Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9869Новости 1930Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Социальные науки и детство

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2713-0584

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2020 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик 81

|

Бусыгина Н.П.
кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543
e-mail: boussyguina@yandex.ru

Подушкина Т.Г.
психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342
e-mail: poduschkina@mail.ru

Зевина Д.А.
эксперт социальной практики «Не разлей вода», Благотворительный фонд «Дети наши» (БФ «Дети наши»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9311-6648
e-mail: dianazevina@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждаются сложности реализации доказательного подхода в области психологических и социальных практик. Рассматривается роль «Стандарта доказательности социальных практик в сфере детства» для формирования комплекса сотрудничающих друг с другом научно обоснованной практики и практико-ориентированной науки. Обсуждаются четыре ключевых направления анализа практики: регламентированность практики, ее обоснованность, результативность практики (достижение социальных результатов), обоснованность данных о социальных результатах практики. На основании опыта экспертизы авторы выделяют несколько методологических сложностей, с которыми сталкиваются разработчики практик в процессе их доказательного описания и представления: сложности с выделением сути интервенций, приводящих к изменениям; сложности с поиском теоретических оснований практики; дефицит навыков построения логической рамки; сложности с поиском исследовательского инструментария для оценки эффектов практики. В качестве примера удачного, по мнению авторов, разрешения указанных методологических сложностей приводится описание социальной практики «Не разлей вода» Благотворительного фонда «Дети наши».

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 7—14. DOI:10.17759/jmfp.2017060201
  2. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8—26. DOI:10.17759/ssc.2020010101
  3. Герасимова А.С. Книга жизни: пособие [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Дети наши». Тверская область: Из-во ООО «ИПК Парето-Принт», 2016. 80 с. URL: https://detinashi.ru/wp- content/material/kniga_gizni_2.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
  4. Герасимова А.С. Руководство к работе над «Книгой жизни» [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Дети наши». 2016. 24 с. URL: https://detinashi.ru/o-fonde-2/materials/ (дата обращения: 13.05.2021).
  5. Личностный опыт выпускников детских домов в контексте значимых жизненных событий: отчет по результатам исследования [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Дети наши». 2017. 47 с. URL: https://detinashi.ru/wp-content/uploads/2018/04/2018_Opros_vy-pusknikov_E-tap2_final.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
  6. Личностный опыт выпускников детских домов в контексте значимых жизненных событий: отчет по результатам исследования [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Дети наши». 2019. 56 с. URL: https://drive.google.com/file/d/1BEOx95pEjk8XB-2ZerQ8UeFJGGhLClAE/view (дата обращения: 13.05.2021).
  7. Омельченко А.С. Критерии выбора случая для работы по восстановлению отношений воспитанников учреждений для детей-сирот с кровными семьями и распределение обязанностей специалистов проекта // Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства. М., 2017. 25 c. URL: https://detinashi.ru/wp-content/ uploads/2017/09/Siroty2_site.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
  8. Омельченко А.С. Проект «Не разлей вода. Смоленская область» Благотворительного фонда «Дети наши» и описание практики работы с кровными семьями воспитанников учреждений для детей-сирот // Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства. М., 2017. 11 c. URL: https://detinashi.ru/wp-content/uploads/2017/09/Siroty2_ site.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
  9. Омельченко А.С., Исаченко П.В., Киприч А.Л., Сорокина У.В., Якусевич К.А. Технология работы с кровными семьями воспитанников учреждений для детей-сирот // Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства. Опыт Смоленской области. М., 2018. 11 с. URL: https://detinashi.ru/wp-content/uploads/2017/04/Siroty4_ block.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
  10. Омельченко А.С., Язневич Е., Подушкина Т.Г. Отношение к кровной семье у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Дети наши». 2016. 47 с. URL: https://detinashi.ru/wp-content/material/krovnaya_semya_2017.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
  11. Описание практики «Неразлейвода» БФ«Дети наши» [Электронный ресурс]// Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. 2019. 13 с. URL: https://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/ uploads/2019/11/Дети_наши_описание.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
  12. Положение о деятельности Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства» [Электронный ресурс] // Об Оценке. 2015. 4 с. URL: http://ozenka.info/ partners/ (дата обращения: 13.05.2021).
  13. Профилактика социального сиротства. Опыт Благотворительного фонда «Дети наши» и других организаций / под ред. А.С. Омельченко. М.: БФ «Дети наши», 2019. 194 с.
  14. Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства. Опыт Смоленской и Вологодской областей: сборник статей / под ред. А.С. Омельченко. М.; Смоленск: БФ «Дети наши», 2017. 268 с.
  15. Рассказова А.Л. Психическое развитие ребенка в контексте теории привязанности // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 25 апреля 2019 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 355—358.
  16. Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства [Электронный ресурс] // Об оценке просто: подготовлено АНО «Эволюция и Филантропия». 2018. URL: https://ep.org.ru/wp- content/uploads/2019/11/sbornik_small_13_11-1.pdf (дата обращения: 02.05.2021).
  17. Ebrahim A. Measuring Social Change: Performance and Accountability in a Complex World. Stanford University Press, 2019. 311 p.
  18. Ebrahim A., Rangan V.K. What Impact: A Framework for Measuring the Scale and Scope of Social Performance // California Management Review. 2014. Vol. 56(3). P. 118—141.
  19. Evidence-Based Practice in Psychology // American Psychologist. 2006. Vol. 61(4). P. 271—285.
  20. Gambrill E.D. Evidence-Based Practice: An Alternative to Authority-Based Practice // Families in Society: The Journal of Contemporary Human Services. 2018. Vol. 99(3). P. 283—294. DOI:10.1177/1044389418786699
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика