Степанова Н.А. кандидат психологических наук, педагог-психолог, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа с углублённым изучением математики №1360», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0976-996X e-mail: natalia0663@yandex.ru
Изучению свободы как психического феномена посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований. Современные авторы рассматривают психологическую свободу личности преимущественно как эффективную самодетерминацию, уделяя недостаточно внимания ее духовным основаниям и онтогенетическим особенностям развития. Было выдвинуто следующее предположение: возрастные особенности понимания психологической свободы личности заключаются в том, что в подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте разные компоненты психологической свободы отражают содержание и проявление свободы, а духовность является базовым структурным компонентом психологической свободы, детерминирующим ее содержание и проявления на разных возрастных этапах. В исследовании приняли участие 329 испытуемых: 105 подростков в возрасте 14 лет, 102 старших школьника в возрасте 17 лет, 122 студента в возрасте 19—21 года. Результаты проведенного исследования позволили описать различия в представлениях подростков, старших школьников и студентов о свободе, возрастные различия в содержании отдельных компонентов психологической свободы личности и их проявлениях, роль духовности в развитии психологической свободы, продемонстрировали ее определяющее значение в понимании истинной внутренней свободы.
Понятие свободы длительное время было предметом изучения
философии, интерес к нему в психологической науке возник сравнительно недавно и
связан преимущественно с работами в области экзистенциальной психологии.
Психологов, в отличие от философов, изучающих различные аспекты феномена
свободы, интересовала внутренняя (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн) или психологическая (Д.А. Леонтьев) свобода, которая может
рассматриваться как психическая реальность.
Литература
Белова А.С. Проблема свободы в психологии:
методический аспект // Известия самарского научного центра Российской академии
наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2008. Т. 10. № 6—1.
С. 129—133.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под
ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд.: М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.
Мышление и речь. С. 5—261.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3.
Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6.
Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М.: Педагогика, 1984.
С. 91—318.
Егорова Т.Е., Скуратовский С.М., Никольская А.А.
Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте
субъектности и активности человека // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. №
2. С. 96—99.
Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. М.: «Канон+»;
РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с.
Кармазина Е.В. Свобода и система: дилемма
субъектности и объективации: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. 336
с.
Ковязина М.С., Фомина К.А. Нейропсихологический
потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе // Экспериментальная
психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 91—102. doi:10.17759/exppsy.2016090308
Кузьмина Е.И. Диалектическое единство свободы и
ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С.
111—123.
Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н.
Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление
самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред.
Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 611—641.
Леонтьев Д.А. Философия жизни М.К. Мамардашвили и
ее значение для психологии // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С.
2—12.
Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной
психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3—15.
Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осмина Е.В.,
Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене
субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский
центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.
Петровский В.А. Субъектность как состоятельность //
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. C. 86—130.
Степанова Н.А. Психологическая свобода личности как
основа профилактики зависимого поведения // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. №
3. C. 121—133. doi: 10.18384/2310-7235-2017-3-121-133
Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с
англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
368с.
Шевельдина О.В. Опыт исследования внутренней
свободы и одиночества у молодых женщин // Материалы VIII международной
научно-практической интернет-конференции «Состояние здоровья: медицинские,
социальные и психологические аспекты» (г. Чита, 13—17 февраля 2017 г.). Чита:
Изд- во Забайкальского государственного университета, 2017. С. 514—522.
Шелдон К.М. Введение в теорию самодетерминации и
новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. 2016. №
62. С. 7—17. doi: 10.17223/17267080/62/2
Ясперс К. Разум и экзистенция / Пер. с англ. А.К.
Судакова. М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.
Bellin Z., Papula K., Youseffi J., Kurai M.
Exploring the Relationship between Social Marginalization, Meaning in Life, and
Mindfulness: A Mixed — Methods Approach // International Journal Of Existential
Psychology And Psychotherapy. 2017. Vol. 7(1). P. 25—33.
Hardy S., Dollahite D.C., Johnson N., Christensen
J. Adolescent motivations to engage in prosocial behaviors and abstain from
health-risk behaviors: A self-determination theory approach // Journal of
Personality. 2015. Vol. 83. Р. 479—490. doi: 10.1111/jopy.12123
Jang H., Reeve J., Halusic M. A new
autonomy-supportive way of teaching that increases conceptual learning:
teaching in students’ preferred ways // The Journal of Experimental Education.
2016. Vol. 84 (4). P. 686—701. doi:
http://dx.doi.org/10.1080/00220973.2015.1083522
Ryan R.M., Deci E.L.Self-determination theory:
Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York:
Guilford Publishing, 2017. 754 p.
Taylor G., et al. A self-determination theory
approach to predicting school achievement over time: The unique role of
intrinsic motivation // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39(4).
P. 342— 358. doi: doi:10.1016/j.cedpsych.2014.08.002
Weinstein N., Przybylski A.K., Ryan R.M. The index
of autonomous functioning: Development of a scale of human autonomy // Journal
of Research in Personality. 2012. Vol. 46. P. 397—413. doi: 10.1016/j.
jrp.2012.03.007