Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 147Рубрики 53Авторы 10644Новости 2024Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Организация работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, по инклюзивным моделям «Ресурсный класс» и «Автономный класс» в Нижегородской области 137

|

Гусева Н.Ю.
кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС, ГБУДО НО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2629-6319
e-mail: gn-nglu@yandex.ru

Аннотация

Реализация Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Нижегородской области ведет к активному развитию инклюзивных форм образования. За последние два года открыто 19 ресурсных и автономных классов для 99 детей с РАС, представляющих инклюзивные модели организации образования. Ресурсным центром сопровождения образования людей с РАС в 2019 году был проведен электронный опрос 58 родителей. Было выявлено, что 74% родителей предпочли модель «Ресурсный класс»; 16% не определились на момент опроса; 8% предпочли модель «Автономный класс»; 2% выбрали индивидуальное включение. Отмечается значительное увеличение доступности инклюзивного образования для детей с РАС. Если в 2019 г. в общеобразовательных школах Нижегородской области были открыты всего один ресурсный и один автономный класс, в которых обучались 13 детей, то в 2020 году таких классов стало 11, а в 2021 году — 21. Таким образом, в настоящее время в ресурсных и автономных классах обучаются 112 детей. В результате двухлетнего опыта разработан пошаговый алгоритм подготовки к открытию ресурсных и автономных классов, который может быть полезен и в других регионах, с условием его гибкого и вариативного применения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. Краснодар: Науч.-образоват. центр «Перспектива», 2013. С. 71—95. ISBN 978-5-904896-59-
  2. Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с. ISBN 978-5- 94051-156-4.
  3. Богорад П.Л., Гусева Н.Ю. Десять вопросов по адаптации учебного материала для обучающихся ресурсного класса // StudNet. 2021. Т. 4. № 7. С. 612—626.
  4. Волченкова А. Формирование толерантности — путь к инклюзивной культуре школы. [б. м.]: Lambert Academic Publishing, 2015. 57 с. ISBN 978-3-659-78247-3.
  5. Ершова А.Ю., Охонская Е.А. Проект «Ресурсный класс» для детей с аутизмом // Педагогическая наука и педагогическая практика: современные тенденции развития: Сборник статей по материалам I всероссийской научно-практической конференции по педагогике, 13—14 февраля 2017 г. Санкт-Петербург: Фонд науч. исслед. в обл. гуманитарных наук «Знание — сила», 2017. С. 66—72. ISBN 978-5-9908705-7-4.
  6. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы. Монография. Москва: URSS, 2018. 200 с. ISBN 978-5-9710-5049-0.
  7. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области: Утверждена распоряжением правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 г. № 928- р [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=152166350 (дата обращения: 22.01.2022).
  8. Мефодичева А.К. Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру // Молодой учёный. 2021. № 27. С. 255—258.
  9. Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2020. 177 с. ISBN 978- 5-534-04943-5.
  10. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 1. С. 51—61. DOI:10.17759/autdd.2020180106
  11. Письмо Министерства образования и науки России от 7 июля 2017 г. № TC-267/07 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. [Москва, 2017.] 3 с. URL: https://sever-okrug.minobr63.ru/download/письмо-минобрнауки- россии-от-07-07-2017-№tc26707-о/ (дата обращения: 22.01.2022).
  12. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 3. С. 55—62. DOI:10.17759/ autdd.2016140306
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102381888 (дата обращения: 22.01.2022).
  14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”» [Электронный ресурс]. 54 с. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202012210122 (дата обращения: 22.01.2022).
  15. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / Рук. авторского коллектива Козорез А.И. Москва: АНО Ресурсный класс, 2015. 360 с. ISBN 978-5-90363-065-3.
  16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. 404 с. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 22.01.2022).
  17. Хотылева Т.Ю., Розенблюм С.А. Иллюзии инклюзии: типичные ошибки родителей детей с РАС. Из опыта инклюзивной школы // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 48—53. DOI:10.17759/autdd.2017150306
  18. Шрамм Р. Мотивация и подкрепление. Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (ABA/VB). Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2021. 608 с. ISBN 978-5-91743-095-9.

Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика