Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 39

Панцырь С.Н.
кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия
e-mail: sergey-p84@mail.ru

Шведовский Е.Ф.
методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589
e-mail: shvedovskijef@mgppu.ru

Аннотация

Дистанционное психологическое консультирование может рассматриваться как один из видов психолого-педагогической работы с детьми. В условиях ограниченных возможностей предоставления очной психолого-педагогической помощи дистанционное консультирование может выступать единственным доступным видом поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом. В настоящем обзоре российских и зарубежных работ в области дистанционного консультирования раскрыты его основные преимущества и ограничения, описаны существующие алгоритмы проведения консультирования. Приведены данные об исследованиях в области дистанционной работы с детьми, имеющими аутизм. Делается вывод о том, что для успешной организации дистанционного консультирования необходимо наличие четырех ключевых условий: профессиональные компетенции специалиста, учет ближайшего социального окружения ребенка, наличие измеряемых характеристик вмешательства, возможность очного взаимодействия специалиста с ребенком.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 2. С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Донцов А.И., Донцов Д.А, Донцова М.В. Тенденции развития психологического консультирования в информационной сети Интернет / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24–25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 30–34.
  3. Донцов Д.А. Социальная психология интернет-коммуникаций на примере группового психологического консультирования в Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 55–56.
  4. Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 159–184. DOI:10.17759/cpse.2019080209 (дата обращения: 01.06.2020).
  5. Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования // Человеческий капитал. 2014. №. 1. С. 82–85.
  6. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 89–95. URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29278.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  7. Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование: современное состояние проблемы / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24–25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 25–30.
  8. Рекомендации для подростков, их родителей и педагогов, подготовленные Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] / Банк документов: Министерство просвещения Российской Федерации. 27 марта 2020. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/ (дата обращения: 01.06.2020).
  9. Скавинская Е.Н. Алгоритмы психологического консультирования в формате телефона доверия: учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет, 2012. 162 с.
  10. Суслова О.И., Тезикова Е.А. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: Дыльновские чтения: Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов: 12 февраля 2019 г. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 369–372. ISBN 978-5-91879-923-9.
  11. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования: проект [Электронный ресурс] / Практический психолог. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 01.06.2020).
  12. Alleman J.R. Online counseling: The Internet and mental health treatment. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 2002, vol. 39, no. 2, pp. 199–209. DOI:10.1037/0033-3204.39.2.199
  13. Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., Riper H., Hedman E. Guided Internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy for psychiatric and somatic disorders: a systematic review and meta-analysis. World Psychiatry, 2014, vol. 13, no. 3, pp. 288–295. DOI:10.1002/wps.20151
  14. Benson S.S., Dimian A.F., Elmquist M., Simacek J., McComas J.J., Symons F.J. Coaching parents to assess and treat self-injurious behaviour via telehealth. Journal of Intellectual Disability Research, 2018, vol. 62, no. 12, pp. 1114–1123. DOI:10.1111/jir.12456
  15. Berryhill M.B., Culmer N., Williams N., Halli-Tierney A., Betancourt A., Roberts H., King M. Videoconferencing psychotherapy and depression: a systematic review. Telemedicine and e-Health, 2019, vol. 25, no. 6, pp. 435–446. DOI:10.1089/tmj.2018.0058
  16. Courtenay K., Perera B. COVID-19 and People with Intellectual Disability: impacts of a pandemic. Irish Journal of Psychological Medicine, 2020, pp. 1–21. DOI:10.1017/ipm.2020.45
  17. Eshraghi A.A., Li C., Alessandri M., Messinger D.S., Eshraghi R.S., Mittal R., Armstrong F.D. COVID-19: overcoming the challenges faced by individuals with autism and their families. The Lancet Psychiatry, 2020, vol. 7, no. 6, pp. 481–483. DOI:10.1016/S2215-0366(20)30197-8
  18. Fagiolini A., Cuomo A., Frank E. COVID-19 diary from a psychiatry department in Italy. The journal of Clinical Psychiatry, 2020, vol. 81, no. 3, p. 20com13357. DOI:10.4088/JCP.20com13357
  19. Ferguson J., Craig E.A., Dounavi K. Telehealth as a model for providing behaviour analytic interventions to individuals with autism spectrum disorder: A systematic review. Journal of autism and developmental disorders, 2019, vol. 49, no. 2, pp. 582–616. DOI:10.1007/s10803-018-3724-5
  20. Griffiths M. Online therapy: A cause for concern? The Psychologist, 2001, vol. 14, no. 5, pp. 244–228.
  21. Hall C.M., Bierman K.L. Technology-assisted interventions for parents of young children: Emerging practices, current research, and future directions. Early childhood research quarterly, 2015, vol. 33, pp. 21–32. DOI:10.1016/j.ecresq.2015.05.003
  22. Karyotaki E., Elbert D.D., Donkin L., Riper H., Twisk J., Burger S., Rozental A., Lange A., Williams A.D., Zarsk A.C., Geraedts A. Do guided internet-based interventions result in clinically relevant changes for patients with depression? An individual participant data meta-analysis. Clinical psychology review, 2018, vol. 63, pp. 80–92. DOI:10.1016/j.cpr.2018.06.007
  23. Lord C., McGee J.P. Educating children with autism. Washington: National Academic Press, 2001. 323 p. ISBN 978-0-30921001-0.
  24. Mallen M.J., Vogel D.L., Rochlen A.B., Day S.X. Online counseling: Reviewing the literature from a counseling psychology framework. The Counseling Psychologist, 2005, vol. 33, no. 6, pp. 819–871. DOI:10.1177/0011000005278624
  25. McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., Haebig E., Weismer S.E., Abbeduto L. Distance Video-Teleconferencing in Early Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language Intervention. Topics in Early Childhood Special Education, 2013, vol. 33, no. 3, pp. 172–185. DOI:10.1177/0271121413476348
  26. Pagliari C., Sloan D., Gregor P., Sullivan F., Detmer D., Kahan J.P., Oortwijn W., MacGillivray S. What is eHealth (4): A scoping exercise to map the field. Journal of Medical Internet Research, 2005, vol. 7, no.1, p. e9. DOI:10.2196/jmir.7.1.e9
  27. Policy Brief: The Impact of COVID-19 on children: 15 April 2020 / United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/resources/policy-brief-impact-covid-19-children (дата обращения: 01.06.2020).
  28. Slone N.C., Reese R.J., McClellan M.J. Telepsychology outcome research with children and adolescents: A review of the literature. Psychological Services, 2012, vol. 9, no. 3, pp. 272–292. DOI:10.1037/a0027607
  29. Vismara L.A, McCormick, C., Young, G.S., Nadhan A., Monlux K. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training in autism. Journal of autism and developmental disorders, 2013, vol. 43, no. 12, pp. 2953–2969. DOI:10.1007/s10803-013-1841-8
  30. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 — 11 March 2020 / World Health Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 01.06.2020).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика