Куражова А.В. кандидат биологических наук, младший научный сотрудник, кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3097-9590 e-mail: avk_spb@bk.ru
Ляксо Е.Е. доктор биологических наук, профессор, кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6073-0393 e-mail: lyakso@gmail.com
Проведено лонгитюдное исследование речевого взаимодействия матерей с дизиготными близнецами (n=5 триад) в возрасте детей от 4 до 6 лет. Изучены характеристики речи матери, обращенной к близнецам, характеристики речевого развития детей-близнецов в зависимости от порядкового номера ребенка при рождении. Показано, что первые по порядку рождения дети по сравнению со вторыми детьми имеют более высокий уровень речевого развития по синтаксической структуре реплик в диалоге, количеству произносимых согласных звуков, значениям частоты основного тона гласных звуков. Выявлена связь между характеристиками материнской речи и уровнем речевого развития близнецов. При взаимодействии со вторыми по порядку рождения детьми мать в большей степени стимулирует их к общению по сравнению с первыми детьми.
Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ-ОГН №17- 0600503а, РНФ № 18-18-00063. По гранту РФФИ проведена аудио- и видеозапись взаимодействия матери и детей, фонетический, перцептивный анализ речи детей; по гранту РНФ — инструментальный спектрографический анализ речи и статистическая обработка данных.
Фрагмент статьи
В работах отечественных и зарубежных исследователей широко
изучаются особенности взаимодействия матерей с детьми разного возраста и с
различным психоневрологическим статусом, обсуждается влияние разных аспектов
материнского поведения на формирование речи детей и их когнитивное развитие.
Речевое взаимодействие матери и ребенка является одним из важных условий его
развития, успешности освоения родного языка.
Литература
Баранов И.И., Токова З.З., Тадевосян А.А.
Перинатальные исходы при многоплодных родах // Акушерство и гинекология. 2012.
№ 1. С. 98—102.
Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие детей и
вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать—близнецы»: лонгитюдное
исследование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета.
Серия 3. Биология. 2012. № 4. C. 93—103.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в
общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде
«мать—ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. 2005. Том 26. № 3.
С. 94—106.
Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и
частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей //
Российский физиологический журнал. 2013. Том 99. № 9. С. 1097—1110.
Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации
речевых навыков 4—5-летних детей в диалоге со взрослым // Психологический
журнал. 2008. Том 29. № 3. C. 48—57.
Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Анализ текстов речи
«взрослый—ребенок», «взрослый—взрослый» при нормативном и типичном развитии
информантов // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Том 3. № 2. С.
20—47.
Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В.,
Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей
на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. Том 33. №
1. С. 73—87.
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б.,
Дозорцева А.В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002.
144 c.
Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между
гласными [i] — [e], [o] — [u] и [u] — [o] // Анализ речевых сигналов человеком.
Проблемы физиологической акустики. 1971. Вып.7. Том 36. С. 138.
Aldrich N.J., Brooks P.J., Yuksel-Sokmen P.O., Ragir
S., Flory M.J., Lennon E.M., Karmel B.Z., Gardner J.M. Infant twins’ social
interactions with caregivers and same-age siblings // Infant Behavior and
Development. 2015. Vol. 41. P. 127—141. doi:10.1016/j.infbeh.2015.08.005
Alin-Akerman B. The expectation and parentage of
twins. A study on the language development of twin infants // Acta Geneticae
Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. Р. 225—232.
Anderson K.N., Rueter M., Connor J.J., Koh B.D.
Observed mother— and father—child interaction differences in families with
medically assisted reproduction-conceived twins and singletons // Family
Process. 2017. Vol. 56. № 4, P. 997—1011. doi: 10.1111/famp.12254
Bjelic-Radisic V., Pristauz G., Haas J., Haas J.,
Tamussino K., Bader A., Lang U., Schlembach D. Neonatal outcome of second
twins depending on presentation and mode of delivery // Twins Research and
Human Genetics: the official jpornal of the International journal for Twin
Studies. 2007. Vol. 10. № 3. P. 521—527. doi: 10.1375/twin.10.3.52
Breslau N., Chilcoat H.D., Johnson E.O., Andreski P.,
Lucia V.C. Neurologic Soft Signs and Low Birthweight: Their Association and
Neuropsychiatric Implications // Biological Psychiatry. 2000. Vol. 47. № 1. P.
71—79.
Butler S., McMahon C., Ungerer G.A. Maternal speech
style with prelinguistic twin infants // Infant and Child Development. 2003.
Vol. 12. № 2. P. 129—143.
Conway D., Lytton H., Pysh F. Twin-singleton
language differences // Canadian Journal of Behavioral Sciences. 1980. Vol. 12.
P. 264—271.
De RooseМ., Beeckmana D., Eggermont K.,
Vanhouche E., Hecke A.V., Verhaeghe S. Level of parenting stress in mothers
of singletons and mothers of twins until one year postpartum: A cross-sectional
study // Women Birth. 2017. Vol. 31. № 3. P. 197—203. doi:
10.1016/j.wombi.2017.09.003
Dʼhaeseleer E., Geenens E., Parmentier
S., Corthals P., Van Lierde K. Language Development of Three- to Twelve-
Year-Old Twins Compared to Singletons // Folia Phoniatr Logop. 2016. Vol. 68.
P. 92—98. doi: 10.1159/000446701
Dodd B., McEvoy S. Twin language or phonological
disorder? // Journal of Child Language. 1994. Vol. 20. № 2. P. 273—289.
Dostanic T., Sustersic B., Paro-Panjan D.
Developmental outcome in a group of twins: Relation to perinatal factors and
general movements // European Journal of Paediatric Neurology. 2018. Vol. 22.
P. 682—689. doi: 10.1016/j.ejpn.2018.04.006
Fernald A., SimonТ. Expanded
intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984.
Vol. 20. № 1. P. 104—113.
Fogel A. A relational-historical approach to theory
and reseach on communication // The mother-child bond / Ed. M.I. Genta. Rome:
Carocci Editore, 1988. P. 1—24 (reprint).
Hay D.A., O’Brien P.J. Early Influences on the
School Social Adjustment of Twins // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae:
Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. P.239—248.
LyaksoЕ., Gromova A. The acoustic
characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age //
Psychol. Lang. Communication. 2005. Vol. 9. № 2. P. 5—14.
LyaksoЕ., Frolova O. Speech
interaction in “Mother-Child” dyads with 4—7 years old typically developing
children and children with autism spectrum disorders // Lecture Notes in
Computer Science. 2018. Vol. 11096. P. 347—356. doi:
doi.org/10.1007/978-3-319-99579-3_37
Matheny A.P., Bruggemann C. Articulation
proficiency in twins and singletons from families of twins // Journal of Speech
and Hearing Research. 1972. Vol. 15. № 4. P. 845—851.
Noy A., Taubman-Ben-Ari J. Well-Being and Personal
Growth in Mothers of Full-Term and Pre-Term Singletons and Twins // Stress and
Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress.
2015. Vol. 31. № 5. P. 365—372. doi: 10.1002/smi.2560
Olivennes F., Golombok S., Ramoqida C., Rust J.
Behavioral and cognitive development as well as family functioning of twins
conceived by assisted reproduction: findings from a large population study //
Fertility and Sterility. 2005. Vol. 84. № 3. P. 725—733.
doi:10.1016/j.fertnstert.2005.03.039
Rice M.L., Zubrick S.R., Taylor C.L., Hoffman L., Gayan
J. Longitudinal study of language and speech of twins at 4 and 6 years:
twinning effects decrease, zygosity effects disappear, and heritability
increases // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61.
P. 79—93. doi: 10.1044/2017_ JSLHR-L-16-0366
Rooney R., Hay D., Levy F. Small for gestational
age as a predictor of behavioral and learning problems in twins // Twin
Research. 2003. Vol. 6. P. 46—54.
Rossi A.C., Mullin P.L., Chmait R.H. Neonatal
outcomes of twins according to birth order, presentation and mode of delivery:
a systematic review meta-analysis // An International Journal of Obstetrics and
G. 2011. Vol. 118. № 5. P. 523—531. doi: 10.1111/j.1471-0528.2010.02836.
Rutter M., Thorpe K., Greenwood R., Northstone K.,
Golding J. Twins as a natural experiment to study the causes of mild
language delay: I: Design, twin-singleton differences in language, and
obstetric risks // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44.
P. 326—341.
Taylor C. L., Rice M. L., Christensen D., Blair E.,
Zubrick S. R. Prenatal and perinatal risks for late language emergence in a
population-level sample of twins at age 2. // BMC Pediatrics. 2018. Vol. 18. №
41. P. 1—9. doi:10.1186/s12887-018-1035-9
ThorpeК. Twin children’s language
development // Early Human Development. 2006. Vol. 82. P. 387— 395.
doi:10.1016/j.earlhumdev.2006.03.012
Tully L.A., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A., Kiernan
H., Andreou P. What effect does classroom separation have on twins’
behavior, progress at school, reading abilities// Twin Research. 2004. Vol. 7.
P. 115—124. doi:10.1375/136905204323016087
Vorperian H.K., Kent R.D. Vowel Acoustic Space
Development in Children: A Synthesis of Acoustic and Anatomic Data // Journal
of Speech Language and Hearing Ressearch. 2007. Vol. 50. № 6. P. 1510—1545.
doi: 10.1044/1092-4388(2007/104)
Wermke K., Robb M.P. Fundamental Frequency of
Neonatal Crying: Does Body Size Matter? // Journal of Voice. 2010. Vol. 24. №
4. P. 388—394. doi: 10.1016/j.jvoice.2008.11.002
Zlatic L., Macneilage P.F., Matyear C.L., Davis
B.L. Babbling of twins in a bilingual environment // Applied
Psycholinguistics. 1997. Vol. 18. № 4. P. 453—469.