Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10344Новости 1985Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России. 248

|

Морозов С.А.
кандидат биологических наук, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711
e-mail: morozov-ca@mail.ru

Морозова Т.И.
Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029
e-mail: tim.sam70@yandex.ru

Морозова С.С.
методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477
e-mail: sv-morozova@yandex.ru

Аннотация

Предпринят анализ наиболее актуальных вопросов в исследовании аутизма: тенденций изучения аутизма в последние десятилетия, следствий расширения его диагностических критериев, проблемы выбора между дименсиональным и категориальным подходами в изучении аутизма и определении стратегии сопровождения, особенностей междисциплинарного взаимодействия. Дискуссия инициирована положениями аналитического обзора F. Happé и U. Frith «Оглядывась назад, чтобы посмотреть в будущее: изменения в концепции аутизма и применение для будущих исследований». Показано, что принятая в настоящее время концепция аутизма не объясняет многих связанных с ним явлений, что трактовка аутизма только как нарушения развития ограничивает возможности понимания его социально-биологической природы, и по-видимому, ограничивает и выбор стратегий сопровождения людей с РАС. Представлены возможные требования к новому поколению систематики и концепции аутизма: необходимость учитывать не только поведенческие и когнитивные, но и медико-биологические признаки, а также функциональную значимость аутизма не только при нарушенном, но и при типичном развитии.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Belyavskii B.V., Morozov S.A., Morozova S.S. K voprosu o sistematike rasstroistv autisticheskogo spektra kak osnove differentsirovannogo podkhoda k kompleksnomu soprovozhdeniyu [Revisiting the autistic spectrum disorders systematics as a base for the differentiated approach to comprehensive support]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with disabilities], 2019, no. 6, pp. 7—14.
  2. MKB-11: Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei 11 peresmotra: Global’nyi standart dlya diagnosticheskoi informatsii o zdorov’e [ICD-11: International Classification of Diseases 11th Revision] [Web resource]. URL: https://icd.who.int/ ru (Accessed 06.07.2021).
  3. Morozov S.A. Klassifikatsiya rasstroistv autisticheskogo spektra: potrebnosti, problemy, vozmozhnye resheniya. Tekst publichnoi lektsii [Classification of autism spectrum disorders: needs, problems, possible solutions. Public lecture transcript]. In Obrazovanie obuchayushchikhsya s tyazhelymi narusheniyami razvitiya: Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 6—8 noyabrya 2018 goda [Education for students with severe developmental disabilities: Proceedings of the national scientific and practical conference with international participation, November 6—8, 2018]. Pskov: Publ. Pskov State University, 2018. Pp. 221—228. ISBN 978-5-91116-797-4.
  4. Morozov S.A., Morozova S.S. Na puti k novoi klassifikatsii i novoi kontseptsii autizma [Towards a new classification and a new concept of autism]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with disabilities], 2019, no. 7, pp. 16—21.
  5. Simashkova N.V. (ed.) Rasstroistva autisticheskogo spektra u detei [Autism spectrum disorders in children]. Moscow: Publ. Avtorskaya akademiya, 2013. 264 p. ISBN 978-5-91902-026-4.
  6. Benaron L.D. Inclusion to the Point of Dilution. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 3, pp. 355—359. DOI:10.1023/a:1024418904060
  7. Baron-Cohen S. Empathizing, systemizing, and the extreme male brain theory of autism. Progress in Brain Research, 2010, vol. 186, pp. 167—175. DOI:10.1016/B978-0-444-53630-3.00011-7
  8. Chown N., Leatherland J. Can a person be “A bit autistic”? A response to Francesca Happé and Uta Frith. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021, vol. 51, no. 2, pp. 749—751. DOI:10.1007/s10803-020-04541-0
  9. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Arlington: Publ. American Psychiatric Association, 2013. 947 p. ISBN 978-0-89042-554-1.
  10. Happé F., Frith U. Annual research review: Looking back to look forward — changes in the concept of autism and implications for future research. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2020, vol. 61, no. 3, pp. 218—232. DOI:10.1111/jcpp.13212
  11. Happé F., Frith U. Dimensional or Categorical Approaches to Autism? Both are Needed. A Reply to Nick Chown and Julia Leatherland. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021, vol. 51, no. 2, pp. 752—753. DOI:10.1007/s10803-020- 04728-5
  12. Happé F., Ronald A. The “fractionable autism triad”: A review of evidence from behavioral, genetic, cognitive, and neural research. Neuropsychology Review, 2008, vol. 18, no. 4, pp. 287—304. DOI:10.1007/s11065-008-9076-8
  13. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous child, 1943, vol. 2, pp. 217—250.
  14. Rapin I. Classification of Behaviorally Defined Disorders: Biology versus the DSM. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 10, pp. 2661—2666. DOI: 10.1007/s10803-014-2127-5
  15. Rutter M. Changing Concepts and Findings on Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 8, pp. 1749—1757. DOI:10.1007/s10803-012-1713-7
  16. Seltzer M.M., Krauss M.W., Shattuck P.T. et al. The Symptoms of Autism Spectrum Disorder in Adolescence and Adulthood. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 6, pp. 565—582. DOI:10.1023/ b:jadd.0000005995.02453.0b
  17. Wing L., Gould J. Severe impairment of social interaction and associated abnormalities in children: Epidemiology and classification. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1979, vol. 9, no. 1, pp. 11—29. DOI:10.1007/BF01531288
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика