Нейроконструктивизм – новая парадигма возрастной психофизиологии?

1595

Аннотация

В статье описывается новая теоретико-экспериментальная парадигма, характеризующая биологические условия и механизмы когнитивного развития, – нейроконструктивизм, перечисляются предпосылки её возникновения, кратко излагается содержание, дается анализ основных понятий. Подчеркивается её междисциплинарный характер, широкий охват современных подходов к развитию в диапазоне от эпигенеза до социальной детерминации. Рассматривается целесообразность её применения для оценки нарушений психического развития.

Общая информация

Ключевые слова: вероятностный эпигенез, пластичность, зависимость от опыта, телесность, нейроконструктивизм, ментальная репрезентация, траектория развития

Рубрика издания: Нейронауки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марютина Т.М. Нейроконструктивизм – новая парадигма возрастной психофизиологии? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 132–146. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n4/75395 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Живолупов С.А., Самарцев И.Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. 2009. Т. 109. №4. С. 78–85.
  2. Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журналМеждународного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. №3. С. 31–37.
  3. Amigdala regulation of Immediate-Gene expression in the Hippocampus induced by contextual fear conditioning / N.C. Huff, F. Matthew, K. Wright-Hardesty, D. Sprunger // The Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 26, № 5. P. 1616–1623.
  4. Anderson M.L. Embodied cognition [Electronic resource]: A field guide // Artificial Intelligence. 2003. Vol. 149, № 1. Р. 91–103. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0004370203000547 (дата обращения: 15.12.2014).
  5. Annaz D., Karmiloff-Smith A., Thomas M.S.C. The importance of tracing developmental trajectories for clinical child neuropsychology // Child neuropsychology: Concepts, theory and practice / J. Reed, J. Warner Rogers (Eds). Oxford: Wiley-Blackwell. 2008. P. 7–18.
  6. Bidell T.R., Fisher K.W. Between nature and nurture: the role of human agency in the epigenesis of intelligence // Intelligence, Heredity, and Environment / R. Sternberg, E. Grigorenko (Eds). Cambridge: Cambridge University Press. 1996. Р. 193–242.
  7. Butz M., Wörgötter F., van Ooyen A. Activity-dependent structural plasticity [Electronic resource] // Brain Research Reviews. 2009. Vol. 60, № 2. P. 287–305. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165017308001513 дата обращения: 15.12.2014).
  8. GottliebG. Probabilistic epigenesis [Electronic resource] // Developmental Science. 2007. Vol. 10. № 1. P.1–11. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-7687.2007.00556.x/full (дата обращения: 15.12.2014).
  9. Greenough W.T., Black J.E., Wallace C. Experience and brain development [Electronic resource] // Child Development. 1987. Vol.58. P. 539–559. URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/1130197?sid=21106023417273&uid=3738936&uid=4&uid=2 (дата обращения: 15.12.2014).
  10. Grounding conceptual knowledge in modality-specific systems [Electronic resource] / L.W. Barsalou, W.K. Simmons, A.K. Barbey, C.D. Wilson // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7, №2. P. 84–91. URL:  http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661302000293 дата обращения: 15.12.2014).
  11. Johnson M.H. Functional brain development in infants [Electronic resource]: Elements of an interactive specialization framework //Child Development. 2000. Vol. 71. P. 75–81. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8624.00120/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
  12. Karmiloff-Smith А. Nativism Versus Neuroconstructivism: Rethinking the Study of Developmental Disorders // Developmental Psychology 2009. Vol. 45, № 1. P. 56–63.
  13. May A. Experience-dependent structural plasticity in the adult human brain [Electronic resource] // Trends in Cognitive Sciences. 2011. Vol. 15, № 10. P. 475–482. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661311001707 (дата обращения: 15.12.2014).
  14. Min Fu, Zuo Yi Experience-dependent structural plasticity in the cortex [Electronic resource] // Trends in Neurosciences. 2011. Vol. 34. No. 4. P. 177–187. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0166223611000178 (дата обращения: 15.12.2014).
  15. Neuroconstructivism [Electronic resource] / G. Westermann, D. Mareschal, M.H. Johnson, S. Sirois, M.W. Spratling, M. S.C. Thomas // Developmental Science. 2007. Vol. 10, № 1. P. 75–83. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-7687.2007.00567.x/full (дата обращения: 15.12.2014).
  16.  Neuroconstructivism. Volumes I & II / D. Mareschal, M.H. Johnson, S. Sirois, M. Spratling, М. S.C. Thomas, G. Westermann. 2007. Oxford: Oxford University Press. 576 p.
  17. Precis of neuroconstructivism: how the brain constructs cognition [Electronic resource] / S. Sirois, M. Spratling, М. S.C. Thomas, G. Westermann, D. Mareschal, M.H. Johnson // Behavioral and Brain Sciences. 2008. Vol. 31. № 3. P. 321-331. URL: http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract?fromPage=online&aid=1915668&fileId=S0140525X0800407X (дата обращения: 15.12.2014).
  18. Segalowitz S. The concept of constructivism in developmental psychology and neuroscience // International Society for the Study of Behavioral Development. Newsletter. 2003, Number 1, Serial No.43. P. 2–4.
  19. Structural brain plasticity in adult learning and development [Electronic resource] / M. Lövdén, E. Wenger, J. Martensson, U. Lindenberger // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37, № 9, Part B. P. 2296–2310. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S014976341300050X (дата обращения: 15.12.2014).
  20. Structural plasticity underlies experience-dependent functional plasticity of cortical circuits [Electronic resource] / L. Wilbrecht, A. Holtmaat, N. Wright, K. Fox, K. Svoboda // The Journal of Neuroscience. 2010. Vol. 30, № 14. P. 4927–4932. URL: http://www.jneurosci.org/content/30/14/4927.short (дата обращения: 15.12.2014).
  21. Westermann G., Thomas M. S.C.,Karmiloff-Smith А. Neuroconstructivism // The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development / Usha Goswami (Ed). UK, West Sussex: A John Wiley & Sons, Ltd. 2011. P. 749–774.
  22. Wilson M. Six views of embodied cognition [Electronic resource] // Psychonomic Bulletin & Review. 2002. Vol. 9, № 4. Р. 625–636. URL: http://link.springer.com/article/10.3758/BF03196322 (дата обращения: 15.12.2014).

Информация об авторах

Марютина Татьяна Михайловна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского, Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, эксперт ВАК, член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология», Москва, Россия, e-mail: T.M.Mariutina@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3656
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1595
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2