Особенности разработки образовательного маршрута для школьников с расстройствами аутистического спектра

972

Аннотация

Трудности разработки образовательного маршрута для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) определяются как неоднородностью данной группы учащихся и большим разбросом выраженности аутистических нарушений у конкретных детей, так и недостаточной систематизацией опыта включения школьников с аутизмом в российское образовательной пространство. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС, представленный в статье, предполагает поэтапное дозированное расширение в процессе обучения социальных контактов школьника, имеющего РАС, со взрослыми и детьми. При разработке образовательной среды на каждом из этапов обучения прежде всего учитываются возможности ребенка, соответствующие уровню его самоконтроля и самосознания, а также актуальный опыт вовлеченности ребенка в социальные отношения. Это позволяет разработать образовательную среду, направленную на предотвращение патологических форм аутистической защиты и имеющую развивающий потенциал. Описаны следующие этапы обучения в школе учащегося с расстройством аутистического спектра: индивидуальный, этап введения в группу, обучение в специализированном классе малой наполняемости, интегративный.

Общая информация

Ключевые слова: принцип «обратной интеграции», этапы обучения, образовательный маршрут, расстройства аутистического спектра, особые образовательные потребности, зона актуального развития, индивидуальный образовательный маршрут

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180107

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Шаргородская Л.В. Особенности разработки образовательного маршрута для школьников с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 62–75. DOI: 10.17759/autdd.2020180107

Литература

  1. Бондарь Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальныхзанятийкобучениювклассе/ Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова, И.С. Константинова, М.А. Посицельская, М.В. Яремчук. Москва: Теревинф, 2012. 280 с. ISBN 978-5-4212-0063-5.
  2. Бородина Л.Г. Типология отклоняющегося развития: Варианты аутистических расстройств / Л.Г. Бородина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго : под общ. ред. М.М. Семаго. Москва: Генезис, 2020. 368 с. ISBN 978-5-98563-597-3.
  3. Бриш К.Х. Биндунг-психотерапия: младенчество и ранний возраст / К. Бриш. Москва: Теревинф, 2018. 204 с. ISBN 978-5-4212-0500-5.
  4. «Гибкие» классы — форма оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями развития в условиях интегрированного обучения: методические рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. 116 с.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 410 с. ISBN 978-5-388-00493-2.
  6. Никольская О.С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение / О.С. Никольская. Москва: МГППУ, 2008. 464 с. ISBN 978-5-94051-041-3.
  7. Никольская О.С. Аутичный  ребенок:  пути  помощи  /  О.С.  Никольская,  Е.Р.  Баенская,  М.М. Либлинг. Москва: Теревинф, 1997. 341 с. ISBN 5-88707-005-6.
  8. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма / О.С. Никольская [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014. № 18. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma (дата обращения: 24.02.2020).
  9. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  10. Шаргородская Л.В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: автореф. ... дисс. канд. пед. наук / Л.В. Шаргородская. Москва, 2017. 25 с.
  11. Шаргородская Л.В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции / Л.В. Шаргородская [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2018. № 34. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/the-creation-of-special- educational-conditions-for-learning-in-elementary-school-children-with-autism-spectrum-disorders- dynamic-model-of-integration (дата обращения: 24.02.2020).
  12. Koenig K.P. et al. A Model for Inclusive Public Education for Students With Autism Spectrum Disorders. Teaching Exceptional Children, 2009, vol. 42, no. 1, pp. 6—13.
  13. Roberts J.M.A., Keane E., Clark T.R. Making Inclusion Work. Effective Inclusion Strategies. Autism Spectrum Australia’s Satellite Class Project. International Journal of Inclusive Education, 2012, vol. 16, no. 10, pp. 1001—1017.  doi:10.1177/004005990804100203
  14. Thacker J., Strudwickand D., Babbedge E. Educating children with emotional and behavioural difficulties: inclusive practice in mainstream schools, London: Publ. Routledge Falmer, 2002. 151 p. ISBN: 9780203994399. doi:10.4324/9780203994399
  15. Swaim K.F., Morgan S.B. Children’s Attitudes and Behavioral Intentions Toward a Peer with Autistic Behaviors: Does a Brief Educational Intervention Have an Effect? Journal of Autism and Developmental Disorders, 2001, vol. 31, no. 2, pp. 195—205. doi:10.1023/A:1010703316365

Информация об авторах

Шаргородская Людмила Вячеславовна, кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог, АНО ДО «Детский развивающий центр “ЭСТЕР”», старший преподаватель старший преподаватель Института специального образования и комплексной реабилитации, кафедра олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5479-6935, e-mail: lushar@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1871
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 972
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2