Шеманов А.Ю. доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534 e-mail: ShemanovAYu@mgppu.ru
Екушевская А.С. кандидат философских наук, магистрант, старший научный сотрудник, Научно-методический центр, Институт проблем инклюзивного образования, Москва, Россия e-mail: a.ekushevskaya@gmail.com
В статье анализируются: понятие инклюзивной культуры и методология ее определения и формирования, попытки применения этой методологии в различных странах (США, Великобритания, Испания, Новая Зеландия, Австралия). В международной практике инклюзия в образовании строится на основе формирования инклюзивной культуры образовательной организации, лежащей в основе инклюзивной политики и практики. Инклюзивная культура в рамках организационного подхода определяется как совокупность разделяемых ценностей, способствующих созданию в организации инклюзивного сообщества. При этом ключевое значение имеет изменение разделяемых ценностей (в направлении принятия разнообразия обучающихся и их образовательных потребностей) на уровне базовых допущений членов образовательной организации, а не на уровне простой декларации ценностей. На характер инклюзивной политики и практики влияет лежащее в основе инклюзивных ценностей понимание социальной справедливости и равенства. В современном дискурсе инклюзии это понимание опирается главным образом на социально-конструктивистский подход, что обусловливает предпочтения в понимании социальной справедливости и равенства в возможностях получения образования и связанные с этими предпочтениями риски. В заключение указывается на необходимость баланса задач образования и инклюзии с целью минимизации рисков, связанных с различными вариантами достижения равенства в доступности образования
Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: Практическое пособие. М.:
Перспектива, 2007. 124 с.
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. Москва:
Академический проект, 2003. 528 с.
Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы
образования. 2017. № 1. С. 230–259.
Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных
возможностей [Электронный ресурс] // Сборник портала психологических изданий
PsyJournals.ru. 2011. № 2011-1. URL:
https://psyjournals.ru/pj/2011_1/42598.shtml (дата обращения: 19.02.2018).
Abbott C. E-inclusion: Learning Difficulties and Digital Technologies
[Электронный ресурс]. Bristol: Futurelab Education, 2007. 36 p. URL:
https://www.spectronics.com.au/conference/2010/pdfs/E-inclusion%20-%20Learning%20Difficulties%20and%20Digital%20Technologies.pdf
(дата обращения: 19.02.2018).
Ainscow M., Sandill A. Developing inclusive education systems: the role of
organisational cultures and leadership // International Journal of Inclusive
Education. 2010. Vol. 14. № 4. P. 401–416.
doi:10.1080/13603110802504903
Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and
participation in schools [Электронный ресурс]. Bristol, United Kingdom: Centre
for Studies on Inclusive Education. 2002. 102 p. URL:
http://www.eenet.org.uk/resources/docs/Index%20English.pdf (дата обращения:
17.02.2018).
Carrington S., Elkins J. Comparison of a traditional and an inclusive
secondary school culture // International Journal of Inclusive Education. 2002.
Vol. 6. № 1. P. 1–16. doi:10.1080/13603110110061754
Clarke H., McKay S. Disability, partnership and parenting // Disability and
Society. 2014. Vol. 29. № 4. P. 543–555.
doi:https://doi.org/10.1080/09687599.2013.831745 (дата обращения:
17.02.2018).
Connor D.J., Ferri B.A. The conflict within: resistance to inclusion and
other paradoxes in special education // Disability and Society. 2007.
Vol. 22. № 1. P. 63–77. doi:10.1080/09687590601056717
Corbett J. Teaching approaches which support inclusive education: a
connective pedagogy // British Journal of Special Education. 2001.
Vol. 28. № 2. P. 55–59. doi:10.1111/1467-8527.00219
Dupré M. Disability Culture and Cultural Competency in Social Work //
Social Work Education. 2012. Vol. 31. № 2. P. 168–183.
doi:10.1080/02615479.2012.644945
Ferri B.A. Inclusion in Italy: What happens when everyone belongs //
Disability and the politics of education: An international reader / Eds. S.
Gabel and S. Danforth. New York: Peter Lang Publishers, 2008. 667 p.
Gopaldas A., DeRoy G. An intersectional approach to diversity research //
Consumption Markets and Culture. 2015. Vol. 18. № 4. P. 1–32.
doi: https:10.1080/10253866.2015.1019872
Hehir T. Policy foundations of universal design for learning // A policy
reader in universal design for learning / Eds. D.T. Gordon, J.W. Gravel, L.A.
Schifter. Cambridge, MA: Harvard Education Press. 2009. P. 35–45.
Inclusive cultures, policies and practices in Spanish compulsory secondary
education schools: teachers’ perceptions in ordinary and specific teaching
contexts / O. Moliner [et al.] // International Journal of Inclusive
Education. 2011. Vol. 15. № 5. P. 557–572.
doi:10.1080/13603110903165158
Moliner Miravet L., Moliner García O. The role of teachers’ shared values
and objectives in promoting intercultural and inclusive school cultures: a case
study // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2013.
Vol. 26. № 10. P. 1373–1386.
doi:10.1080/09518398.2012.731535
McMaster C. Inclusion in New Zealand: The potential and possibilities of
sustainable inclusive change through utilising a framework for whole school
development // New Zealand Journal of Educational Studies. 2015. Vol. 50.
№ 2. P. 239–253. doi:10.1007/s40841-015-0010-3
National Center on Universal Design for Learning [Электронный ресурс].
Wakefield, MA: CAST, 2012. URL: http://www.udlcenter.org/ (дата обращения:
16.02.2018).
Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or
lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for
Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P. 179–186.
doi:10.1111/j.1467-9604.2010.01464.x
Riddell S. Social justice, equality and inclusion in Scottish education //
Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2009. Vol. 30.
№ 3. P. 283–296. doi:10.1080/01596300903036889
Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform
agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18.
№ 2. P. 99–116. doi:10.1080/09620210802351342
Trainor A.A. Using Cultural and Social Capital to Improve Postsecondary
Outcomes and Expand Transition Models for Youth With Disabilities // The
Journal of Special Education. 2008. Vol. 42. № 3. P. 148–162.
doi:10.1177/0022466907313346
Zollers N.J., Ramanathan A.K., Yu M. The relationship between school
culture and inclusion: How an inclusive culture supports inclusive education
// International Journal of Qualitative Studies in Education. 1999.
Vol. 12. № 2. P. 157–174. doi:10.1080/095183999236231