Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8876Новости 1774Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности использования настольных игр для развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра 20

Клопотова Е.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X
e-mail: klopotova@yandex.ru

Крупнова И.Ю.
магистрант 2 курса факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3415-7730
e-mail: amandainga@gmail.com

Аннотация

В статье представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей использования настольных игр для развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В исследовании приняли участие 6 детей с диагнозом РАС от 4 лет 8 месяцев до 8 лет. Эксперимент длился два с половиной месяца, с каждым ребенком было проведено порядка 20 занятий (по 2 часа), в течение которых по 2 раза проводилась каждая из выбранных игр. Использовались две настольные игры, соответствующие уровню развития детей, — «Ходилка» и «Мемори». Коммуникативные навыки оценивались в двух направлениях: способность ориентироваться на действия партнера во время игры и способы обращения к партнеру по игре. Представлен анализ изменения коммуникативных навыков каждого ребенка. В целом, полученные в рамках экспериментального исследования результаты позволили говорить о том, что настольные игры могут выступать в качестве эффективного средства развития коммуникативных навыков у детей с РАС. Посредством настольных игр у детей удалось сформировать навыки обращения внимания на партнера во время игры, отслеживания его действий и ожидания своего хода, обращения к партнеру и ответа на вопрос. Результаты, полученные на представленной выборке испытуемых, показали, что более выраженную динамику в развитии коммуникативных навыков продемонстрировали дети с изначально более высокими показателями развития, независимо от возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) в мире на сегодняшний день оценивается в 1–2% населения, при этом каждый год увеличивается количество детей с данными нарушениями. В связи с этим возрастает потребность поиска и разработки эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС, позволяющих повысить их адаптацию в обществе.

Литература
  1. Баулина М.Е. Специфика коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 3 (69). С. 26–30.
  2. Болотских Н.В., Никитишина Н.А., Чернобаева С.А. Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Образование и воспитание. 2018. № 2 (17). С. 12–14.
  3. Волкова Н.Н. Психолого-педагогические условия коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Вопросы педагогики. 2019. № 10-1. С. 23–31.
  4. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс: Учебное пособие для студентов. М.: Практика, 2018. 280 с.
  5. Конева И.А., Быстрова И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 161–163.
  6. Купер Д. [и др.] Прикладной анализ поведения. М.: Практика, 2016. 868 с.
  7. Леонова И.В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. С. 157–162.
  8. Наумова М.В. АВА-терапия как эффективное средство развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра // Теория и практика современной науки. 2019. № 1 (43). С. 395–397.
  9. Пьянкова Я.П. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 1 (49). С. 145–147.
  10. Роджерс C. [и др.] Учебник по денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. М.: ИП Толкачев, 2019. 432 с.
  11. Рослякова Н.И., Сафронова А.Д. Ресурс метода пошагового обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогическое образование и наука. 2017. № 3. С. 68–73.
  12. Сунагатуллина И.И., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием игровых приемов // Современное педагогическое образование. 2019. № 8. С. 119–123.
  13. Таубман М., Лиф Р., Макэкен Дж. Есть контакт! Учебные программы. Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа. М.: Толкачев, 2018. 446 с.
  14. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: Учебно-методическое пособие. М.: ЦПМССДиП, 2010. 87 с.
  15. Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. № 1. С. 32–50.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика