Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 3. С. 25–29
ISSN: 2658-3100 (online)
К вопросу о профессиональной этике специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, профессиональная этика
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б. К вопросу о профессиональной этике специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 25–29. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Umnyakova_2 (дата обращения: 18.11.2024)
Полный текст
Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих организацию психолого-педагогической экспертизы (ППЭ) в системе образования Российской Федерации, показал, что на сегодняшней день нет единого четкого определения этого понятия [15]. При этом в психолого-педагогической литературе достаточно широко освещен вопрос организации экспертной деятельности, в том числе, в системе образования. Под экспертной деятельностью понимается форма человеческой деятельности, применяемая к решению различных задач, способ анализа причинно-следственных связей по отношению к тому, что уже произошло, или тому, что еще может произойти [2]. Психолого-педагогическая экспертиза представляет собой вид комплексной гуманитарной экспертизы, направленный на изучение прямого и обратного влияния процессов, происходящих в системе образования, на участников этого образовательного процесса. ППЭ проводится с участием специалистов-экспертов, обладающих специальными знаниями в области экспертизы. Выбор форм и методов экспертизы определяется специалистами в зависимости от целей и задач экспертизы. Основные требования к эксперту: профессиональная компетентность, гуманистические ценности, аналитическое (рефлексивное) мышление, соблюдение норм профессиональной этики [12].
Наиболее разработанной моделью экспертной деятельности с участием психолога является концепция судебно-психологической экспертизы, включающая организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы [9]. В системе общего образования отсутствует единый научный подход к организации ППЭ в системе образования. Существует, как минимум, 7 основных направлений:
1) экспертиза образовательной среды (В.А. Ясвин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.И. Панов);
2) экспертиза образовательных (педагогических) технологий (В.А. Гуружапов, И.М. Улановская, И.В. Ри- вина, Н.И Поливанова);
3) экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Е.Б. Лактионова, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян);
4) экспертиза профессиональной деятельности педагогов (Д.А. Иванов, Р.В. Овчарова, Е.С. Усова), общественно-профессиональная система оценки и сертификации квалификаций (В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис, Е.Н. Геворгян, Е.С. Романова, Б.М. Абушин и др.);
5) экспертиза инновационных процессов (Д.А. Иванов, Г.А. Мкртычян, С.Н. Рыбинская);
6) экспертиза качества образовательных услуг (Е.Б. Лактионова, Е.Г. Матвиевская, Н.Ю. Конасова);
7) экспертиза методического обеспечения образовательной деятельности (Е.О. Смирнова, Л.Ф. Чупров, О.А. Белобрыкина, Е.С. Романова, Л.С. Макшанцева) [13].
Наиболее распространенным видом экспертной деятельности в сфере образования является психолого-педагогический или психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации, создающийся с целью разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, к которым относятся: обучающиеся с ОВЗ; высокомотивированные и одаренные обучающиеся; дети-мигранты; дети и подростки, проживающие и воспитывающиеся в социально неблагополучных условиях и/или находящиеся в трудной жизненной ситуации; обучающиеся, демонстрирующие различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения [16].
Говоря об этических принципах психолого-педагогической экспертизы, стоит отметить, что, в отличие от судебно-экспертной практики, в сфере образования нет закрепленных в законодательстве этических норм данного вида деятельности. В психологическом сообществе существует два документа, регламентирующих соблюдение принципов профессиональной этики педагогов-психологов:
1) Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России (принят на I Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года) [19];
2) Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 года V Съездом Российского психологического общества) [20].
Данные документы разработаны и приняты профессиональными сообществами (Федерация психологов образования России и Российское психологическое общество) и обязательны к исполнению только членами данных сообществ.
В настоящее время в профессиональном сообществе психологов образования активно обсуждается вопрос о внесении изменений и дополнений в Этический кодекс педагога-психолога, который был принят в 2003 году [19]. На III Всероссийском съезде практических психологов, организованном Федерацией психологов образования России в 2013 году, были названы следующие проблемные зоны в области реализации принципов профессиональной этики психологами образования:
1) отсутствие в профессиональном сообществе единого понимания терминов, входящих в название и описание этических принципов;
2) отсутствие в существующем документе информации о возможных нарушениях профессиональной этики и последствиях этих действий;
3) проблема проверки компетентности в области профессиональной этики психологов образования;
4) необходимость разработки механизма регуляции реализации этических принципов профессиональным сообществом.
В настоящее время идет работа по дополнению и обновлению содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России». Основные направления этой деятельности:
1) изучение и анализ мирового опыта в создании этических принципов профессиональных сообществ;
2) усиление вопросов профессиональной этики в профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога образования);
3) разработка единой терминологической базы, используемой в документации профессионального сообщества (глоссарий терминов и определений);
4) создание и описание инструментария реализации этических принципов в деятельности педагогов- психологов (психологов образования) и механизмов реагирования профессионального сообщества на факты нарушения профессиональной этики;
5) организация обсуждения вопросов соблюдения профессиональной этики на страницах журнала профессионального сообщества «Вестник практической психологии образования» [11, 14, 17].
В педагогическом сообществе попытка принять единые этические принципы была предпринята на Педагогической ассамблее учителей в Санкт-Петербурге 21-22 января 2010 года, когда был представлен проект профессионального кодекса учителя [8]. Данный проект широко обсуждался в профессиональном сообществе и в итоге не был принят, так как содержал множество позиций, вызвавших негодова
ние и недоумение в профессиональном сообществе [1, 3, 10].
На сегодняшний день необходимость соблюдения норм профессиональной этики педагогических работников отражены в «Законе об образовании Российской Федерации» [18], где указано, что:
1) педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48);
2) педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: ... право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; . академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 47). Но сами нормы профессиональной этики в «Законе об образовании Российской Федерации» не указаны.
В 2014 году Министерство образования и науки РФ опубликовало методическое письмо «Рекомендациии по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом» [4], в котором описывается Кодекс профессиональной этики педагогических работников, разработанный Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования. В документе указано, что Кодекс профессиональной этики является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи) и разработан, в том числе, с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Несмотря на то, что данный документ носит рекомендательный характер, он адресован органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования для организации работы по внедрению Кодекса профессиональной этики в образовательное сообщество в целом и конкретно в каждую образовательную организацию. При этом педагогические сотрудники конкретной образовательной организации могут внести дополнения и изменения в данный документ с учетом Устава организации и существующих норм корпоративной этики. Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников состоит из 3-х разделов:
1) общие положения, описывающие нормативные основания разработки данного документа, его цели и задачи;
2) этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей;
3) ответственность за нарушение положений Кодекса [4].
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников описывает общие требования к поведению сотрудников образовательных организаций, не детализируя правила поведения в конкретных ситуациях, в частности, в процессе организации и проведения психолого-педагогической экспертизы. Вопросы нарушения профессиональной этики должны рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательных организаций, и (или) комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Как и в профессиональном сообществе педагогов-психологов (психологов образования), в профессиональной среде педагогических работников в РФ на сегодняшний день не существует этического комитета, который бы занимался экспертизой и регулированием реализации норм профессиональной этики в профессиональном сообществе.
Проведенный и представленный выше анализ документов, регламентирующих вопросы реализации принципов профессиональной этики специалистов сферы образования, показал, что в настоящее время отсутствуют единые требования к этике проведения психолого-педагогической экспертизы в системе образования. Данный вопрос может быть решен только при активном участии профессионального сообщества в обсуждении и принятии норм профессиональной этики специалистов, участвующих в проведении психолого-педагогической экспертизы в системе образования, в детальном описании принципов профессиональной этики и правил поведения специалистов в ситуациях этических дилемм, а также при создании и качественном функционировании в профессиональном сообществе группы специалистов (этического комитета), в чьи обязанности будут входить функции регулирования норм выполнения принципов профессиональной этики всеми специалистами, участвующими в психолого-педагогической экспертизе в системе образования.
Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования, как вид гуманитарной экспертизы, должна подчиняться строгой системе этических и юридических принципов, а именно:
1) соблюдение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве экспертизы;
2) независимость эксперта;
3) объективность исследования [2, с. 39-41, с. 85].
Соблюдение принципа законности предполагает знание и соблюдение нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования Российской Федерации. Специалисты, участвующие в проведении психолого-педагогической экспертизы в системе образования, должны неукоснительно соблюдать права субъектов образовательных отношений, отраженных в международном и российском законодательстве:
1) Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года;
2) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года №1559-1);
3) Конституция Российской Федерации;
4) Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Реализация принципа независимости эксперта предполагает, что специалист, проводящий психолого-педагогическую экспертизу, не должен находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего экспертизу. В процессе проведения психолого-педагогической экспертизы в системе образования этот принцип в такой формулировке невозможно соблюсти в полной степени, так как заказчиком данного вида экспертизы чаще всего выступают административные и педагогические работники образовательной организации (реже — родители/ законные представители обучающихся), и проведение психолого-педагогической экспертизы может проводиться специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации, в состав которого входят штатные сотрудники образовательной организации. Соблюдение принципа независимости для психолого-педагогической экспертизы в системе образования требует уточнения и дополнения, а именно акцентирование внимания на относительной независимости эксперта. Специалист, участвующий в проведении психолого-педагогической экспертизы в системе образования, не должен находиться в родственных связях с подэкспертным лицом; но при этом должен давать заключение, основанное на результатах собственного исследования в соответствии со своими профессиональными знаниями, и нести личную ответственность за данное им заключение [2, с. 40].
Принцип объективности исследований диктует эксперту, участвующему в процессе психолого-педагогической экспертизы в системе образования, проведение исследования и формулирование выводов строго на научной (теоретической и методологической) основе, соответствующих современному уровню развития области, в которой он обладает специальными знаниями. Экспертные выводы должны строго вытекать из результатов исследования. Данный принцип также задает требование к беспристрастности эксперта, он не должен быть заинтересован в каком-либо определенном исходе экспертизы. Объективность экспертизы является следствием ее субъективности — опоры высококвалифицированного эксперта на свое индивидуальное знание и видение ситуации, отличающееся от знания и видения большинства людей [2, с. 40-41].
Говоря о научной основе психолого-педагогической экспертизы в системе образования, стоит обратить внимание на отсутствие описания в научной литературе принципов психолого-педагогической экспертологии. Как и отмечалось ранее, наиболее разработанной моделью экспертной деятельности является концепция судебно-психологической экспертизы [9], в связи с чем мы обратились к описанию ее принципов и обнаружили, что данные принципы, при определенной корректировке используемых терминов, способны отразить принципы психолого-педагогической экспертизы в системе образования. К этим принципам относятся:
1) принцип сравнительного экспертоведения, предусматривающий выявление опосредованной зависимости специальных знаний экспертов, используемых в процессе психолого-педагогической экспертизы в системе образования, от уровня развития психологических и педагогических наук и отраслей (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической, юридической, этнической и других отраслей психологии, социальной и специальной (коррекционной) педагогики, дефектологии и логопедии и т. д.) и смежных с ними отраслей (медицина, право и др.);
2) диалектическое единство интеграции и дифференциации педагогической психологии и педагогики как предметных экспертных наук.
В заключение хочется подчеркнуть, что принципы профессиональной этики психолого-педагогической экспертизы должны обсуждаться при активном участии профессионального сообщества с привлечением специалистов, участвующих в проведении данного вида экспертной деятельности: педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и т. д. Профессиональное сообщество экспертов должно не только сформулировать четкие этические принципы психолого-педагогической экспертизы в системе образования, но и подробно описать правила поведения специалистов в ситуациях этических дилемм, а также ответственность специалистов за нарушение данных принципов при проведении психолого-педагогической экспертизы в процессе своей профессиональной деятельности.
Литература
- Ахаян А.А. Проект Профессионального кодекса учителя и дополнительная информация к размышлению [Электронный ресурс]. — URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1380.htm (дата обращения: 03.09.2017).
- Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. — М.: Смысл, 2008. — 135 с.
- Мишина Е. Врачи, учителя и социальные работники получат правила профессиональной этики [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2013. — №6012 (36). — URL: http://www.rg.ru/2013/02/20/etika.html (дата обращения: 03.09.2017).
- Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 N 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом») [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правые акты Российской Федерации. — URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-06022014-n-09-148/ (дата обращения: 03.09.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 03.09.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 03.09.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 03.09.2017).
- Профессиональный кодекс учителя [Электронный ресурс] // Учительская газета. — 2010. — №5. — URL: http://www.ug.ru/archive/34928 (дата обращения: 03.09.2017).
- Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2014. — 421 с.
- Стенограмма радиопередачи «Родительское собрание». Тема «Профессиональный Кодекс учителя» (с участием А.Г. Каспржака, В. Могилевской, М. Алимова), 31 января 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Эхо Москвы». — URL: http://echo.msk.ru/programs/assembly/ 652089-echo.phtml (дата обращения: 03.09.2017).
- Умняшова И.Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников // Вестник практической психологии образования. — 2017. — №1 (50). — С. 9–13.
- Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: Научный альманах. — М.: МФЮА, 2016. — С. 123–132.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2016. — №3. — URL: http://pem.esrae.ru/13_156 (дата обращения: 03.09.2017).
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2 (47). — С. 19–26.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. — 2016. — Том 6. — №3. — С. 162–177. — https://psyjournals.ru/files/82934/ psyandlaw_2016_3_Umnyashova_Egorov.pdf.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
- Умняшова И.Б., Новикова Г.В., Гильяно А.С., Мурафа С.В., Запорожская Д.Е. Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №4 (49). — С. 23–31.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. — 31.12.2012. — № 303.
- Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования [Электронный ресурс] // Детская психология для специалистов. — URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 03.09.2017).
- Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 года V Съездом Российского психологического общества) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского психологического общества. — URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 03.09.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 886
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 960
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1