В совместном Глобальном докладе ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО
[1] по вопросам воспитания и образования детей раннего возраста за 2024 год подчеркивается решающее значение саморегуляции и исполнительных функций для успешности обучения. В докладе под названием
«Как дети развиваются и учатся? Улучшение качества Early Childhood Care and Education (ЕССЕ[2]) для улучшения готовности к школе и базового обучения» отмечается следующее.
- Исполнительные функции, такие как рабочая память, когнитивная гибкость и контроль импульсов, являются ключевыми для способности детей участвовать в учебных задачах.
- Эти навыки поддерживают саморегуляцию, которая лежит в основе академического успеха и социально-эмоционального развития.
- Среда раннего обучения, включая дом, дошкольные учреждения и общественные пространства, играет важную роль в развитии этих функций.
Содержащиеся в докладе данные свидетельствуют о том, что ранние вмешательства, направленные на развитие исполнительных функций, положительно сказываются на результатах воспитания и образования детей в целом и особенно детей, растущих в неблагоприятных условиях.
Хотя термин «исполнительные функции» не всегда используется напрямую, ОЭСР
[3] в своих программных документах и сравнительных исследованиях использует понятия, тесно связанные с когнитивными навыками, входящими в понятие исполнительных функций.
Так, в своем докладе
«Обеспечение качественного раннего ухода и образования детей»[4], основанном на исследовании TALIS Starting Strong, ОЭСР подчеркивает важность практик, поддерживающих социально-эмоциональное развитие, саморегуляцию и индивидуализированное обучение детей — все эти аспекты тесно связаны с развитием исполнительных функций. В докладе сообщается:
- что около 70% сотрудников дошкольных учреждений в странах, участвовавших в исследовании, регулярно используют практики, способствующие социально-эмоциональному развитию, например поощрение сотрудничества между детьми;
- сотрудники с более высоким уровнем образования и подготовки чаще адаптируют свои методы к индивидуальным особенностям развития детей, что способствует формированию таких исполнительных функций, как когнитивная гибкость и саморегуляция;
- а также о необходимости подготовки и переподготовки педагогов, для ознакомления их со стратегиями, способствующими обучению и благополучию детей, что косвенно поддерживает развитие исполнительных функций.
Кроме этого, ОЭСР отслеживает когнитивные навыки у взрослых (включая те, которые тесно связаны с исполнительными функциями) с помощью «Опросника навыков взрослых», являющегося частью Программы международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). Этот опросник позволяет оценивать несколько ключевых когнитивных навыков, которые пересекаются с исполнительными функциями:
- адаптивное решение проблем;
- грамотность и умение считать;
- когнитивная гибкость;
- cаморегуляция и принятие решений.
Эти навыки считаются основополагающими для:
- трудоустройства и продуктивности в профессиональной деятельности;
- непрерывного обучения;
- ориентирования в личной и общественной жизни.
PIAAC использует компьютерные тесты и анкетирование, чтобы оценить эти компетенции. Хотя это и не прямой тест исполнительных функций, как в нейропсихологии (например, тест Струпа или карточный тест Висконсина), он охватывает смежные области с помощью задач, приближенных к реальной жизни.
Опрос PIAAC 2023 года проводился в 31 стране, включая Российскую Федерацию
[5], позволив получить данные о том, как эти навыки развиваются и как они связаны с экономическими и социальными условиями жизни в странах-участницах. ОЭСР подчеркивает важность развития и поддержания этих навыков на протяжении всей взрослой жизни, особенно в условиях стремительных технологических и социальных изменений.
Этот международный контекст определяет особую важность настоящего специального выпуска журнала. Выпуск содержит восемь тематический статей, каждая из которых посвящена определенному контексту, в котором изучаются исполнительные функции. Важно отметить, что, как и в вышеуказанных документах, авторы используют палитру понятий (адаптивное функционирование, метакогниции, метакогнитивная осознанность, когнитивная регуляция) пересекающихся с исполнительными функциями, подчеркивая богатую палитру и пестроту этого поля исследований.
Выпуск открывает статья Ю.В. Кирилловой и Е.И. Лебедевой, посвященная актуальности изучения адаптивного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра; в статье подчеркивается необходимость выявления факторов, влияющих на успешную адаптацию таких детей, а затем и взрослых, в обществе.
Статья Ю.А. Грибер систематизирует представленные в современных зарубежных источниках понятия и идеи, составляющие основу метакогнитивного уровня цветовой когниции.
C.А. Бериос Кальехас расширяет круг проблем, обсуждаемых в выпуске, задаваясь вопросом о комбинированной роли эмоционального интеллекта и метакогнитивной осведомленности как ключевых личностных ресурсов, способствующих успешной эмоциональной адаптации иностранных студентов.
Е.Г. Мачнев, М.М. Цепелевич, И.О. Ткаченко и Д.А. Момотенко изучают взаимосвязь между фронтальной альфа-асимметрией (ФАА) в состоянии покоя и исполнительными функциями у подростков, играющих в видеоигры.
Пятой статьей выпуска является критико-аналитический обзор Е.О. Шишовой и В.Ю. Хотинец, посвященный современным исследованиям креативности полилингвов, творческие преимущества которых связаны с когнитивной регуляцией.
И.А. Калабина, Е.И. Николаева и Н.В. Сутормина обсуждают исследования, направленные на изучение влияния пребывания в цифровой среде на исполнительные функции у детей.
М.Т. Хайленд, К.Э. Крэбб и Д.Й. Амарнех предлагают обзор литературы, описывающей механизмы и модифицирующие факторы воздействия неблагоприятного детского опыта на исполнительные функции.
Наконец, М. Тан описывает примеры включения приемов развития исполнительных функций при обучении математике.
Изучение исполнительных функций в психологии имеет фундаментальное значение для понимания того, как человек, маленький и взрослый, регулирует поведение, принимает решения и адаптируется к меняющимся условиям среды. Эти высшие когнитивные процессы — включая рабочую память, когнитивную гибкость и контроль над импульсами — лежат в основе успешного обучения, социального взаимодействия и эмоциональной регуляции. Нарушения исполнительных функций наблюдаются при различных психических и неврологических расстройствах, таких как СДВГ, аутизм, депрессия и деменция, что делает их важным объектом диагностики и интервенции. Кроме того, исследования в этой области способствуют разработке образовательных и клинических программ, направленных на развитие саморегуляции и когнитивной устойчивости, особенно у детей и пожилых людей. Таким образом, исполнительные функции представляют собой ключевой компонент психологического здоровья и адаптации на протяжении всей жизни. И данный специальный выпуск подчеркивает значимость изучения исполнительных функций в психологии.
[1] UNESCO, UNICEF. (2024).
Global report on early childhood care and education: The right to a strong foundation. New York: UNESCO. URL: https://www.unicef.org/media/158496/file/Global-report-on-early-childhoodcare-and-education-2024-1.pdf (viewed: 10.09.2025).
[2] Точного перевода не существует, обычно переводится как «Раннее развитие и образование детей».
[3] Организация экономического сотрудничества и развития (на английском: OECD — Organisation for Economic Co-operation and Development).
[4] OECD. (2019).
Providing quality early childhood education and care: Results from the starting strong survey 2018. Paris: OECD Publishing. (TALIS). URL: https://doi.org/10.1787/301005d1-en (viewed: 10.09.2025).
[5] OECD (2019)
Important note regarding the Russian Federation. OECD. Education GPS: The world of education at your fingertips. URL: https://gpseducation.oecd.org/Content/Notes/Note_Russian_Federation_PIAAC.pdf (viewed: 10.09.2025).