Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования

1114

Аннотация

В статье представлены подходы к организации междисциплинарного консилиума образовательной организации как вида психолого-педагогической экспертизы, направленного на разработку стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. Проведен анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность специалистов в системе образования РФ, и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме организации различных видов консилиумов в образовательной организации. Описаны требования к организации и виды междисциплинарных консилиумов в форме психолого-медико-педагогического или психолого-педагогического консилиума. Материалы проведенного анализа могут стать основой для разработки положения о деятельности междисциплинарного консилиума образовательной организации.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, междисциплинарный консилиум образовательной организации, психолого-педагогический консилиум (ППк), психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), стратегия психолого-педагогического сопровождения

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 11–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Umnyakova_Egorov (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическая экспертиза является одной из форм сопровождения, способствующей реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования. Перед образовательными организациями, реализующими программы основного и дополнительного общего образования, стоит задача экспертной оценки образовательных условий, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы в образовательной организации, эффективности реализации образовательных программ и т. д..

Литература

  1. Бейсова В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 283 с.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  3. Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. — 1983. — №6. — С. 82–86.
  4. Ванакова Г.В. Психолого-педагогический консилиум как метод управления формированием и развитием ребенка // Психологическое здоровье и образование личности: Сборник научных трудов / Науч. ред. Т.В. Левкова, отв. ред. Т.М. Маслова. — Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. — С. 9–22.
  5. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012. — 256 с.
  6. Дубровина И.В. Психолого-педагогический консилиум // Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М., 1991. — С. 130–132.
  7. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.
  8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Междисциплинарный консилиум в службе психического здоровья детей и подростков: Учебно-метод. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Педагогическая литература, 2015. — 400 с.
  9. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт. — М.: Современное образование, 2014. — 78 с.
  10. Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А. Деятельность школьного консилиума в планировании образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в системе инклюзивного образования // Психология образования: Научный альманах / Отв.ред. Р.Е. Барабанов. — М.: МФЮА, 2016. — С. 95–101.
  11. Консилиум — решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / Авт.   сост. О.Б. Григорьева и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 271 с.
  12. Олтаржевская Л.Е. и др. Психолого-педагогический консилиум: от А до Я: Методическое пособие для педагогических работников общеобразовательных организаций. — М.: Парадигма, 2016. — 55 с.
  13. Письмо Минобразования РФ от 02.08.2001 №809/23-6 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии» // Вестник образования. — 2001. — №21.
  14. Письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» // Вестник образования. — 2002. — №3.
  15. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901  6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=316942&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.9501346831280049 (дата обращения 26.08.2016).
  16. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») // Администратор образования. — 2016. — №9, май.
  17. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=153049&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.6834172986510572 (дата обращения 26.08.2012).
  18. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» // Вестник образования. — 2016. —№6.
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 №07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» // Вестник образования. — 2016. — №5.
  20. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 653853&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.9420641575821038 (дата обращения 26.08.2016).
  21. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». — Официальный интернет-портал правовой информации. 22.01.2016. — [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201601220007 (дата обращения 26.08.2016).
  22. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоро            вья». — Официальный интернет-портал правовой информации. 06.02.2015. — [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201502060025 (дата обращения 26.08.2016).
  23. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // Российская газета. — №247. — 01.11.2013.
  24. Приказ Минобрнауки России от 27.02.2015 №131 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральном агентстве по делам молодежи работы по выполнению плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=617960&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.8084595646224992 (дата обращения 26.08.2016).
  25. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // Российская газета. — № 285. — 18.12.2013.
  26. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». — Официальный интернет-портал правовой информации. 20.08.2015. — [Электронный ресурс] URL: http://p u b l i c a t i o n . p ra v o . g o v. r u / D o c u m e n t / V i e w /0001201508200035 (дата обращения 26.08.2016).
  27. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 №167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 года» // Собрание законодательства РФ. — 16.02.2015. — №7. — С. 1067.
  28. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов / Сост. Э.М. Александровская, И.В. Коновалова. — М.: МГППУ, 2006. — 60 с.
  29. Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» // Вестник образования. — 1995. — №7.
  30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  31. 31. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: Научный альманах / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. — М.:МФЮА, 2016. — С. 123–132.
  32. Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. — 150 с.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 947
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1114
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4