Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года

237

Аннотация

Представлены результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройства ми аутистического спектра (РАС), проведенного в 2021 году Министерством просвещения Российской Феде рации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ МГППУ). Общая численность обучающихся с РАС в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилась на 18% и составила 39117 человек. Большинство детей с РАС (71%) обучаются на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Гораздо меньшая доля детей с риском развития РАС охвачена ранней помощью, — 1,5% от их общей численности. Минимальное число подростков и взрослых с РАС включены в систему среднего профессионального и высшего образования: 1,1% и 0,033% соответственно от общей численности людей с РАС в России. Отмечаются трудности включения детей с РАС в систему инклюзивного образования. Доля учащихся с РАС, включенных в инклюзивную образовательную модель «Ресурсный класс», составляет 7,5%. Обучающиеся на дому ученики с РАС составляют 36% от общего числа школьников с аутизмом. Наблюдается положительная динамика в обеспеченности обучающихся с РАС специалистами: психологическую помощь получают 98% учащихся с РАС; логопедическую — 74%; дефектологическую — 66%; помощь социального педагога — 70%; тьюторское сопровождение — 33%. Тьюторское сопровождение остается наиболее актуальной проблемой. В 52 субъектах Российской Федерации создано 60 региональных ресурсных центров, которым необходима консультационная и методическая поддержка ФРЦ МГППУ.

Общая информация

Ключевые слова: региональный ресурсный центр, сопровождение, образование, мониторинг, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».

Получена: 07.09.2022

Принята в печать:

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2022200301

Полный текст

Мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводится ежегодно в субъектах Российской Федерации в соответствии с формой, разработанной Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Данные для мониторинга собирали органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

В ходе мониторинга проводился сбор данных об общей численности обучающихся лиц с РАС в субъектах РФ, о численности детей, подростков и взрослых с РАС, посещающих службы ранней помощи (в системе образования), получающих образование на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования. Получены данные о численности обучающихся с РАС по формам получения образования и формам обучения, по формам (моделям) организации образования на уровне дошкольного и общего образования. Выявлены данные о численности детей с РАС, получающих помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения. Получены данные о величине поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования, установленных в регионах. Получена информация о наличии в субъектах Российской Федерации региональных ресурсных центров (РРЦ) по организации комплексного сопровождения детей с РАС и об организациях, в структуре которых действуют РРЦ.

Динамика численности обучающихся с РАС

Общая численность обучающихся лиц с РАС, согласно мониторингу 2021 года, составила 39117 человек. Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2017 годом, — годом первого проведённого мониторинга численности детей с РАС в Российской Федерации (15998 человек) — на 145%, прирост составил 23119 человек (таблица 1) [Хаустов, 2019].

В целом, численность детей с РАС и частота встречаемости расстройств аутистического спектра сильно отличаются в различных регионах России. Соотношение в сравнении с прошлогодними данными численности лиц с РАС по Федеральным округам отражено в таблице 2.

В целом, по всем федеральным округам отмечается достаточно равномерный прирост численности детей с РАС в системе образования.

Необходимо отметить, что в Северо-Кавказском округе, показывавшем все предыдущие годы наименьший показатель численности детей с РАС, в этом году прирост составил более 50%, в большей степени за счет Дагестана — 490 обучающихся с РАС в этом году вместо 147 человек в прошлом (233%), и Чеченской Республики, где прирост составил 207%.

По Дальневосточному округу выявлена наименьшая динамика прироста численности детей с РАС, что составило всего 5% по сравнению с 2020 годом.

Анализ данных показал, что соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции в России составляет, в среднем, 1:813 — 0,123%, что примерно в 5 раз ниже данных Всемирной организации здравоохранения, выявившей показатели распространенности расстройств аутистического спектра среди общей популяции на уровне 1:160 — 0,625% [Всеобъемлющие согласованные усилия, 2013].

Результаты, полученные в ходе мониторинга, и их сравнение с данными мировой статистики, продолжают свидетельствовать о недостаточной выявляемости детей с РАС в России и о неравномерности развития системы диагностики в различных регионах. Трудности диагностики обусловлены недостатком подготовленных специалистов в системе здравоохранения и отсутствием в России общепринятых стандартизированных скрининговых и диагностических инструментов.

По итогам мониторинга выявлено, что продолжает прослеживаться неравномерность распределения обучающихся с РАС по уровням образования — от ранней помощи до высшего профессионального образования [Хаустов, 2021].

Среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи 1,5% (569 детей) от общей численности детей с РАС в России; 10152 (26%) детей получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 71% — школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования (27549 человека); 1,1% (432 чел.) — на уровне среднего профессионального образования (СПО), а на уровне высшего профессионального образования этот показатель равен всего 0,033 % (13 человек) (таблица 3).

Как и в прошлые годы, отмечается невысокий охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи. В 2021 году даже произошло уменьшение абсолютного значения на 3 человека, что продолжает свидетельствовать о запоздалом включении детей с рисками развития РАС в систему комплексной помощи, несмотря на интенсивное развитие системы ранней помощи в ряде регионов Российской Федерации. Уже второй год подряд отмечается выраженная положительная динамика в охвате юношей и девушек с РАС образовательными услугами на уровне среднего профессионального образования [Хаустов, 2021]. Более чем в 2 раза увеличилась численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, — с 269 человек в 2020 году до 432 в 2021 году. Также повысилась их доля в общей численности лиц с РАС: она составляла в 2021 году 1,1%. Полученные данные говорят о том, что ситуация с организацией профессионального образования лиц с РАС несколько улучшается, хотя в данную работу активно вовлечены были в 2021 году 37 регионов из 85. Наилучший показатель в 2021 году у Рязанской области: доля обучающихся на уровне СПО составила 10% от общей численности обучающихся с РАС данного региона. Необходимо также отметить, что, например, Тульская область успешно подтверждает свою системную работу в области организации обучения лиц с РАС на уровне СПО: 21 обучающийся в 2020 году и 20 обучающихся — в 2021 году, что составило около 4% от общей численности лиц с РАС. Обращает на себя внимание крайне выраженная отрицательная динамика в Смоленской области: показав в 2020 году результат в 77 человек (27% от общей численности обучающихся с РАС), в 2021 году регион представил нулевой результат.

Таблица 1

Динамика численности обучающихся с РАС в России

Год

2017

2018

2019

2020

2021

Численность детей с РАС в образовании

15998 чел.

22953 чел.

23093 чел.

32899 чел.

39117 чел.

Таблица 2
Численность обучающихся с РАС по федеральным округам

Федеральные округа / года

2018

2019

2020

2021

Центральный ФО

5175

6006

11526

13476

Южный ФО

3111

3215

4065

4463

Северо-Западный ФО

1262

1485

1833

2173

Дальневосточный ФО

1201

995

1716

1803

Сибирский ФО

2870

3339

3789

4879

Уральский ФО

2472

2618

3260

3650

Приволжский ФО

3760

4493

5291

6449

Северо-Кавказский ФО

895

942

1419

2224

Таблица 3
Распределение детей (обучающихся) с РАС по уровням образования

Уровень образования / год

2018

2019

2020

2021

Ранняя помощь

387

535

572

569

Дошкольное образование

6898

7192

8089

10152

Начальное общее образование

8460

10149

13950

19241

Основное общее образование

4310

4750

5548

7885

Среднее общее образование

244

238

354

422

Среднее профессиональное образование

89

116

269

432

Высшее профессиональное образование

8

10

7

13

Аналогичная «нулевая» ситуация и в Татарстане.

Анализ данных мониторинга показал, что общая численность детей с РАС на уровне дошкольного образования — 10152 человека; их доля в общей численности лиц с РАС составляет 26%.

Среди применяемых моделей организации дошкольного образования группы компенсирующего вида по-прежнему сохраняют ведущую позицию — 6281 ребенок с РАС дошкольного возраста получает образование в таких группах, и это составляет 62% от общей численности детей с РАС на уровне дошкольного образования (таблица 4).

Следует обратить внимание на изменение показателя численности детей, посещающих группы комбинированного вида с включением в ресурсную группу. По итогам 2019 года, он увеличился практически вдвое в сравнении с 2018 годом, однако в 2020 году выявлена отрицательная динамика, на четверть упала численность детей, получающих образование в таких группах: с 378 до 286 человек. В 2021 году опять произошло увеличение на 127%, и получены данные, что группы комбинированного вида посещают 633 ребенка, — 6,2% от общей численности детей с РАС, включенных в систему дошкольного образования.

Согласно полученным сведениям, обучение детей с РАС по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с РАС (АООП ДО РАС) проходит в той или иной степени практически во всех регионах, за исключением Ивановской, Ульяновской областей, Адыгеи и Ненецкого автономного округа. В этих регионах при включении детей с РАС в группы нормотипичных сверстников или детей с другими нарушениями развития их образование осуществляется по АООП, по которым обучается основной контингент этих групп.

Отсутствие специфических АООП, разработанных и реализуемых для детей с РАС, обучающихся в условиях включения в группы комбинированной и компенсирующей направленности, указывает на то, что их особые образовательные потребности не учитываются. Тем не менее, процент дошкольников с РАС, обучающихся по АООП ДО РАС, составляет уже почти 58% от общего числа детей с РАС этой возрастной группы. В 2020 году этот показатель составлял 47%, в 2019 году для 37% дошкольников были разработаны АООП ДО РАС [Приказ № 373, 2020].

Численность детей с РАС, получающих дошкольное образование по различным моделям организации образования

Таблица 4

Модель организации образования/ год

2018

2019

2020

2021

Группа комбинированного вида

1869

1932

1831

2249

Группа комбинированного вида с применением модели «Ресурсная группа»

187

378

278

633

Группа компенсирующего вида

3986

4367

5286

6281

Вариативные формы дошкольного образования

843

798

520

773

Индивидуальное обучение на дому

162

287

174

216

Как уже отмечалось, общая численность детей с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего образования составила в 2021 году 27549 человек, их доля в общей численности лиц с РАС — 71%. Меньше половины школьников с РАС — 41,1% (11354 чел.) обучаются в отдельных коррекционных классах (таблица 5). В абсолютном значении этот показатель значительно вырос: на 3251 человека, однако в процентном соотношении он остается на уровне прошлых лет.

Анализ данных мониторинга показал, что процент школьников с РАС, посещающих общеобразовательные инклюзивные классы, составил 15,4%, что соответствует в процентном отношении уровню 2020 года (15,9%). Увеличилась численность детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии с применением модели «Ресурсный класс»: 2081 человек (7,5%), но увеличения их доли не произошло.

Выросло в абсолютном значении число обучающихся, для которых образование организовано в формате индивидуального обучения на дому, но долевое значение осталось на уровне 2020 года — 36% школьников.

Таким образом, несмотря на динамику роста общей численности, долевое распределение по образовательным моделям сохранилось на уровне 2020 года.

Показатель включенности детей с РАС в очный формат обучения, соответствующий их особым образовательным потребностям, несмотря на введение ограничений в условиях пандемии, не только сохранился, но в 2021 году значительно вырос, по сравнению с 2020 годом, и достиг почти 90% от общей численности обучающихся с РАС. Однако можно предположить, что большинство детей, получающих образование на дому, включены в статистическую отчетность как обучающиеся в очном формате.

Данные мониторинга указывают на то, что доля школьников, для которых разработана адаптированная основная образовательная программа общего образования (АООП ОО) для обучающихся с РАС, превысила 54%. Остальные 45,5% учеников проходят обучение по иным программам, в том числе по АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), тяжелыми множественными нарушениями развития. В 2020 году 46% школьников обучались по АООП ОО для обучающихся с РАС. Представленная картина характерна для большинства регионов; статистически значимых отличий на уровне субъектов РФ не наблюдается.

Таким образом, чуть менее половины обучающихся с РАС по-прежнему нуждаются в подготовке и реализации для них АООП именно для обучающихся с РАС, независимо от формы организации их образования. Соответственно, для них необходимо создание специальных условий в процессе обучения и специального сопровождения, учитывающих их особые образовательные потребности. В первую очередь, это касается уровня основного общего образования, для которого не предусмотрен отдельный ФГОС обучающихся с ОВЗ [Приказ № 115, 2021].

Обеспеченность обучающихся с РАС специалистами

В результате анализа данных мониторинга выявлено, что кадровая проблема по обеспечению обучающихся с РАС специалистами постепенно решается (таблица 6). Показатели обеспеченности специалистами существенно выросли в абсолютных значениях [Хаустов, 2021]. Необходимую психологическую поддержку в 2021 году получали 98% учащихся с РАС (38470 из 39117). Значительно изменилась ситуация и с обеспеченностью детей помощью социальных педагогов. Их поддержку в 2021 году получали почти 70% (27116 человек), в то время как в 2020 году всего 45% (13113) детей с РАС были охвачены деятельностью социальных педагогов. Динамику обеспеченности специалистами в течение последних лет можно проследить по таблице 7.

В процентном и абсолютном значении увеличилась и численность детей, получающих услуги дефектолога, — 25789 человек, — что составило 66%. В 2020 году чуть более половины детей с РАС были охвачены помощью учителя-дефектолога. В связи с разработанным в 2021 году проектом примерной ООП ВО направления «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра», можно предположить, что в ближайшие годы в связи с ее запуском произойдет увеличение числа учителей-дефектологов, включенных в процесс обучения детей с РАС.

Таблица 5

Численность детей, получающих начальное, основное и среднее общее образование по различным моделям организации образования

Модель организации образования /год

2018

2019

2020

2021

Общеобразовательные (инклюзивные) классы

2118

2370

3016

4244

Общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс»

529

758

1402

2081

Отдельные (коррекционные) классы

5461

6767

8103

11354

Индивидуальное обучение на дому

5138

5944

7331

9870

Примерно такая же положительная динамика (около 10%) наблюдается в части получения детьми с РАС логопедической помощи. В 2021 году логопедическую помощь получали 74% обучающихся (28913 человек), в 2020 году этот показатель составлял — 65%.

Увеличение численности учащихся, охваченных тьюторским сопровождением, более чем в два раза изменило ситуацию в процентном отношении по сравнению с 2020 годом, и в 2021 году составило 33% (в 2020 году — менее 19%) от общей численности обучающихся с РАС. В итоге уже 1/3 часть детей получают поддержку тьютора, в 2020 году всего — 1/5. Тем не менее, несмотря на существенную положительную динамику, проблема организации тьюторского сопровождения остается крайне актуальной.

Состояние дел в Российской Федерации с получением лицами с РАС сопровождения ассистента-помощника и в 2021 году не получило кардинального изменения, что отражает небольшую потребность в услугах данного специалиста у лиц с РАС.

Поправочные (корректирующие) коэффициенты финансирования

В целях выявления финансового обеспечения для создания необходимых специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в мониторинг включен параметр наличия в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС по категориям: для имеющих статус ОВЗ и для имеющих статус ребенка-инвалида.

Результаты мониторинга показали большой разброс по стране установленных поправочных (корректирующих) коэффициентов. В большинстве регионов установлены коэффициенты в размере от 0,1 до 4 или фиксированные доплаты к окладам педагогических работников. В 2021 году всего 12 регионов из 85 заявили об отсутствии в субъекте поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС, в 2020 году таких регионов было 23.

Наличие в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС должно служить обеспечению качественного психолого-педагогического сопровождения и организации обучения по образовательным моделям, требующим серьезных финансовых вложений.

Однако, по результатам анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, зависимости между наличием в регионе коэффициента и охватом обучающихся с РАС дорогостоящей инклюзивной моделью «Ресурсный класс» не выявлено [Организация деятельности регионального, 2017]. Так, например, в Белгородской области не установлен поправочный коэффициент, при этом 208 человек обучаются по модели «Ресурсный класс», что составляет 46% от общей численности всех школьников с РАС в регионе. С другой стороны, у целого ряда регионов, имеющих коэффициент, данная модель вообще не используется (Курская, Владимирская, Ленинградская, Мурманская области, Республика Крым, Республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Мордовия, Республики Северо-Кавказского федерального округа: Ингушетия, Дагестан, Чечня, КабардиноБалкарская Республика).

Численность детей с РАС, получающих сопровождение специалистов (обеспеченность обучающихся с РАС специалистами)

Специалист / год

2018

2019

2020

2021

Педагог-психолог

14940

18532

23341

38470

Учитель-дефектолог

9926

11904

16136

25789

Учитель-логопед

12352

14914

19137

28913

Социальный педагог

8738

10443

13113

27116

Тьютор

1926

2999

5453

12864

Ассистент (помощник)

700

925

1722

1725

Доля детей с РАС, получающих сопровождение специалистов, в динамике

Таблица 6

Таблица 7

Специалист / год

2018

2019

2020

2021

Педагог-психолог

65%

80%

80%

98%

Учитель-дефектолог

43%

51.5%

55%

66%

Учитель-логопед

54%

65%

65%

74%

Социальный педагог

38%

45%

45%

70%

Тьютор

8,5%

135%

19%

33%

Ассистент (помощник)

3%

5%

5%

4,4%

Таким образом, регионам необходимо усилить контроль за расходованием дополнительно выделяемых средств, приоритетом в распределении которых должно стать именно ресурсное обеспечение специальных образовательных условий.

Региональные ресурсные центры по сопровождению детей с РАС

В ходе проведенного мониторинга были проанализированы данные о наличии в субъектах РФ региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с РАС, являющихся «опорными» организациями, координирующими в регионах функции по данному направлению работы.

В целом, ситуация с развитием РРЦ в различных регионах складывается по-разному. В ходе мониторинга 2021 года 52 субъекта РФ заявило о существовании в регионе одного или даже нескольких РРЦ. По данным регионов, всего в России действует 60 региональных ресурсных центров, из них большинство, — 32 РРЦ, — организовано на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Многие центры созданы на базе общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ: 6 и 9 РРЦ соответственно. На базе учреждений высшего и среднего профессионального образования действует 3 РРЦ.

Региональные ресурсные центры в системе здравоохранения созданы в Нижегородской области и в Республике Бурятия. В Бурятии функции РРЦ по РАС возложены на Службу ранней помощи при городской поликлинике. РРЦ на базе НКО существует в Калмыкии: РОО помощи и поддержки семьям с детьми-аутистами по Республике Калмыкия «Тенгрин Эдста» («Отмеченные небом»).

В 6 регионах создано несколько РРЦ. В СанктПетербурге все 3 РРЦ созданы только в образовательных организациях, в Нижегородской области функции РРЦ распределены между тремя ведомствами: образования, социальной защиты, здравоохранения.

Анализ ситуации в отношении развития региональных ресурсных центров в России показывает, что вопрос становления сети таких центров остается очень актуальным. В настоящий момент в 33 регионах РРЦ не созданы, а существующие центры сталкиваются с различного рода организационными барьерами, трудностями межведомственного и сетевого взаимодействия, отсутствием финансирования на выполнение «ресурсных» задач.

Многие проблемы обусловлены недостаточной информированностью государственных структур, профессионального и родительского сообщества о ключевых задачах РРЦ регионального масштаба. Такие центры остро нуждаются в консультационной и методической поддержке Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Многим РРЦ, помимо основной деятельности, необходимо отстраивать другие направления работы, позволяющие успешно осуществлять координационные, информационно-аналитические функции, а также задачи методической поддержки региональных организаций и консультационной помощи семьям в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» от 04.07.2017 г. № 07-3464.

Обобщенные результаты мониторинга развития системы образования детей с РАС в России в 2021 году

Проанализированные и обобщенные мониторинговые данные о состоянии образования обучающихся с РАС в субъектах Российской Федерации позволяют сделать следующие выводы:

1.  Выявлена выраженная положительная динамика в следующем:

—  Увеличение численности дошкольников с РАС, обучающихся по АООП дошкольного образования детей с РАС.

—  Увеличение доли школьников с РАС, для которых разработана и применяется адаптированная основная образовательная программа общего образования.

—  Увеличение показателей обеспеченности детей с РАС специалистами психолого-педагогического сопровождения.

2.  Основными проблемами на данный момент являются:

  • —    Недостаточная выявляемость РАС, неравномерность развития системы диагностики и статистического учета в различных регионах.
  • —  Минимальный охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи, среднего общего и профессионального образования.
  • —  Трудности организации инклюзивных моделей образования для учащихся с РАС.
  • —  Несформированность модели деятельности региональных ресурсных центров.

3.     Наиболее актуальными мероприятиями, нацеленными на развитие региональных систем образования лиц с РАС в соответствии с результатами мониторинга и с учетом принятых в России «Межведомственным комплексным планом мероприятий поразвитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)» [Межведомственный комплексный план, 2021] и «Межведомственным комплексным планом мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года)» [Межведомственный комплексный план, 2021а] являются:

  • —   Разработка программно-методического и учебно-методического обеспечения образования обучающихся с РАС.
  • —  Внедрение инклюзивных моделей организации образования обучающихся с РАС.
  • —  Внедрение новых подходов к финансовому обеспечению образования обучающихся с РАС в субъектах Российской Федерации.
  • Организация сетевого взаимодействия РРЦ с другими региональными организациями, осуществляющими образование детей с РАС.

Литература

  1. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4: 133 сессия / Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет. Женева, 8 апреля 2013. 9 с.
  2. Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Федеральный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС МГППУ. Москва, 2017. 11 л.
  3. Приказ № 115: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 22 марта 2021. 14 с.
  4. Приказ № 373: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 31 июля 2020. 13 с.
  5. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
  6. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
  7. Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года): № 14068п-п8 / Правительство РФ; утв. Т.А. Голикова. 22 декабря 2021. 40 с.
  8. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц: № 14000п-п8 / Правительство РФ; утв. Т.А. Голикова. 21 декабря 2021. 44 с.

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шумских Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9878-8558, e-mail: shumskihma@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2082
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 51

Скачиваний

Всего: 237
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4