Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики

4405

Аннотация

Делинквентное поведение подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, что свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных подходов профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних. В статье обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается специфика и особенности делинквентного поведения подростков, выявлены и описаны экзогенные (совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка) и эндогенные (поло-возрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, личностные особенности) детерминанты делинквентности. Учитывая полидетерминированный характер описываемого явления, автор обосновывает необходимость и предлагает модель межведомственного взаимодействия и социального партнерства в решении вопросов профилактики делинквентности и ресоциализации делинквентных подростков.

Общая информация

Ключевые слова: делинквентность, предикторы делинквентности, особенности делинквентного поведения подростков, профилактика делинквентности, межведомственное взаимодействие и социальное партнерство

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Васягина Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 12–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Vasyagina (дата обращения: 24.12.2024)

Полный текст

Современный период исторического развития России характеризуется кризисными явлениями во многих сферах социальной жизни, которые, оказывая значительное воздействие на психику, способствуют распространению в обществе — и особенно в детской и подростковой среде — различных негативных явлений, увеличению частоты встречаемости делинквентного поведения.

Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, а примерно каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, при снижении статистических показателей, в структуре преступности несовершеннолетних доля тяжких и особо тяжких преступлений остается высокой: по таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждое третье-четвертое преступление; отмечены значительные удельные показатели по численности несовершеннолетних, совершивших преступление в группе; наблюдается снижение возрастных границ несовершеннолетних правонарушителей (11-12 лет) и среднего возраста осужденных (за последние 5 лет на 10,4% возросло число осужденных в возрасте 14-15 лет); происходит увеличение количества несовершеннолетних, совершивших преступное деяние в состоянии опьянения.

Указанные факты свидетельствуют о необходимости коренного пересмотра концептуальных подходов к сопровождению подростков с делинквентным поведением и к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних.

Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который определял делинквент­ное поведение как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом [Клейберг, 2004].

В современной зарубежной литературе термин «делинквентность» часто используется в сочетании с понятием «юношеский» и означает действия, совершаемые молодежью в нарушение каких-либо законов. В отечественной научной литературе делинквентное поведение также рассматривается в контексте социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание. Поэтому основным критерием делинквентного поведения выступают уголовные правонарушения [Змановская, 2004].

Одним из ключевых при решении данной проблемы является вопрос о причинах подростковой делин­квентности, осознание которых становится отправной точкой для разработки системы мероприятий, направленных на профилактику, предупреждение, а также ресоциализацию делинквентных подростков. Предпринятый нами анализ литературных источников, посвященных обсуждению данного вопроса, свидетельствует о поли­детерминированности делинквентности. В самом общем виде можно выделить две группы । '. предикторов делинквентного поведения: экзогенные и эндогенные. Эндогенные предик­торы делинквентного поведения включают в себя совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка. Рассмотрим основные из них.

Безусловно, изучение проблем подростковой преступности требует учета макросоциокультурной ситуации, сложившейся в обществе. Установлена прямая корреляционная зависимость между преступностью среди несовершеннолетних и общесоциальными проблемами общества [Дмитриев, 2008]. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в России происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии и, косвенно, на всей криминогенной обстановке в целом. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки [Васягина, 2016].

Так, по данным, представленным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Аста­ховым на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Самара, 14 октября 2015 г.), в 2015 году уровень подростковой преступности за первые восемь месяцев возрос на 5,6%; за совершение правонарушений в ОВД доставлено более 175,6 тысяч подростков, несовершеннолетними или при их соучастии совершено 39774 преступления, что на 5,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; произошло увеличение числа тяжких преступлений: изнасилований (с 21,9% до 26,9%), грабежей (с 33,1% до 34,6%), разбоев (с 24,9% до 29,4%); к уголовной ответственности привлечено более 25 тысяч подростков.

Существенное влияние на культивирование делин­квентности оказывают средства массовой информации, и прежде всего телевидение и интернет. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств, образцов жесткого (агрессивного, насильственного) поведения и других нарушений норм права [Алфимова, 2000]. Поскольку подростки проводят в среднем от 4 до 8 часов в день у экрана, то можно представить силу воздействия СМИ на их неокрепшую психику.

Конечно, говоря об эндогенных факторах, нельзя не остановиться на роли семьи, которой принадлежит главенствующая роль в создании условий для подкрепления асоциального поведения ребенка. Заметим, что в преобладающем большинстве исследований, посвященных изучению особенностей семейного воспитания, подчеркивается системный характер влияния семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребенка, однако можно выделить ряд факторов, выступающих на первый план при обсуждении криминализации подростков [Васягина, 2015]: • фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что, в свою очередь, вызывает ранние травматические переживания ребенка;

•      физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье;

•      недостаточное влияние отца, затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

•   острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

•      потворствование ребенку в выполнении его желаний, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

•     чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

•    несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

•     хронически выраженные конфликты между родителями;

•     нежелательные личностные и поведенческие особенности родителей;

•     усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей и пр.

Другой, не менее значимой, социальной средой, задающей ориентиры развития ребенка, является образовательная среда. Обнаружена прямая корреляционная зависимость между особенностями образовательной организации, характером отношений в системе «учитель — ученик» и «ученик — ученик» и частотой встречаемости делинквентности среди обучающихся.

Среди негативно влияющих параметров школьной среды называются коммерциализация образования, недостаточная квалификация педагогов, ослабление воспитательной роли школы, несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции, отсутствие системы мероприятий по профилактике и нивелированию школьной дезадаптации [1, 8, 9].

Таким образом, семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, невнимание значимых взрослых (родителей, педагогов) к интересам детей, неспособность удовлетворить духовные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, в ощущении собственной значимости служат источником отчуждения ребенка от семьи и школы. Альтернативу этим значимым социальным группам в личностном общении подростки находит в уличной компании, где они видят почву для самоутверждения, где их понимают и поддерживают их друзья.

Девиантные сверстники также достаточно часто упоминаются в качестве ведущего экзогенного фактора делинквентности подростков. Наличие деви­антной группы облегчает совершение делинквентных действий, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки подростка увеличивают его привлекательность для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. Одновременно они вызывают отрицательное отношение и санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему [2, 5].

Однако, следует обратить внимание, что в равных условиях среды неблагоприятное воздействие может быть дифференцированным в связи с индивидуально-психологическими и психофизиологическими особенностями подростков. Поэтому, говоря о причинах делинквентности, нельзя не учитывать эндогенные факторы, среди которых на первый план выходят поло-возрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, и личностные особенности несовершеннолетних преступников.

Подростковый возраст сам по себе практически всеми исследователями характеризуется как переломный, переходный, критический. Существует множество фундаментальных исследований, посвященных данному периоду. Их анализ позволяет очертить круг возрастных проблем, имеющих непосредственное отношение к девиантности. Среди них бурное эмоциональное развитие (эмоциональные «взрывы», эмоциональная незрелость, противоречивость), повышенная внушаемость, чувствительность к оценкам окружающих, борьба с общепризнанными авторитетами, обожествление случайных кумиров, чувство взрослости (желание самоутвердиться и стать взрослым, независимость, эмансипация от родителей, романтические отношения со сверстниками противоположного пола, изменение отношения к учению) и пр.

Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний, как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста (лидируют по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов). По угонам автомотосредств и хулиганству доминируют 17-летние [Змановская, 2004].

Анализ гендерных особенностей делинквентнос­ти показывает, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении.

Однако, многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей [Ратинов, 2008].

В зависимости от рода занятий также зафиксированы существенные различия преступной активности несовершеннолетних. По степени этой активности

все они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и не учащиеся, работающие, учащиеся профессиональных технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ (в т. ч. коррекционных), учащиеся техникумов. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59% в общей структуре несовершеннолетних преступников [Клейберг, 2004].

При исследовании личности делинквентных подростков зафиксированы существенные трансформации следующих личностных особенностей правонарушителей.

Мотивационная сфера: отсутствие интереса к выполняемой деятельности, отсутствия прилежания, стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами [6, 12].

Характерологические особенности: акцентуации характера, низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, повышенная конфликтность, склонность к риску, тревожность [Алмазов, 2000].

Особенности саморегуляции: неразвитое самосознание, неспособность управлять своим поведением, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивное проявление агрессивности [Дмитриев, 2008].

Психические расстройства: легкая умственная отсталость, депрессия, которая может быть признаком кризисного состояния или его синдромом, эмоциональная лабильность, обусловленная нарушениями электрической проводимости мозговых структур [Барденштейн, 2000].

Таким образом, даже при первом приближении становится очевидным, что делинквентное поведение есть сложная форма девиации, обусловленная множеством факторов, которые должны быть учтены в процессе разработки и реализации программ ресоци­ализации делинквентности и профилактики рецидивной преступности. А потому решить данную задачу нам представляется возможным только посредством межведомственного взаимодействия и социального партнерства. Эта идея была положена нами в основу концепции профилактики делинквентного поведения на территории Свердловской области.

Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство рассматриваются нами как совместные, скоординированные усилия государственных и негосударственных институтов, направленные на социально-психолого-педагогическое сопровождение делинквентных подростков.

Реализация межведомственного взаимодействия и социального партнерства строится с учетом принципов субъект-субъектного взаимодействия, возможности инициативы каждого участника взаимодействия, распределения ответственности при общих задачах деятельности, распределения ресурсов и возможностей инфраструктуры, понимания частичности своего содержания и возможностей его взаимного дополнения, выстраивания многообразных возможных путей движения при общности цели.

В качестве партнеров выступают органы муниципального управления, социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием, управления культуры, опеки и попечительства, управления здравоохранением, внутренних дел, судопроизводства, службы занятости, общественные организации и пр. Деятельность всех органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику делинквен­тности, управляется Координационным советом, что позволяет обеспечить осуществление профилактических мероприятий с привлечением широкого круга субъектов профилактики, своевременно обмениваться информацией, оперативно отслеживать эффекты профилактической работы и, при необходимости, вносить коррективы.

Основу межведомственного взаимодействия и социального партнерства при сопровождении делин­квентных подростков, с нашей точки зрения, составляют три взаимосвязанных элемента: методология (система идей, взглядов, принципов, определяющих стратегию сопровождения и профилактики), непосредственная деятельность государственных и негосударственных институтов, которая является средством воплощения идей и взглядов, выражает формы, способы реализации стратегии, и результаты (ожидаемые и реальные), которые являются маркерами и показателями эффективности межведомственного взаимодействия социального партнерства.

В качестве методологических оснований профилактики делинквентности большим потенциалом обладают:

•    деятельностный подход, согласно которому личность и ее сознание формируются, развиваются и проявляются в деятельности,

•    личностно-ориентированный подход, в котором становление личности рассматривается через реализацию собственной активности, способность к творческой самореализации,

•    теория социального контроля, согласно которой причиной делинквентности несовершеннолетних является ослабление, разрыв или отсутствие социального и внутреннего контроля и культурных девиаций. Где делинквентность несовершеннолетних рассматривается как результат недостаточного подкрепления конвенционального поведения.

С учетом обозначенных методологических позиций мы предлагаем основные принципы профилактики делинквентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнерства:

•   подход к проблеме с учетом того, что несовершеннолетние рассматриваются как особая группа населения, которая нуждается в повышенной защите;

•     рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

•   подход к проблеме с учетом ее комплексности, формирование многоуровневой системы ресоци­ализации и предупреждения делинквентности;

•      обеспечение единства диагностики, коррекции и защиты от негативного влияния социальной среды;

•      создание единого пространства профилактики;

•    создание системы мониторинга результативности деятельности, организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия. Обобщенным результатом профилактики делинк­вентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнерства при таком подходе является снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и отсутствие повторных правонарушений. Достижение данного результата обеспечивается за счет совокупности частных результатов. Их маркерами являются:

•     социальная компетенция несовершеннолетних, положительные ценностные ориентации и жизненные установки подростков и родителей;

•  актуализация личностных ресурсов подростка, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности;

•     умение преодолевать возникающие кризисы;

•     умение трансформировать отрицательные ценностные ориентации;

•     бесконфликтная образовательная среда;

•     стабилизация семейной обстановки.

Было бы преждевременно говорить о том, что межведомственное взаимодействие и социальное партнерство способны обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но первые итоги реализации указанных мер на территории Свердловской области создают предпосылки для определенного оптимизма.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Агузумцян, Р.В. Психологические аспекты безопасности личности / Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян // Вестник практической психологии образования. — 2009. — №1. — C. 43–47.
  2. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера / Б.Н. Алмазов. — Екатеринбург, 2000.
  3. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — №5. — С. 112–122.
  4. Барденштейн, Л.М. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков / Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. — М.: Зеркало-М., 2000. — 195 с.
  5. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. — М.: Изд_во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 416 с.
  6. Васягина, Н.Н. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. — 2016. — №9.
  7. Васягина, Н.Н. Предикторы деллинквентности подростков / Н.Н. Васягина // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015. Сборник материалов. — Южно-Сахалинск: Изд-во: ИРОСО, 2015. — С. 25–29.
  8. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. — СПб: ЗАО «ПОНИ», 2008. — 207 с.
  9. Егоров, А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии / А.Ю. Егоров // Наркология и аддиктология: Сб. научн. тр. / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. — Казань: Школа, 2004. — С. 80–88.
  10. Змановская, Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. — 2_е изд., испр. — М.: Академия, 2004.
  11. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. — М., 2004.
  12. Миньковский, Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. — М.: Госюриздат, 2009. — 207 с.
  13. Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов. — М.: Юрлитинформ, 2008. — 352 с.

Информация об авторах

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6874
В прошлом месяце: 121
В текущем месяце: 134

Скачиваний

Всего: 4405
В прошлом месяце: 62
В текущем месяце: 50