Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

17 место — направление «Психология»

0,663 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,878 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей 53

Куражова А.В.
кандидат биологических наук, младший научный сотрудник, кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3097-9590
e-mail: avk_spb@bk.ru

Ляксо Е.Е.
доктор биологических наук, профессор, кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6073-0393
e-mail: lyakso@gmail.com

Аннотация

Проведено лонгитюдное исследование речевого взаимодействия матерей с дизиготными близнецами (n=5 триад) в возрасте детей от 4 до 6 лет. Изучены характеристики речи матери, обращенной к близнецам, характеристики речевого развития детей-близнецов в зависимости от порядкового номера ребенка при рождении. Показано, что первые по порядку рождения дети по сравнению со вторыми детьми имеют более высокий уровень речевого развития по синтаксической структуре реплик в диалоге, количеству произносимых согласных звуков, значениям частоты основного тона гласных звуков. Выявлена связь между характеристиками материнской речи и уровнем речевого развития близнецов. При взаимодействии со вторыми по порядку рождения детьми мать в большей степени стимулирует их к общению по сравнению с первыми детьми.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ-ОГН №17- 0600503а, РНФ № 18-18-00063. По гранту РФФИ проведена аудио- и видеозапись взаимодействия матери и детей, фонетический, перцептивный анализ речи детей; по гранту РНФ — инструментальный спектрографический анализ речи и статистическая обработка данных.

Фрагмент статьи

В работах отечественных и зарубежных исследователей широко изучаются особенности взаимодействия матерей с детьми разного возраста и с различным психоневрологическим статусом, обсуждается влияние разных аспектов материнского поведения на формирование речи детей и их когнитивное развитие. Речевое взаимодействие матери и ребенка является одним из важных условий его развития, успешности освоения родного языка.

Литература
  1. Баранов И.И., Токова З.З., Тадевосян А.А. Перинатальные исходы при многоплодных родах // Акушерство и гинекология. 2012. № 1. С. 98—102.
  2. Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие детей и вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать—близнецы»: лонгитюдное исследование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 3. Биология. 2012. № 4. C. 93—103.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
  4. Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать—ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. 2005. Том 26. № 3. С. 94—106.
  5. Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей // Российский физиологический журнал. 2013. Том 99. № 9. С. 1097—1110.
  6. Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации речевых навыков 4—5-летних детей в диалоге со взрослым // Психологический журнал. 2008. Том 29. № 3. C. 48—57.
  7. Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Анализ текстов речи «взрослый—ребенок», «взрослый—взрослый» при нормативном и типичном развитии информантов // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Том 3. № 2. С. 20—47.
  8. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 1. С. 73—87.
  9. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002. 144 c.
  10. Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между гласными [i] — [e], [o] — [u] и [u] — [o] // Анализ речевых сигналов человеком. Проблемы физиологической акустики. 1971. Вып.7. Том 36. С. 138.
  11. Aldrich N.J., Brooks P.J., Yuksel-Sokmen P.O., Ragir S., Flory M.J., Lennon E.M., Karmel B.Z., Gardner J.M. Infant twins’ social interactions with caregivers and same-age siblings // Infant Behavior and Development. 2015. Vol. 41. P. 127—141. doi:10.1016/j.infbeh.2015.08.005
  12. Alin-Akerman B. The expectation and parentage of twins. A study on the language development of twin infants // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. Р. 225—232.
  13. Anderson K.N., Rueter M., Connor J.J., Koh B.D. Observed mother— and father—child interaction differences in families with medically assisted reproduction-conceived twins and singletons // Family Process. 2017. Vol. 56. № 4, P. 997—1011. doi: 10.1111/famp.12254
  14. Bjelic-Radisic V., Pristauz G., Haas J., Haas J., Tamussino K., Bader A., Lang U., Schlembach D. Neonatal outcome of second twins depending on presentation and mode of delivery // Twins Research and Human Genetics: the official jpornal of the International journal for Twin Studies. 2007. Vol. 10. № 3. P. 521—527. doi: 10.1375/twin.10.3.52
  15. Breslau N., Chilcoat H.D., Johnson E.O., Andreski P., Lucia V.C. Neurologic Soft Signs and Low Birthweight: Their Association and Neuropsychiatric Implications // Biological Psychiatry. 2000. Vol. 47. № 1. P. 71—79.
  16. Butler S., McMahon C., Ungerer G.A. Maternal speech style with prelinguistic twin infants // Infant and Child Development. 2003. Vol. 12. № 2. P. 129—143.
  17. Conway D., Lytton H., Pysh F. Twin-singleton language differences // Canadian Journal of Behavioral Sciences. 1980. Vol. 12. P. 264—271.
  18. De Roose М., Beeckmana D., Eggermont K., Vanhouche E., Hecke A.V., Verhaeghe S. Level of parenting stress in mothers of singletons and mothers of twins until one year postpartum: A cross-sectional study // Women Birth. 2017. Vol. 31. № 3. P. 197—203. doi: 10.1016/j.wombi.2017.09.003
  19. Dʼhaeseleer E., Geenens E., Parmentier S., Corthals P., Van Lierde K. Language Development of Three- to Twelve- Year-Old Twins Compared to Singletons // Folia Phoniatr Logop. 2016. Vol. 68. P. 92—98. doi: 10.1159/000446701
  20. Dodd B., McEvoy S. Twin language or phonological disorder? // Journal of Child Language. 1994. Vol. 20. № 2. P. 273—289.
  21. Dostanic T., Sustersic B., Paro-Panjan D. Developmental outcome in a group of twins: Relation to perinatal factors and general movements // European Journal of Paediatric Neurology. 2018. Vol. 22. P. 682—689. doi: 10.1016/j.ejpn.2018.04.006
  22. Fernald A., Simon Т. Expanded intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. Vol. 20. № 1. P. 104—113.
  23. Fogel A. A relational-historical approach to theory and reseach on communication // The mother-child bond / Ed. M.I. Genta. Rome: Carocci Editore, 1988. P. 1—24 (reprint).
  24. Hay D.A., O’Brien P.J. Early Influences on the School Social Adjustment of Twins // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. P.239—248.
  25. Lyakso Е., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychol. Lang. Communication. 2005. Vol. 9. № 2. P. 5—14.
  26. Lyakso Е., Frolova O. Speech interaction in “Mother-Child” dyads with 4—7 years old typically developing children and children with autism spectrum disorders // Lecture Notes in Computer Science. 2018. Vol. 11096. P. 347—356. doi: doi.org/10.1007/978-3-319-99579-3_37
  27. Matheny A.P., Bruggemann C. Articulation proficiency in twins and singletons from families of twins // Journal of Speech and Hearing Research. 1972. Vol. 15. № 4. P. 845—851.
  28. Noy A., Taubman-Ben-Ari J. Well-Being and Personal Growth in Mothers of Full-Term and Pre-Term Singletons and Twins // Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. 2015. Vol. 31. № 5. P. 365—372. doi: 10.1002/smi.2560
  29. Olivennes F., Golombok S., Ramoqida C., Rust J. Behavioral and cognitive development as well as family functioning of twins conceived by assisted reproduction: findings from a large population study // Fertility and Sterility. 2005. Vol. 84. № 3. P. 725—733. doi:10.1016/j.fertnstert.2005.03.039
  30. Rice M.L., Zubrick S.R., Taylor C.L., Hoffman L., Gayan J. Longitudinal study of language and speech of twins at 4 and 6 years: twinning effects decrease, zygosity effects disappear, and heritability increases // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61. P. 79—93. doi: 10.1044/2017_ JSLHR-L-16-0366
  31. Rooney R., Hay D., Levy F. Small for gestational age as a predictor of behavioral and learning problems in twins // Twin Research. 2003. Vol. 6. P. 46—54.
  32. Rossi A.C., Mullin P.L., Chmait R.H. Neonatal outcomes of twins according to birth order, presentation and mode of delivery: a systematic review meta-analysis // An International Journal of Obstetrics and G. 2011. Vol. 118. № 5. P. 523—531. doi: 10.1111/j.1471-0528.2010.02836.
  33. Rutter M., Thorpe K., Greenwood R., Northstone K., Golding J. Twins as a natural experiment to study the causes of mild language delay: I: Design, twin-singleton differences in language, and obstetric risks // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. P. 326—341.
  34. Taylor C. L., Rice M. L., Christensen D., Blair E., Zubrick S. R. Prenatal and perinatal risks for late language emergence in a population-level sample of twins at age 2. // BMC Pediatrics. 2018. Vol. 18. № 41. P. 1—9. doi:10.1186/s12887-018-1035-9
  35. Thorpe К. Twin children’s language development // Early Human Development. 2006. Vol. 82. P. 387— 395. doi:10.1016/j.earlhumdev.2006.03.012
  36. Tully L.A., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A., Kiernan H., Andreou P. What effect does classroom separation have on twins’ behavior, progress at school, reading abilities// Twin Research. 2004. Vol. 7. P. 115—124. doi:10.1375/136905204323016087
  37. Vorperian H.K., Kent R.D. Vowel Acoustic Space Development in Children: A Synthesis of Acoustic and Anatomic Data // Journal of Speech Language and Hearing Ressearch. 2007. Vol. 50. № 6. P. 1510—1545. doi: 10.1044/1092-4388(2007/104)
  38. Wermke K., Robb M.P. Fundamental Frequency of Neonatal Crying: Does Body Size Matter? // Journal of Voice. 2010. Vol. 24. № 4. P. 388—394. doi: 10.1016/j.jvoice.2008.11.002
  39. Zlatic L., Macneilage P.F., Matyear C.L., Davis B.L. Babbling of twins in a bilingual environment // Applied Psycholinguistics. 1997. Vol. 18. № 4. P. 453—469.
Статьи по теме

Специальная психология  |  Розенова М.И., Екимова В.И., Кокурин А.В., Огнев А.С., Ефимова О.С.

Стресс и страх в экстремальной ситуации

CrossRef doi:10.17759/jmfp.2020090110

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика