Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9656Новости 1895Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт 80

|

Поскакалова Т.А.
научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921
e-mail: poskakalova@gmail.com

Аннотация

В статье кратко представлена история применения театральных практик в зарубежном и отечественном образовании. Рассмотрены основные направления театра и драмы в современной педагогике. Показано, что различные формы театра в образовании больше распространены и лучше разработаны за рубежом, где театр не ограничивается рамками конкретных учебных дисциплин, а используется как средство комплексного решения задач, связанных с развитием, обучением и социализацией. Обосновывается, что в практике российских школ театр востребован значительно меньше, поскольку применяется преимущественно как средство приобщения к культуре или как инструмент воспитания.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках проекта «Инновационная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности подростков» («Мультимедиа-театр»), реализуемого на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ с 2019 г.

Литература
  1. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2001. 33 c.
  2. Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика. (Учебники для вузов). Специальная литература. С.-П.: Планета музыки, 2015. 256 с.
  3. Ермакова Е.Ю. Поскакалова Т.А. «Мультимедиа-театр» как эффективная образовательная практика: опыт эмпирического исследования. Инновационные технологии в кинематографе и образовании // Материалы и доклады VII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 29–30 октября 2020 г.) / под общей редакцией О.Н. Раева. М.: КУНА, 2020. C. 255–266.
  4. Ефремова Н.Г. Драматургия Симеона Полоцкого: первая русская школьная комедия [Электронный ресурс] // Вопросы театра. 2016. № 3–4. С. 166–196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgiya-simeona-polotskogo-pervaya-russkaya-shkolnaya-komediya (дата обращения: 04.06.2021).
  5. Крук Д.С. История развития детского театра в России [Электронный ресурс] // Культура и образование. 2017. № 1 (24). C. 49–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-detskogo-teatra-v-rossii (дата обращения: 04.06.2021).
  6. Макаренко А.С. Собрание сочинений: В четырех томах. Т. 2. М.: Правда, 1987. 544 с.
  7. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. С.-П.: КАРО, 2015. 160 с.
  8. Осинина Т.Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 21–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sposobnostey-obuchayuschihsya-na-uroke-v-usloviyah-realizatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov (дата обращения: 04.06.2021)
  9. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144–156. DOI:10.17759/pse.2020250612
  10. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 68–80. DOI:10.17759/chp.2017130107
  11. Соломахина Т.Н., Михалева И.М., Шевченко Е.В. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 16. С. 498–500. URL: https://moluch.ru/archive/150/42649/ (дата обращения: 04.06.2021).
  12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [и др.] М.: Просвещение, 2010. 159 с.
  13. Хакимулина О. Н., Федченкова О. Г. Театр в музее: продолжение традиций княгини М.К. Тенишевой // Вопросы музеологии. 2018. № 1. С. 55–63. DOI:10.21638/11701/spbu27.2018.105
  14. Eckersley M. Using drama to develop communication skills // International Journal of Bilingual & Multilingual Teachers of English. 2016. Vol. 4. № 1. P. 45–49. DOI:10.12785/ijbmte/040106
  15. Eriksson S.A. Drama as education. A descriptive study of its development in education and theatre with particular relevance to the U.S.A. and England: Master's thesis. Calgary: University of Calgary, 1979. DOI:10.11575/PRISM/21180
  16. Eriksson S.A., Heggstad K., Cziboly A. “Rolling the DICE”. Introduction to the international research project “Drama improves Lisbon key competences in education” // Journal of Applied Statistics. 2014. Vol. 19. № 4. P. 403–408. DOI:10.1080/13569783.2014.954814
  17. Galazka A. Drama in education for sustainable development // 11th International Technology, Education and Development Conference (Spain, Valencia, 6-8 March, 2017). Spain, Valencia: 2017. P. 7086–7093. DOI:10.21125/inted.2017.1643
  18. Gascon D.J. The impact of drama pedagogy on student achievement, attitude and empathy: An action research study [Электронный ресурс]: Doctoral dissertation. University of South Carolina, 2019. 166 p. URL: https://scholarcommons.sc.edu/etd/5197/ (дата обращения: 04.06.2021).
  19. Hobgood B.M. A short history of educational theatre // Teaching Theatre. 1990. Vol. 2. № 1. P. 13–16.
  20. Kosnik C. The adolescent's voice: how theatre participation impacts high schoolers and college students: Doctoral dissertation. Arizona: State University, 2014. 195 p.
  21. Merrill J., Fleming M. Play-making and plays : the dramatic impulse and its educative use in the elementary and secondary school. New York: The Macmillan Co., 1930. 579 p.
  22. Process drama and multiple literacies addressing social, cultural and ethical issues / J.J. Schneider [et al.]. Portsmouth: Heinemann, 2006. 184 p.
  23. Reagan T.J. Keeping the peace: playback theatre with adolescents [Электронный ресурс]: Doctoral dissertation. Lesley University, 2015. 250 p. URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_dissertations/16/ (дата обращения: 04.06.2021).
  24. Siks G.B. Drama with Children. Harper & Row, 1977. 252 p.
  25. Summer D. Therapeutic theatre with adolescents at-risk of school dropout: Doctoral dissertation [Электронный ресурс]. Lesley University, 2018. 149 p. URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_dissertations/50/ (дата обращения: 04.06.2021).
  26. Teaching adolescents civil law: process drama as a tool for achieving legal literacy / A. Laskarides [et al.] // Yaratıcı Drama Dergisi. 2019. Vol. 14. № 1. P. 243–260. DOI:10.21612/yader.2019.014
  27. Tsiaras A. Enhancing school-aged children’s social competence through educational drama [Электронный ресурс] // The Journal of Drama and Theatre Education in Asia. 2016. Vol. 6. № 1. P. 65–90. URL: https://www.academia.edu/download/50896424/Enhancing_School-aged_Childrens_Social.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
  28. Valbuena A.F. Developing key competencies through theatre practice: Good practices guide [Электронный ресурс] / Education and Culture DG Lifelong Learning Programme Grundtvig. Strasbourg, 2015. 77 p. URL: http://www.resad.es/ecole/2015/guia-buenas-practicas.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика