Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков в образовательных организациях города Москвы

845

Аннотация

В тексте статьи анализируются потенциально опасные тенденции, зачастую являющиеся спусковым механизмом в проявлении деструктивных форм поведения детей и подростков. В качестве имеющихся средств и алгоритмов психолого-педагогического воздействия анализируются механизмы профилактики, том числе, способы и модели действий, которые, по мнению авторов и на основании их практического опыта, считаются наиболее эффективными в данном случае. Авторы подчеркивают особую значимость системной профилактической работы, которая включает в себя взаимодействие не только с обучающимся группы риска, но и с их ближайшим окружением, родителями и педагогами. Это позволяет обеспечить психологическую поддержку для обучающегося, разделить ответственность среди всех участников ситуации, обсудить последствия и риски, совместно разработать индивидуальный план безопасного поведения. В завершении статьи приводится подробный анализ существующих площадок и проектов для развития и реабилитации детей и подростков, активно развиваемых на базе Государственного бюджетного учреждения «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы».

Общая информация

Ключевые слова: дети и подростки, негативные проявления, профилактическая работа

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Середенко Н.В., Васильева Н.Н., Савкова В.М. Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков в образовательных организациях города Москвы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 24–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Seredenko_Vasilieva_Savkova (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Современная жизнь школьника предполагает включение в стремительный ритм мегаполиса и высокие требования социума. Каждый обучающийся в течение своей жизни проходит ряд этапов, связанных с необходимостью эмоциональной и волевой концентрации, потребностью в высоком уровне саморегуляции и социальной адаптивности. В ряде ситуаций, в случае нарушения по той или иной причине нормативной социальной ситуации развития, мы можем наблюдать, что стихийный поиск возможности для удовлетворения нормативных возрастных потребностей приводит ребенка или подростка в ситуацию серьезного социального риска, а в некоторых случаях — к негативному проявлению в поведении. Результаты такого не управляемого взрослыми поиска могут выглядеть как бунт, протест, кризис, а также различные формы избегания ситуации (уход из дома, прогулы в школе, замалчивание проблемы, уход от решения).

С сожалением стоит отметить, что подростковый возраст в последнее время чаще ассоциируется с негативными проявлениями, нежели с достижениями и успехами. И это не случайно.

Как сделать так, чтобы предотвратить опасные тенденции, предоставить возможность детям жить в безопасной среде, посещать надежные и проверенные развивающие площадки, общаться с интересными и успешными взрослыми? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Опираясь на практический опыт коллег и собственные результаты работы с молодежью, мы пришли к выводу, что перечисленные ранее деструктивные формы поведения часто бывают связаны с недостаточным уровнем безопасности и ненадежностью социальной среды для современных детей и подростков. Стоит отметить, что в последнее время особенно остро чувствуется нехватка таких площадок, на которых дети и подростки могут испытать себя, проверить свои возможности, показать себя остальным, поговорить на волнующие темы, получить поддержку и обратную связь об уровне своих достижений. Поэтому современные школьники часто вынуждены самостоятельно искать такие места, где они могут быть успешными, чувствовать себя нужными, получать психологическую поддержку, развивать себя.

Порой им кажется, что незнакомый взрослый в социальных сетях может подсказать выход из трудной ситуации, а занятия рискованными видами спорта могут переключить с переживаний о семейных проблемах, дать возможность не думать о трудностях в школе. В итоге средства массовой информации регулярно освещают очередные происшествия, связанные с негативными проявлениями детей и подростков. Уходы из дома, острые конфликтные ситуации, рискованное поведение, правонарушения и жестокое обращение стали нередкими. Анализируя причинно­следственные связи между теми переменами, что происходят в молодежной среде, мы отметили следующие опасные тенденции.

1.   Неконтролируемая зона свободы. Стоит отметить, что современные дети нередко бывают предоставлены сами себе, их границы свободы существенно увеличились, в особенности если сравнивать с предыдущим поколением. В настоящий момент реже можно увидеть, что родители контролируют режим дня своего ребенка, ограничивают его круг знакомств и меру самостоятельности, в любой момент могут ответить на вопрос, где и с кем находится их ребенок. И это несмотря на то, что контроль сейчас осуществлять проще, так как есть мобильные телефоны, интернет, социальные сети. Парадокс заключается в том, что раньше мир был менее технологичным, но границы свободы ребенка однозначно устанавливали взрослые. В настоящее время дети как будто перестали чувствовать чрезмерный контроль со стороны родителей, самостоятельно планируя свой день, устанавливая границы дозволенного в рамках своих собственных потребностей и жизненного опыта. С этим, несомненно, связано увеличение количества противоправных действий с участием несовершеннолетних.

2.    Снижение социально-коммуникативных навыков. Выстраивание взаимоотношений, работа в команде, умение аргументировать свою точку зрения в общении — в эпоху компьютерных технологий стали маловостребованными навыками среди современных детей. Нельзя игнорировать тот факт, что сфера общения претерпела сильные изменения. В прошлом остались проникновенные письма, длительные разговоры, командные походы, костры и песни до утра. На смену пришли короткие диалоги в социальных сетях, «смайлики», заменяющие чувства и эмоции, частая смена круга друзей и непродолжительные отношения. Современные тренды нельзя остановить, как бы этого ни хотелось взрослым, они беспощадно врываются в нашу жизнь, и важно приспособиться к ним, иначе дистанция между детьми и взрослыми будет только расти. Увеличился порог трудных ситуаций, с которыми не может самостоятельно справиться современный школьник. Бытовой конфликт с одноклассником может за короткие сроки превратиться в драку, дружеские отношения по необъяснимым причинам перерасти во вражду. Ценность человеческих отношений подменилась вариативностью возможных и необходимых действий и большим списком контактов в социальных сетях. В этом смысле роль взрослого, как и прежде, состоит в том, чтобы наполнить смыслом отношения детей, поделиться инструментами конструктивного взаимодействия, на своем примере обучить правилам эффективного и безопасного взаимодействия со средой.

3.    Расширение среды общения в интернете. Интернет стал более доступным для современных школьников. Сейчас практически невозможно представить ребенка, который не имеет возможности выйти в интернет или не владеет навыками общения в социальных сетях. Ежедневно в виртуальном пространстве появляются новые функции и возможности, благодаря которым современный человек существенно сокращает время на выполнение повседневных дел: поиск необходимых организаций, отправка информации, чтение новостей, обучение без отрыва от работы и многое другое. Такой интернет видят взрослые. Социальные сети, онлайн-игры, видеобло­ги и неограниченное пространство для общения — это интернет глазами детей. С сожалением стоит отметить, что расширение среды общения в интернете среди молодежи в основном приводит к увеличению частоты негативных действий и успешному усвоению деструктивных моделей поведения. Связано это с многофункциональностью и доступностью интернет- пространства, относительной информационной изолированностью от виртуальной среды, которая востребована в среде взрослых и контролируется ими. Такое использование ресурсов интернета характеризуется размытыми границами дозволенного, отсутствием санкций за нарушение правил, неограниченным лимитом времени пребывания, отсутствием какого-либо контроля со стороны взрослых.

4.   Изменения в детско-родительских отношениях. В настоящий момент родительская функция также претерпела множество изменений. Роль взрослых сместилась на второй план, расширились границы самостоятельности и раннего вступления ребенка во взрослую жизнь. Современная тенденция такова, что взрослые в ряде ситуаций вынуждены напоминать о своем существовании, подтверждать авторитет в глазах ребенка, убеждать в своей значимости, обозначать воспитательные функции. Так, раннее взросление и автономность ребенка связана с изменением социальной ситуации развития, изменением образа современных взрослых. К сожалению, в глазах детей взрослый реже считается надежным — тем, к кому можно обратиться за помощью в любой ситуации. По словам современных школьников, родителей в основном волнуют вопросы, связанные с учебой, успешным выполнением школьных заданий, отношения с учителями и отсутствие плохих отметок в дневнике, их перестали интересовать отношения со сверстниками, увлечения и отдых. Одним из решений может быть восстановление родительских функций, организация такого пространства, где станет возможным выстраивание конструктивного диалога между взрослым и ребенком, осуществление совместной деятельности.

5.    Снижение возраста вступления в половые отношения. Возраст вступления в половые отношения заметно снизился, что связано с доступностью информационного поля, изменениями в ценностных ориентирах. Несмотря на существующие ограничения по возрасту и современные технологии, в открытом доступе в интернете находится любая информация, связанная с половыми отношениями. Подростковый возраст — это пора проб и ошибок, когда, как бы ни старались взрослые, молодой человек интересуется собой и противоположным полом. Так, порой из-за недостатка информации и возможности обсудить интересующую тему подростки соглашаются на опасные эксперименты, ненадежные связи — и чаще с потерями для себя. Ориентируясь на современные образы, подростки стремятся самостоятельно познать мир, найти настоящую любовь, реализовать половую идентичность, не учитывая всех возможных рисков. Решением может служить увеличение количества надежных информационных источников, из которых подрастающий школьник может узнать о близких отношениях, ответить для себя на интересующие вопросы.

6.   Снижение мотивации к учебе. По словам детей, школа превратилась в непрерывные экзамены, срезы знаний, олимпиады и конкурсы. В прошлом остались чаепития, общие походы в театр и экскурсии — вспоминают старшеклассники. Жизнь выпускника с каждым днем все больше превращается в непрерывную гонку по репетиторам, подготовительным занятиям и за баллами ЕГЭ. С одной стороны, это неизбежно, так как необходимо с целью самообразования и реализации. С другой стороны, у современных детей слишком мало времени остается на самих себя, в стремительном ритме не хватает времени даже подумать, что мне может быть интересно и чем бы я хотел заниматься в жизни. Это решение нужно принимать иногда уже в средней школе. В итоге, в качестве ответной реакции, наблюдается перенасыщение учебным процессом, как следствие, — снижение мотивации и, как крайняя степень, — прогулы уроков и неуспеваемость. Решением сложившейся ситуации может служить организация досуга детей, увеличение количества развивающих площадок, территорий свободного общения для детей и подростков, дискуссионных клубов и современных проектов.

7.    Желание подростков иметь собственный доход. Стремление подростков заработать отчасти связано с улучшением уровня жизни, который предоставляет большое количество возможностей. У молодого человека существует масса соблазнов, связанных с материальными ценностями. Подросток в этом смысле наиболее чувствителен к предлагаемым модным новинкам и современным образам успешного человека. Ему кажется, что наличие нового телефона или ноутбука позволяет завоевать популярность среди сверстников, наличие собственных денег открывает новые горизонты, придает уверенности в отношениях с окружающими. Нередко подростки зарабатывают деньги опасными способами, ведь, как им кажется, это единственная возможность в их возрасте быстро и без особых затрат улучшить свое материальное положение. Во многом стремление подростков иметь собственный доход связан с особенностями детско-родительских отношений. Родители стремятся сформировать уважение детей к деньгам, труду, без которого невозможно заработать их. В свою очередь, дети не стараются вникать в суть воспитательного момента и слышат только нежелание давать им карманные деньги в том объеме, который они считают необходимым. Поэтому стремятся самостоятельно их заработать, даже небезопасным для себя способом.

8.    Увеличение количества молодежных политических организаций. Подростковый возраст — пора несогласия, бунта и мятежа, тому много примеров в отечественной и зарубежной литературе («Подросток» Ф.М. Достоевского, «Над пропастью во ржи» Д. Сэ­линджера) [3]. С этой точки зрения, подросток считается идеальной фигурой для участия в молодежных политических организациях. В основном это касается оппозиционных группировок, борющихся против ущемления прав меньшинств. Смысл подобных мероприятий преподносится как борьба за справедливость, равенство различных слоев общества, принятие и уважение потребностей разных людей. Эти темы особенно значимы в подростковом возрасте, поэтому, как правило, среди митингующих так много молодых людей и подростков. Плюс к этому, в подростковом возрасте понятия риска и опасности воспринимаются иначе, недооцениваются из-за естественного дефицита опыта в разграничении безопасной и угрожающей среды [1, 2]. В этом контексте велика роль взрослых, которые могут направить подростка и обсудить с ним возможные последствия и риски опасной ситуации, разработать план безопасного поведения.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что в современном мире существует множество опасных тенденций, и во многом различные проявления рискованного социального поведения связаны с существованием общей проблемы, которую можно назвать социально-психологической дезадап­тацией. В этом контексте ошибочно полагать, что негативные проявления детей и подростков являются следствием психологических проблем самого подростка и только. Потому попробуем разобраться, какие действия педагогов и других специалистов предпринимаются с целью снижения количества ситуаций, связанных с негативными проявлениями детей и подростков.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, педагогам важно формировать у учащихся ценности здорового и безопасного образа жизни, коммуникативные навыки и способы конструктивного реагирования на тяжелые жизненные ситуации. В арсенале у специалистов образовательных организаций есть множество способов по оказанию профилактической и консультативной помощи учащимся, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

Педагог ежедневно работает с классом в целом, а также с каждым конкретным ребенком. И от усилий педагога во многом зависит, насколько ребенок сможет в дальнейшем позитивно адаптироваться ко взрослой жизни. Все качества и навыки, которые необходимы человеку во взрослой жизни, развиваются постепенно и не могут появиться сами по себе, без участия взрослых.

Ошибочно также полагать, что самостоятельно разовьются такие важные навыки, как осознание последствий своих поступков, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, уважать личность и собственность другого, сострадание, сопереживание и прочие. Без целенаправленного участия взрослых в жизни ребенка мировоззрение, система ценностей молодого человека будет формироваться только на основании фильмов, которые он смотрит, блогов в интернете, которые он читает, правил, принятых в группе его сверстников (иногда эти правила оказываются жестокими и опасными).

В этой связи велика роль профилактической работы, которая, согласно реестру нормативных документов, подразумевает «...научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей» [4]. Уместным в этой связи будет вспомнить идею М.В. Ко­вальчук о том, что «.легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолеть его, противодействуя его проявлениям и последствиям».

Так как основным органом, представляющим сферу образования среди детей и подростков, является школа, именно она в первую очередь должна осуществлять работу по организации профилактической деятельности. Так, согласно Закону 120-ФЗ, в компетенции образовательных учреждений входят следующие задачи [4]:

•  оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

•     выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

•      выявление семей, находящихся в социально опасном положении;

•      обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

•    осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Напомним, что к проблемному полю социальной профилактики можно отнести всю совокупность де­виаций и негативных проявлений общественной жизни, как-то: преступность, суициды, алкоголизм, наркомания, беспризорность, различные кризисы, насилие и жестокое обращение.

В этой связи у педагогов школы существует набор эффективных мер воздействия и алгоритм, который, согласно регламенту школы, применяется в той или иной трудной ситуации. Это существенно упрощает урегулирование ситуаций в рамках повседневной будничной суеты и структурирует систему профилактики.

Так, одной из наиболее распространенных мер воздействия в школе считается постановка на внут- ришкольный учет. Не будем вдаваться в правовой аспект данной меры пресечения, остановимся на ее содержательной составляющей.

Обучающийся совершил какое-либо правонарушение, нарушил правила школьного распорядка или стал систематически пропускать школу. Общим голосованием среди педагогов, среди членов управляющего совета школы принимается решение поставить обучающегося на внутришкольный учет. В этом месте могут возникнуть сложности: в подборе профилактической программы, составлении индивидуального плана развития, распределении ответственности среди специалистов.

Нередко случается, что педагоги, начиная работу, сталкиваются со сложностью выбора наиболее эффективных форм воздействия на обучающегося, очередности педагогических мер по предотвращению последующих негативных проявлений школьника. На помощь, как правило, приходит административное решение, совместное обсуждение всех возможных выходов из ситуации, подключение внешних организаций, осуществляющих профилактическую деятельность.

Так, в случае правонарушения несовершеннолетними орган КДН и ЗП подключается к профилактической работе школы и готов оказать помощь в выявлении и установлении причин совершенного правонарушения. В случае нарушений в семейных вопросах на помощь школе приходят уполномоченные органы в сфере опеки. Они могут проинформировать семью об их правах и обязанностях, родительских функциях и возможных последствиях в случае нарушений родительских обязанностей. Также органы опеки проводят профилактическую индивидуальную и групповую работу с обучающимися в рамках гармонизации семейных ценностей.

Не стоит забывать, что практически в каждой школе существует своя социально-психологическая служба, в обязанности которой входит регулярное проведение мониторинга обучающихся, выявление группы риска и проведение профилактической работы, как в индивидуальном, так и в групповом формате.

Стоит обратить внимание на то, что целевой аудиторией любой профилактической работы являются не только обучающиеся образовательных организаций, но и родители и педагоги, с чем связаны, с одной стороны, комплексный подход в работе со всеми тремя сообществами, что позволяет добиться системности и целостности, а с другой стороны — увеличение нагрузки на педагогический состав школы.

Поэтому, несомненно, важно понимание того, что каждое из сообществ взаимосвязано друг с другом, и развитие одного из них существенно влияет на развитие двух остальных. В то же время, не стоит забывать о внешних ресурсах, таких как смежные организации, также обеспечивающие профилактическую деятельность разной направленности (досуговые, патриотические и психолого-педагогические центры, лагеря, городские проекты и т. д.).

Говоря о действующих доступных профилактических городских проектах, реализуемых в городе Москве, хочется обратить внимание на площадки, которые предлагает ГБУ ГППЦ ДОгМ, направленные на сопровождение несовершеннолетних, относящихся к группе риска. Их объединяет общая доступность и возможность включения в них на любом этапе работы с несовершеннолетним. Потому, на наш взгляд, на них будет полезно обратить внимание и использовать в работе в качестве дополнительного ресурса. К наиболее интересным и востребованным проектам в рамках деятельности Городского психолого-педагогического центра относятся следующие.

1. Школьная служба примирения (ШСП) — относительно новая технология, направленная на проведение профилактики конфликтного, девиантного и де- линкветного поведения детей и подростков, а также создание доброжелательных отношений в школе. Специалисты ГБУ ГППЦ ДОгМ (ведущие восстановительных программ, дипломированные медиаторы и тренеры по медиации) готовы оказать методическую помощь в обучении специалистов, создании и дальнейшем сопровождении службы примирения образовательных организаций. Эта деятельность осуществляется в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Деятельность основывается на концепции восстановительного подхода к профилактике и решению конфликтных ситуаций, который позволяет участникам образовательного процесса услышать позиции друг друга, совместно выработать решение и разделить ответственность за его выполнение.

Таким образом, реализуются важные для школьного сообщества ценности: восстановление доброжелательных отношений, активная ответственность, конструктивное включение родительского сообщества в изменение ситуации, формирование и поддержка безопасной среды.

Вниманию педагогов предлагаются следующие программы:

•    «Семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов»;

•  «Обучение навыкам проведения восстановительных программ для кураторов школьной службы примирения»;

•    «Обучение учащихся навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения (ШСП)»;

•    «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».

Особого внимания заслуживает клуб юных волонтеров школьной службы примирения «Диалог Дружбы», который объединяет детские команды ШСП.

Членство в Клубе дает подросткам возможность:

•      участвовать в обучающих программах (семинарах, мастер-классах, тренингах, квестах и др.);

•     взаимодействовать со сверстниками из других школ/колледжей и обмениваться позитивным опытом разрешения конфликтов;

•      совершенствовать свои навыки конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций.

Встречи в Клубе проходят 1 раз в 2-3 месяца на площадках московских школ.

Таким образом, в рамках профилактической деятельности данный проект предоставляет возможность обучиться как взрослым (педагогам и родителям), так и детям совместно со взрослыми — разрешать конструктивным способом конфликтные ситуации и предупреждать их формирование, что, в свою очередь, способствует повышению уровня психологической безопасности образовательной среды.

2.   Подростковый клуб — это развивающее пространство для подростков, технология деятельности которого показала свою эффективность для развития коммуникативных навыков и социальной адаптивности у подростков. Формируя безопасную поддерживающую среду, ведущие клуба (психологи) помогают участникам находить общий язык и включаться в совместную деятельность. Неоспоримым преимуществом можно считать то, что посещение клуба свободное, отсутствуют какие-либо временные рамки пребывания подростка в клубе. Он может уйти, а затем вернуться в клуб через какое-то время. Может самостоятельно планировать свое свободное время и выбирать удобный для посещения клуба день. Во время пребывания в клубном пространстве подростки имеют возможность в свободной, неформальной обстановке общаться друг с другом, заводить новые знакомства, проводить время в интересной и уважительной атмосфере за чаепитием в кругу сверстников и взрослых.

Подростковый клуб создан для всех категорий подростков, даже для тех, у кого нет ярко выраженных увлечений и знаний о себе. В клубе у подростков появится возможность развития в самопознании, самоопределении в ходе организуемых ведущими дискуссий на различные актуальные темы, участия в интересных проектах, связанных с литературой, актерским мастерством, музыкой и искусством.

Посещение подросткового клуба бесплатно, для этого нужно лишь проявить желание, прийти в Центр и заполнить договор. Более подробную информацию о работе клуба и адресах действующих площадок можно получить на сайте ГБУ ГППЦ ДОгМ.

3.    Форсайт профессионального успеха («Субботы московского школьника») — этот проект представляет собой тематические субботние встречи с московскими старшеклассниками (9-11 класс) в формате деловых игр в интерактивной форме, направленные на развитие и формирование у подростков универсальных личностных компетенций и умений специалиста XXI века, необходимых для достижения успеха в любой профессии.

Формат проведения мероприятий в рамках проекта нестандартный: подростки слушают короткую лекцию по теме, после чего участвуют в квесте, по сценарию которого им нужно пройти определенный набор «станций», выполнить задания и получить призы. По результатам проведенных мероприятий специалистами было отмечено, что такой формат наиболее интересен для школьников, так как в игре создаются условия, при которых подросток сам выбирает свой путь, знания и навыки, которые ему пригодятся для достижения цели.

Таким образом, обучение строится по принципу добровольности, в то же время требует от участников особой активности, инициативности и осознанности. Каждая деловая игра связана с какой-либо темой, чаще всего сформулирована в виде вопроса, как научиться тому или иному полезному навыку («что такое успешность?», «как стать креативным?», «как справиться со стрессом?» и т. д.). Так как игры проводятся со старшеклассниками, тематика занятий связана с проектированием профессионального успеха.

На некоторых квестах подростки имели возможность попробовать разные профессии, усовершенствовать свои знания и представления на данную тему. Трудно представить, где еще можно написать статью в роли журналиста, а затем оказаться на занятии по актерскому мастерству. Во время игры рядом с подростком находятся надежные взрослые, которые сопровождают на всем маршруте, объясняют задания, поддерживают в участниках боевой дух. В психологических кругах считается, что надежный взрослый — это тот, с кем можно быть откровенным, кому хочется доверять и общение с которым будет интересным, полезным и безопасным.

Таким образом, наличие взрослого в игре влияет на снижение тревоги участников, придает уверенность, работает на зону ближайшего развития. В игре подростки получают успешный опыт общения со взрослыми. Каждое подобное мероприятие проходит в групповом формате. Большинство заданий на «станциях» подростки выполняют вместе со своей командой, в результате чего совершенствуются их коммуникативные навыки, они получают опыт конструктивного общения со сверстниками, что в эпоху компьютерных технологий считается маловостребованным навыком. Так как в проекте участвуют подростки из разных школ, во время игры они могут значительно увеличить свой круг знакомств, услышать мнение своих сверстников, вступить с ними в дискуссию.

4.   Открытый город представляет собой проект, реализуемый на базе Городского психолого-педагогического центра для детей от 5 до 17 лет. Интересной особенностью данного пространства является креативный подход к проведению смены. Каждая смена — это погружение в мир чего-то нового, определение сферы своих интересов в безопасной атмосфере совместно со взрослыми, поддержка ценностей творчества и самовыражения. В течение одного дня дети и подростки имеют возможность оказаться в разных ролях, самостоятельно придумать себе персонажа и обучиться чему-то новому. Роль психологов, которые сопровождают детей во время тематических смен, — находиться рядом, предлагать интересные идеи выполнения заданий, поддерживать благоприятную атмосферу для творчества и развития.

В рамках проведения профилактической работы данный проект позволяет в течение продолжительного времени находиться рядом с детьми и подростками, в интерактивной форме создавать совместно с ними модель безопасной и надежной среды, формировать и опробовать различные способы выхода из трудных ситуаций.

5.    Неотложная психологическая помощь. На базе ГБУ ГППЦ ДОгМ существует служба неотложной психологической помощи, созданная для оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в случае возникновения кризисных (экстремальных) ситуаций в образовательных организациях города Москвы. Цель — предотвращение негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций различного характера. Работа осуществляется как на базе образовательных организаций, так и на базе центра. В школе и территориальных отделениях центра специалистами проводятся консультации всех участников образовательного процесса, вовлеченных в кризисную ситуацию.

Одним из наиболее востребованных и актуальных направлений работы службы является дистанционное оказание психологической помощи обучающимся, родителям и педагогам образовательных организаций посредством телефонного консультирования и онлайн-консультирования в формате анонимного чата. Организация оказания неотложной психологической помощи в формате анонимного чата позволяет взрослому профессиональному психологу быть рядом с детьми и подростками в той среде, которая востребована ими, а именно — в интернете. Обращение в чат является безопасным, поскольку анонимно и позволяет обсудить те вопросы, которые в ходе традиционной консультации было бы сложно озвучить с эмоциональной точки зрения.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что в городе существует достаточное количество современных интересных площадок для детей и подростков, развивающих и реабилитационных проектов, которые активно реализуются и могут служить полезным и необходимым ресурсом для семьи и образовательных организаций по вопросам профилактики негативных проявлений несовершеннолетних. Важно лишь научиться пользоваться ими и не ограничиваться в работе хорошо известными способами и технологиями, отработанными в течение многих лет. Порой просто необходимо сменить алгоритм и посмотреть на ситуацию со стороны.

Также в завершение хочется отметить, что в подростковом возрасте велика роль развития и самореализации. И потому существенно важно, в какой среде будут расти подростки, что и в каких условиях будут транслировать им взрослые. Так, роль взрослого направлять, но не навязывать, способствовать обучению, но не поучать, поддерживать, но не опекать, быть рядом, когда понадобится помощь. Рядом с такими взрослыми подростки могут стать самостоятельными и уверенными в своих действиях и поступках.

Благодарности

Хочется в очередной раз поблагодарить коллег за плодотворную работу и возможность получить богатый практический материал, ставший основой для написания данной статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кондрашкин, А.В. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] / А.В. Кондрашкин, Т.О. Кириллова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2012. — №4.
  2. Кондрашкин, А.В. Девиантное поведение подростков и интернет: изменение социальной ситуации / А.В. Кондрашкин, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9. — №1. — С. 102–113.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт; МГППУ, 2011. — 460 с. — Серия: Основы наук.
  4. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 г. №АК_923/ 07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением») [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rospsy.ru/system/files.

Информация об авторах

Середенко Нина Владимировна, кандидат медицинских наук, заместитель директора, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: SeredenkoNV@edu.mos.ru

Васильева Наталья Николаевна, педагог-психолог, ДОУ № 602, Москва, Россия

Савкова Виктория Михайловна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: rudomazinavm@gppc.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1209
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 845
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4