Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения)

1895

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики изменения функционального состояния центральной нервной системы у студентов вуза в течение учебного дня и учебного года с использованием различных методов экспресс-диагностики. В качестве основного метода экспресс-диагностики функционального состояния центральной нервной системы применялась методика «Сложная зрительно-моторная реакция», дополнительным методом выступил тест дифференциальной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение». Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние центральной нервной системы обеспечивает системную (от психофизиологической до личностно-психологической) реакцию субъекта на изменяющиеся условия среды, и в том числе на успешность преодоления, как в нашем случае, студентами учебного стресса и эффективность прохождения учебного процесса; студенты со сравнительно низкими показателями функционального состояния центральной нервной системы при воздействии нагрузок имеют тенденцию к развитию дезадаптации и составляют группу риска.

Общая информация

Ключевые слова: функциональное состояние центральной нервной системы, сложная зрительно-моторная реакция, тест дифференциальной самооценки функционального состояния, студенты

Рубрика издания: Психофизиология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110208

Для цитаты: Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения) // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 110–120. DOI: 10.17759/exppsy.2018110208

Полный текст

 

Введение

Одна из основных задач психофизиологического мониторинга в высшем учебном заведение (вузе) — своевременное выявление студентов со сниженными функциональными возможностями центральной нервной системы с точки зрения проведения профилактической коррекционной работы. В исследованиях отечественных психологов и психофизиологов функциональное состояние (ФС) центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается как функциональный фон, определяющий в значительной степени приспособительное поведение человека и его возможности к преодолению адаптационного стресса в ходе осуществления сложных видов деятельности — творческой, трудовой, познавательной, в том числе учебной (Филиппов, 2006; Leonova, Kuznetsova, Barabanshchikov, 2013; Гутник, Ярославцева и др., 2016; Черевикова, Ярославцева, 2017). Так, М.А. Сорокина заключает: «При высоком уровне функционального состояния центральной нервной системы развитие компенсаторной приспособляемости облегчается и, наоборот, при сниженном — она затруднена или даже делается почти невозможной» (Сорокина, 2008, с. 28). Таким образом, ФС ЦНС может выступать в качестве индикатора протекания процесса адаптации субъекта к условиям окружающей, в частности, образовательной, среды (Глебов, Михайличенко, Чижов, 2013; Пугачев, 2014).

В современной психолого-педагогической науке широко представлены исследования специфики влияния ФС ЦНС учащихся вуза на успешность обучения и адаптации к учебному стрессу. Так, М.А. Сорокиной выявлены особенности ФС ЦНС преподавателей медицинской академии, доказана необходимость оценки динамики показателей ФС ЦНС с целью прогнозирования возможностей повышения качества и эффективности учебно­методической работы (Сорокина, 2008). Ю.Н. Моргалевым с соавторами показана взаимосвязь психофизиологического состояния студентов с уровнем их функциональных резервов в условиях дистанционного обучения (Моргалев и др., 2010). Результаты проведенных нами исследований (Ярославцева, Гутник, Черевикова и др.), посвященных изучению особенностей ФС ЦНС у студентов в условиях организации учебного процесса в традиционной и модульной формах, свидетельствуют о том, что студенты с низкими исходными психофизиологическими показателями (25% из выборки) при учебных нагрузках в условиях модульной формы организации учебного процесса имеют тенденцию к снижению показателей работоспособности (Ярославцева, Гутник и др., 2013; Гутник, Ярославцева и др., 2016; Ярославцева, Черевикова, 2017). В другом исследовании, проведенном А.С. Кузнецовой, В.В. Барабанщиковой, Т.А. Злоказовой, выявляются не только основные факторы дезадаптации студентов, но также определяются эффективные средства психологической саморегуляции ФС, как уже работающих профессионалов, так и студентов (Кузнецова, Барабанщикова, Злоказова, 2008). Исследования специфики и механизмов формирования ФС ЦНС направлены на объяснение причин возникающей в период обучения дезадаптации студентов, способствуют разработке путей профилактики и коррекции негативных психических состояний, а также построению гармоничного образовательного пространства.

Кроме того, актуальной задачей такого рода исследований является отбор и разработка специальных методов диагностики функциональных состояний, позволяющих максимально точно определить уровень адаптационных возможностей субъекта трудовой/позна- вательной деятельности, а также проследить динамику их изменений. В нашем исследовании был использован метод экспресс-диагностики ФС ЦНС, позволяющий с помощью небольшого числа диагностических методик (СЗМР и САН) и с наименьшими временными затратами (индивидуальное исследование занимает 10—15 минут) эффективно выделить из общего потока обследуемых респондентов студентов, характеризующихся неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС.

Цель данного исследования состояла в изучении динамики изменения функционального состояния центральной нервной системы у студентов вуза в течение учебного дня и учебного года с использованием различных методов экспресс-диагностики.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в течение осеннего и весеннего семестров до (утром) и после (днем) учебных занятий на базе факультета психологии Иркутского государственного университета. Объем выборки составил 23 студента 4-го курса (академическая группа) в возрасте 20—22 лет.

Для экспресс-диагностики ФС ЦНС с помощью устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог» (НПКФ «Медиком МТД», г. Таганрог) применялась психофизиологическая методика «Оложная зрительно-моторная реакция» (СЗМР), в качестве дополнительной психологической методики использовался тест дифференциальной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) (Доскин и др., 1973).

Выбор методики СЗМР обоснован работами отечественных психологов (Байгужин, 2011; Ермакова, 2012; Барабанщиков, Жердев, 2014; Середа, Матвиенко, 2016; Земскова, Кравцова, 2017; и др.) и психофизиологов (Шутова, Муравьева, 2013; Соколова, Сунцов, 2015; Губарева и др., 2016; и др.), результаты исследований которых свидетельствуют о том, что такие показатели, как уровень и стабильность сенсомоторных реакций человека в ответ на световые раздражители, могут служить надежными критериями оценки ФС его нервной системы и работоспособности. И далее осуществляется сравнительный анализ данных, полученных с помощью теста САН (субъективные оценки общего функционального состоянии), и результатов выполнения методики СЗМР (объективные данные, полученные в ходе психофизиологического исследования) (Ярославцева, Гутник и др., 2013; Черевикова, Ярославцева, 2014; Черевикова, Ярославцева, 2017).

Результаты исследования

В табл. 1 и 2 представлены усредненные значения показателей ФС ЦНС у студентов в динамике — в течение учебного дня и в течение учебного года: MO — среднее время реакции, СКО — среднеквадратичное отклонение реакции, ER — суммарное число ошибок, ИПН — интегральный показатель надежности (Методический справочник, 2004). Средние значения показателей рассчитывались отдельно для каждой группы студентов с определенным уровнем работоспособности.

Таблица 1

Показатели ФС ЦНС у студентов в динамике дня в осенний период года

Уровень ФС

Уровень работоспособности

Количество студентов

Средние значения показателей

MO (мс)

СКО (мс)

ER (ед.)

ИПН (%)

до/после

до/после

до/после

до/после

до/после

Оптимальный

Высокий

9/11

394/380

85/92

0,8/0,5

70/73

Удовлетворительный

Средний

7/4

463/481

117/137

4/1

52/51

Ниже среднего

7/7

436/438

153/143

9/5

61/52

Неудовлетворительный

Низкий

0/1

0/704

0/331

0/7

0/19

Таблица 2

Показатели ФС ЦНС у студентов в динамике дня в весенний период года

Уровень ФС

Уровень работоспособности

Количество студентов

Средние значения показателей

MO (мс)

СКО (мс)

ER (ед.)

ИПН (%)

до/после

до/после

до/после

до/после

до/после

Оптимальный

Высокий

10/12

402/407

82/94

0,2/0,5

69/67

Удовлетворительный

Средний

8/4

469/447

129/107

0,8/1,2

57/49

Ниже среднего

5/5

435/479

97/154

2,3/5

54/46

Неудовлетворительный

Низкий

0/2

0/701

0/212

0/2

0/18

На основе значений показателя уровня работоспособности все респонденты были разделены по уровню ФС ЦНС на три группы. Первую группу составили студенты с оптимальным ФС ЦНС и высоким уровнем работоспособности. Представители этой группы характеризуются наилучшим сочетанием скорости и точности выполнения заданий: прослеживается следующая тенденция — наряду с ростом показателей точности выполнения заданий происходит увеличение скорости их выполнения. Следовательно, несмотря на сформированное в ходе учебной деятельности состояние повышенной бдительности и напряжения, уровень функционального состояния данной группы студентов и их адаптационные возможности соответствуют требованиям выполняемой деятельности.

Во вторую группу вошли студенты с удовлетворительным ФС ЦНС и средним и сниженным уровнем работоспособности. У студентов этой группы прослеживается установка на скорость выполнения задания за счет снижения качества выполнения теста; возможно, такой результат связан с усталостью, накопившейся в течение учебного дня, и желанием как можно скорее закончить выполнение тестовых заданий.

Респондентам третьей группы — с неудовлетворительным ФС ЦНС и низким уровнем работоспособности — свойственны медленные и ригидные реакции на световые сигналы. Можно говорить о преобладании у студентов данной группы процессов торможения, что является неблагоприятным фактором для успешного выполнения деятельности. Такое состояние может быть обусловлено переутомлением.

Соотношение численности данных групп в разные периоды года представлены в табл. 1 и 2. Что следует из данных таблиц, как осенью, так и весной численность групп студентов с оптимальным и неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС (первая и третья группы) после учебных занятий (днем) увеличивается за счет снижения численности группы студентов с удовлетворительным уровнем ФС ЦНС и средним уровнем работоспособности (вторая группа). При этом отметим, что на протяжении всего исследования вторая группа студентов (с удовлетворительным ФС ЦНС и средним и сниженным уровнем работоспособности) является самой многочисленной.

В связи с небольшим объемом выборки можно говорить скорее об индивидуальной, нежели групповой, динамике исследуемых показателей уровня ФС ЦНС. Для оценки показателей устойчивости ФС ЦНС к воздействию учебного стресса у каждого отдельно взятого студента вычислялась разность уровней ФС ЦНС между последующим и предыдущим психофизиологическим обследованием (до и после учебных занятий) в динамике учебного года на основании субъективных и объективных оценок. Если разность равна 0, — состояние не изменилось; +1 — состояние улучшилось; —1, —2 — состояние ухудшилось (табл. 3).

Так, пять студентов в период осеннего семестра и семь студентов в течение весеннего семестра характеризуются оптимальным для ведения учебной деятельности состоянием ФС ЦНС в течение учебного дня; а семь из 23 участников исследования характеризуются удовлетворительным уровнем ФС ЦНС на протяжении всего наблюдения.

Таблица 3

Устойчивость ФС ЦНС студентов в динамике учебного дня и года

Разность уровней ФС ЦНС

Количество студентов

Осень

Весна

-2 (с оптимального до неудовлетворительного)

0

1

-1 (с удовлетворительного до неудовлетворительного)

1

1

-1 (с оптимального до удовлетворительного)

4

2

0 (оптимальное)

5

7

0(удовлетворительное)

7

+1 (с удовлетворительного до оптимального)

6

5

Анализ показателей дневной динамики ФС ЦНС у шести студентов в течение осеннего семестра и у пяти студентов в течение весеннего семестра свидетельствует об их возрастании с удовлетворительного до оптимального уровня к концу учебного дня; в данном случае можно говорить о высоком уровне мобилизационных возможностей данной группы учащихся; у четырех испытуемых в осенний период года и у двух в весенний период года прослеживается динамика снижения дневных показателей ФС ЦНС с оптимального до удовлетворительного уровня; далее, у одного студента осенью и у одного студента весной динамика дневных показателей ФС ЦНС имеет тенденцию к снижению с удовлетворительного до неудовлетворительного уровня; и наконец, показатели дневной динамики ФС ЦНС у одного студента имеют тенденцию к значительному снижению с оптимального до неудовлетворительного уровня.

Данные сравнительного анализа динамики показателей субъективной и объективной оценки ФС ЦНС в течение учебного дня и учебного года представлены в табл. 4.

Студенты с оптимальным ФС ЦНС (первая группа) в семи случаях осенью (до и после занятий) и в пяти случаях весной (до и после занятий) субъективно оценивали свое ФС как сниженное. Возможно, это связано с тем, что психическое состояние, необходимое для ведения оптимальной деятельности, достигается путем субъективного снижения психоэмоционального статуса (пониженного настроения, недооценки собственных возможностей). В одиннадцати случаях осенью (до и после учебных занятий) и тринадцати случаях весной (до и после учебных занятий) представители первой группы оценивали свое ФС как нормальное. Выявлен один случай осенью (до и после учебных занятий) и два случая весной (до и после учебных занятий) устойчивой субъективной оптимальной оценки своего общего ФС студентами первой группы.

Таблица 4

Данные сравнительного анализа динамики показателей субъективной
и объективной оценки ФС ЦНС в течение учебного дня и учебного года

№ группы

Субъективная оценка ФС

Сниженное

Нормальное

Оптимальное

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

до/после

до/ после

до/после

до/после

до/после

до/после

1

3/4 (7)

4/1(5)

5/6(11)

4/9 (13)

1/1 (2)

2/2 (4)

2

6/3 (9)

3/2(5)

8/8(16)

8/5 (13)

0/0(0)

2/2 (4)

3

0/1(1)

0/0(0)

0/0(0)

0/2(2)

0/0(0)

0/0 (0)

 

Примечание: 1-я группа — студенты с оптимальным ФС ЦНС; 2-я группа — студенты с удовлетворительным ФС ЦНС; 3-я группа — студенты с неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС. В скобках указанно общее количество студентов.

Студенты с удовлетворительным ФС ЦНС (вторая группа) в девяти случаях осенью (до и после учебных занятий) и в пяти случаях весной (до и после учебных занятий) оценивали свое ФС как сниженное. В шестнадцати случаях осенью (до и после учебных занятий) и в тринадцати случаях весной (до и после учебных занятий) участники второй группы оценивали свое состояние как нормальное. Только в весенний период года в четырех случаях (до и после учебных занятий) студенты второй группы характеризовали свое состояние как оптимальное.

Анализ показателей третьей группы студентов свидетельствует о следующей динамике: лишь один студент данной группы оценил свое функциональное состояние после окончания занятий как сниженное; два представителя данной группы оценивали свое состояния как нормальное в течение весеннего семестра.

Обсуждение результатов

Результаты анализа данных экспресс-диагностики позволяют выявить группы студентов с оптимальным и удовлетворительным ФС ЦНС и высоким, средним и сниженным уровнем работоспособности (группы 1 и 2) и студентов с неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС и низким уровнем работоспособности (группа 3).

Представители первой и второй групп характеризуются наилучшим сочетанием скорости и точности выполнения тестовых заданий. Несмотря на наличие у испытуемых первой и второй групп состояния повышенной бдительности и напряжения, их мобилизационные и адаптационные возможности соответствуют требованиям выполняемой учебной деятельности.

Студенты третьей группы, плохо справляющиеся с повышенными психоэмоциональными нагрузками, имеют тенденцию к развитию дезадаптации и составляют группу риска. Ниже представлена динамика ФС ЦНС каждого из испытуемых, составивших группу риска.

1. У испытуемой № 20 отмечено стабильное снижение ФС ЦНС после учебных занятий на протяжении всего исследования. Так, осенью общий показатель ФС ЦНС снизился с удовлетворительного до неудовлетворительного, весной — с оптимального уровня до неудовлетворительного. При этом субъективная оценка своего состояния имеет обратную тенденцию — если в осенний период студентка оценивала свое состояние как сниженное, то в весенний период общее состояние оценивалось как нормальное; такая динамика показателей связана, вероятно, с индивидуальными трудностями вхождения в учебный процесс.

2. У испытуемой № 11 обнаружено снижение ФС ЦНС после учебных занятий в осенний период года с удовлетворительного до неудовлетворительного уровня. В весенний период года выявлен стабильно удовлетворительный уровень ФС ЦНС. При этом на протяжении всего исследования студентка субъективно оценивала свое общее функциональное состояние на уровне нормы; в данном случае можно говорить об определенном затруднении в точной оценке своего психоэмоционального состояния, недооценке возникающих в период интенсивных учебных занятий стресса и дезадаптации.

3. У испытуемой № 17 в осенний период года выявлен стабильно удовлетворительный уровень ФС ЦНС. Несмотря на это, в весенний период года выявлено повышение уровня ФС ЦНС с удовлетворительного до оптимального. При этом в осенний период года испытуемая субъективно оценивала свое общее функциональное состояние как сниженное, а в весенний — как близкое к норме.

4. У испытуемой № 3 зафиксировано снижение в 2 раза уровня ФС ЦНС в осенний период года (с оптимального до удовлетворительного уровня). Несмотря на это, в весенний период года выявлен оптимальный уровень ФС ЦНС в течение дня. При этом на протяжении всего исследования испытуемая субъективно оценивала свое общее функциональное состояние как близкое к норме.

Во всех четырех вышеописанных случаях (17% от всей выборки испытуемых) необходимо проведение более углубленного обследования причин возникновения неудовлетворительного функционального состояния, либо причин субъективной оценки его как неудовлетворительного и назначения психокоррекционных мероприятий по его оптимизации.

Выводы

С использованием метода экспресс-диагностики исследована динамика функционального состояния ЦНС студентов в течение учебного дня в осенний и весенний периоды года. На основании полученных данных все респонденты дифференцированы на три группы. Студенты, составившие первые две группы, характеризуются оптимальным и удовлетворительным уровнем ФС ЦНС, высоким, средним и несколько сниженным уровнем работоспособности (группы 1 и 2). Можно говорить, что студенты данных групп достаточно хорошо справляются с имеющимися учебными нагрузками.

В третью группу вошли студенты с неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС и низким уровнем работоспособности (группа риска), что составило 17% от общей выборки испытуемых. В данном случае можно говорить о наличии определенной дезадаптации и тенденции к развитию стресса, а также о неадекватной оценке своего функционального состояния и возможностей. Студентам с неудовлетворительным уровнем ФС ЦНС рекомендовано: 1) прохождение более глубокого исследования для определения причин, вызвавших неблагоприятное состояние; 2) участие в мероприятиях, направленных на коррекцию негативных состояний; 3) отдых для пополнения и восстановления ресурсов организма.

В ходе исследования определены динамические тенденции изменения функционального состояния у учащихся в течение учебного дня и учебного года. Следующим этапом проводимых нами исследований являются увеличение выборки для получения статистически значимых результатов, а также проведение сравнительного анализа показателей динамики функционального состояния у студентов и показателей их успеваемости.


     Финансирование

Исследование выполнено в рамках «Программы стратегического развития Иркутского государственного университета», грант № Р 221-13-001 «Психологические и психофизиологические характеристики функционального состояния студентов при разных условиях организации учебного процесса».

Литература

  1. Байгужин П.А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 26. С. 131—135.
  2. Барабанщиков В.А., Жердев И.Ю. Восприятие сложных социально значимых объектов во время быстрых движений глаз наблюдателя // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 5—25.
  3. Глебов В.В., Михайличенко К.Ю., Чижов А.Я. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография. М.: РУДН, 2013. 325 с.
  4. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. Т. 11. № 4. С. 573—576.
  5. Гутник И.Н., Ярославцева И.В., Конопак И.А., Исакова Н.Е. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2016. Т. 17. С. 12—25.
  6. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141—145.
  7. Ермакова Т.А. Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов // Материалы IV международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2012. С. 274—278.
  8. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 87—92
  9. Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // Экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 102—130.
  10. Методический справочник. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 — «Психофизиолог». Таганрог: Медиком МТД, 2004. 78 с.
  11. Моргалев Ю.Н., Моргалева Т.Г., Моргалев С.Ю., Яранцева Н.А. Взаимосвязь психофизиологического состояния при компьютерной форме обучения с уровнем функциональных резервов, обучающихся // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 223—229.
  12. Пугачев И.Ю. Интегративные научные представления о физической работоспособности обучаемых высшей школы // Интеграция образования. 2014. № 1. С. 39—46.
  13. Середа А.П., Матвиенко С.В. Совершенствование инструментария для мониторинга функционального состояния спортсменов // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании». М.: ЦСП, 2016. С. 299—305.
  14. Соколова Л.В., Сунцов С.А. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12—14 лет // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 4. С. 99—106.
  15. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 28—32.
  16. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. К.: МАУП, 2006. 240 с.
  17. Черевикова И.А., Ярославцева И.В. Функциональное состояние ЦНС студентов в образовательном пространстве вуза // Материалы XIII ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной психологии». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 576—580.
  18. Черевикова И.А., Ярославцева И.В. Функциональное состояние ЦНС студентов бакалавриата // Известия Иркутского государственного университета. Серия психология. 2017. Т. 21. С. 99—104.
  19. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 18. № 5. С. 2831—2840.
  20. Ярославцева И.В. Гутник И.Н., Конопак И.А., Диянова З.В., Щеголева Т.М., Кузьмин М.Ю. Психофизиологические и психологические характеристики функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Серия психологии. 2013. Т. 2. № 2. С. 83—98.
  21. Leonova A.B., Kuznetsova A.S., Barabanshchikova V.V. Job specificity in human functional state optimization by means of self-regulation training // Procedia: social and behavioral sciences. 2013. Vol. 86. P. 29—34. doi:10.1016/j.sbspro.2013.08.520.

Информация об авторах

Ярославцева Ирина Владиленовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии, Иркутского государственного университетаи и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: ya-irk@yandex.ru

Гутник Игорь Нэрисович, доктор биологических наук, профессор, заведующий базовой кафедрой физиологии и психофизиологии, ИГУ и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: gutnikigor@mail.ru

Конопак Игорь Александрович, кандидат философских наук, доцент, декан факультета психологии, заведующий кафедрой общей психологии, ИГУ, ФГБОУ ВО «ИГУ», Иркутск, Россия, e-mail: iakonopak@gmail.com

Гусев Алексей Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9299-7092, e-mail: angusev@mail.ru

Черевикова Ирина Александровна, аспирант базовой кафедры медицинской психологии, ИГУ и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: gothic.craze@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2191
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1895
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 24