Морозов С.А. кандидат биологических наук, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711 e-mail: morozov-ca@mail.ru
Морозова Т.И. Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029 e-mail: tim.sam70@yandex.ru
Морозова С.С. методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477 e-mail: sv-morozova@yandex.ru
Предпринят анализ наиболее актуальных вопросов в исследовании аутизма: тенденций изучения аутизма в последние десятилетия, следствий расширения его диагностических критериев, проблемы выбора между дименсиональным и категориальным подходами в изучении аутизма и определении стратегии сопровождения, особенностей междисциплинарного взаимодействия. Дискуссия инициирована положениями аналитического обзора F. Happé и U. Frith «Оглядывась назад, чтобы посмотреть в будущее: изменения в концепции аутизма и применение для будущих исследований». Показано, что принятая в настоящее время концепция аутизма не объясняет многих связанных с ним явлений, что трактовка аутизма только как нарушения развития ограничивает возможности понимания его социально-биологической природы, и по-видимому, ограничивает и выбор стратегий сопровождения людей с РАС. Представлены возможные требования к новому поколению систематики и концепции аутизма: необходимость учитывать не только поведенческие и когнитивные, но и медико-биологические признаки, а также функциональную значимость аутизма не только при нарушенном, но и при типичном развитии.
Belyavskii B.V., Morozov S.A., Morozova S.S. K
voprosu o sistematike rasstroistv autisticheskogo spektra kak osnove
differentsirovannogo podkhoda k kompleksnomu soprovozhdeniyu [Revisiting the
autistic spectrum disorders systematics as a base for the differentiated
approach to comprehensive support]. Vospitanie i obuchenie detei s
narusheniyami razvitiya [Education and training of children with
disabilities], 2019, no. 6, pp. 7—14.
MKB-11: Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei 11
peresmotra: Global’nyi standart dlya diagnosticheskoi informatsii o zdorov’e
[ICD-11: International Classification of Diseases 11th Revision] [Web
resource]. URL: https://icd.who.int/ ru (Accessed 06.07.2021).
Morozov S.A. Klassifikatsiya rasstroistv
autisticheskogo spektra: potrebnosti, problemy, vozmozhnye resheniya. Tekst
publichnoi lektsii [Classification of autism spectrum disorders: needs,
problems, possible solutions. Public lecture transcript]. In Obrazovanie
obuchayushchikhsya s tyazhelymi narusheniyami razvitiya: Sbornik materialov
Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem,
6—8 noyabrya 2018 goda [Education for students with severe developmental
disabilities: Proceedings of the national scientific and practical conference
with international participation, November 6—8, 2018]. Pskov: Publ. Pskov State
University, 2018. Pp. 221—228. ISBN 978-5-91116-797-4.
Morozov S.A., Morozova S.S. Na puti k novoi
klassifikatsii i novoi kontseptsii autizma [Towards a new classification and a
new concept of autism]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami
razvitiya [Education and training of children with disabilities],
2019, no. 7, pp. 16—21.
Simashkova N.V. (ed.) Rasstroistva autisticheskogo
spektra u detei [Autism spectrum disorders in children]. Moscow: Publ.
Avtorskaya akademiya, 2013. 264 p. ISBN 978-5-91902-026-4.
Benaron L.D. Inclusion to the Point of Dilution.
Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 3, pp.
355—359. DOI:10.1023/a:1024418904060
Baron-Cohen S. Empathizing, systemizing, and the
extreme male brain theory of autism. Progress in Brain Research, 2010,
vol. 186, pp. 167—175. DOI:10.1016/B978-0-444-53630-3.00011-7
Chown N., Leatherland J. Can a person be “A bit
autistic”? A response to Francesca Happé and Uta Frith. Journal of Autism
and Developmental Disorders, 2021, vol. 51, no. 2, pp. 749—751.
DOI:10.1007/s10803-020-04541-0
Diagnostic and statistical manual of mental disorders:
DSM-5. Arlington: Publ. American Psychiatric Association, 2013. 947 p. ISBN
978-0-89042-554-1.
HappéF., Frith U. Annual research
review: Looking back to look forward — changes in the concept of autism and
implications for future research. Journal of Child Psychology and
Psychiatry, 2020, vol. 61, no. 3, pp. 218—232. DOI:10.1111/jcpp.13212
HappéF., Frith U. Dimensional or
Categorical Approaches to Autism? Both are Needed. A Reply to Nick Chown and
Julia Leatherland. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021,
vol. 51, no. 2, pp. 752—753. DOI:10.1007/s10803-020- 04728-5
HappéF., Ronald A. The “fractionable
autism triad”: A review of evidence from behavioral, genetic, cognitive, and
neural research. Neuropsychology Review, 2008, vol. 18, no. 4, pp. 287—304.
DOI:10.1007/s11065-008-9076-8
Kanner L. Autistic disturbances of affective
contact. Nervous child, 1943, vol. 2, pp. 217—250.
Rapin I. Classification of Behaviorally Defined
Disorders: Biology versus the DSM. Journal of Autism and Developmental
Disorders, 2014, vol. 44, no. 10, pp. 2661—2666. DOI:
10.1007/s10803-014-2127-5
Rutter M. Changing Concepts and Findings on Autism.
Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 8, pp.
1749—1757. DOI:10.1007/s10803-012-1713-7
Seltzer M.M., Krauss M.W., Shattuck P.T. et al. The
Symptoms of Autism Spectrum Disorder in Adolescence and Adulthood. Journal
of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 6, pp. 565—582.
DOI:10.1023/ b:jadd.0000005995.02453.0b
Wing L., Gould J. Severe impairment of social interaction
and associated abnormalities in children: Epidemiology and classification.
Journal of Autism and Developmental Disorders, 1979, vol. 9, no. 1, pp.
11—29. DOI:10.1007/BF01531288