Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8876Новости 1774Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников 21

Клопотова Е.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X
e-mail: klopotova@yandex.ru

Романова Ю.А.
руководитель центра сопровождения замещающих семей, Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Радуга» (МБОУ ЦПМСП «Радуга» городского округа Балашиха), Балашиха, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0261-7269
e-mail: flegt2007@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается влияние компьютерных игр на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. В качестве значимых параметров, оказывающих влияние на познавательное развитие ребенка, рассматривается время, затрачиваемое на компьютерную игру, и жанр компьютерных игр. В исследовании приняли участие 200 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Результаты проведенного исследования позволили говорить о том, что уровень познавательного развития детей, умеренно играющих в компьютерные игры, практически по всем познавательным процессам превосходит уровень развития неиграющих и много играющих детей. Исключение составили только показатели развития воображения. Было выявлено различное влияние компьютерных игр разного жанра на развитие познавательных процессов дошкольников. Так, игры аркадного жанра негативно влияют на формирования всех исследуемых в статье познавательных процессов. В свою очередь, развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов. На основании полученных данных в статье делается вывод о необходимости — со стороны взрослых — контролировать и регулировать время, которое ребенок старшего дошкольного возраста проводит за компьютерными играми, а также выбирать жанр компьютерных игр.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Дошкольный возраст является периодом больших потенциальных возможностей для всего дальнейшего развития человека. Поэтому одна из основных задач этого этапа — наиболее полное раскрытие потенциала ребенка.

Литература
  1. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С.13–23.
  2. Войскунский А.Е. «За» и «против» компьютерных игр // Игра, обучение и Интернет / Под ред. Войскунского А.Е., Аветисовой А.А. М., 2006. С. 5–15.
  3. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М.: МОиПК, 1996. 113 с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 129 с.
  5. Клопотова Е.Е. К проблеме изучения субкультуры современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 87–91.
  6. Клопотова Е.Е. Кузнецова Т.Ю. Использование «серьезных» компьютерных игр в образовательной работе с детьми [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 41–45. doi:10.17759/jmfp.2017060404
  7. Масалова В.С. К вопросу о гендерных особенностях просоциального поведения дошкольников // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования (г. Елец, 18 октября 2019 г.). Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. С. 35–40.
  8. Митина О.В., Сорокина В.В. Осваиваем компьютерные среды: «Лого Миры» на службе у практического психолога. Опыт создания Лого-проектов в учебной практике МГППУ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41671.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
  9. Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 3. С. 49–61.
  10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
  12. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 25–35. doi: 10.17759/cpp.2015230403
  13. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Игры по правилам [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2017. № 27. С. 27–36. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/27/igri_po%20pravilam%20(1).pdf (дата обращения: 15.02.2020).
  14. Солдатова Г.У. Они другие [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2013. № 14. С. 50–61. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/14/22_33.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
  15. Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5–7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1988. № 1. С. 69.
  16. Greenfield P. M. Mind and Media: The Effects of Television, Video Games, and Computers. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. 232 p.
  17. Chaudron S. et al. Rules of engagement: family rules on young children’s access to and use of technologies // Digital Childhoods. Technologies and Children’s Everyday Lives. Schpringer, 2018. Pp. 131–145.
  18. Yuji H. Computer games and information-processing skills // Perceptual and Motor Skills. 1996. Vol. 2. Pp. 643–647.
Статьи по теме

Психология образования  |  Марголис А.А., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Гаврилова Е.В., Петрова Г.А., Войтов В.К., Юркевич В.С., Ермаков С.С.

Возможности компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных способностей школьников

CrossRef doi:10.17759/jmfp.2018070304

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика