Психологические особенности отношения к семье и браку у детей, воспитывающихся вне семьи

811

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности отношения к семье и браку у детей, воспитывающихся вне семьи. Анализируются результаты исследования, проведенного по данной теме. Проблема особенностей развития детей-сирот недостаточно проработана в психологической науке. Между тем, обращение к данной проблеме особенно важно в связи с тем, что дети, воспитывающиеся вне семьи, рано или поздно встанут перед выбором модели своей собственной семьи. Проведенный теоретический анализ и результаты исследования позволяют сделать вывод, что семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка. Полная версия статьи представлена в электронной версии журнала (см. CD-диск).

Общая информация

Ключевые слова: семья, дети, жизнь вне семьи, выбор партнера, интернат, образование, психология

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Раевская О.В., Колупаева О.Б. Психологические особенности отношения к семье и браку у детей, воспитывающихся вне семьи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 4. С. 53–58. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n4/Rayevskaya_Kolupaeva (дата обращения: 05.11.2024)

Полный текст

Исследование проводилось в 2014-2015 годах на базе ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в дальнейшем будем его именовать «Центр»). С 2014 года он является Федеральным государственным оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа. Центр создан для обеспечения и проведения комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, получения образования, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих малыми и затихающими формами туберкулеза.

Результаты проведенного исследования были заслушаны на методическом совете Центра, в работу которого были внесены коррективы, связанные с таким важным моментом социализации детей, как будущая семейная жизнь, поэтому в рабочий план были внесены темы лекционных и тренинговых занятий, направленные на гармонизацию отношения детей к семье и браку, подготовкой детей к социальной роли мужа и жены

В исследуемую нами выборку вошли ученики восьмого класса школы Центра, которые воспитываются в условиях интерната, вне семьи от 1 до 6 лет (21 человек — 10 девочек, 11 мальчиков). Дети являются либо круглыми сиротами (7 человек), либо их родители были лишены родительских прав (14 человек).Также на одном из этапов исследования была включена контрольная группа, состоящая из учеников общеобразовательной школы, воспитывающихся в условиях семьи (22 человека — 10 девочек и 12 мальчиков). Общая выборка составила 43 человека.

В этом исследовании использованы методы свободного интервью, анкетирование, психодиагностические методики «Измерение установок в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозмана, Е.М. Дубовской и «Диагностика семейных взаимоотношений» А.Н. Волковой в модификации В.И. Слепаковой. В качестве дополнительной была выбрана проективная методика «Рисунок семьи».

При помощи методики А.Н. Волковой, предназначенной для измерения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке (мы предлагали детям в инструкции представить себе будущего супруга/супругу) были выявлены следующие данные.

Статистически значимые различия между показателями по шкалам методики в выборке детей, воспитывающихся вне семьи, и детей из контрольной выборки были обнаружены по шкале «Авторитетность» (уважение).

Оценка значимости различий в полученных данных производилась с помощью критерия Манна — Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.

Сформулируем гипотезы:

Н0 — показатель по шкале «Авторитетность» партнера у испытуемых, воспитывающихся в школе-интернате, выше показателя у испытуемых, воспитывающихся в семьях;

Н1 — показатель по шкале «Авторитетность» у испытуемых, воспитывающихся в школе-интернате, не выше этого показателя у испытуемых, воспитывающихся в семьях.

Определяем критические значения: UsKp.0,05= 72; UsKp.0,01= 56.

Принимаем гипотезу Н1, так как Uэмп не равно U кр. (это исключения из общего правила). Таким образом, показатель по шкале «Авторитетность» у испытуемых, воспитывающихся вне семьи статистически значимо (на уровне достоверности р<0,05) отличается от уровня самооценки испытуемых, воспитывающихся в семьях.

Можем сделать вывод о том, что отношение к потенциальному брачному партнеру у детей, воспитывающихся вне семьи, имеет специфику по сравнению с отношением к будущему брачному партнеру у детей из полных семей. Дети из полных семей в большей степени принимают партнера по браку как личность, склонны разделять его мировоззрение, интересы, мнения, принимать их как эталон. Дети, воспитывающиеся вне семьи, к будущему брачному партнеру относятся с некоторой долей неуважения, пренебрегая интересами его как личности. Вероятно, что таким образом у детей из интерната проявляются некие защитные механизмы, исходя из позиции, которую дети зачастую озвучивали в интервью — «человек из хорошей семьи вряд ли меня выберет», «хорошего мужа не найти».

При этом следует отметить, что показатели по шкалам «Понимание», «Эмоциональное притяжение» в исследуемых группах статистически значимо не отличаются и демонстрируют высокий уровень в пределах числовой меры каждой шкалы.

Таким образом, можно констатировать, что дети, воспитывающиеся вне семьи, как и дети из полных семей, одинаково признают в будущем брачном партнере способности к пониманию, субъективному ощущению знания личностных особенностей партнера, отсутствие затруднений в интерпретации поведения, мыслей, намерений и чувств партнера в браке, собираются их учитывать в выстраивании семейных отношений, высоко ценят необходимость этих качеств в браке.

Также в обеих группах выявлено желание детей видеть в будущем партнере по браку эмоциональную привлекательность, желание общаться с ним на глубоком эмоциональном уровне, иметь в браке психотерапевтический контакт с партнером.

При проведении эмпирического исследования использована методика Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозма­на, Е.М. Дубовской по измерению установок в семейной паре. При создании опросника руководствуемся представлениями о том, какие аттитюды человека могут оказывать наиболее сильное влияние на его внутрисемейные отношения (аттитюд (от франц. attitude — поза) — готовность к выполнению какого- либо действия. Синоним: установка. Аттитюд — специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации (источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/ attityud)). Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам:

1)   отношение к людям;

2)   альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3)   отношение к детям;

4)   отношение к автономности или зависимости супругов;

5)   отношение к разводу;

6)   отношение к любви романтического типа;

7)   оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

8)   отношение к «запретности секса»;

9)   отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;

10)   отношение к деньгам.

При работе с опросником по измерению семейных установок были исключены вопросы по шкалам 6 и 7 (оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни, отношение к «запретности секса»), так как существовали те темы, которые мы в исследовании не затрагивали по морально-этическим соображениям и как не связанные с целью исследования. Анализ средних показателей и статистически значимых различий по критерию Манна — Уитни (р<0,05) показателей шкал опросника «Измерение установок в семейной паре» по выборкам показывает следующее.

Статистически достоверные отличия на уровне 5% вероятности по показателям исследованных семейных установок в группе детей, воспитывающихся вне семьи, и детей из полных семей получены по следующим переменным: альтернатива между чувством долга и удовольствия, отношение к детям, отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи и отношение к деньгам.

Высокий показатель у детей из полных семей по переменной «Отношение к деньгам» показывает, что они бережливее относятся к деньгам и растратам, нежели дети из интерната (которые, возможно, просто не имеют опыта свободного распоряжения денежными средствами). Можно предположить, что дети из интерната в семейной жизни столкнутся с проблемой отсутствия взаимопонимания с партнером по вопросу семейных сбережений и их расходования.

Показатель отношения к автономности или зависимости супругов у детей из интерната выше, что говорит о выраженной ориентации на совместную деятельность супругов в своей будущей семье, во всех сферах семейной жизни.

Высокий балл по шкале «Отношение к детям» получен в обеих группах, хотя в группе детей из интерната только два человека из 21 набрали очень низкий балл, что снивелировало высокие показатели в среднем по выборке. Иначе средний показатель по группе детей из интерната был бы выше. Для них представляется более значимой роль детей в жизни человека как продолжателей рода.

По переменной «Отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи» у детей из интерната показатель выше, что объясняется менее традиционным представление респондентов о роли женщины в семье. Как нам кажется, это связано с переменой взглядов на семью у молодого поколения в целом. Предполагается, что женщины уже меньше тяготеют к домашнему хозяйству и роли домохозяйки, все большее количество женщин хотят получить высшее образование, построить карьеру, иметь высокооплачиваемую работу и т. д.

Переменная альтернатива между чувством долга и удовольствием показала выше результат у детей из интерната, что дает нам возможность говорить о более выраженной ориентации у них на долг по сравнению с удовольствием.

Для детей обеих выборок характерны высокие показатели по переменной «Отношение к любви романтического типа», что говорит о выраженной ориентации на традиционно представляемую романтическую любовь вне зависимости от того, в полной или неполной семье воспитывался ребенок.

При помощи анкеты были проанализированы установки детей по отношению к своей будущей семейной жизни. Результаты представлены в табл. 1.

Вопрос

Варианты ответов

Интернат, %

Школа, %

Всего, %

Считаете ли вы себя готовым к семейной жизни

Да

13,9

31

23,1

нет

86,1 *

69 *

76,9

Как вы относитесь к «гражданскому браку»

положительно

30,6

23,8

26,9

отрицательно

19,4*

40,5*

30,8

безразлично

50

35,7

42,3

По-вашему, беременность или рождение ребенка является основанием для вступления в брак

да

77,8

61,9

69,2

нет

22,2*

38,1*

30,8

Согласны ли Вы с утверждением

«С милым рай и в шалаше»

да

69,4

71,4

70,5

нет

30,6

28,6

29,5

Кто, по вашему мнению, должен быть

инициатором совместной семейной жизни

мужчина

86,1

95,2

91

женщина

13,9*

4,8*

9

Табл. 1. Результаты анкетирования.
Жирным шрифтом и звездочкой в таблице отмечены результаты, которые статистически значимо отличаются по критерию Стьюдента. Коэффициент Стъюдента txy= 2,620 > tст.=2,00, различия достоверны для 1-го уровня значимости (95%).

В целом по выборке (две группы) к так называемому «гражданскому браку» положительно относятся 26,9%, отрицательно 30,8% и безразлично 42,3%. Отсюда видим, что почти половине учащихся, воспитывающихся в семье или вне семьи, безразлично, зарегистрирован брак или нет. Особенно пугает тот факт, что численный перевес тех, кто негативно относится к такому явлению, как «гражданский брак», не намного больше тех, кто положительно к этому относится. Это является демонстрацией того, что ценность такого социального института, как семья в ее традиционной форме, теряется, и на ее смену приходят альтернативные формы браков, в том числе и сожительство, каковым является незарегистрированный брак. Посмотрим различия между ответами воспитанников интерната (1 группа) и обычных школьников из полных семей (2 группа). 50% детей первой группы безразлично относятся к незарегистрированным бракам, а 30,6% относятся положительно и всего 19,4% — отрицательно. Дети из семей же, наоборот, в большинстве — 40,5% — относятся отрицательно и 23,8% — положительно. Это свидетельствует, о том, что в 1 группе дети больше склонны к «гражданским бракам», а может, и больше боятся оказаться неудачными в семейной жизни, чем во второй.

На вопрос «Является ли беременность или рождение ребенка основанием для вступления в брак» — 69,2% учащихся ответили «да», а 30,8% ответили «нет». Эту ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны, это можно охарактеризовать положительно, так как это значит, что современная молодежь осознает необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужны оба родителя, о долге перед ним. С другой стороны, это означает, что школьники изначально допускают такую возможность, как вступление в брак по беременности, при этом, возможно, не всегда осознавая, что такой брак, созданный лишь на этом основании, мало «сулит добра» счастливой семейной жизни.

Был задан еще один вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением «С милым рай и в шалаше»?». На что 70,5% респондентов ответили «да» и 29,5% ответили «нет». Это может свидетельствовать, что большинство учащихся 8-х классов материальными благами интересуются не в первую очередь, возможно, не хотят сознаться в корыстных помыслах, может, просто романтично настроены по отношению к будущему браку. В этом вопросе, как и в предыдущем, принципиальных различий между ответами детей из интерната и детьми из семей выявлено не было.

И последний вопрос был связан с тем, кто, по их мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни. Большинство, а точнее 91% учащихся, ответили, что им должен быть мужчина, и только 9% посчитали, что это должна быть женщина. В этом вопросе обе группы солидарны. Но, тем не менее, в группе детей из интерната выше процент тех, кто считает, что инициатором брака может быть и девушка.

Результаты исследования говорят о том, что все- таки современная молодежь в своем большинстве считает «любовь» основополагающим мотивом при принятии решения вступления в брак, что, безусловно, радует. Тем не менее, мотив «престиж или поиск материальных благ» находится далеко не на последнем месте. Можно предположить, что если со школьной скамьи у подрастающего поколения не воспитывать ценностное отношение к семье как основополагающей составляющей здорового общества и не культивировать нравственность и высокий уровень духовной культуры, то у современной молодежи в скором будущем этот мотив займет ведущую позицию. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня, ориентируется на фильмы и сериалы о богатой жизни, масс-медий- ные персонажи, легко вступающие в брак и разводящиеся. Какими будут эти дети в завтрашней взрослой жизни, зависит от того, научат ли их бережно относиться к семье как ценности для человека.

Результаты проведенного с подростками-сиротами интервью показали, что они имеют особое представление о семье, хотя никогда в ней не жили или жили очень короткий жизненный период. Основная тематика рассказов подростков-сирот, не имеющих опыта жизни в семье в течение бы хотя бы 4-5 лет, посвящена описанию благополучных детско-родительских отношений. Материнская забота, адекватное выполнение родителями своих функций имеют для них преимущественное значение. При этом дисгармония в отношениях детей и родителей также проявляется на высоком уровне. Подростки видят родителей непонимающими, семейную систему зачастую воспринимают как разобщенную, демонстрируют искаженное представление о распределении ролей в семье.

Полученные результаты могут указывать на подсознательное стремление к благополучной семейной жизни в сочетании с крушением надежды реализовать его в реальности. Подростки отдают себе отчет в том, что их шансы на устройство в семью невысоки, однако испытывают обостренную потребность в привязанности к взрослому, в индивидуальном внимании, ощущении своей нужности, уникальности для воображаемого или полуреального близкого. Так, многие подростки склонны наделять окружающих их взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) характеристиками воображаемых родителей, обращаться к ним в соответствии с той или иной семейной ролью («мама», «батя», «дед»). При этом наблюдается дефицит знаний о семье (семейных ролях, функциях, методах и приемах воспитания и пр.), что отражается в неадекватных ожиданиях по поводу каждой из вышеперечисленных характеристик.

Представления о будущем браке тоже идеализированы и категоричны («я никогда не предам жену/ мужа/ребенка»).

Презентация в рисунке «Только “Я”» может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это, наряду с не- сформированным чувством общности, указывает на определенную эгоцентричность и истероидные черты характера. Если же рисунку характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке присутствуют другие детали и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутистических тенденций. В нашем случае двойное «Я» маленькое, схематичное, подвешенное в воздухе.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

При анализе рисунков также обращалось внимание на особенности графических презентаций отдельных членов семьи, которые могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1)   количество деталей тела — голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни);

2)   декорирование — детали одежды и украшения, то есть шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;

3)   количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека. О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи — семилетний ребенок может оказаться выше и шире своих родителей и т. д. Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Заключение

Проблема особенностей развития детей-сирот недостаточно проработана в психологической науке, особенно в теоретическом плане: мало работ, построенных на лонгитюдных исследованиях, отсутствует специально разработанный инструментарий диагностики детей-сирот. Между тем, обращение к данной проблеме особенно важно в связи с тем, что дети, воспитывающиеся вне семьи, рано или поздно встанут перед выбором модели своей собственной семьи. В настоящее время дети подросткового возраста составляют основной контингент воспитанников детских домов и интернатов. Среди них — подростки, имеющие опыт жизни в семье и не имеющие такого опыта.

Проведенный теоретический анализ и результаты нашего эмпирического исследования позволяют сделать следующие общие выводы.

1.  Дети, воспитывавшиеся в учреждениях с самого рождения, испытывают нарушения в развитии значительно чаще и в большей степени, чем дети, которые поступают в учреждения интернатного типа только в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, заботы, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться.

2.   Анализ работ ряда исследователей также позволяет сделать выводы, что на этапе подготовки молодежи к семейной жизни влияет целый ряд факторов, и одним из главных является родительская семья, закладывающая основы формирования супружеских ориентаций. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это — самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. 

3. С детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье — или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. 

4. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. В случае с детьми, которые воспитываются вне семьи, традиционные факторы, влияющие на формирование отношения к будущей семье, трансформируются в зависимости от имеющегося или отсутствующего в принципе опыта проживания в семье, того, каким он был, в каком возрасте ребенок попал в интернат, как сложились отношения с педагогами и сверстниками.

6. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что в отношении подростков, воспитывающихся вне семьи и в семье, к своей будущей семье и браку имеются как сходства, так и отличия (что подробно описано в третьем разделе нашего исследования и выводах к нему). Схожие тенденции обнаружены в выборе мотивов вступления в брак — это любовь, романтические отношения, желании эмоциональной близости и готовности к собственному эмоциональному отклику, признании будущих детей как высшей семейной ценности. Наибольшие различия связаны с описанием традиционных социально-психологических ролей женщины в семьи, умением распределить бюджет семьи, готовности признать партнера по браку равным себе. Дети из интерната более ориентированы на дальнейшую кооперацию с партнером, совместную деятельность с ним.

В целом можно сказать, что поставленные задачи были решены, исследовательская цель достигнута.

Дальнейшее направление исследования может быть связано с выбором более широкого диапазона методического инструментария, увеличении выборки испытуемых, разработке конкретной программы социально-психологической поддержки детей, воспитывающихся вне семьи, с учетом выявленной проблематики.

 

 

Раевская Оксана Витальевна — окончила Черниговский государственный педагогический институт им. Т. Шевченко. После окончания института и по сей день работает педагогом-психологом в ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Евпатория. Область интересов: ИКТ и арт-терапия. Автор статей на сайтах: nayrok.ru; infourok.ru; my.1september.ru; prodlenka.org; kopilkaurokov.ru.

Колупаева Оксана Борисовна — методист ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Евпатория, воспитатель высшей категории.

Литература

  1. Азарова Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: Дисс. канд. фил. наук. — М., 2000 — 130 с.
  2. Алешина Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
  3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с разным стажем совместной жизни. — М., 1985.
  4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С. 25–37.
  5. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — 1987. — №2. — С. 60–72.
  6. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов. — М., 2001.
  7. Алешина Ю.Е., Лекторский Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — №5. — С. 80–88.
  8. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология.— 1993. — №4. — С. 25–34.
  9. Боулби Дж. Привязанность ребенка к матери. — М., 2003.
  10. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический поход к консультированию детей и подростков. — М., 2003.
  11. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. — 1999. — №4. — С. 47–57.
  12. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 208 с.
  13. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 1985. — №2. — С. 186–187.
  14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб: Петрополис, 1998.
  15. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС. — 1995. — № 10. — С. 96–99.
  16. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.
  17. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991 — 128 с.
  18. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование psyedu.ru — 2013. — 2.
  19. Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф. Масловой: В 2 ч. — Орел, 1994.
  20. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
  21. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. — М.: Глобус, 2009. — 256 с.

Информация об авторах

Раевская Оксана Витальевна, педагог-психолог, ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Евпатория, Россия

Колупаева Оксана Борисовна, методист, ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Евпатория, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1025
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 811
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1