Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы 57

|

Ветрова М.А.
магистр психологии, аспирантка кафедры Специальной психологии и реабилитологии факультета Клинической и специальной психологии , Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5083-2495
e-mail: m-vetrova@ro.ru

Ветров А.О.
магистр психолого-педагогического образования, учитель-дефектолог, Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5854-2158
e-mail: unitedbear9390@gmail.com

Аннотация

Данная статья — обзор зарубежных исследований по проблеме организации психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Приведены ретроспективные данные и современные представления об этой нозологической группе в России. Параллельно рассмотрены современные представления о ней в других странах, актуальные исследования в области диагностики, организации обучения, воспитания, социальной реабилитации детей дошкольного возраста с тяжелой инвалидностью. Среди мер по решению вопросов развития социально-коммуникативной сферы отмечена эффективность мероприятий, направленных на обучение дошкольников и их ближайшего окружения использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации, обеспечению доступного и развивающего общения. Среди особенностей разработки и реализации специальных учебных программ выделены значимость командного подхода, сотрудничества с семьей и ориентации на обучение ребенка-инвалида жизненно необходимым навыкам. При сравнении предмета обсуждения с отечественной теорией и практикой отмечены сходство терминологических противоречий, а также признанность и использование в нашей стране многих зарубежных методов и подходов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Анискович Л.И. Под покровом Царицы Небесной. Екатерина Константиновна Грачева [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 32—41. URL: https://psyjournals.ru/autism/2007/n2/aniskovich.shtml (дата обращения: 23.06.2022).

  2. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] // Всемирная Организация Здравоохранения. Мальта, 2011. 28 с. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/WHO_NMH_VIP_11.04_rus.pdf?sequence=7 (дата обращения: 23.06.2022).

  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ № 1155 от 17.10.2013 г. / Министерство просвещения Российской Федерации. 2013. URL: https://docs.edu.gov.ru/id850 (дата обращения: 23.06.2022).

  4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс] / Министерство просвещения российской федерации // Реестр основных общеобразовательных программ. 2020. 148 с. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-orbazovatelnya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detey-s-tyazhelymi- mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 23.06.2022).

  5. Чухутова Г.Л. Недоношенность как фактор нарушенного развития ребенка [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 72—85. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n1/69053.shtml (дата обращения: 23.06.2022).

  6. Эффективные практики организации развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития: информ.-метод. сб. для специалистов [Электронный ресурс] / О.В. Бережная, Н.Н. Литвинова, К.А. Самофатова, А.К. Фадина. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2021. 105 с. URL: https://fond-detyam.ru/pechatnye-izdaniya-fonda/15998/#pdf-document-0/ (дата обращения: 23.06.2022).

  7. Assessing Generalization in Single-Case Research Studies Teaching Core Academic Content to Students with Intellectual and Developmental Disabilities / J. McDonnell, J.M. Jameson, J.A. Bowman, O. Coleman, J. Ryan, C. Eichelberger, L. Conradi // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2020. Vol. 35. № 3. P. 143—152. DOI:10.1177/1088357620902500

  8. Boehm Thomas L., Eric Carter W. Family Quality of Life and Its Correlates Among Parents of Children and Adults with Intellectual Disability // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2019. Vol. 124. № 2. P. 99—115. DOI:10.1352/1944-7558-124.2.99

  9. Borgström Å., Daneback K., Molin M. Young people with intellectual disabilities and social media: A literature review and thematic analysis // Scandinavian Journal of Disability Research. 2019. Vol. 21. № 1. P. 129—140. DOI:10.16993/sjdr.549

  10. Brady N.C., Bruce S. Communication Services and Supports for Individuals with Severe Disabilities: Guidance for Assessment and Intervention // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2016. Vol. 121. № 2. P. 121—138. DOI:10.1352/1944-7558-121.2.121

  11. Calculator S. Use and Acceptance of AAC Systems by Children with Angelman Syndrome // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2013. Vol. 26. № 6. P. 557—567. DOI:10.1111/jar.12048

  12. Chadwick D., Buell S., Goldbart J. Approaches to communication assessment with children and adults with profound intellectual and multiple disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2019. Vol. 32. № 2. P. 336— 358. DOI:10.1111/jar.12530

  13. Challenges and opportunities in augmentative and alternative communication: Research and technology development to enhance communication and participation for individuals with complex communication needs / J. Light, D. McNaughton, D. Beukelman, S. Koch Fager, M. Fried-Oken, T. Jakobs, E. Jakobs // AAC: Augmentative and Alternative Communication. 2019. Vol. 35. № 1. P. 1—12. DOI:10.1080/07434618.2018.1556732

  14. Cheminais R. How to Achieve Every Child Matters Standards: A Practical Guide. New York: SAGE Publications Ltd, 2007. 144 p. DOI:10.4135/9781446216606

  15. Children with profound intellectual and multiple disabilities: The effects of functional movement activities / H. Nakken, Vlaskamp, A. Van der Putten, K. Reynders // Clinical Rehabilitation. 2005. Vol. 19. № 6. P. 613—620. DOI:10.1191/0269215505cr899oa

  16. Coiffait Fleur-Michelle M., Leedha A.T. Psychological Well-Being of Children and Adults with Severe and Profound Intellectual and Developmental Disabilities // Health Care for People with Intellectual and Developmental Disabilities across the Lifespan / Eds. I.L. Rubin, J. Merrick, D.E. Greydanus, D.R. Patel. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 1401—1419. DOI:10.1007/978-3-319-18096-0_113

  17. Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt, I. Van keer, A. van der Putten, B. Maes // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. Vol. 33. № 3. P. 529—541. DOI:10.1111/jar.12695

  18. Craig F., Savino R., Trabacca A. A systematic review of comorbidity between cerebral palsy, autism spectrum disorders and Attention Deficit Hyperactivity Disorder // European Journal of Paediatric Neurology. 2019. Vol. 23. № 1. P. 31—42. DOI:10.1016/j.ejpn.2018.10.005

  19. Diversity of practices in telerehabilitation for children with disabilities and effective intervention characteristics: results from a systematic review / C. Camden, G. Pratte, F. Fallon, M. Couture, J. Berbari, M. Tousignant // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42. № 24. P. 3424—3436. DOI:10.1080/09638288.2019.1595750

  20. Educating Students with Severe and Multiple Disabilities: A Collaborative Approach. Fifth Edition. / Eds. F.P. Orelove, Sobsey, D.L. Gilles. Baltimore: Brookes Publishing, 2017. 552 p.

  21. Effect of deinstitutionalisation on quality of life for adults with intellectual disabilities: A systematic review / P. May, R.L. Vance, E. Murphy, M.-A. O’Donovan, N. Webb, G. Sheaf, P. McCallion, R. Stancliffe, C. Normand, V. Smith, M. McCarron // BMJ Open. 2019. Vol. 9. № 4. Article ID e025735. 9 p. DOI:10.1136/bmjopen-2018-025735

  22. Examining perceptions of a communication course for parents of children with profound intellectual and multiple disabilities / A. Rensfeldt Flink, J. . Johnels, M. Broberg, G. Thunberg // International Journal of Developmental Disabilities. 2022. Vol. 68. № 2. P. 156—167.

  23. Frounfelker S.A., Bartone A. The importance of dignity and choice for people assessed as having intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disabilities. 2021. Vol. 25. № 4. P. 490—506. DOI:10.1177/1744629520905204

  24. Identifying behavioral indicators for intellectual functioning and adaptive behavior for ICD-11 disorders of intellectual development / M.J. Tassé, G. Balboni, P. Navas, R. Luckasson, M.A. Nygren, C. Belacchi, S. Bonichini, G.M. Reed, C.S. Kogan // Journal of Intellectual Disability Research. 2019. Vol. 63. № 5. P. 386—407. DOI:10.1111/jir.12582

  25. Ismail F.Y., Shapiro B.K. What are neurodevelopmental disorders? / Current Opinion in Neurology. 2019. Vol. 32. № 4. P. 611—616. DOI:10.1097/WCO.0000000000000710

  26. Light J., McNaughton D., Caron J. New and emerging AAC technology supports for children with complex communication needs and their communication partners: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2019. Vol. 35. № 1. P. 26—41. DOI:10.1080/07434618.2018.1557251

  27. McCann D., Bull R., Winzenberg T. The daily patterns of time use for parents of children with complex needs: A systematic review // Journal of Child Health Care. 2012. Vol. 16. № 1. P. 26—52. DOI:10.1177/1367493511420186

  28. Moorcroft A., Scarinci N., Meyer C. A systematic review of the barriers and facilitators to the provision and use of low- tech and unaided AAC systems for people with complex communication needs and their families // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2019. Vol. 14. № 7. P. 710—731. DOI:10.1080/17483107.2018.1499135

  29. Nijs S., Vlaskamp C., Maes B. Children with PIMD in interaction with peers with PIMD or siblings // Journal of Intellectual Disability Research. 2016. Vol. 60. № 1. P. 28—42. DOI:10.1111/jir.12231

  30. Novak I., Honan I. Effectiveness of paediatric occupational therapy for children with disabilities: A systematic review // Australian Occupational Therapy Journal. 2019. Vol. 66. № 3. P. 258—273 DOI:10.1111/1440-1630.12573

  31. Okamoto J., Lipkin P.H. The Individuals with Disabilities Education Act (IDEA) for Children with Special Educational Needs // Pediatrics. 2015. Vol. 136. № 6. P. 1650—1662. DOI:10.1542/peds.2015-3409

  32. Parent perceptions of the language development of toddlers with developmental delays before and after participation in parent-coached language interventions / M.A. Romski, R.A. Sevcik, L.B. Adamson, A. Smith, M. Cheslock, R. Bakeman // American Journal of Speech-Language Pathology. 2011. Vol. 20. № 2. P. 111—118. DOI:10.1044/1058-0360(2011/09- 0087)

  33. Parents’ knowledge of their child with profound intellectual and multiple disabilities: An interpretative synthesis / K. Kruithof, D. Willems, F. van Etten-Jamaludin, E. Olsman // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. Vol. 33. № 6. P. 1141—1150. DOI:10.1111/jar.12740

  34. Parton N.L. Every Child Matters: The shift to prevention whilst strengthening protection in children’s services in England // Children and Youth Services Review. 2006. Vol. 28. № 8. P. 976—922. DOI:10.1016/j.childyouth.2005.10.002

  35. Prevalence of cerebral palsy, intellectual disability, hearing loss, and blindness, National Health Interview Survey, 2009—2016 / D.O. McGuire, L.H. Tian, M. Yeargin-Allsopp, N.F. Dowling, D.L. Christensen // Disability and Health Journal. 2019. Vol. 12. № 3. P. 443—451. DOI:10.1016/j.dhjo.2019.01.005

  36. Review of International Studies on Multiple Disabilities / A. Düzkantar, K. Öğülmüş, D. Altın, B. Görgün // Sakarya University Journal of Education. 2020. Vol. 10. № 3. P. 532—559. DOI:10.19126/suje.670873

  37. Three Approaches to Understanding and Classifying Mental Disorder: ICD-11, DSM-5, and the National Institute of Mental Health’s Research Domain Criteria (RDoC) / L.A. Clark, B. Cuthbert, R. Lewis-Fernández, W.E. Narrow, G.M. Reed // Psychological Science in the Public Interest. 2017. Vol. 18. № 2. P. 72—145. DOI:10.1177/1529100617727266

  38. Töret G. Imitation Recognition by Minimally Verbal Young Children: A Comparison Between Down Syndrome and Autism Spectrum Disorder // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2022. Vol. 37. № 1. P. 34—45. DOI:10.1177/10883576211035030

  39. Trends in autism research in the field of education in web of science: a bibliometric study / N. Carmona-Serrano, J. López-Belmonte, J.A. López-Núñez, A.J. Moreno-Guerrero // Brain Sciences. 2020. Vol. 10. № 12. Article ID 1018. 22 p. DOI:10.3390/brainsci10121018

  40. Using the DEC Recommended Practices [Электронный ресурс] // Early Childhood Technical Assistance Center. ECTA Center, 2017. URL: http://www.ectacenter.org/decrp (дата обращения: 27.06.2022).

  41. Variables related to the quality of life of families that have a child with severe to profound intellectual disabilities: A systematic review / N. Luitwieler, J. Luijkx, M. Salavati, C.P. Van der Schans, A.J. Van der Putten, A. Waninge // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 7. Article ID e07372. 11 p. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e07372

  42. Waters C.L., Friesen A. Parent Experiences of Raising a Young Child with Multiple Disabilities: The Transition to Preschool // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2019. Vol. 44. № 1. P. 20—36. DOI:10.1177/1540796919826229

  43. Wu Y., Chen M., Lo Y., Chiang C. Effects of Peer-Mediated Instruction with AAC on Science Learning and Communitive Responses of Students with Significant Cognitive Disabilities in Taiwan // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2020. Vol. 45. № 3. P. 178—195. DOI:10.1177/1540796919900955

Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика