Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации

2502

Аннотация

Аналитический обзор зарубежных исследований посвящен проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования. Проанализированы основные концепции внутренней и внешней учебной мотивации в условиях применения ИКТ. Рассмотрены наиболее популярные на данный момент сетевые ИКТ. Приведены примеры исследований, демонстрирующих потенциал ИКТ для повышения учебной мотивации и улучшения академической успеваемости у обучающихся разного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебная мотивация, образование, модель ARCS, теория самодетерминации, социальная теория обучения, медиаплатформы, социальные сети, видеоигры

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080207

Для цитаты: Прудникова Т.А., Поскакалова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 67–82. DOI: 10.17759/jmfp.2019080207

Литература

  1. Абрамова О.М., Соловьева О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1055–1057. URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 25.04.2019).
  2. Белкин Ф.А. Геймификация в образовании // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 28–34. doi:10.17759/jmfp.2016050302
  3. Верховская Е.К., Рубцова О.В., Панфилова А.С. Методика исследования самопрезентации и взаимодействия российских подростков в современных социальных сетях // Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов / Под редакцией А.И. Галушкина [и др.]. М.: Изд-во МГППУ, 2016. С. 69–70.
  4. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf (дата обращения:: 07.06.2019).
  5. Зверева Л.Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. Vol. 1. № 1. P. 43–46. doi:10.24411/2500-1000-2018-10417
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.
  7. Иванова А.М., Малыгина Е.В. Возможности использования современного медиа-контента Ted Talks в обучении английскому языку как второму иностранному [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2017. № 3. P. 49–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-sovremennogo-media-kontenta-ted-talks-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-kak-vtoromu-inostrannomu (дата обращения: 25.04.2019).
  8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. Ред. Бадарча Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
  9. Котельникова Е.В. Исторические истоки и современные тенденции развития системы образования на примере Южной Кореи [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал Аллея науки. 2017. № 15. 25 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32300040& (дата обращения: 25.04.2019).
  10. Кошелева И.Н. Видеоматериалы tedtalks как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2017. № 5 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-tedtalks-kak-obrazovatelnyy-instrument-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 25.04.2019).
  11. Красноярова О.В. Новые медиаплатформы: принципы функционирования и классификация [Электронный ресурс] // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Том 5. № 1. С. 45–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-mediaplatformy-printsipy-funktsionirovaniya-i-klassifikatsiya (дата обращения: 25.04.2019).
  12. Лабзова И.Ю. Теория самоопределения и ее применение в зарубежной образовательной практике // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 152–156.
  13. Лебедева М.В., Печищева Л.А. Применение современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 120–125. doi:10.18384/2310-7219-2016-2-120-125
  14. Мосиенко Л.В. Лекции TED как фактор повышения коммуникативной мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28019 (дата обращения: 25.04.2019).
  15. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «Вконтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 54–66. doi:10.17759/pse.2018230305
  16. Рубцова О.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития ролевой идентичности старших подростков [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 26–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-rolevoy-identichnosti-starshih-podrostkov (дата обращения: 25.04.2019).
  17. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования [Электронный ресурс] // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»: Сборник тезисов / Под ред. К.Н. Поливановой. 2017. С. 85–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30033451 (дата обращения: 25.04.2019).
  18. Солдатова Г.В., Теславская О.И. Видеоигры в фокусе науки [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2017. № 2 (27). С. 24–35. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/27/%E2%84%9627_web.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  19. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта по формированию и реализации государственных программ в сфере развития образования: монография / Д.Ю. Гужеля [и др.]. Москва: Дашков и К⁰, 2015. 455 с.
  20. Юрьева О.В., Хазиев А.Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в ВУЗЕ [Электронный ресурс] // Вопросы экономики и права. 2015. № 6. С. 69–73. https://law-journal.ru/files/pdf/201506/201506_69.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  21. Anthony R., Artino Jr., Jason M. Stephens. Using Social Cognitive Theory to Predict Students' Use of Self-Regulated Learning Strategies in Online Courses [Электронный ресурс] // Motivation and Self-Regulation in Online Learning. 2006. 19 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/237426522_Using_Social_Cognitive_Theory_to_Predict_Students'_Use_of_Self-Regulated_Learning_Strategies_in_Online_Courses (дата обращения: 25.04.2019).
  22. Bolliger D.U., Supanakorn S., Boggs C. Impact of podcasting on student motivation in the online learning environment // Computers & Education. 2010. Vol. 55. № 2. P. 714–722. doi:10.1016/j.compedu.2010.03.004
  23. Dowell J. Digital games and learning gains [Электронный ресурс]. University College London. 2005. 5 p. // OECD: Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/education/ceri/39414809.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  24. Effect of Using Digital Pen Teaching System Behaviors on Learning Achievements in a Mathematics Course [Электронный ресурс] / Su. Yu-Sheng [et al] // Emerging Technologies for Education: Second International Symposium, SETE 2017, Held in Conjunction with ICWL 2017, Cape Town, South Africa, September 20–22, 2017: Revised Selected Papers / Eds. Tien-Chi Huang, Rynson Lau, Yueh-Min Huang, Marc Spaniol, Chun-Hung Yuen. Cham: Springer, 2017. P. 3–8. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-71084-6_1 (дата обращения: 25.04.2019).
  25. Granito M.D., Chernobilsky E. The Effect of Technology on a Student's Motivation and Knowledge Retention [Электронный ресурс] // NERA Conference Proceedings, 2012. 22 p. https://opencommons.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.ru/&httpsredir=1&article=1016&context=nera_2012 (дата обращения: 25.04.2019).
  26. Grusec J. Social Learning Theory and Developmental psychology: The legacies of Robert Sears and Albert Bandura // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. № 5. P. 776–786. doi:10.1037/0012-1649.28.5.776
  27. Grzybowski M. Educational technologies in South Korea [Электронный ресурс] // General and Professional Education. 2013. № 1. P. 3–9. URL: http://genproedu.com/paper/2013-01/full_003-009.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  28. Gülsüm Aşıksoy The effects of the gamified flipped classroom environment (GFCE) on students’ motivation, learning achievements and perception in a physics course [Электронный ресурс] // Quality & Quantity. 2018. Vol. 52. № 1. P. 129–145. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs11135-017-0597-1.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  29. Hawlitschek Anja, Sven Joeckel Increasing the effectiveness of digital educational games: The effects of a learning instruction on students’ learning, motivation and cognitive load // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 72. P. 79–86. doi:10.1016/j.chb.2017.01.040
  30. Jordan Katy Massive open online course completion rates revisited: Assessment, length and attrition // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16. № 3. P. 341–358. doi:10.19173/irrodl.v16i3.2112
  31. Keller J.M., Suzuki K. Learner motivation and E-learning design: a multinationally validated process [Электронный ресурс] // Journal of Educational Media. 2004. Vol. 29. № 3. P. 229–239. URL: https://www.researchgate.net/publication/237718864_Learner_motivation_and_E-learning_design_A_multinationally_validated_process (дата обращения: 25.04.2019).
  32. Law Kris M.Y. Student enrollment, motivation and learning performance in a blended learning environment: The mediating effects of social, teaching, and cognitive presence [Электронный ресурс] // Computers & Education. 2019. Vol. 136. P. 1–12. doi:10.1016/j.compedu.2019.02.021
  33. Learner readiness for online learning: Scale development and student perceptions / Chien Chou [et al] // Computers & Education. 2010. Vol. 55. № 3. P. 1080–1090. doi:10.1016/j.compedu.2010.05.004
  34. Linnenbrink E.A., Pintrich P.R. Motivation as an enabler for academic success [Электронный ресурс] // School Psychology Review. 2002. Vol. 31. № 3. P. 313–327. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.520.1534&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  35. Low R., Jin P. Motivation and multimedia learning // Cognitive Effects of Multimedia Learning / R.Z. Zheng. Hershey, Pa: IGI Global, 2009. P. 154–172. doi:10.4018/978-1-60566-158-2.ch009
  36. Ming-Hung Lin, Huang-Cheng Chen, Kuang-Sheng Liu A Study of the Effects of Digital Learning on Learning Motivation and Learning Outcome // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. № 7. P. 3553–3564. doi:10.12973/eurasia.2017.00744a
  37. Motivation, engagement and learning through digital games / I. Iacovides [et al.] // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments. 2011. Vol. 2. № 2. P. 1–16. doi:10.4018/jvple.2011040101
  38. Nabavi R.T. Bandura's Social Learning Theory & Social Cognitive Learning Theory. 2011–2012. 23 p. // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/profile/Razieh_Tadayon_Nabavi/publication/267750204_Bandura's_Social_Learning_Theory_Social_Cognitive_Learning_Theory/links/545914d90cf26d5090ad007b.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  39. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts / Cong Wang [et al.] // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 114–125. doi:10.1016/j.chb.2019.01.034
  40. Pivec M., Dziabenko О. Game-based learning framework for collaborative learning and student e-teamwork [Электронный ресурс]. 2010. P. 56–60. URL: http://www.e-mentor.edu.pl/_xml/wydania/4/42.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  41. Root E. Motivation and Learning Strategies in a Foreign Language Setting [Электронный ресурс]: A Look at a Learner of Korean. Minneapolis, MN: Center for Advanced Research on Language Acquisition; University of Minnesota, 1999. 98 p. URL: http://carla.umn.edu/resources/working-papers/documents/MotivationLearningStrategiesKoreanLearner.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  42. Sakamoto A. Video game use and the development of sociocognitive abilities in children: three surveys of elementary school students // Journal of Applied Social Psychology. 1994. Vol. 24. № 1. P. 21–42. doi:10.1111/j.1559-1816.1994.tb00551.x
  43. Scaffolding of motivation in learning using a social robot [Электронный ресурс] / Andrea Deublein [et al.] // Computers & Education. 2018. Vol. 125. P. 182–190 doi:10.1016/j.compedu.2018.06.015
  44. Schunk D.H., Pintrich P.R., Meece J.L. Motivation in education: Theory, research, and applications. Upper Saddle River, N.J : Pearson Education, 2008. 433 p.
  45. Squire K. Video games and education [Электронный ресурс]: Teaching and Participatory Culture in the Digital Age // International Journal of Intelligent Simulations and Gaming. 2013. Vol. 5. № 4. P. 100–102. URL: https://www.igi-global.com/pdf.aspx?tid%3D102618%26ptid%3D71690%26ctid%3D17%26t%3Dvideo+games+and+learning%3A+teaching+and+participatory+culture+in+the+digital+age%26isxn%3D9781466634978 (дата обращения: 25.04.2019).
  46. Stylianos S. Investigating the impact of Flipped Classroom on students' learning experiences: A Self-Determination Theory approach // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 78. P. 368–378. doi:10.1016/j.chb.2017.08.011
  47. Van Doorn G., Eklund A. Face to Facebook: Social media and the learning and teaching potential of symmetrical, synchronous communication [Электронный ресурс] // Journal of University Teaching & Learning Practice. 2013. Vol. 10. № 1. Article 6. 16 p. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1005279.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  48. Yilmaz R. Exploring the role of e-learning readiness on student satisfaction and motivation in flipped classroom // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 70. P. 251–260. doi:10.1016/j.chb.2016.12.085
  49. Zainuddin Z. Students' learning performance and perceived motivation in gamified flipped-class instruction // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 75–88. doi:10.1016/j.compedu.2018.07.003

Информация об авторах

Прудникова Татьяна Анатольевна, аспирант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: prudnikova_tanya@mail.ru

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2373
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2502
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 19