Аутизм и нарушения развития
2017. Том 15. № 3. С. 69–72
doi:10.17759/autdd.2017150309
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, инклюзия, Национальное общество аутизма, расстройство аутистического спектра
Рубрика издания: Интервью
Тип материала: интервью
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150309
Для цитаты: Дорманд Л., Шведовский Е.Ф. Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 3. С. 69–72. DOI: 10.17759/autdd.2017150309
Полный текст
Сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра при поддержке пресс-службы Московского государственного психолого-педагогического университета провел интервью с Лорейн Дорманд — директором английской школы Роберт Огден (Robert Ogden school) для детей с аутистическими нарушениями, управляемой благотворительной организацией Национальное общество аутизма (National Autistic Society). Госпожа Дорманд принимала участие в IV Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики», прошедшей в Москве в конце июня. В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с ролью инклюзии в образовательной системе Великобритании и России, общие впечатления от посещения Федерального ресурсного центра и личный опыт работы с детьми аутистического спектра. Интервью состоялось 23 июня 2017 года во время посещения Лорейн Дорманд Федерального ресурсного центра.
Е.Ш.: Лорейн, как вы считаете, какое место занимает инклюзия в системе образования Великобритании?
Л.Д.: Инклюзия занимает одну из ключевых ролей в британской системе образования. Мы хотим, чтобы ребенок с аутизмом был полноценным членом общества. Правительство делает множество усилий для того, чтобы дать родителям и детям настоящее «право голоса». Мы стараемся дать им лучшие возможности и наилучший старт для жизни. На сегодняшний день разработан документ под названием «Education, Health, Care — Plan». Принятие этого документа позволяет всем специалистам и семье работать с ребенком в полном объеме, имея право голоса. «Education, Health, Care — Plan» очень важен, потому что с помощью него ребенок получает тот объем помощи, который ему реально требуется.
Е.Ш.: Вы участвовали в работе конференции в Москве. Как вы думаете, в чем схожи британская и российская системы инклюзивного образования?
Л.Д.: Для меня было очень интересно увидеть другую систему и увидеть то, каким образом другая страна работает с такими очень сложными молодыми людьми. Я была очень удивлена уровнем согласованности внутри страны. Люди, с которыми я общалась, хорошо осведомлены о проблеме и говорят на профессиональном языке, в них чувствуется очень большой энтузиазм в работе с детьми. Я думаю, что основная проблема в России связана с тем, что это огромная страна, и достижение согласованности в таких условиях, как правило, очень сложная задача. Однако, похоже, что здесь есть много энергии и драйва для решения этой задачи. Я очень надеюсь, что в ближайшие годы Россия и Великобритания будут работать в тесном сотрудничестве для разработки международного протокола работы с детьми и молодыми людьми с аутизмом.
Е.Ш.: Что для вас было интересно увидеть и услышать на конференции?
Л.Д.: В Великобритании мы хотим убедиться в научной обоснованности всех методов работы с детьми. И очевидно, что в России исследования в области научной доказательности и научной обоснованности методов так же важны. В университете и в Федеральном ресурсном центре я увидела, что методы работы и уровень исследований достаточно высоки. И эта информация может достичь достаточно широкого круга людей через интернет-портал, а также, в особенности, через журнал (журнал «Аутизм и нарушения развития», Россия — прим. ред.). После сегодняшнего посещения Федерального ресурсного центра я была в восторге от оборудования школы и классов центра, а также от внимания, которое уделяется среде и тому, чтобы среда подходила для детей, обучающихся здесь. Даже дизайну и акустическим свойствам помещений уделяется особое внимание. Конференция в целом явилась для меня прекрасной возможностью поговорить с коллегами из Германии, с психологами из Великобритании, посмотреть на то, что делают коллеги в Швеции в области инклюзивного образования. У меня была интересная возможность увидеть общие черты и различия в подходах. В основном различия вытекают из разницы в ресурсах или небольших различиях в мнениях. Но я была очень вдохновлена тем фактом, что все используют одни фундаментальные подходы. Мы все осознаем, что люди с аутизмом должны иметь права для того, чтобы быть полностью принятыми в нашем обществе. И мы все работаем над тем, чтобы достичь этой главной цели.
Е.Ш.: У вас была возможность посмотреть на то, как работают специалисты Федерального ресурсного центра, и хотелось бы узнать ваше мнение о нем.
Л.Д.: Я была поражена уровнем знаний специалистов ФРЦ. Меня впечатлила организация пространства в классных комнатах. Очень важно, чтобы в тех зонах, где обучаются дети с аутизмом, пространство было незагроможденным. Потому что любой беспорядок может быть очень разрушительным. Я думаю, что в вашем центре комнаты организованы и структурированы очень грамотно. Я почувствовала контраст между школой, в которой я работаю, и Федеральным ресурсным центром. У нас гораздо большая площадь, и наши кабинеты гораздо больше. Однако, говоря об этом, нужно отметить, что пространство в ФРЦ организовано очень хорошо, очевидно знание специалистами специфики вмешательства в аутизм. Очень важно, что используются стены, и визуальное расписание доступно для восприятия. Всегда радует, когда люди принимают во внимание потребности детей и молодых людей, с которыми работают специалисты.
Е.Ш.: Какая на ваш взгляд основная проблема в инклюзии?
Л.Д.: В Англии мы часто говорим, что 70% проблем, которые наблюдаются у детей с аутизмом, вызваны нейротипичными людьми, которые их окружают. Я думаю, что одной из главных преград для настоящей инклюзии является отсутствие у большинства населения понимания того, что они могут делать какие-то небольшие вещи каждый день, чтобы улучшить жизнь людей с аутизмом. И люди, которые открывают магазины, центры, парикмахерские или управляют колледжами или университетами, могут брать во внимание потребности людей с аутизмом в нашем обществе. Мы наблюдаем большое количество людей с аутизмом, которые прекрасно живут нормальной жизнью, но чуть большая адаптация к окружающей среде или к тому, как люди работают с ними или разговаривают с ними, может иметь большое значение. Я думаю, что наша работа с международными партнерами очень важна в области такого сопровождения. Мы должны убедиться, что информация об аутизме доходит до простых людей, а не только до специалистов, ежедневно работающих с детьми с аутизмом.
Е.Ш.: Что послужило основанием для вашего решения работать с детьми, имеющими РАС?
Л.Д.: Много лет назад я получила образование как учитель. И работала в обычных школах. Но мне стало скучно. Я решила, что больше не хочу преподавать, пыталась найти работу в ювелирном магазине. Но благодаря тому, что у меня было образование учителя, мне не позволили там работать. И я какое-то время работала помощником учителя в школе для детей с аутизмом. И влюбилась в аутизм. И влюбилась снова в учительство (преподавание). И я осознала, что быть учителем — это мое призвание, но не в обычной среде. Я хочу учить именно этих детей. Я прошла путь от помощника учителя до учителя, специалиста-консультанта и директора достаточно большой школы для детей с аутизмом. На протяжении этого пути у меня было множество испытаний, это вдохновило меня, и я хочу делать все самое лучшее для молодых людей с аутизмом.
Е.Ш.: Лорейн, спасибо за беседу. От имени всех сотрудников Федерального ресурсного центра желаем вам продуктивной и интересной работы с детьми. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2610
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 920
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1