Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ценностные установки матерей в современных моделях родительства 63

Авдеева Н.Н.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой" , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181
e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Берсенева И.В.
магистр психологии, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет психологи образования, ФГБОУ ВО «Московский государствен¬ный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0152-6592
e-mail: irabersenevav@gmail.com

Аннотация

Цель. Сравнительный анализ ценностных установок матерей в разных моделях родительства («естественное», «интенсивное»). Контекст и актуальность. Современные родители сталкиваются с новыми социальными вызовами: конкуренция ценностей семьи, родительства и построения карьеры; трудности адаптации к быстро меняющемуся миру; неопределенность культурных образцов воспитания детей в семье, что приводит к поиску новых стратегий и практик семейного воспитания. Дизайн исследования. В работе определялись и сравнивались ценностные установки матерей детей дошкольного возраста в двух моделях: «естественного» и «интенсивного» родительства. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи критерия χ2 Пирсона, U-критерия Манна-Уитни. Участники. В исследовании приняли участие 50 матерей дошкольников в возрасте от 30 до 40 лет, состоящих в браке, имеющих высшее образование. База исследования. Интернет-площадки: тематические форумы, социальные сети и группы («Мать и ребенок», «Естественное развитие», «Интенсивное воспитание», «Осознанное родительство»). Методы (инструменты). 1) Авторский опросник, направленный на выявление модели родительства (И.В. Берсенева, Н.Н. Авдеева); 2) Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; 3) Авторская анкета «Условия воспитания и развития ребенка». Результаты. Для матерей, склонных к модели «интенсивное» родительство, приоритетные ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь; умение здраво и логически мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения; возможность повышать свой уровень образования, интеллектуального развития, культуры; самоконтроль; аккуратность; дисциплинированность. Для матерей, придерживающихся модели «естественное» родительство, — жизненный опыт, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, независимость в суждениях и поступках, терпимость, самореализация в ведении домашнего хозяйства. Основные выводы. Выявлена специфика связи ценностных ориентаций матерей и модели родительства. Показано, что существует как сходство, так и различие в иерархии ценностных ориентиров у матерей, придерживающихся «интенсивной» и «естественной» моделей родительства. Выявленные закономерности согласуются с исследованиями моделей родительства в зарубежной психологии и отражают стратегии поиска родителями эффективных стратегий воспитания в быстро меняющемся мире.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева Н.Н. Биологические детерминанты материнского поведения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 7—16. DOI:10.17759/jmfp.2022110101
  2. Акинкина Я.М. Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 117—122. DOI:10.17759/jmfp.2020090210
  3. Акинкина Я.М. Принципы «естественного родительства» в современных семьях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 103—109. DOI:10.17759/jmfp.2020090409
  4. Берсенева И.В. Ценностные установки родителей в современных моделях воспитания детей дошкольного возраста: дисс. магистра психологии. М., 2021. 65 с.
  5. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 512 с.
  6. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. 112 с.
  7. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26—37.
  8. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. 2-е изд. М.: Генезис, 2012. С. 18—28.
  9. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Издательство «Наука», 1988. 430 с.
  10. Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 8—26. DOI:10.17759/sps.2020110102
  11. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
  12. Прохорова А.А. Зарубежные исследования сверхвключенного типа родительства («overparenting») [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 16—24. DOI:10.17759/jmfp.2019080402
  13. Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007. 496 с.
  14. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. DOI:10.17759/sps.201809030
  15. Чеботарева Е.Ю. Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 7—15. DOI:10.17759/jmfp.2019080401
  16. Divecha D. Why Attachment Parenting Is Not the Same as Secure Attachment? [Электронный ресурс] // Greater Good Magazine. 2018. URL: https://greatergood.berkeley.edu/article/item/why_ attachment_parenting_is_not_the_ same_as_secure_attachment (дата обращения: 08.12.2020).
  17. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale: University Press, Yale, 1996. P. 21—23.
  18. Helicopter parenting, autonomy support, and college students’ mental health and well-being: The moderating role of sex and ethnicity / C.D. Kouros [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 3. P. 939—949. DOI:10.1007/s10826-016-0614-3
  19. Intensive Mothering: The Cultural Contradictions of Modern Motherhood / Ed. L.R. Ennis. Toronto: Demeter Press, 2014. P. 104—119.
  20. Ishizuka P. Social Class, Gender, and Contemporary Parenting Standards in the United States: Evidence from a National Survey Experiment // Social Forces. 2019. Vol. 98. № 1. P. 31—58. DOI:10.1093/sf/soy107
  21. MacNamara D. Resilience: Embracing the Emotional Journey [Электронный ресурс] // Neufeld Institute Resourse. 2019. URL: https://neufeldinstitute.org/resilience-embracing-the-emotional-journey/ (дата обращения: 08.12.2020).
  22. Meins E. Focus on attachment in parenting policy is misplaced [Электронный ресурс] // The Conversation. 2014. URL: https://theconversation.com/search/result?sg=50220168-a79a- 4fdf-8474-d1fa06808b75&sp=1&sr=1&url=%2Ffo cus-on-attachment-in-parenting-policy-is-misplaced-25461 (дата обращения: 08.12.2020).
  23. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. 2014. Vol. 66. № 3. P. 377—397. DOI:10.1080/00131911.2013.780009
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика