Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Практика «Сила народной игры» как компонент проекта «Экосистема детства» * 79

|

Чернушевич В.А.
доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070
e-mail: vasiha@mail.ru

Аннотация

Фольклорная игровая практика рассматривается как составная часть проекта «Экосистема детства…», направленного на «перезагрузку» отношений в центрах содействия семейному воспитанию. В центре внимания проекта лежат проблемы принятия решений, определяющих жизнедеятельность центров как социальной системы. Игровая практика предложена как особая социокультурная среда, содействующая установлению дружественных, доверительных, радостных отношений участников, опыт которых переносим в другие жизненные ситуации. Показано, что смысловым стержнем пребывания участников в игре является переживание общности, проявляющееся в чувстве счастья-радости. Отмечаются коррекционно-профилактические возможности игровой практики в отношении многих видов девиантного поведения. Предложены методические рекомендации организаторам игровой практики, обращающие внимание на особенности инициации и поддержания игры как свободной активности детей и подростков в рамках строгих игровых правил.

* Проект реализуется в 2020–2021 году по гранту Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Ключевые слова: народная игра, счастье, радость, удовольствие, девиантное поведение, социализация, ценности воспитания, коррекционно-профилактическая работа

Рубрика: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180303

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке проекта Федерации психологов образования Рос-сии и ФГБОУ ВО МГППУ «Экосистема детства: создание системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуемого в 2020–2021 году по гранту Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Благодарности. Авторы благодарны специалистам и руководителям центров содействия семейному воспитанию: ЦССВ им. Ю.В. Никулина, ЦССВ №1, ЦССВ «Каховские ромашки», а также студентам-волонтерам факультета «Юридическая психология»

Получена: 20.10.2021

Принята в печать: 20.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В. Круг сообщества // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. 358 с.
  2. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. doi:10.14515/monitoring.2020.1.02
  3. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. СПб: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. 184 с.
  4. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея Евангелиста. Часть 1. М., 1781. Издание на церковно-славянском языке (с особо выделенными в беседах нравоучениями) [Электронный ресурс] // Заповеди. URL: https://zapovedi.wordpress.com/3-златоуст/беседа-1-15/ (дата обращения: 28.05.2021).
  5. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296–309. doi:10.17759/psylaw.20190903214
  6. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. doi:10.17759/psylaw.2020100206
  7. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Концептуальный анализ игровых коррекционных ресурсов // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 769–781.
  8. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов / под ред. А.П. Лопухина: В 7 т. Т. VI: Четвероевангелие. Изд. 4-е. М.: ДАРЪ, 2009. 1232 с.
  9. Чернушевич В.А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68310.shtml (дата обращения: 28.05.2021).
  10. Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобрышова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 93–106. doi:10.17759/psylaw.2016060207
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика