Аутизм и нарушения развития
2017. Том 15. № 4. С. 47–52
doi:10.17759/autdd.2017150407
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативное поведение, коммуникативные нормы, коммуникативная задача, учебное сотрудничество
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150407
Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Для цитаты: Сунько Т.Ю. Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 47–52. DOI: 10.17759/autdd.2017150407
Полный текст
Механизмы формирования коммуникативного
поведения в работе с обучающимися
при расстройствах аутистического спектра
Сунько Т.Ю.,
ФГБОУ ВО МГППУ,
Москва, Россия,
Рассмотрена проблема формирования коммуникативного поведения у обучающихся при расстройствах аутистического спектра. Описаны коммуникативные нормы, на основе которых строится речевое общение. Определяются механизмы построения коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативное поведение, коммуникативные нормы, коммуникативная задача, учебное сотрудничество.
Для цитаты:
Сунько Т.Ю. Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. - . doi: 10.17759/autdd.2017150406
Сунько Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия. E-mail: tasunko@yandex.ru
Успешное взаимодействие обучающихся в коллективе сверстников предполагает умелое общение, требующее планирования учебного сотрудничества. Планирование учебного сотрудничества ориентируется на определение цели общения, функций участников речевого взаимодействия, установление способов взаимодействия в определенной обстановке речевого общения. Однако при расстройствах аутистического спектра успешное взаимодействие в коллективе сверстников затруднено из-за всевозможных нарушений вербальных, невербальных средств общения, нарушений формирования экспрессивной речи, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи при сочетании когнитивных и аффективных отклонений. Следует отметить, что при расстройствах аутистического спектра вопрос формирования экспрессивной речи может быть рассмотрен с позиции адаптации обучающихся к изменяющимся условиям жизни, с позиции внутренней потребности в речевом общении, с позиции понимания коммуникативных норм в учебном сотрудничестве.
Вместе с тем, в деятельности по планированию учебного сотрудничества необходимо учитывать конкретную ситуацию речевого общения, а также и то, с кем происходит общение, для чего оно происходит, где, когда, как и зачем оно реализуется. В дальнейшем следует учиться осуществлять постановку вопросов для инициативного сотрудничества в реализации поиска и сбора необходимой информации. Затем очень важно уметь разрешать конфликты, то есть искать различные варианты решения одной и той же задачи, связанной, например, с ситуацией отказа, просьбы или извинения, убеждения участников общения, следовательно, оценивать вариативные способы разрешения спорных вопросов в конкретной обстановке общения и принимать решение. Планирование учебного сотрудничества невозможно также без управления поведением участников речевого общения посредством ведения контроля, коррекции, оценки их действий в рамках коммуникативного поведения [Сунько, 2017а, с. 63-69].
В условиях анализа примеров успешного и неуспешного общения, а также для создания своих собственных высказываний в решении намеченных коммуникативных задач, оценки своей и чужой речи могут сформироваться умения по адаптации к изменяющимся условиям жизни, по рефлексии своего коммуникативного поведения. Поэтому в процессе речевого общения достаточно трудно обойтись без умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевой коммуникации, так как владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами может быть отнесено к видам коммуникативных действий, из которых выстраивается коммуникативное поведение, в том числе и при расстройствах аутистического спектра.
При выстраивании коммуникативных действий следует уделять внимание системе упражнений, направленных на формирование правильного дыхания, уточнение артикуляционных укладов, закрепление коммуникативно-речевых норм. Полезно использовать при формировании коммуникативных действий различные сценарии речевого общения, составлять тексты различной жанровой направленности и поощрять импровизационные высказывания участников общения [Сунько, 2017, с. 82-102].
Известные описания законов и принципов успешного речевого общения подтверждают, что оно может развиваться по различным сценариям. Сценарии речевого общения зависят как от самой коммуникативной ситуации, ее особенностей, так и от постоянных или ситуативных ролей, которые принимают участники этого общения. Восприятие, интерпретация и понимание конкретного речевого действия осуществляются через понимание определенных основ по развитию конкретного общения и по анализу его результата.
Следовательно, важно понимать правила, по которым выстраивается речевое общение и оценивается эффективность, удачность, целесообразность используемых коммуникативных средств и приемов, а также и нарушения в речевом общении. Последние могут быть грубые, негрубые, допустимые.
При этом для участников речевого общения создается возможность проговорить свои затруднения и в игровой форме не только освоить различные роли, но и выработать умения анализировать и создавать различные речевые произведения, умения понимать других людей, считаться с их мнениями.
Любое речевое действие строится на основе триады этоса, логоса, пафоса, то есть речевого намерения, словесных средств, речевых норм. Общающийся должен хорошо знать предмет речи, уметь выражать свои мысли в различных ситуациях речевого общения, что требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного внимания к действиям участников общения, коррекции собственного коммуникативного поведения.
Деятельность в общении всегда осуществляется как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком и необходимости в нем самом как в партнере при достижении общей цели. Потребность в общении переходит в готовность согласования своего коммуникативного поведения с коммуникативным поведением участников общения, в стремление к сотрудничеству. Эффективное речевое взаимодействие обеспечивается при условии соблюдения всеми участниками речевого общения определенных норм [Виноградов, 1971, с. 102].
Обычно к речевым нормам относят коммуникативные качества речи, такие как правильность, чистота, точность, логичность, богатство, уместность, доступность, выразительность. Данные качества также подчиняются и нормам общения. Эти нормы призваны согласовать все стороны общения, а именно видеть других людей, понимать свои поступки и свое отношение к ним в конкретных ситуациях. Выделяются этические, коммуникативные и речевые нормы общения.
Этические нормы относятся к мотивам речи, к области культуры общения. Доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности относятся к этическим нормам. Эти нормы - стратегического уровня по построению взаимоотношений с социальной средой и с другими людьми. Часто как соблюдение, так и несоблюдение этических норм закладывается на этапе целеполагания при реализации намерения к речевому общению.
Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей. Они направлены на выбор ситуации общения, участников, предмет речи и реализацию плана речи.
Средством реализации и этических, и коммуникативных норм выступают речевые нормы, к которым относятся коммуникативные качества речи. При этом речевые нормы включают в себя и языковые.
Этические и коммуникативные нормы тесно взаимосвязаны. Этические нормы во многом определяют коммуникативные, поскольку, в первую очередь, регулируют моральную и содержательную стороны общения. Коммуникативные нормы обеспечивают и регулируют сам процесс общения. В то же время этические нормы коммуникативно ориентированы, диктуют необходимость нести ответственность за свои слова и коммуникативное поведение. Нарушения этических норм приводят к неприятию со стороны других участников общения. Коммуникативные нормы этичны, поскольку они регулируют процесс общения, предписывают достижение его целей при соблюдении этических норм [Виноградов, 1971, с. 206].
Этические и коммуникативные нормы помогают согласовать все стороны общения, относящиеся к рекомендациям, советам, запретам, которые формировались на основе понимания законов общения. Механизмом реализации законов и формирования коммуникативного поведения является само общение при условии достижения его эффективности в целом как процесса и как результата. Речевые нормы выступают как средства соблюдения этических и коммуникативных норм общения. Нарушение чистоты речи является нарушением норм, так как проявляется неуважение к участникам общения и может привести к коммуникативной неудаче, прекращению общения [Виноградов, 1971, с. 297].
О культуре речи свидетельствует именно эффективность, а не только результативность речи. Постановка цели, способы и средства ее достижения, сам процесс речи и результат будут соответствовать этическим, эстетическим и другим правилам. Если результат достигнут, но достигнут другими, не этичными способами, то это только результативность, но не эффективность речи и ее несоответствие основным законам общения.
В речевом общении на первое место по значимости выходят личностные взаимоотношения общающихся. Поэтому основным критерием оценки с точки зрения соблюдения этических норм является соотнесение качеств: этично, красиво и прилично.
В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность, так как речь должна быть доступна адресату, содержательна, логична, вежлива.
С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. Обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку, который может и не участвовать в данной ситуации общения. В эти нормы входят указания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства. Кроме того, к числу обязательных для исполнения в общении норм относится и такое требование, как проявление уважения к другим людям.
Этические нормы можно отнести к рекомендуемым. Этично проявлять уважение к людям. Это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважение чувства собственного достоинства других людей, умение видеть в них положительные качества.
Не следует забывать, что в требованиях к метапредметным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в силу вариативности исключаются по второму варианту такие коммуникативные умения как готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, определять общие цели и пути достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности [4; с. 268-269]. Данный вариант ориентирован на развитие у обучающихся жизненных компетенций по введению в социальную среду, планомерному формированию учебной деятельности и коммуникативного поведения. Под коммуникативным поведением понимаем произнесение и слушание звуковых единиц (работа органов речи, физические движения мышц речевого аппарата, напряжения органов слуха); понимание речевых единиц, соотнесение комплексов звуков, морфем, слов, предложений с внеязыковой реальностью (работа физиологического аппарата мышления); оценка выразительности речи (работа физиологического аппарата эмоционально-волевой сферы); запоминание (работа памяти), знание законов и правил речевого общения, умение определять речевой жанр по жанрообразующим признакам и речевая практика.
Для возможности реализации коммуникативного поведения при расстройствах аутистического спектра важны специальные условия получения образования. Деятельность по обучению, воспитанию и развитию выстраивается на основе адаптированной основной образовательной программы. На основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся определяется форма получения образования, условия пребывания в образовательной организации, организуется работа педагогов, специалистов сопровождения, разрабатывается учебно-методическое обеспечение, выбираются технологии, методы обучения и воспитания, реализуются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в урочной и внеурочной деятельности, составляется внешкольная программа.
Внеурочная деятельность наравне с урочной обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы. Внеурочная деятельность помимо известных направлений включает и коррекционно-развивающую область, которая представлена обязательными курсами, в том числе и по формированию коммуникативного поведения в индивидуальной и групповой формах. Значение такого курса велико, так как именно в рамках данных занятий формируются коммуникативные действия и выстраивается коммуникативное поведение обучающихся с последующим закреплением на предметном содержании и отработкой в условиях речевой практики.
Урочная деятельность может быть ориентирована на обучение определению цели общения, функций участников речевого взаимодействия, способов взаимодействия в различных обстоятельствах коммуникации. Поскольку данная деятельность может происходить при приближенных к повседневной жизни условиях, то обучающиеся с расстройствами аутистического спектра не просто становятся исполнителями тех или иных ролей, а учатся способам взаимодействия в определенной обстановке речевого общения, адаптации к изменяющимся условиям жизни и пробуют анализировать свое коммуникативное поведение через мотивацию, актуализацию знаний и умений, описание некоторых компонентов речевой ситуации.
Для формирования умений создавать свои собственные высказывания в конкретной обстановке общения необходимо определение значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит или пишет, почему, для чего, зачем, что, как, когда. Обычно описываются близкие обучающимся жизненные ситуации, но нередко предлагаются и другие речевые роли, такие как роль учителя, директора, отца и др. Описываемые события могут происходить и в воображаемых странах, в которых действуют придуманные герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени обучающиеся приветствуют, благодарят, извиняются, просят и др. Согласно речевому поведению вырабатывается умение учитывать различные обстоятельства общения, что очень важно для того, чтобы оно было эффективным.
Итак, механизмами формирования в учебном сотрудничестве коммуникативного поведения у обучающихся при расстройствах аутистического спектра являются и внутренняя потребность в речевом общении, построенном по коммуникативным нормам, при условии достижения эффективности в целом как процесса и как результата, и его реализация с учетом того, с кем и когда оно происходит, с какой целью, где и каким образом.
Литература
1. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / Акад. В.В. Виноградов ; [послесл. ак. Д.С. Лихачева]. М.: Высшая школа, 1971. 239 с.
2. Сунько Т.Ю. Диагностика коммуникативных компетенций у обучающихся с ОВЗ / Междисциплинарный подход к изучению нарушений развития у детей с ОВЗ: монография / Е.Е. Антонова, Е.Э. Артемова, В.А. Ерохина и др. М.: Спутник, 2017. С. 82-102.
3. Сунько, Т.Ю. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 63-69.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря
References
1. Vinogradov V.V. O teorii khudozhestvennoi rechi [On the theory of literary speech]. Moscow: Publ. Vysshaya shkola, 1971. 239 p.
2. Sun'ko T.Yu. Diagnostika kommunikativnykh kompetentsii u obuchayushchikhsya s OVZ [Diagnosis on communicative competencies in students with disabilities]. In E.E. Antonova, E.E. Artemova, V.A. Erokhina et al. Mezhdistsiplinarnyi podkhod k izucheniyu narushenii razvitiya u detei s OVZ: monografiya [Interdisciplinary approach to studying developmental disorders in children with disabilities]. Moscow: Publ. Sputnik, 2017. Pp. 82-102.
3. Sun'ko T.Yu. Formirovanie lichnostnykh, metapredmetnykh i predmetnykh rezul'tatov v obrazovatel'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Formation of personal, metadisciplinary and disciplinary results in educational activity for students with disabilities]. In S.V. Alekhina (chief ed.) Inklyuzivnoe obrazovanie: preemstvennost' inklyuzivnoi kul'tury i praktiki: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: continuity of culture and practice of inclusivity]. Moscow: Publ. Moscow State University of Psyсhology and Education, 2017. Pp. 63-69.
4. Federal state educational standard for general elementary education of students with disabilities. Executive order of the Ministry of Education and Science of Russian Federation from December 19, 2014 №1598 «On the approval of the Federal state educational standard for general elementary education of students with disabilities». [E-resource]: Official site. URL: http://www. http://base.garant.ru/70862366/ (accessed 09.01.2018).
Литература
- Виноградов В.В. О теории художественной речи / Акад. В.В. Виноградов; [послесл. ак. Д.С. Лихачева]. М.: Высшая школа, 1971. 239 с.
- Сунько Т.Ю. Диагностика коммуникативных компетенций у обучающихся с ОВЗ / Междисциплинарный подход к изучению нарушений развития у детей с ОВЗ: монография / Е.Е. Антонова, Е.Э. Артемова, В.А. Ерохина и др. М.: Спутник, 2017. С. 82—102.
- Сунько Т.Ю. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 63—69.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: http://www. http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 09.01.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3403
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 33
Скачиваний
Всего: 1053
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1