Современные реалии этики общения в образовательном пространстве

323

Аннотация

В статье обсуждаются текущие представления зарубежной научной школы о специфике этической наполненности образовательного пространства в условиях множественной неопределенности. Деструктивные факторы новейшего времени, в том числе пандемия, создали жизненную среду повышенной морально-этической сложности и новые вызовы системе образования. Этические изменения образовательного пространства, традиционно присутствующие и новые, в совокупности приводят к снижению качества обучения, дегуманизируя и десоциализируя учащегося, оказавшегося в вынужденной изоляции. Рабочая гипотеза обзора состоит в том, что пространственное разобщение участников образовательного процесса наиболее опасно для этической целостности образовательной среды. Выведены проблемы этических дефицитов педагога и учащегося: буллинг, деструктивное лидерство, академическая недобросовестность (нечестность). Рассматриваются условия создания этически нормализованного процесса обучения для дистанционного режима и социальных сетей.

Общая информация

Ключевые слова: этические нарушения, образовательное пространство, дистанционное обучение, социальные сети, нечестность, деструктивное лидерство, буллинг, ситуативность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100301

Для цитаты: Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Современные реалии этики общения в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 8–20. DOI: 10.17759/jmfp.2021100301

Литература

  1. «Возвращения не будет»: как пандемия изменила нашу психологию [Электронный ресурс] // Идеономика: [канал пользователя Яндекс Дзен]. 2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/ideanomics/vozvrasceniia-ne-budet-kak-pandemiia-izmenila-nashu-psihologiiu-6011a0252ff89f235777b4bd (дата обращения: 09.09.2021).
  2. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI:10.17759/pse.2019240402
  3. Протасова И.Н., Сычев О.А., Аношкин И.В. Ценностные и моральные основы правового нигилизма молодежи // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 158–173. DOI:10.17759/psylaw.2020100311
  4. Academic Competence, Teacher–Student Relationship, and Violence and Victimisation in Adolescents: The Classroom Climate as a Mediator / T.I. Jiménez [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 3. Article ID 1163. 16 p. DOI:10.3390/ijerph18031163
  5. Barak M., Green G. Applying a Social Constructivist Approach to an Online Course on Ethics of Research // Science and Engineering Ethics. 2021. Vol. 27. Article ID 8. 24 p. DOI:10.1007/s11948-021-00280-2
  6. Camas G. L., Moya V.A., Morancho V.M. The Teacher-Student Relationship in the Use of Social Network Sites for Educational Purposes: A Systematic Review // Journal of New Approaches in Educational Research. 2021. Vol. 10. № 1. P. 137–156. DOI:10.7821/naer.2021.1.591
  7. Dawson A., DennisS. Workplace Intimacy // Anthropology in Action. 2021. Vol. 28. № 1. P. 1–7. DOI:10.3167/aia.2021.280101
  8. Does behavior simulation based on augmented reality improve moral imagination? / R.C. Sari [et al.] // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. P. 441–463. DOI:10.1007/s10639-020-10263-8
  9. Eshet Y., Steinberger P., Grinautsky K. Relationship between Statistics Anxiety and Academic Dishonesty: A Comparison between Learning Environments in Social Sciences // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 3. Article ID 1564. 18 p. DOI:10.3390/su13031564
  10. Ethics in times of physical distancing: virtual training of ethical competences / S. Michl [et al.] // GMS Journal for Medical Education. 2021. Vol. 38. № 1. P. 1–6. DOI:10.3205/zma001424
  11. Falla D., Ortega-Ruiz R., Romera E.M. Mechanisms of Moral Disengagement in the Transition from Cybergossip to Cyberaggression: A Longitudinal Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Article ID 1000. 12 p. DOI:10.3390/ijerph18031000
  12. Farland Michelle Z., Childs-Kean Lindsey M. Stop tempting your students to cheat // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2021. Vol. 13. № 6. P. 588–590. DOI:10.1016/j.cptl.2021.01.035
  13. Griffin D. J., Laningham A.J., NittingerJ. Will they steal? Exploring ethics via an academic unsurveilled self-service checkout // Journal of Foodservice Business Research. 2021. Vol. 24. № 1. P. 1–18. DOI:10.1080/15378020.2020.1814085
  14. How does creativity influence dishonest behavior? An empirical study of Chinese students / C. Zhang [et al.] // Ethics & Behavior. 2021. 15 p. DOI:10.1080/10508422.2020.1869552
  15. Klein J., Bentolila A. Principals bully teachers at schools: causes, examples, and consequences // International Journal of Leadership in Education. 2019. Vol. 22. № 6. P. 651–669. DOI:10.1080/13603124.2018.1518540
  16. Lee J.J., Mccabe J.M. Who speaks and who listens. Revisiting the Chilly Climate in College Classrooms // Gender & Society. 2021. Vol. 35. № 1. P. 32–60. DOI:10.1177/0891243220977141
  17. Netiquette: Ethic, Education, and Behavior on Internet – A Systematic Literature Review / R. Soler-Costa [et al.] // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18. № 3. Article ID 1212. 15 p. DOI:10.3390/ijerph18031212
  18. Rahmat M., Yahya M.W. How to improve the honesty of students in Indonesia? Sufism-islamic education model as an alternative // International Journal of Educationand Practice. 2021. Vol. 9. № 1. P. 80–92. DOI:10.18488/journal.61.2021.91.80.92
  19. Remote E-exams during Covid-19 pandemic: A cross-sectional study of students’ preferences and academic dishonesty in faculties of medical sciences / L. Elsalem [et al.] // Annals of Medicine and Surgery. 2021. Vol. 62. P. 326–333. DOI:10.1016/j.amsu.2021.01.054
  20. Ryan P., Odhiambo G., Wilson R. Destructive leadership in education: a transdisciplinary critical analysis of contemporary literature // International Journal of Leadership in Education. 2021. Vol. 24. № 1. P. 57–83. DOI:10.1080/13603124.2019.1640892
  21. Student-teacher conflict moderates the link between students’ social status in the classroom and involvement in bullying behaviors and exposure to peer victimization / D. Marengo [et al.] // Journal of Adolescence. 2021. Vol. 87. P. 86–97. DOI:10.1016/j.adolescence.2021.01.005
  22. Taghadosi M., Valiee S., Aghajani M. Nursing faculty’s point of view regarding noncompliance with ethics in academic environments: a qualitative study // BMC Nursing. 2021. Vol. 20. Article ID 15. 10 p. DOI:10.1186/s12912-021-00537-y
  23. Teachers’ Views towards the Effects of Covid-19 Pandemic in the Education Process in Turkey / F. Karakaya [et al.] // Participatory Educational Research (PER). 2021. Vol. 8. № 2. P. 17–30. DOI:10.17275/per.21.27.8.2
  24. The Effects of Peer Influence, Honor Codes, and Personality Traits on Cheating Behavior in a University Setting / A. Malesky [et al.] // Ethics & Behavior. 2021. 11 p. DOI:10.1080/10508422.2020.1869006
  25. Wald H.S., Monteverde S. COVID-19 era healthcare ethics education: Cultivating educational and moral resilience // Nursing Ethics. 2021. Vol. 28. № 1. P. 58–65. DOI:10.1177/0969733020976188

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Литвинов Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры иностранных языков экономического факультета, Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3306-0021, e-mail: alisal01@yandex.ru

Савицкая Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553, e-mail: n.sawa@yandex.ru

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3394-1144, e-mail: okruk@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 629
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 323
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12