Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России.

419

Аннотация

Предпринят анализ наиболее актуальных вопросов в исследовании аутизма: тенденций изучения аутизма в последние десятилетия, следствий расширения его диагностических критериев, проблемы выбора между дименсиональным и категориальным подходами в изучении аутизма и определении стратегии сопровождения, особенностей междисциплинарного взаимодействия. Дискуссия инициирована положениями аналитического обзора F. Happé и U. Frith «Оглядывась назад, чтобы посмотреть в будущее: изменения в концепции аутизма и применение для будущих исследований». Показано, что принятая в настоящее время концепция аутизма не объясняет многих связанных с ним явлений, что трактовка аутизма только как нарушения развития ограничивает возможности понимания его социально-биологической природы, и по-видимому, ограничивает и выбор стратегий сопровождения людей с РАС. Представлены возможные требования к новому поколению систематики и концепции аутизма: необходимость учитывать не только поведенческие и когнитивные, но и медико-биологические признаки, а также функциональную значимость аутизма не только при нарушенном, но и при типичном развитии.

Общая информация

Ключевые слова: критерии диагностики аутизма, аутизм как фракционируемое явление, дименсиональный и категориальные подходы, коморбидность при аутизме, концепции аутизма, расстройства аутистического спектра, аутизм

Рубрика издания: Мнение эксперта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190305

Для цитаты: Морозов С.А., Морозова Т.И., Морозова С.С. Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России. // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 3. С. 42–48. DOI: 10.17759/autdd.2021190305

Литература

  1. Belyavskii B.V., Morozov S.A., Morozova S.S. K voprosu o sistematike rasstroistv autisticheskogo spektra kak osnove differentsirovannogo podkhoda k kompleksnomu soprovozhdeniyu [Revisiting the autistic spectrum disorders systematics as a base for the differentiated approach to comprehensive support]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with disabilities], 2019, no. 6, pp. 7—14.
  2. MKB-11: Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei 11 peresmotra: Global’nyi standart dlya diagnosticheskoi informatsii o zdorov’e [ICD-11: International Classification of Diseases 11th Revision] [Web resource]. URL: https://icd.who.int/ ru (Accessed 06.07.2021).
  3. Morozov S.A. Klassifikatsiya rasstroistv autisticheskogo spektra: potrebnosti, problemy, vozmozhnye resheniya. Tekst publichnoi lektsii [Classification of autism spectrum disorders: needs, problems, possible solutions. Public lecture transcript]. In Obrazovanie obuchayushchikhsya s tyazhelymi narusheniyami razvitiya: Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 6—8 noyabrya 2018 goda [Education for students with severe developmental disabilities: Proceedings of the national scientific and practical conference with international participation, November 6—8, 2018]. Pskov: Publ. Pskov State University, 2018. Pp. 221—228. ISBN 978-5-91116-797-4.
  4. Morozov S.A., Morozova S.S. Na puti k novoi klassifikatsii i novoi kontseptsii autizma [Towards a new classification and a new concept of autism]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with disabilities], 2019, no. 7, pp. 16—21.
  5. Simashkova N.V. (ed.) Rasstroistva autisticheskogo spektra u detei [Autism spectrum disorders in children]. Moscow: Publ. Avtorskaya akademiya, 2013. 264 p. ISBN 978-5-91902-026-4.
  6. Benaron L.D. Inclusion to the Point of Dilution. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 3, pp. 355—359. DOI:10.1023/a:1024418904060
  7. Baron-Cohen S. Empathizing, systemizing, and the extreme male brain theory of autism. Progress in Brain Research, 2010, vol. 186, pp. 167—175. DOI:10.1016/B978-0-444-53630-3.00011-7
  8. Chown N., Leatherland J. Can a person be “A bit autistic”? A response to Francesca Happé and Uta Frith. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021, vol. 51, no. 2, pp. 749—751. DOI:10.1007/s10803-020-04541-0
  9. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Arlington: Publ. American Psychiatric Association, 2013. 947 p. ISBN 978-0-89042-554-1.
  10. Happé F., Frith U. Annual research review: Looking back to look forward — changes in the concept of autism and implications for future research. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2020, vol. 61, no. 3, pp. 218—232. DOI:10.1111/jcpp.13212
  11. Happé F., Frith U. Dimensional or Categorical Approaches to Autism? Both are Needed. A Reply to Nick Chown and Julia Leatherland. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021, vol. 51, no. 2, pp. 752—753. DOI:10.1007/s10803-020- 04728-5
  12. Happé F., Ronald A. The “fractionable autism triad”: A review of evidence from behavioral, genetic, cognitive, and neural research. Neuropsychology Review, 2008, vol. 18, no. 4, pp. 287—304. DOI:10.1007/s11065-008-9076-8
  13. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous child, 1943, vol. 2, pp. 217—250.
  14. Rapin I. Classification of Behaviorally Defined Disorders: Biology versus the DSM. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 10, pp. 2661—2666. DOI: 10.1007/s10803-014-2127-5
  15. Rutter M. Changing Concepts and Findings on Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 8, pp. 1749—1757. DOI:10.1007/s10803-012-1713-7
  16. Seltzer M.M., Krauss M.W., Shattuck P.T. et al. The Symptoms of Autism Spectrum Disorder in Adolescence and Adulthood. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 6, pp. 565—582. DOI:10.1023/ b:jadd.0000005995.02453.0b
  17. Wing L., Gould J. Severe impairment of social interaction and associated abnormalities in children: Epidemiology and classification. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1979, vol. 9, no. 1, pp. 11—29. DOI:10.1007/BF01531288

Информация об авторах

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Морозова Татьяна Ивановна, Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029, e-mail: tim.sam70@yandex.ru

Морозова Светлана Сергеевна, методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБУ ФИРО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477, e-mail: sv-morozova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 962
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 419
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 12