Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры 1758

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена феномену ролевого экспериментирования как важнейшей составляющей современной подростковой культуры. Рассматриваются основные направления зарубежных ролевых теорий. Обсуждаются подходы к трактовке понятия «роль» в зарубежной и отечественной психологии. Предпринята попытка посмотреть на подростковую игру как на форму реализации ролевого экспериментирования. Приведены примеры психолого-педагогических исследований, посвященных различным аспектам ролевого экспериментирования как средства развития и социализации современных подростков

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абросимов В.В. Молодежные субкультуры в процессе развития и идентификации: Дис. канд. культуролог. наук. Краснодар, 2006. 150 с.
  2. Горностай П.П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 44–51.
  3. Горностай П.П. Личностные характеристики ролевого поведения // Вісник Харківського держ. університету. 1999. № 439. С. 18–22.
  4. Ибашян К.Ф. Воспитание культуры общения подростков в сюжетно-ролевой игре: Дис. канд. пед. наук. СПб, 2007. 156 с.
  5. Носов П.В. Социальные роли как фактор организации общественных отношений; Дис. канд. фил. наук. Москва, 2009. 150 с.
  6. Поливанова К.Н. Кризисы психического развития: соотношение взрослого и детского действия. Педагогика и психология возрастных кризисов // Сборник науч. ст.по материалам 7-й научн.-практ. конф. Красноярск: КГУ, 2000. 227с.
  7. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // Вестник. РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 4. С. 37-46.
  8. Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры: Дис. канд. психол. наук. М., 2012. 119 с.
  9. Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 133–146.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
  11. Being Other: the Effectiveness of Arts-based Approaches in Engaging with Disaffected Young People (report) / A. Tawell, [et al.]. University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
  12. Buss A.H., Briggs S.R. Drama and the self in social interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47. № 6. P. 1310–1324. doi: 10.1037/0022-3514.47.6.1310
  13. Daniels H., Downes E. Identity and creativity [Электронный ресурс]: The transformative potential of drama lessons  // Journal of Modern Foreign Psychology. 2014. Vol. 3. № 2. P. 41–71. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70106.shtml (дата обращения: 07.06.2016).
  14. Heiss J. Social roles. Sociological Perspectives on Social Psychology. N.Y., 1981. 776 p.
  15. Hughes J, Wilson K. Playing a part: The impact of youth theatre on young people’s personal and social development // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2004. Vol. 9. №. 1. P. 57–72. doi:10.1080/1356978042000185911
  16. Linton R. The Study of Man. Oxford, England: Appleton-Century. 1936. 503 p.
  17. Mead G.H. Mind, Self, Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934. 400 p.
  18. Rubtsova O.V., Ulanova N.S. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural-Historical Perspective // Tätigkeitstheorie: E-Journal for Activity Theoretical Research in Germany. 2014. Vol. 12. № 1. P. 95–118.
  19. Stryker S., Macke A. S. Status inconsistency and role conflict // Annual Review of Sociology. 1978. Vol. 4. P. 57–90. doi: 10.1146/annurev.so.04.080178.000421
  20. Wright, P. R. and Rasmussen, B. Children and drama: Knowing differently // Children’s ways of knowing: Learning through experience / [Eds.] M. Robertson, R. Gerber. Camberwell: ACER Press, 2001. P.218–232.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика