Вестник практической психологии образования 2017. Том. 14, № 3. С. 25–29
ISSN:
2658-3100 (online)
К вопросу о профессиональной этике специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования 609
Умняшова И.Б. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362 e-mail: umnjashovaib@mgppu.ru
В статье приводится анализ нормативно-правовых документов и документов профессионального сообщества, показывающий отсутствие единого подхода к определению принципов профессиональной этики проведения психолого-педагогической экспертизы в системе образования. Представлены аргументы и размышления о необходимости обсуждения в профессиональном сообществе данных принципов, приведены примеры формулировки принципов профессиональной этики специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования.
Экспертная деятельность в сфере образования является одной
из форм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,
способствующего реализации психолого-педагогических условий федерального
государственного образовательного стандарта общего образования. Проведенный
анализ нормативных документов, регулирующих организацию
психолого-педагогической экспертизы (ППЭ) в системе образования Российской
Федерации, показал, что на сегодняшней день нет единого четкого определения
этого понятия.
Литература
Ахаян А.А. Проект Профессионального кодекса учителя и
дополнительная информация к размышлению [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.emissia.org/offline/2010/1380.htm (дата обращения:
03.09.2017).
Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная
экспертиза: методология и смысл. — М.: Смысл, 2008. — 135 с.
Мишина Е. Врачи, учителя и социальные работники получат
правила профессиональной этики [Электронный ресурс] // Российская газета. —
2013. — №6012 (36). — URL: http://www.rg.ru/2013/02/20/etika.html (дата
обращения: 03.09.2017).
Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 N 09-148 «О
направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий,
направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной
этики педагогическим сообществом») [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и
нормативно-правые акты Российской Федерации. — URL:
http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-06022014-n-09-148/ (дата
обращения: 03.09.2017).
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования
и науки Российской Федерации. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата
обращения 03.09.2017).
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]
// Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 03.09.2017).
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №413 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] //
Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 03.09.2017).
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: Учебник
для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2014. — 421 с.
Стенограмма радиопередачи «Родительское собрание». Тема
«Профессиональный Кодекс учителя» (с участием А.Г. Каспржака, В. Могилевской,
М. Алимова), 31 января 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Эхо
Москвы». — URL: http://echo.msk.ru/programs/assembly/ 652089-echo.phtml (дата
обращения: 03.09.2017).
Умняшова И.Б. Вопросы профессиональной этики
педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических
работников // Вестник практической психологии образования. — 2017. — №1 (50). —
С. 9–13.
Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической
экспертизы в системе образования // Психология образования: Научный альманах. —
М.: МФЮА, 2016. — С. 123–132.
Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в
системе образования: предмет и содержание // PEM: Psychology. Educology.
Medicine. — 2016. — №3. — URL: http://pem.esrae.ru/13_156 (дата обращения:
03.09.2017).
Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова
Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики
специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник
практической психологии образования. — 2016. — №2 (47). — С. 19–26.
Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания
организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования
Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. — 2016. — Том
6. — №3. — С. 162–177. — https://psyjournals.ru/files/82934/
psyandlaw_2016_3_Umnyashova_Egorov.pdf.
Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум
образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в
системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. —
№3 (48). — С. 11–17.
Умняшова И.Б., Новикова Г.В., Гильяно А.С., Мурафа С.В.,
Запорожская Д.Е. Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики
психологов образования // Вестник практической психологии образования. — 2016.
— №4 (49). — С. 23–31.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. — 31.12.2012.
— № 303.
Этический кодекс педагога-психолога Службы практической
психологии образования [Электронный ресурс] // Детская психология для
специалистов. — URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885
(дата обращения: 03.09.2017).
Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 года V
Съездом Российского психологического общества) [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Российского психологического общества. — URL:
http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 03.09.2017).