Морозова Т.И. », руководитель. педагог-дефектолог, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям "Добро", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029 e-mail: tim.sam70@yandex.ru
Белявский Б.В. кандидат педагогических наук, заместитель руководителя , Центр общего, дошкольного и коррекционного образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»,, Москва, Россия e-mail: specobr2010@yandex.ru
За последние три-четыре года становление в России системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра претерпевает ускорение, что проявляется, прежде всего, в решении вопросов ранней диагностики и коррекции, а также начального этапа образования. В то же время, наиболее проблемная часть жизни человека с аутизмом относится к послешкольному этапу, к периоду примерно от 18—21 года, и общая оценка эффективности сопровождения на предыдущих этапах в значительной степени определяется качеством жизни взрослого человека с расстройством аутистического спектра. Существенной стороной такой оценки является профессиональная деятельность — важнейший фактор социально-экономического благополучия индивида и семьи, общества и государства. Более чем тридцатилетний опыт двух авторов статьи в области коррекции аутизма убеждает в том, что успешность, например, школьного обучения закладывается правильно организованным сопровождением в дошкольном возрасте. Точно так же важным фактором успеха в профессиональной деятельности взрослого человека с аутизмом становится профессиональная ориентация, которой, несмотря на ее очевидную значимость для всей последующей жизни, посвящено очень мало исследований, их фактически нет. В настоящей работе обобщен собственный и иной опыт в области профориентации подростков и взрослых с расстройствами аутистиче¬ского спектра и сформулированы некоторые рекомендации, полезные для практической работы.
Андреева С.В., Бахарева С.Н., Виноградова Е.А., Казанцева Л.А., Коптев
С.Ю., Сухарева О.Ю., Царёв А.М. Обучение детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития / Под ред. А.М. Царёва. Псков. МОУ «Центр лечебной
педагогики» г. Пскова. 2004.
Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм. Практическое руководство для
родителей, членов семей и учителей. Пер. с англ. В 3-х кн. Екатеринбург. Рама
Паблишинг. 2014.
Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Пер. с англ. М.
Центр лечебной педагогики. 1999.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского
аутизма. Ранний возраст. М. Просвещение. 1991.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. Изд-во
Московского университета. 1990.
Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА
(письмо от 24.05.2002 г. №29/2141б) // Вестник образования России. 2002. №
13/02. С. 36—79.
Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор
и комментарии). М. Изд-во РОБО «Общество помощи аутичным детям “Добро”».
2010.
Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств
аутистического спектра. М. «Самиздат». ISBN: 978-5-904818-05-0.
2014.
Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами
аутистического спектра. М. 2015.
Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной
отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения
развития. 2016. № 1 (50). С. 9—15.
Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных
формах. М. 2007.
Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М.
Владос. 2014.
Морозова Т.И. Условия и принципы формирования учебного стереотипа у
детей с расстройствами аутистического спектра // Организация
психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (город, дата, год). М.
2007. С. 115—118.
Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической
коррекции детей с ранним детским аутизмом. Автореф. дисс. канд. психол. наук.
М. 1985.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина
М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом.
Психологическое сопровождение. М. Теревинф. 2005.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути
помощи. М. 2007.
Питерс Т. От теоретического понимания к педагогичекому воздействию.
Пер. с англ. СПб. Институт специальной педагогики и психологии. 1999.
Резапкина Г.В. Учебно-методический комплект «Организация работы по
профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ». — М., 2014.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию
МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М., 1999.
Baldwin S., Costley D., Warren A. Employment Activities and
Experiences of Adults with High-Functioning Autism and Asperger’s Disorder.
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44. No. 10.
2440—2449.
Ballaban-Gil K., Rapin L., Tuchman T., Shinnar S. Longitudinal
examination of the behavioral, language and social changes in a population of
adolescent and young adults with autistic disorder. Pediatric Neurology. 1996.
15. 217—223.
Baron-Cohen S. The autistic child’s theory of mind: a case of
specific developmental delay. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989.
30. 285—298.
Billstedt E., Gillberg C., Gillberg Cr. Autism after Adolescence:
Population-based 13- to 22-year Follow-up Study of 120 individuals with Autism
Diagnosed in Childhood. Journal of Autism and Developmental Disoprders. 2005.
Vol. 35. № 3. 351—361.
Duncan J. Dizorganization of behavior after frontal lobe damage.
Cognitive neuropathology. 1986. 3. 271—290.
Eaves L.C., Ho H.H. Young adult outcomes of autism spectrum
disorders. Journal of Autism and Developmental Disoprders. 2008. Vol. 38. № 4.
739—747.
Gelbar N.W., Smith I., Reichow B. Systematic Review of Articles
Describing Experience and Supports of Individuals with Autism Enrolled in
College and University Program. Journal of Autism and Developmental
Disoprders. 2014. Vol. 44. № 10. 2593—2601.
Gillberg C., Fernell E. Autism plus versus autism pure. Journal of
Autism and Developmental Disoprders. 2014. Vol. 44. № 12. 3274—3276.
Handbook of Autism and Developmental Disorders. Third Edition. Vol. 1,2.
Eds. F.R. Volkmar, A. Klin, R. Paul, D.C. Cohen. Hoboken. New Jersey.
2005.
Howlin P., Goode S., Hutton J., Rutter M. Adult outcome for children
with autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. 45.
212—229.
Klin A., Johnes W., Schultz R., Volkmar F.R. The Enactive Mind —
From Actions to Cognition: Lessons from Autism. — In: Handbook of Autism and
Developmental Disorders. Third Edition. Volume 1: Diagnosis, Development,
Neurobiology, and Behavior. Hoboken. New Jersey. 2005. 682—703.
Lawson J., Baron-Cohen S., Weelwright S. Empathising and Systemising
in Adults with and without Asperger Syndrome. Journal of Autism and
Developmental Disoprders. 2004. Vol. 34. № 2. 301—310.
Mesibov G.B. Current perspectives and Issues in autism and
adolescence //Autism in adolescents and adults / Eds. E. Schopler, G.B.
Mesibov. 1983. 37—53.
Rogers S.J., Dawson G. Early Start Denver Model for Young Children
with Autism. Promoting Language, Learning, and Engagement. NY— London.
2010.
Sodian B., Frith U. The theory of mind deficit in autism: evidence
from deception. // Understanding other Minds/ Eds/ S. Baron-Cohen, H.
Tager-Flusberg, D.J. Cohen. 1993. 158—180.
Schriebman L., Dawson G., Stahmer A.C., Landa R., Rogers S.J., McGee
G.G., Kasari C., Ingersol B., Kaiser A.P., Bruinsma Y., McNerney E.,
Wetherby A., Halladay A. Naturalistic Developmental Behavioral
Interventions: Empirically Validated Treatments for Autism Spectrum Disorders.
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 8.
2411—2428.
Smith M.J., Fleming M.F., Wright M.A., Losh M., Humm L.B., Olsen D.,
Bell M.D. Brief Report: Vocational Outcomes for Young Adults with Autism
Spectrum Disorders at Six Months After Virtual Reality Job Interview Training.
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 10.
3364—3369.
Taylor J.L., Seltzer M.M. Employment and Post-Secondary Educational
Activities for Young Adults with Autism Spectrum Disorders During the
Transition to Adulthood. Journal of Autism and Developmental Disoprders. 2011.
Vol. 41. № 5. pp. 566—574.
Taylor J.L., Seltzer M.M. Developing a Vocational Index for Adults
with Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disoprders.
2012. Vol. 42. № 12. pp. 2669—2679.