Панцырь С.Н. кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589 e-mail: sergey-p84@mail.ru
Шведовский Е.Ф. методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589 e-mail: shvedovskijef@mgppu.ru
Дистанционное психологическое консультирование может рассматриваться как один из видов психолого-педагогической работы с детьми. В условиях ограниченных возможностей предоставления очной психолого-педагогической помощи дистанционное консультирование может выступать единственным доступным видом поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом. В настоящем обзоре российских и зарубежных работ в области дистанционного консультирования раскрыты его основные преимущества и ограничения, описаны существующие алгоритмы проведения консультирования. Приведены данные об исследованиях в области дистанционной работы с детьми, имеющими аутизм. Делается вывод о том, что для успешной организации дистанционного консультирования необходимо наличие четырех ключевых условий: профессиональные компетенции специалиста, учет ближайшего социального окружения ребенка, наличие измеряемых характеристик вмешательства, возможность очного взаимодействия специалиста с ребенком.
Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в
интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник
практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 2. С. 69–73. URL:
https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата
обращения: 01.06.2020).
Донцов А.И., Донцов Д.А, Донцова М.В. Тенденции
развития психологического консультирования в информационной сети Интернет /
Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием
дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение):
Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24–25
февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 30–34.
Донцов Д.А. Социальная психология
интернет-коммуникаций на примере группового психологического консультирования в
Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6.
С. 55–56.
Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное
консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход
[Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 2.
С. 159–184.
DOI:10.17759/cpse.2019080209
(дата обращения: 01.06.2020).
Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования
он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 89–95. URL:
https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29278.shtml
(дата обращения: 01.06.2020).
Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование:
современное состояние проблемы / Психологическая помощь социально незащищенным
лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и
дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической
конференции: Москва, 24–25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С.
25–30.
Рекомендации для подростков, их родителей и педагогов,
подготовленные Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением
коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] / Банк документов: Министерство
просвещения Российской Федерации. 27 марта 2020. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/
(дата обращения: 01.06.2020).
Скавинская Е.Н. Алгоритмы психологического
консультирования в формате телефона доверия: учеб. пособие. Томск: Томский
государственный университет, 2012. 162 с.
Суслова О.И., Тезикова Е.А. Возможности
психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ /
Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: Дыльновские чтения:
Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов: 12 февраля 2019
г. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 369–372. ISBN
978-5-91879-923-9.
Этический кодекс педагога-психолога Службы практической
психологии образования: проект [Электронный ресурс] / Практический психолог.
URL:
http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885
(дата обращения: 01.06.2020).
Alleman J.R. Online counseling: The Internet and
mental health treatment. Psychotherapy: Theory, Research, Practice,
Training, 2002, vol. 39, no. 2, pp. 199–209.
DOI:10.1037/0033-3204.39.2.199
Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., Riper H.,
Hedman E. Guided Internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy
for psychiatric and somatic disorders: a systematic review and meta-analysis.
World Psychiatry, 2014, vol. 13, no. 3, pp. 288–295.
DOI:10.1002/wps.20151
Benson S.S.,Dimian A.F., Elmquist M.,
Simacek J., McComas J.J., Symons F.J. Coaching parents to assess and treat
self-injurious behaviour via telehealth. Journal of Intellectual Disability
Research, 2018, vol. 62, no. 12, pp. 1114–1123.
DOI:10.1111/jir.12456
Berryhill M.B., Culmer N., Williams N., Halli-Tierney
A., Betancourt A., Roberts H., King M. Videoconferencing psychotherapy and
depression: a systematic review. Telemedicine and e-Health, 2019, vol.
25, no. 6, pp. 435–446.
DOI:10.1089/tmj.2018.0058
Courtenay K., Perera B. COVID-19 and People with
Intellectual Disability: impacts of a pandemic. Irish Journal of
Psychological Medicine, 2020, pp. 1–21.
DOI:10.1017/ipm.2020.45
Eshraghi A.A., Li C., Alessandri M., Messinger D.S.,
Eshraghi R.S., Mittal R., Armstrong F.D. COVID-19: overcoming the
challenges faced by individuals with autism and their families. The Lancet
Psychiatry, 2020, vol. 7, no. 6, pp. 481–483.
DOI:10.1016/S2215-0366(20)30197-8
Fagiolini A., Cuomo A., Frank E. COVID-19 diary
from a psychiatry department in Italy. The journal of Clinical
Psychiatry, 2020, vol. 81, no. 3, p. 20com13357.
DOI:10.4088/JCP.20com13357
Ferguson J., Craig E.A., Dounavi K. Telehealth as a
model for providing behaviour analytic interventions to individuals with autism
spectrum disorder: A systematic review. Journal of autism and developmental
disorders, 2019, vol. 49, no. 2, pp. 582–616.
DOI:10.1007/s10803-018-3724-5
Griffiths M. Online therapy: A cause for concern?
The Psychologist, 2001, vol. 14, no. 5, pp. 244–228.
Hall C.M., Bierman K.L. Technology-assisted
interventions for parents of young children: Emerging practices, current
research, and future directions. Early childhood research quarterly,
2015, vol. 33, pp. 21–32.
DOI:10.1016/j.ecresq.2015.05.003
Karyotaki E., Elbert D.D., Donkin L., Riper H., Twisk
J., Burger S., Rozental A., Lange A., Williams A.D., Zarsk A.C., Geraedts
A. Do guided internet-based interventions result in clinically relevant
changes for patients with depression? An individual participant data
meta-analysis. Clinical psychology review, 2018, vol. 63, pp. 80–92.
DOI:10.1016/j.cpr.2018.06.007
Lord C., McGee J.P. Educating children with autism.
Washington: National Academic Press, 2001. 323 p. ISBN 978-0-30921001-0.
Mallen M.J., Vogel D.L., Rochlen A.B., Day S.X.
Online counseling: Reviewing the literature from a counseling psychology
framework. The Counseling Psychologist, 2005, vol. 33, no. 6, pp.
819–871.
DOI:10.1177/0011000005278624
McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., Haebig E.,
Weismer S.E., Abbeduto L. Distance Video-Teleconferencing in Early
Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language
Intervention. Topics in Early Childhood Special Education, 2013, vol.
33, no. 3, pp. 172–185.
DOI:10.1177/0271121413476348
Pagliari C., Sloan D., Gregor P., Sullivan F., Detmer
D., Kahan J.P., Oortwijn W., MacGillivray S. What is eHealth (4): A scoping
exercise to map the field. Journal of Medical Internet Research, 2005,
vol. 7, no.1, p. e9.
DOI:10.2196/jmir.7.1.e9
Slone N.C., Reese R.J., McClellan M.J.
Telepsychology outcome research with children and adolescents: A review of the
literature. Psychological Services, 2012, vol. 9, no. 3, pp. 272–292.
DOI:10.1037/a0027607
Vismara L.A, McCormick, C., Young, G.S., Nadhan A.,
Monlux K. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training
in autism. Journal of autism and developmental disorders, 2013, vol. 43,
no. 12, pp. 2953–2969.
DOI:10.1007/s10803-013-1841-8