обращения: 03.07.2019).

10.    Собкин В.С. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя [Электронный ресурс] / В.С. Собкин, А.А. Мкртычян // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 48—57. URL: http://www.pmedu.ru/res/2010_6_6. pdf. (дата обращения: 03.07.2019).

11.    Собкин В.С., Грачева А.М. Особенности ориентации старшеклассников и учащихся ПТУ в социально-профессиональной сфере // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. М., 1990. С. 102—130.

12.    Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С.19—39 DOI: 10.17759/sps 2019100302

13.    Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Типовая методика проведения социологического исследования ценностных ориентаций старшеклассников в области профориентации. М.: Центр социологии образования Российской академии образования, 1994. 59 с.

14.    Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp- 001.htm#$p1 (дата обращения: 03.03.2020).

15.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.

16.    Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs To Computerization? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. V. 114. P. 254—280.

17.    Joseph E. Stiglitz «Unemployment and Innovation» NBER Working Papers 20670, National Bureau of Economic Research, Inc. 2014.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика