Опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования

273

Аннотация

В статье автор описывает опыт Республики Башкортостан, связанный с внедрением и освоением требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Анализируются результаты мониторинга применения указанного профессионального стандарта в системе дополнительного профессионального образования, проведенного в период 2016–2018 гг. Приведены данные анкетирования педагогов-психологов на предмет владения профессиональными компетенциями. Делается вывод о том, что внедрение профессионального стандарта требует модернизации системы дополнительного профессионального образования, ориентации системы повышения квалификации на формирование профессиональных компетенций специалистов, необходимых для работы в условиях перехода на применение профессиональных стандартов; разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов, основанных на новых подходах к современному образованию.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, нормативно-правовая база, Служба практической психологии образования

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Халикова Л.Р. Опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 64–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Khalikova (дата обращения: 18.11.2024)

Полный текст

Служба практической психологии образования является организованной системой связей и норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям современного образования в Российской Федерации. Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» призвано повысить качество практической психологии в данной сфере и задать определенные перспективы профессионального роста [2, 3].

Система сопровождения процесса внедрения и освоения требований профессионального стандарта педагога-психолога в Республике Башкортостан опирается на уже имеющиеся в регионе ресурсы: приоритетные направления образования, опыт дополнительного профессионального образования, интеграцию результатов деятельности функционирующих в республике проектов.

Реализация профессионального стандарта предполагает адаптацию действующей нормативно-правовой базы к его требованиям, разработку ряда новых документов [1]. Для организации мероприятий по апробации профессионального стандарта в регионе был разработан ряд документов. Утверждена Республиканская дорожная карта по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» на 2015­2020 гг. (приказ Министерства образования РБ №1754 от 07.09.2015 г.). В целях обеспечения учебно-методического сопровождения реализации дорожной карты создана рабочая группа (приказ Министерства образования РБ №1399 от 02.12.2015 г.). Был утвержден перечень пилотных площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог» (приказ Министерства образования РБ №101 от 02.02.2016 г.).

Внедрение профессионального стандарта сопровождается комплексом мероприятий в системе дополнительного профессионального образования [4]. Это и ресурс для трансформации самой системы развития образования с целью повышения ее эффективности. Институт развития образования Республики Башкортостан при разработке содержания образовательных программ повышения квалификации исходит из того, что необходимо учитывать, во-первых, требования профессионального стандарта; во-вторых, современную ситуацию образования на данном витке развития; в-третьих, реально существующие запросы субъектов образования.

Кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Республики Башкортостан реализуются следующие инновационные образовательные программы для педагогов-психологов:

•   Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального и общего образования;

•   Работа педагога-психолога в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС;

•    Психологическая компетентность педагогических работников в условиях реализации ФГОС;

•    Психологическое сопровождение самоопределения обучающихся в свете ФГОС.

На основе изучения дефицитов профессиональных компетенций педагогов-психологов были разработаны и реализуются программы:

•  Психологическое сопровождение образования в рамках введения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (2016 год);

•  Профилактическая работа в деятельности педагога-психолога образовательной организации (2017 год).

Целенаправленно производится трансформация традиционной системы повышения квалификации. С учетом требований профессионального стандарта были переработаны и систематически реализуются следующие программы:

•    Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях;

• Развитие профессиональных компетенций начинающего педагога-психолога образовательной организации;

•    Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к ГИА;

•  Профилактика и коррекция жестокого обращения с детьми и предупреждение фактов насилия по отношению к ним;

•     Профилактика суицидальных тенденций среди несовершеннолетних;

•   Метод «школьной медиации» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы;

•    Аддиктивное поведение и психологические механизмы профилактики наркомании.

Немаловажным потенциалом в профессиональном росте специалистов обладает организация конкурсов профессионального мастерства. В республике проводится конкурс «Педагог-психолог Башкортостана», конкурс методических разработок для педагогов-психологов. Критерии и показатели оценки конкурсных материалов были составлены с учетом требований профессионального стандарта.

На официальном сайте Института развития образования Республики Башкортостан функционирует «Сообщество практикующих психологов образования». В электронном формате осуществляется меж­курсовое сопровождение по актуальным вопросам практической психологии образования. Работа осуществляется в виде обсуждения важных вопросов в форуме, производится консалтинговое сопровождение. В сетевом режиме систематически организовываются обсуждения вопросов, касающихся новых ориентиров в деятельности педагога-психолога. С 2016 года в плановом порядке проводятся вебинары по внедрению профессионального стандарта для руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов.

Апробация профессионального стандарта производится в рамках инновационной деятельности. В апреле 2016 г. была открыта республиканская сетевая инновационная площадка «Апробация и внедрение профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» на базе Института развития образования Республики Башкортостан. Сетевая площадка включает в себя 10 организаций (центры, образовательные организации).

В целях изучения проблем психологической службы образования и определения путей их решения институтом систематически проводится мониторинг. В настоящей статье приводятся результаты мониторинга среди педагогов-психологов образовательных организаций Республики Башкортостан, который был проведен в сентябре 2018 года.

По данным мониторинга, на начало 2018-2019 учебного года в штате 835 общеобразовательных организаций имеются единицы педагога-психолога. Это составляет 67,12%. Городские школы обеспечены ставкой педагога-психолога на 83,28%, сельские — на 61,01%.

Исследованием были охвачены педагоги-психологи 63 муниципальных образований Республики Баш­кортостан. Исследование предполагало анонимный характер. Первый блок вопросов исследования выявлял личные данные респондентов, второй блок — наличие образования, ученой степени, квалификационной категории, стажа работы, третий блок — уровень профессиональных компетенций. В мониторинге приняли участие 515 педагогов-психологов; 96,5% респондентов составляют женщины.

Образовательный статус педагогов-психологов:

•   62,4% специалистов имеют специальности по базовому высшему образованию, соответствующие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; 85,8 % из числа опрошенных имеют специальное образование по направлению подготовки «Психология», 14,2% — не имеют такового;

•   26,6% респондентов специальное образование получили в результате профессиональной переподготовки;

•     1,2% педагогов-психологов имеют ученую степень кандидата наук, 1,9% — занимаются научной работой (аспирант/соискатель, пишут кандидатскую диссертацию).

Из числа опрошенных высшую квалификационную категорию имеют 31,8%, первую — 32,2%, 35,9% — педагогов-психологов категории не имеют. Сведения о стаже работы представлены на рис. 1.

О наличии в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума заявили 80,8% педагогов-психологов; 19,2% респондентов отметили, что в школе не создан консилиум. Участвуют в работе консилиума 80,4% педагогов-психологов.

 

Сведения об обеспеченности педагогов-психологов методиками, инструментарием, техническими средствами для решения профессиональных задач показывают следующую картину (также см. рис. 2): • обеспечены полностью — 5,6%;

•      достаточно хорошо обеспечены — 64,7%;

•      почти не обеспечены — 27%;

•      не обеспечены вообще — 2,7%.

Проведенный опрос показал, что педагогам-психологам образовательных организаций чаще приходится иметь дело с такими проблемами, как:

•      снижение учебной мотивации — 66,2%;

•      конфликты детей со сверстниками — 62,3%;

•      школьная неуспеваемость — 61,6%;

•      недисциплинированность на уроке — 52,8%;

•      нарушение семейных отношений, конфликты в семье — 46,2%;

•      низкий темп учебной деятельности учащегося - 43,1%;

•      страх и неуверенность ученика при сдаче экзамена, проблемы личностного и профессионального выбора ученика — 39,2%;

•      асоциальное поведение ученика — 31,7%;

•      отсутствие надлежащих социально-бытовых условий в семье — 31,5%;

•      конфликт с учителем — 21,7%;

•      отсутствие родителей — 15%;

•      безнадзорность — 12,6%;

•      негативные последствия включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовый класс — 11,5%;

•      включенность ребенка в асоциальные группы — 9,7%;

•      употребление психоактивных веществ — 7,8%;

•      проблема насилия в детском коллективе — 7%;

•      опережение сверстников в интеллектуальном уровне — 5,8%;

•      адаптация ребенка-мигранта — 5,4%.

При решении проблем ребенка педагоги-психологи чаще всего взаимодействуют со специалистами следующих учреждений:

•      органов управления образования, дирекций школ — 69,1%;

•      комиссиийпо делам несовершеннолетних — 58,8%;

•      органов опеки и попечительства — 46,8%;

•      медицинских учреждений — 41,6%;

•      муниципальных психологических центров системы образования-31,1%;

•      органов внутренних дел — 24,3%;

•      органов социальной защиты — 22,5%;

•      других психологических центров (частных) — 11,5%;

•      психоневрологических диспансеров — 7,2%;

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально­психологических особенностей

67

70

24

29

8

1

2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ

33

44

53

50

14

6

3. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

30,6

35

47

58

22

7

4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

31,6

57

46

40

22

3

5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами

18

39

45

56

36

5

 

 

Табл. 1. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» в соответствии с профессиональным стандартом
 

 

В анкете содержался вопрос касательно перспектив закрепления респондентов в течение ближайших трех лет на должности педагога-психолога. Ответы на вопрос «Собираетесь ли вы в ближайшие три года оставаться педагогом-психологом?»: да — 3,9%, скорее да — 10,5%, скорее нет — 37,7%, нет — 48%.

Основную массу педагогов-психологов не устраивает недостойная оплата труда, загруженный график работы, большой объем работы с документами, необеспеченность расходными материалами, отсутствие поддержки со стороны администрации школы, эмоциональное выгорание. Эти причины заставляют педагогов-психологов задумываться о поисках другой работы.

Анкета самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций включала в себя перечень соответствующих им трудовых действий. Самооценка выполнения трудовых действий, владения необходимыми компетенциями производилась по следующим критериям: «владею в достаточной мере», «требует совершенствования», «наименее развито».

Далее мы приводим сопоставительные результаты анкетирования педагогов-психологов на предмет владения профессиональными компетенциями. Са­модиагностика производилась в апреле 2016 года и сентябре 2018 года.

Как видно из табл. 1, в области психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ выявились компетенции специалистов, которые требуют дополнительного развития:

•      разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ;

•      разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;

•      разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.

Вместе с тем, сопоставление результатов мониторинга 2016 и 2018 годов демонстрирует определенную положительную динамику. Трудовое действие по разработке совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей в 2016 году 22% педагогов-психологов оценили как дефициты, а 2018 — всего 3%. Трудовое действие «Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС» в качестве дефицита в 2016 году отметили 36% респондентов, а 2018 году — 5%.

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

41

53

37

44

21,6

3

2. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды

15,5

29

51,5

62

32,7

9

3. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

47

59

36,4

36

15,6

5

4. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности

по совершенствованию образовательного процесса

44,4

50

39,6

43

15,5

7

 

Табл. 2. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» в соответствии с профессиональным стандартом
 

 

Как видно из табл. 2, количество педагогов-психологов, способных проводить психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций, существенно увеличилось в 2018 году по сравнению с 2016 годом.

Обращает на себя внимание трудовое действие «Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды»: 62,14% респондентов отметили, что эта компетенция требует совершенствования, 8,93% — как дефициты (2018 год). Вместе с тем, в 2016 году 32,7% педагогов-психологов оценили у себя это действие как дефицит.

Наиболее компетентными респонденты оценили себя в рамках трудовой функции «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (табл. 3). Большинство специалистов трудовые действия этого блока оценили у себя как «владею в достаточной мере». В 2016 году наблюдался определенный дефицит по действию «Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося». В 2018 году ситуация имеет положительную динамику.

В области коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации, выявились следующие компетенции, которые требуют совершенствования или являются дефицитами (табл. 4):

•      формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся;

•      проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

Несмотря на это, если сравнить данные 2016 и 2018 годов, можно судить о положительных изменениях, так как по всем пунктам идет снижение по параметру «наименее развито» (дефициты).

В области психологической диагностики детей и обучающихся (табл. 5) по сравнению с 2016 годом наблюдается положительная динамика по следующим трудовым действиям:

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016          2018

2016          2018

2016          2018

1. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам

77,8

78

16

20

5,6

2

2. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам

66,4

63

25,4

34

8

3

3. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

18

50

62

45

19

5

4. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам

79

78

18

20

2,6

2

5. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

66

68

24

29

9,6

3

 Табл. 3. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» в соответствии с профессиональным стандартом

 

 

•      определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;

•      изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности;

•    осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

Трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» имеет положительную динамику овладения педагогами-психологами следующими трудовыми действиями (табл. 6):

•      ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;

•      ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

В области овладения педагогами-психологами трудовыми действиями в рамках трудовой функции «Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)» наблюдаются существенные изменения (табл. 7). Примечательно, что по сравнению с 2016 годом в 2018 году идет спад дефицитов. Более половины респондентов оценивают свои компетенции как «обладаю в достаточной мере».

Таким образом, внедрение профессионального стандарта требует модернизации системы дополнительного профессионального образования, ориентации системы повышения квалификации на формирование профессиональных компетенций специалистов, необходимых для работы в новых условиях; разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов, основанных на новых подходах к современному образованию.

Проведение мониторинга профессиональных ком­петенций и целенаправленное сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в рамках системы дополнительного образования показали свою эффективность в положительной динамике при повторном мониторинге.

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Разработка и реализация планов проведения кор­рекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

64,5

69

31

28,5

4,1

2,5

2. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

47,4

58

32

36

20,6

6

3. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся

24,6

39

52,5

53,5

22,7

7,5

4. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся

10,8

42

58

51

31

7

Табл. 4. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» в соответствии с профессиональным стандартом

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

57

66

33

31

10

3

2. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи

53

66

41,6

30,5

5

3,5

3. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся

61,7

68

26

30

12

2

4. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов

30

57

51,4

38,5

18,6

4,5

5. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности

43

66

43,5

31

13,3

3

6. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня

40

61,5

43

35

16,5

3,5

 

Табл. 5. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическая диагностика детей и обучающихся» в соответствии с профессиональным стандартом

 

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

46

68

40

30

13

2

2. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

60

72

30,6

26

9

2

3. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

68

78

25

20

6,7

2

4. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации

40

64,5

50,5

33

8,8

2,5

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка

56

69

37

28,5

6,5

2

6. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи

53,5

73,5

34

25

12

1,5

 

Табл. 6. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» в соответствии с профессиональным стандартом

 

Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии c профессиональным стандартом

Обладаю в достаточной мере»

«Требует совершенствования»

«Наименее развито» (дефициты)

%

%

%

2016

2018

2016

2018

2016

2018

1. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

56,5

77,4

39

22

4

0,6

2. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

31

57

57

39

11,5

4

3. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения

42

58

35,6

38

21,7

3,7

4. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения

45

66

44,2

31

10,5

3

5. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию)

54,5

70,5

27,6

27,5

17,4

2

6. Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении

29

56,5

40

40

30,5

3,5


Табл. 7. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)» в соответствии с профессиональным стандартом


 

Литература

  1. Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 7–12.
  2. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 10.09.2018).
  3. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  4. Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).

Информация об авторах

Халикова Лилия Рашитовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», Уфа, Россия, e-mail: halikovalr@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 574
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 273
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1