Организация и документирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов (из опыта работы специалистов психологической службы)

442

Аннотация

В статье представлен опыт специалистов психологической службы ГБОУ Школа №1420 г. Москвы по реализации модели сопровождения детей-инвалидов, основанной на внутришкольном взаимодействии специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума. Описан порядок взаимодействия, перечень и содержание профессиональной документации по данному направлению.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети-инвалиды, ОВЗ, особые образовательные потребности, психолого-педагогический консилиум, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецова А.А., Ларина Н.С. Организация и документирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов (из опыта работы специалистов психологической службы) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 19–24. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Kuznetsova_Larina (дата обращения: 16.04.2024)

Полный текст

 

Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в образовательное пространство — одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования [1, 2, 5]. Накоплен и обобщен значительный научно-практический опыт по проблемам инклюзивного образования (Алехина С.В., Кузне­цова Л.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ямбург Е.А. и др.). С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а также образовательный стандарт для детей с интеллектуальными нарушениями [4]. В то же время, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов остается одним из наиболее трудоемких и наименее регламентированных (точно определенных) направлений в профессиональной практике педагогических коллективов образовательных организаций.

В данной статье мы хотим поделиться опытом работы специалистов психологической службы ГБОУ Школа №1420 г. Москвы в одном из прикладных аспектов проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов — документальном оформлении индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) и индивидуальных учебных планов (ИУП) на основе индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида. Но прежде нам представляется важным определить место данного аспекта в системе работы специалистов психологической службы школы по сопровождению детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

Работа специалистов психологической службы образовательной организации по данному направлению основана на нормативно-правовой документации:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

— Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы»;

— Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

— Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н

(с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”»;

— Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н

« “Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)”»;

— Закон г. Москвы от 28.04. 2010 г. №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»;

— Устав и локальные нормативно-правовые акты образовательной организации (Положение о порядке предоставления специальных условий обучения обучающимся с ОВЗ, Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, Положение о психологической службе образовательной организации).

Исходя из содержательного анализа нормативно­правовой документации можно выделить три категории обучающихся, нуждающихся в адресном психолого-педагогическом сопровождении, определении необходимости и спектра специальных условий обучения.

1.    Дети с особыми образовательными потребностями — широкая категория, объединяющая обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-мигрантов, обучающихся с девиантным поведением, находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей [7].

2.    Обучающиеся с ОВЗ — категория, включающая в себя детей с нарушениями слуха, зрения, опорно­двигательного аппарата, речи различной степени тяжести, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра различной степени тяжести, сложными дефектами. Обучающиеся данной категории нормативно являются таковыми на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и/или на основании заключения медико-социальной экспертизы. В последнем случае ребенок получает статус «ребенок-инвалид». Ребенок-инвалид в зависимости от медицинского диагноза и особенностей ограничения по здоровью может не иметь заключения ПМПК. Нормативно для образовательной организации данная категория подразделяется внутри себя на:

—    обучающихся, имеющих заключение ПМПК (обучающиеся с ОВЗ);

—    обучающихся, имеющих заключение медико-социальной экспертизы (дети-инвалиды);

—    детей-инвалидов, имеющих заключение ПМПК.

3. Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [10]. К этой категории можно отнести детей, которые не проходили ПМПК, не имеют инвалидности, не состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, но при этом имеют объективные, в большей или меньшей степени очевидные трудности в обучении и взаимодействии со сверстниками и/или педагогами. Последние две группы являются более узкими по отношению к первой. Можно сказать, включаются в нее.

В данной статье речь пойдет о документации по психолого-педагогическому сопровождению детей- инвалидов. Основанием для выделения авторами статьи именно данной группы обучающихся являлись:

во-первых, объективная необходимость уяснения и упорядочивания организационно-прикладных аспектов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, имеющих различный нормативный статус;

во-вторых, попытка реализовать неформальный процесс «удержания в фокусе профессионального внимания», а также попытка сопровождения развития детей-инвалидов. Все это — в связи с неизменно возникающим вопросом о необходимости предоставления данным обучающимся специальных условий при прохождении процедур текущей и итоговой аттестации.

Важно отметить, что среди обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид», есть дети, чьи особенности и потребности, очевидно, требуют создания сложной системы специальных условий развития и обучения. Но есть и те, кто полностью интегрирован в нормативную среду и не нуждается в особых условиях. Однако уже сам факт фиксации данного обстоятельства на разных этапах взросления и обучения ребенка-инвалида — с точки зрения документального оформления и психолого-педагогического сопровождения — диктует идентичные в обоих случаях требования. А именно: при наличии в школе детей, имеющих статус «ребенок-инвалид», в образовательной организации должны быть отдельные документы (адаптированные основные образовательные программы, программы психологического сопровождения, индивидуальные карты, ИОМ, ИОП и т. д.), отражающие факт особого внимания взрослых к актуальным потребностям данного ребенка, специальные условия обучения и развития, результаты их создания для каждого ребенка-инвалида.

К слову, эта же ситуация распространяется на сопровождение и других категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями. Очевидно, что возникает риск избыточности и дублирования документации, формализации работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Документация может быть в наличии, но при этом не являться отражением системы реальной работы и взаимодействия специалистов и учителей по психолого­педагогическому сопровождению ребенка-инвалида. Во избежание данных рисков специалисты психологической службы ГБОУ Школа №1420 г. Москвы пришли к необходимости профессиональной рефлексии модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, в частности, через упорядочивание документально-нормативного обеспечения работы по данному направлению.

Центральным звеном в модели психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, включая детей инвалидов, является школьный психолого-педагогический консилиум (ППк). Психолого-педагогический консилиум — одна из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленная на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве с учетом имеющихся ресурсов как в самой организации, так и за ее пределами [3, 7]. В соответствии с Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации и планом-графиком его работы (утверждаемым в начале учебного года руководителем образовательной организации) при поступлении в школу ребенка-инвалида планируется и проводится первое заседание ППк. Как правило, это происходит на второй-третьей неделе сентября, когда повторно уточняются списочные составы и социальные паспорта классов на период начала учебного года. Однако ребенок-инвалид может поступить в школу и в течение учебного года, а также уже обучающийся в школе ребенок может получить данный статус. В этом случае организуется внеплановый ППк.

Во время подготовки консилиума каждым специалистом-участником ППк изучается документация обучающегося: индивидуальная программа реабилитации, заключения ПМПК (при наличии), анкеты ро- дителей/законных представителей, психолого-педагогические заключения (если ребенок посещал ранее образовательные организации) и т. п. Если ребенок уже обучается в образовательной организации, при необходимости проводятся диагностические мероприятия, наблюдение за ребенком во время уроков и внеурочной деятельности, беседы с родителями (законными представителями). На консилиум приглашаются все специалисты и учителя, непосредственно работающие с ребенком-инвалидом (учитель/воспи- татель, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и т. д.), а также родители (законные представители). На первом ППк осуществляется анализ социальной ситуации развития ребенка. В ходе консилиума обсуждаются рекомендации ИПР, заключения ПМПК (при наличии), заключения специалистов школы с целью определения необходимых специальных условий обучения и создания индивидуального образовательного маршрута. Если в ходе консилиума на основании объективных данных признается необходимость создания для ребенка адаптированной образовательной программы, а заключения ПМПК нет в наличии, решением ППк ребенок направляется на ПМПК. Важно понимать, что процедура прохождения семьей ПМПК может занимать значительное время, а ребенок-инвалид в любом случае нуждается в сопровождении. Поэтому на первом ППк даже в ситуации отсутствия заключения ПМПК на основе рекомендаций ИПР специалистами образовательной организации разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида. ИОМ включает в себя:

1)   описание особенностей развития (на основании заключений) и особых потребностей ребенка (по решению ППк);

2)    описание ресурсов ребенка (по решению ППк);

3)    задачи развития ребенка на период сопровождения (от одной четверти / семестра до полугода);

4)   описание специальных условий обучения и воспитания в соответствии с рекомендациями в ИПР и/ или решением ППк;

5)   сроки контроля динамики развития и нормирования маршрута.

На основании ИОМ создается индивидуальный учебный план на текущий учебный год. Данный документ в зависимости от содержания ИОМ разрабатывается и заполняется коллегиально специалистами, необходимыми для психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка. В нем описываются все компоненты реабилитационного воздействия и мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению, задачи специалистов, осуществляющих реабилитацию/сопровождение, конкретные формы работы.

Второе плановое заседание ППк планируется на начало второго полугодия или (если ребенок поступил в течение учебного года) в указанные в ИОМ сроки контроля динамики и нормирования маршрута. Внеплановое — после прохождения ПМПК. Процедура подготовки специалистов ко второму (и последующим) консилиуму идентична первому. В ходе второго консилиума производится корректировка ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК и заключениями, подготовленными специалистами школы. В заключениях фиксируются результаты адаптации ребенка-инвалида к условиям обучения, динамика развития в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями во взаимосвязи с задачами коррек­ционно-развивающей и реабилитационной работы, зафиксированной в ИОМ. При необходимости разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Третье заседание ППк проводится в конце учебного года с целью подведения итогов и определения задач обучения и развития ребенка-инвалида на следующий учебный год. На плановых заседаниях ППк целесообразно рассмотрение потребностей и специальных условий детей-инвалидов, обучающихся на одном уровне общего образования (дошкольники, начальная, основная, старшая школа).

Таким образом, документы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида можно разделить на следующие группы:

1)   общешкольная документация (образовательные программы и локальные нормативные акты);

2)    документация ППк; индивидуальные документы — основания предоставления специальных условий ребенку-инвалиду;

3)    индивидуальные документы, описывающие специальные условия, предоставляемые ребенку-инвалиду;

4)    рабочая документация специалистов сопровождения.

Остановимся подробнее на каждой из этих групп.

Общешкольная документация, регламентирующая порядок создания и содержание специальных условий для детей-инвалидов, представлена следующими документами.

1.   Основные общеобразовательные программы всех уровней общего образования. В частности, раздел «Программа коррекционной работы», в котором представлено описание особенностей содержания обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (в том числе, детей-инвалидов, имеющих заключение ПМПК), условий и механизмов реализации программы. В данном разделе описана работа педагогического коллектива с обучающимися, которые (по решению ПМПК) могут осваивать общеобразовательную программу при организации специальной коррекционной работы [6, 8].

2.   Адаптированные основные общеобразовательные программы. Разрабатываются для обучающихся, которые (по решению ПМПК) в силу особенностей развития не могут осваивать основную общеобразовательную программу [4].

3.    Положение о порядке предоставления специальных условий обучения лицам с ОВЗ и инвалидностью. В данном документе описываются нормативно­правовые основания и разработанный на их основе порядок организации в школе работы по созданию условий обучения для детей указанных категорий. На основе этого документа, в том числе, осуществляется расчет финансирования специальных условий в соответствии с установленными нормативами.

4.    Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. Документ, который регламентирует порядок междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательной организации по обеспечению оптимальных условий развития обучающихся, функциональные обязанности членов консилиума, требования к перечню и содержанию документации ППк.

5.    Положение о психологической/логопедической/ социально-психолого-педагогической службах (в зависимости от потребности и условий образовательной организации). Данный документ описывает порядок создания и функционирования соответствующих служб, содержит требования к перечню и содержанию документации, отражающей процесс и результат их работы.

6.    Договор о межведомственном взаимодействии с ресурсными организациями. При необходимости заключается образовательной организацией с центрами медико-психолого-социального сопровождения в случае отсутствия возможности предоставления определенных специальных услуг и условий обучения ребенку-инвалиду.

Данные документы разрабатываются ответственными за соответствующее направление членами административной команды образовательной организации (заместителями директора, руководителями служб, методистами и др.) при участии других членов педагогического коллектива, привлеченных к разработке данных документов в установленном в образовательной организации порядке. Данные документы утверждаются директором перед началом учебного года (на соответствующий период действия) и размещаются на официальном сайте образовательной организации.

 Документы ППк (в соответствии с положением) включают в себя следующее.

1.   Приказ директора образовательной организации о составе ППк в текущем учебном году. В данном приказе, помимо состава, указано также закрепление функциональных обязанностей членов консилиума за конкретными лицами. Приказ размещается на сайте образовательной организации.

2.   План-график работы ППк на учебный год. Разрабатывается ответственными лицами из состава ППк, утверждается директором образовательной организации и размещается на сайте образовательной организации.

3.    Протоколы заседаний ППк. Ведутся ответственным лицом (на основании приказа о составе ППк) в установленной в Положении о ППк форме. Содержат решение ППк и соответствующие приложения (характеристики и заключения специалистов образовательной организации, списки детей-инвалидов, нуждающихся в создании особых условий, ИОМ). На основании протоколов ППк составляются и уточняются списки детей с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов, нуждающихся в создании специальных условий обучения, которые утверждаются приказом директора образовательной организации. Хранятся в установленном в Положении о ППк порядке.

Индивидуальные документы — основания предоставления специальных условий ребенку-инвалиду включают в себя следующее.

1.    Справка о медико-социальной экспертизе и индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

2.     Заключение ПМПК (при наличии).

Данные документы добровольно предоставляются в школу родителями (законными представителями образовательной организации), как правило, в канцелярию при поступлении и/или оформлении льгот. Дальнейший порядок «движения» и учета информации о поступлении ребенка-инвалида в школу и/или присвоении ему данного статуса (или статуса ОВЗ) должен быть административно определен. В противном случае (особенно в условиях больших образовательных комплексов) есть серьезный риск, что время и возможности, необходимые для оказания квалифицированной помощи ребенку, будут упущены. Что, с одной стороны, влечет за собой риски для развития ребенка, с другой — является прямым нарушением Закона «Об образовании в Российской Федерации».

К индивидуальным документам, описывающим специальные условия, предоставляемые ребенку-инвалиду (в соответствии с общешкольными нормативными актами), относятся следующие.

1.   Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида (ИОМ).

2.    Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (ИУП).

3.    Расписание индивидуальных и групповых занятий (может быть частью ИУП и должно включать в себя занятия, в том числе, со специалистами из ресурсных организаций).

Важно отметить, что данные документы могут и должны являться организационной частью Программы коррекционной работы основной общеобразовательной программы или Адаптированной основной общеобразовательной программы (если она рекомендована ребенку ПМПК). Но они также могут быть «самостоятельными документами» в случае, если заключения ПМПК ребенок-инвалид не имеет, но по решению ППк нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.

Рабочая документация специалистов сопровождения (в соответствии с Положениями, о которых шла речь выше) включает в себя следующее.

1.  Согласия родителей (законных представителей) обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение.

2.   Актуальные списки обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, находящихся на сопровождении.

3. Рабочие коррекционно-развивающие программы, утвержденные директором образовательной организации.

4.   Расписание индивидуальных занятий (в соответствии с ИУП ребенка-инвалида).

5.   Индивидуальная карта динамики развития обучающегося (может быть частью ИОМ).

6.    План и график работы специалиста.

В контексте данной статьи мы оставляем за рамками обсуждения возможный полный перечень рабочей документации специалистов служб сопровождения, который регламентируется внутришкольными положениями о соответствующих службах, формируется в зависимости от потребностей образовательной организации [9]. Здесь представлены только те документы, которые, по мнению и на основании профессионального опыта авторов статьи, могут (в том числе, в ситуации проверки) отражать деятельность педагогического коллектива по созданию условий обучения и воспитания детей-инвалидов.

Таким образом, в представленной модели все мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов — следствие решения ППк об их актуальности и эффективности, которое принимается на основании ИПР, с учетом рекомендаций ПМПК и затем динамики изменений в развитии и социально-психологической адаптации ребенка. Данные мероприятия представляют собой систему психолого­педагогических условий и реализуются в рамках профессиональных компетенций и функциональных обязанностей учителями, классными руководителями, специалистами школьной психологической службы, специалистами центров психолого-медико-социального сопровождения (на основании договора), социальными педагогами, тьюторами (в роли которых могут выступать родители). Эти мероприятия отражны в идентичных формулировках и временных рамках в ИОМ и ИУП ребенка-инвалида, в решениях ПМПк, в программах и планах работы специалистов, осуществляющих сопровождение. ИОМ и ИУП детей-инвалидов в зависимости от специфики могут быть включены в описание механизмов реализации Адаптированной общеобразовательной программы и/или Основной общеобразовательной программы школы.

По нашему опыту, данный подход к документированию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов позволяет сделать документацию описанием реального взаимодействия субъектов образовательного процесса и специалистов ресурсных организаций по созданию условий обучения и развития данной категории обучающихся. Мы полагаем, что представленный подход экстраполируется и на документирование психолого-педагогического сопровождения других категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями — в том случае, если функционирует целостная модель, в центре которой находится школьный консилиум (ППк). Если в случае с ребенком-инвалидом «отправной точкой» построения для него системы условий является ИПР, то в случае с ребенком ОВЗ — заключение ПМПК. В ситуации, когда ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, адаптации и/или социализации, но не имеет нормативно закрепленного статуса, в «роли» ИПР выступает заключение самого ППк.

 

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивная образовательная практика как объект психолого-педагогических исследований // Материалы II Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). — Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. — Т. 1. — С. 155–163.
  2. Государственная программа «Доступная среда» на 2010-2020 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://dsprus.ru.
  3. Олтаржевская Л.Е. и др. Психолого-педагогический консилиум: от А до Я: Методическое пособие для педагогических работников общеобразовательных организаций. — М.: Парадигма, 2016. — 55 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
  6. Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Инновационный потенциал развития Службы практической психологии образования в системе образования: Сборник тезисов участников круглого стола 23 октября 2013 г. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — С. 8–12.
  7. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
  8. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2016. — №4 (октябрь-декабрь). — С. 113–122.
  9. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А., Ларина Н.С. Психологическое сопровождение основной образовательной программы: опыт проектирования ГБОУ Школа лицей №1420 // Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14–15 апреля 2016). — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. — С. 153–156.
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42).

Информация об авторах

Кузнецова Анастасия Андреевна, начальник, отдел взаимодействия с образовательными организациями, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Ларина Надежда Сергеевна, педагог-психолог, ГБОУ Школа №1420

Метрики

Просмотров

Всего: 731
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 442
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0