Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Тест эмоционального интеллекта подростков (MSCEIT–YRV): русскоязычная адаптация 364

|

Сергиенко Е.А.
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116
e-mail: elenas13@mail.ru

Хлевная Е.А.
доктор экономических наук, преподаватель, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (МИРБИС), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0975-6686
e-mail: elankha@yandex.ru

Киселева Т.С.
кандидат психологических наук, руководитель отдела разработок, Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3960-5096
e-mail: kiseleva@mc-ktk.ru

Аннотация

Настоящая статья содержит описание задачной методики оценки уровня развития эмоционального интеллекта подростков в возрасте от 10 до 18 лет MSCEIT–YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test–Youth Research Version). Приведены основные результаты адаптации методики на русскоязычной выборке. Адаптация и психометрическая проверка методики проведена на 996 подростках в возрасте от 10 до 18 лет (430 мальчиков и 566 девочек, средний возраст 13,3 лет). Тест позволяет оценить общий уровень развития эмоционального интеллекта, опытного и стратегического доменов эмоционального интеллекта и четырех способностей (распознавание эмоций, усиление мышления, понимание эмоций и управление эмоциями). Основные психометрические показатели надежности и валидности MSCEIT–YRV удовлетворяют требованиям стандартизации теста. Проведено сравнение половых и возрастных различий эмоционального интеллекта, нормативных выборок англоязычного и русскоязычного вариантов методики MSCEIT–YRV.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростки, тест эмоционального интеллекта, психометрическая проверка

Рубрика: Общая психология

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100407

Получена: 26.04.2021

Принята в печать: 16.06.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): Методическое пособие. Москва: Смысл, 2017. 139 с.
  2. Тестовая методика ТЭИ для измерения эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко [и др.] // Когнитивные исследования. Вып. 7. Избранные труды конференции «Когнитивные исследования на современном этапе» / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.А. Медынцев. 2017. Москва: Институт психологии РАН, 2017. C. 160–184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30789480&pff=1 (дата обращения: 11.08.2021).
  3. Caruso D. Comment on R.J. Emmerling and D. Goleman, Emotional Intelligence: Issues and Common Misunderstandings [Электронный ресурс]. 2004. 8 p. // Consortium for Research on Emotional Intelligence in Organizations. URL: http://www.eiconsortium.org/pdf/defining_the_inkblot_called_emotional_intelligence.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
  4. Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 28. № 3. P. 539–561. DOI:10.1016/S0191-8869(99)00119-1
  5. Creating emotionally intelligent schools with RULER / L. Nathanson [et al.] // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 305–310. DOI:10.1177/1754073916650495
  6. Effects of social development intervention in childhood 15 years later / J.D. Hawkins [et al.] // Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. 2008. Vol. 162. № 12. P. 1133–1141. DOI:10.1001/archpedi.162.12.1133
  7. Eisenberg N. Emotion, regulation, and moral development // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. № 1. P. 665–697. DOI:10.1146/annurev.psych.51.1.665
  8. Emotional Intelligence and Aggressive Behaviors in Adolescents: A Systematic Review and Meta-Analysis / A. Vega [et al.] // Trauma, Violence, & Abuse. 2021. 11 p. DOI:10.1177/1524838021991296
  9. Enhancing school climate through social and emotional learning: effects of RULER in Mexican secondary schools / R. Baumsteiger [et al.] // Learning Environments Research. 2021. 19 p. DOI:10.1007/s10984-021-09374-x
  10. Haviland-Jones J.M., Kahlbaugh P. Emotion and identity [Электронный ресурс] // Handbook of emotions 2nd edition / Eds. M. Lewis, J.M. Haviland-Jones. New York: The Guilford Press, 2000. P. 293–305. URL: https://psycnet.apa.org/record/2000-08486-000 (дата обращения: 04.08.2021).
  11. Lewis M. The emergence of human emotions [Электронный ресурс] // Handbook of emotions. 3rd edition / Eds. M. Lewis, J.M. Haviland-Jones, L.F. Barrett. New York: The Guilford Press, 2010. P. 304–320. URL: https://psycnet.apa.org/record/2008-07784-000 (дата обращения: 04.08.2021).
  12. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. № 4. P. 267–298. DOI:10.1016/S0160-2896(99)00016-1
  13. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 290–300. DOI:10.1016/S0160-2896(99)00016-1
  14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Research Version Manual (MSCEIT: YRV Manual) [Электронный ресурс]. Toronto: Multi-Health Systems, 2014 // University of New Hampshire: Scholars Repository. URL: https://scholars.unh.edu/personality_lab/28/ (дата обращения: 04.08.2021).
  15. Measuring emotional intelligence in early adolescence with the MSCEIT-YV: Psychometric properties and relationship with academic performance and psychosocial functioning / S.E. Rivers [et al.] // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30. № 4. P. 344–366. DOI:10.1177/0734282912449443
  16. Peters C., Kranzler J.H., Rossen E. Validity of the Mayer—Salovey—Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Version—Research Edition // Canadian Journal of School Psychology. 2009. Vol. 24. № 1. P. 76–81. DOI:10.1177/1754073916650495
  17. Prosocial foundations of children's academic achievement / G.V. Caprara [et al.] // Psychological science. 2000. Vol. 11. № 4. P. 302–306. DOI:10.1111/1467-9280.00260
  18. Qualter P., Davis S. Emotional Intelligence: The Encyclopedia of Child and Adolescent Development. 2020 // Wiley Online Library. DOI:10.1002/9781119171492.wecad174
  19. R: A language and environment for statistical computing [Электронный ресурс] / R Core Team. Vienna, Austria: R Foundation for Statistical Computing, 2016. URL: https://www.r-project.org/ (дата обращения: 04.08.2021).
  20. Rosseel Y. Lavaan: An R Package for Structural Equation Modeling // Journal of Statistical Software. 2012. Vol. 48. № 2. P. 1–36. DOI: 10.18637/jss.v048.i02
  21. RULER: A Theory-Driven, Systemic Approach to Social, Emotional, and Academic Learning / M.A. Brackett [et al.] // Educational Psychologist. 2019. Vol. 54. № 3. P. 1–18. DOI:10.1080/00461520.2019.1614447
  22. Saarni C. Coping with aversive feelings [Электронный ресурс] // Motivation and Emotion. 1997. Vol. 21. № 1. P. 45–63. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1023/A:1024474314409.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
  23. Salovey P., Mayer J.D. Emotional Intelligence, Report for the NTH Biomedical Research Support Grant S07 RR07015, NIH grant CA42101, NCHS Contract 200-88-7001 // Detroit, MI: Haywood. 1990.
  24. Sutton J., Keogh E. Social competition in school: Relationships with bullying, Machiavellianism and personality. British Journal of Educational Psychology. 2000. Vol. 70. № 3. P. 443–456. DOI:10.1348/000709900158227
  25. Teaching emotion regulation in schools: Translating research into practice with the RULER approach to social and emotional learning / J. Hoffmann [et al.] // Emotion (Washington, D.C.). 2020. Vol. 20. № 1. P. 105–109. DOI:10.1037/emo0000649
  26. Wickham H. ggplot2: Elegant Graphics for Data Analysis [Электронный ресурс]. New York: Springer-Verlag, 2009. 211 p. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-0-387-98141-3.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
  27. Zins J.E. Building academic success on social and emotional learning: What does the research say? [Электронный ресурс]. New York: Teachers College Press, 2004. 244 p. URL: https://books.google.ru/books?id=MuDGDHCb_iwC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 04.08.2021).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика