Оценка сформированности коммуникативных навыков c помощью VB-MAPP у детей дошкольного возраста с РАС

1655

Аннотация

Определяется уровень сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлен материал эмпирического исследования, проведенного в детских садах города Казани. В диагностике приняли участие 8 детей в возрасте от 4 до 7 лет с РАС. Авторы ориентировались на критерии и показатели основных функциональных классов вербального поведения, выделенные в программе М. Сандберга «Оценка вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства», VB-MAPP. Оценка проводится по 170 параметрам, которые распределены по трем возрастным группам. Полученные в исследовании результаты - большой разброс показателей по шкалам теста и отсутствие зависимости уровня развития коммуникативных навыков от возраста - позволяют утверждать, что у всех диагностированных детей наблюдается недостаточность развития по всем представленным группам коммуникативных, поведенческих навыков и другие трудности. Наименее сформированы навыки просьбы и интравербальные навыки. Все респонденты нуждаются в интенсивной программе коррекционной работы, включающей развитие социальных навыков: коммуникации, понимания речи, сотрудничества, взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: вехи развития, VB-MAPP, коммуникативные навыки, расстройства аутистического спектра, дошкольное детство

Рубрика издания: Исследования и диагностика РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180403

Финансирование. Исследование организовано в рамках Федеральной инновационной площадки при Министерстве просвещения РФ по реализации проекта «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра», выполнено за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Грязнова А.Н., Васина В.В. Оценка сформированности коммуникативных навыков c помощью VB-MAPP у детей дошкольного возраста с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 4. С. 23–32. DOI: 10.17759/autdd.2020180403

Литература

  1. Артемова Е.Э., Белосветова Д.Е. Применение арт-терапевтических методов в работе по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4 (65). С. 35—42. DOI:10.17759/autdd.2019170405
  2. Ахметзянова А.И., Нигматуллина И.А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 105—114.
  3. Борисова Н.В., Хаустов А.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В. Особенности разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 8. С. 26—33.
  4. Досше Д.М. Кататония и расстройства аутистического спектра: диагностика, терапия и клиническая наука // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 1. С. 24—35. DOI:10.17759/autdd.2019170104
  5. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам // LibrAutism [Электронный ресурс]. URL: http://autist.narod.ru/p045.html (дата обращения: 23.11.2020).
  6. Иосифян М.А., Мершина Е.А., Баженова Д.А., Синицын В.Е., Ларина О.М., Печенкова Е.В. Мозговые механизмы нарушения модели психического при расстройствах аутистического спектра и шизофрении: обзор данных фМРТ // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 17—46. DOI:10.17759/cpse.2020090102
  7. Кулешова И.И. К вопросу о применении технологии VB-MAPP в процессе психолого-педагогического изучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2015. № 2 (64). С. 57—60.
  8. Лебедев В.А. Дидактические аспекты организации учебных занятий // Libr.Autism.Ru || Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина» [Электронный ресурс]. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=96&vol=50 (дата обращения: 23.11.2020).
  9. Никольская О.С., Баенская  Е.Р.,  Либлинг  М.М.  Аутичный  ребёнок:  Пути  помощи  [Электронный  ресурс].  Москва: Теревинф, 2007. 288 с. ISBN 978-5-901599-16-7. URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php?title=Семинар-практикум_"Психолого-педагогическое_сопровождение_детей_с_расстройствами_ аутистического_спектра"_(24/11/2016) (дата обращения: 25.11.2020).
  10. Сандберг М. VB-MAPP. Оценка вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства. Протокол. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2013. 108 с.: табл. ISBN 978-965-559-012-8.
  11. Сандберг М. Руководство. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития / пер. С. Доленко. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2008. 275 с. ISBN 978-965-559-011-1
  12. Свириденко И.А., Ермакова А.К. Диагностика коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXIII Международной научно-практической конференции: В 3 ч.: Ч. 3. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 152—154. ISBN 978-5-907204-64-5.
  13. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: Сущность и состояние в современной России: Учебное пособие. Москва: URSS, 2012. 200 с. ISBN 978-5-397-02673-4.
  14. Accardo A.L. Research synthesis: Effective practices for improving the reading comprehension of students with autism spectrum disorder [Web resource]. DADD Online Journal, 2015, vol. 2, no. 1, pp. 7—20. URL: https://rdw.rowan.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1005&context=education_facpub   (Accessed 22.11.2020).
  15. Akhmetzyanova A.I. Spatial and temporal elements of anticipation consistency of children with general speech retardation. American Journal of Applied Sciences, 2014, vol. 11, no. 7, pp. 1031—1035. DOI:10.3844/ajassp.2014.1031.1035
  16. Akhmetzyanova A.I. The theoretical analysis of views on anticipatory function of mental reflection development. International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016, vol. 11, no. 4, pp. 683—694.
  17. Akhmetzyanova A.I., Nigmatullina I.A, Kurbanova A.T. Prognostic competence and socialization of junior schoolchildren with health limitations. In Solovev D.B. (ed.) Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production: Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastСon-2018”: Vol. 1. Cham: Publ. Springer, 2020. Pp. 834—845. ISBN 978-3-030-15576-6. DOI:10.1007/978-3- 030-15577-3_77
  18. Atkinson L., Slade L., Powell D., Levy J.P. Theory of mind in emerging reading comprehension: A longitudinal study of early indirect and direct effects. Journal of Experimental Child Psychology, 2017, vol. 164, pp. 225—238. DOI:10.1016/j. jecp.2017.04.007
  19. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? Cognition, 1985, vol. 21, no. 1,           pp.   37—46.  DOI:10.1016/0010-0277(85)90022-8
  20. Cain K., Oakhill J., Bryant P. Children’s reading comprehension ability: Concurrent prediction by working memory, verbal ability, and component skills. Journal of Educational Psychology, 2004, vol. 96, no. 1, pp. 31—42. DOI:10.1037/0022- 0663.96.1.31
  21. Carnahan C., Musti-Rao S., Bailey J. Promoting active engagement in small group learning experiences for students with autism and significant learning needs. Education and Treatment of Children, 2009, vol. 32, no. 1, pp. 37—61. DOI:10.1353/ etc.0.0047
  22. Catts H.W., Adlof S.M., Weismer S.E. Language deficits in poor comprehenders: A case for the simple view of reading. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2006, vol. 49, no. 2, pp. 278—293. DOI:10.1044/1092-4388(2006/023)
  23. Cook B.G., Tankersley M., Landrum T.J. Evidence-based practices in learning and behavioral disabilities: The search for effective instruction. In Cook B.G., Tankersley M., Landrum T.J. (eds.) Evidence-based practices. Bingley: Publ. Emerald Group Publishing, 2013. Pp. 1—19. (Advances in learning and behavioral disabilities: Vol. 26). DOI:10.1108/S0735- 004X(2013)0000026003
  24. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5. Fifth Edition. Arlington: Publ. American Psychiatric Publishing, 2013. 992 p. ISBN 978-0-89042-555-8.
  25. Drew A., Baird G., Taylor E., Milne E., Charman T. The social communication assessment for toddlers with autism (SCATA): An instrument to measure the frequency, form and function of communication in toddlers with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2007, vol. 37, pp. 648—666. DOI:10.1007/s10803-006-0224-9
  26. Murray R.E., Barton E.E. Training Pediatricians to Implement Autism Screening Tools: a Review of the Literature. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2020. DOI:10.1007/s40489-020-00206-x
  27. Nigmatullina I.A., Dadakina V.Ju. Quality Assessment of Preschool Education of Children with Autism. In Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con” (ISCFEC) [Web resource]. 2020. URL: https://www.atlantis- press.com/proceedings/iscfec-20/125936389    (Accessed    23.11.2020).  DOI:10.2991/aebmr.k.200312.285
  28. Nigmatullina I.A., Tvardovskaya A.A. Support of Children with Autism: Structural and Functional Model. In Proceedings of the International Scientific Conference «Far East Con» (ISCFEC) [Web resource]. 2020. URL: https://www.atlantis- press.com/proceedings/iscfec-20/125936423    (Accessed    23.11.2020).  DOI:10.2991/aebmr.k.200312.305
  29. Shumway S., Wetherby A.M.  Communicative  Acts  of  Children  with  Autism  Spectrum  Disorders  in  the  Second  Year  of Life. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2009, vol. 52, no. 5, pp. 1139—1156. DOI:10.1044/1092- 4388(2009/07-0280)
  30. Thurm A., Lord C., Lee L.-C., Newschaffer C. Predictors of language acquisition in preschool children with  autism  spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2007, vol. 37, pp. 1721—1734. DOI:10.1007/ s10803-006-0300-1
  31. Vasina V.V. Facilitation of social interaction in the psychology of inclusive education. In Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” — Reports in English  (October  14, Beijing, PRC). 2019. Pp. 102—109. ISBN 978-5-905695-66-7. URL: http://naukarus.ru/public_html/wp-content/ uploads/2019/Scientific%20research%20of%20the%20SCO%20countries%20-%20English%20Reports%20-%20 October%2014%20-%20Part%201.pdf#page=102 (Accessed 23.11.2020). DOI:10.31838/ijpr/2020.SP1.155
  32. Warreyn P., van der Paelt S., Roeyers H. Social-communicative abilities as treatment goals for preschool children with autism spectrum disorder: the importance of imitation, joint attention, and play. Developmental Medicine & Child Neurology, 2014, vol. 56, no. 8, pp. 712—716. DOI:10.1111/dmcn.12455

Информация об авторах

Грязнова Анастасия Николаевна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8114-3027, e-mail: gryaznovaan@yandex.ru

Васина Вероника Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального обрзаования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4553-6442, e-mail: virash1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2388
В прошлом месяце: 50
В текущем месяце: 47

Скачиваний

Всего: 1655
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 43