Из дневника Б.Ч., ученика подготовительного (нулевого) класса начальной школы ЦПМССДиП для детей с ранним детским аутизмом

391

Общая информация

Ключевые слова: зона актуального развития, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Педагогический опыт

Для цитаты: Солдатенкова Е.Н. Из дневника Б.Ч., ученика подготовительного (нулевого) класса начальной школы ЦПМССДиП для детей с ранним детским аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 1. С. 58–65.

Полный текст

Вместо предисловия

Перед вами дневниковые записи аутичного ребенка, представляющие его первые впечатления от обучения в классе (первое полугодие 2005/2006 учебного года). Ребенка очень чувствительного. Интересующегося всеми и всем, неизменного нарушителя общественного спокойствия. Поступающего согласно своим правилам и идеалам, идеалам особой красоты и справедливости, которые мы хотели бы сохранить в нашей памяти...

Когда известного психиатра Адлера спросили, чем можно объяснить его успехи в тех областях, в которых он не специализировался, он отвечал: «Может быть, это потому, что за болезнью я вижу человека.».

И в этих дневниковых записях перед нами предстает Формирующийся Человек. И для того чтобы он был счастлив, он должен жить в гармонии с миром. А миру (а, именно, нам с вами) просто необходимо стать лучше, чтобы приносить ребенку меньше разочарований и дать возможность раскрыться.

Ведь для беды и счастья нет ворот, они порождаются нами самими.

Мы искренне благодарим наших коллег: Козорез А.И. и Гончаренко М.С., которые проявили интерес к нашей работе и всячески поддерживали при подготовке к публикации данного материала.

Особую благодарность мы выражаем маме ребенка: ее всемерное участие в его воспитании и поддержка специалистов обеспечили возможность появления этих заметок. Мама со скрупулезной точностью записывала за сыном его непосредственные впечатления от пребывания в школе.

Без всякой правки (сокращены только имена детей) представляем их на суд читателей журнала «Аутизм и нарушения развития». Возможно, они помогут родителям и педагогам лучше понять наших особых детей.

Осень. Вторник, 6 сентября

Сегодня в школе был урок «окружающий мир». Еще мы рисовали электрички. А. нарисовал электричку, как троллейбус. А С. нарисовал непохожую, какую-то тропинку, как он идет. С. писал слова, я видел, а никто не писал. С. написал слово «СОК» неаккуратно, и буквы в другую сторону. Еще С. испортил всю доску неаккуратными словами.

Туалет около класса. Там шумно наливается вода в унитазе, поэтому я не спустил воду. А в кране вода течет нормально. Я мыл руки и вытирал полотенцем, оно есть, где кран. В школе было нормально. А еще на физкультуре дядя очень громкий и очень строгий .

Осень. Среда, 7 сентября

Сегодня была физкультура. Мы на ней физрались. Еще было чтение, мы на нем читали. Музыки не было. Мы обводили картинки. В школе было плохо, мне поставили двойку, а на самом деле пятерку. Еще С. пел песню, и мне показалось «Рогоз обыкновенный». А бывает растение «рогоз широколистный». Наверное, у С. нет «Большого атласа природы России», и он не знает названий растений. Леша в школе все время спрашивает: а когда будет бассейн, а когда будет перемена, а когда будет домашнее задание.

Осень. Четверг, 8 сентября

Сегодня была физкультура. В физкультурном зале есть лавочки, где можно посидеть, и есть что-то там для спорта. Сегодня С. вел себя хорошо. Только на доске фломастерами написал «СОК» неаккуратно. С. умеет писать только короткие слова, а я умею писать длинные и короткие, разные слова без ошибок. А Л. плохо себя вел, он плакал. Моя учительница смотрела мой альбом, и я рассказал: про железную дорогу и про пупсика, и про книги. С., который в школе, говорил «нилза», вместо «нельзя»? Почему он так говорит неправильно? Не понимаю. В школе очень трудные задания, а я хочу, чтобы были легкие, для малышей.

Осень. Вторник, 20 сентября

У меня было рисование красками. Л. нарисовал электричку и самолет. А я одну только электричку. А другой С., из другого класса, который говорит: «Это тоже козел, это тоже козел», он нарисовал грязюшник какой-то.

Сегодня в школе было много перемен, а мало уроков.

Были уроки про времена года и месяцы. А С., который пишет «СОК», говорил: «Это — мо­бильник, это — городской телефон» про узенькие бумажные листочки. Саша, когда было нарисовано что-то похожее на Землю, написал «ЕИМЛА».

Сегодня «ритмика», было короткое занятие, только музыка, и всё. Там играют на пианино. По «ритмике» хорошая тетя.

Я занимаюсь с Еленой Николаевной, там про какие-то коврики, где была маленькая дырочка, и надо отгадывать.

Сегодня на завтрак булочки не было, я ел печенье и пил «Несквик».

Я доставал папку для труда, а учительница моя, Валентина Викторовна, думает, что это пенал, потому что похоже очень.

Осень. Четверг, 22 сентября

У нас было сегодня две физкультуры. На одной была тетя — Эльвира Викторовна, а на другой какие-то дяди. Я не знаю, как их зовут. Я хочу узнать, как их зовут. Дяди иногда добрые, а иногда нет. С., когда хочет писать или какать, он поет песенку «Туалет, туалет». И никто не знает, что он там будет делать. А Л. говорит: «Мне хочется пописать сбегать». А больше я не хочу рассказывать. (Приписка мамы Бори: «Боря хорошо играет дома в «школу»).

Осень. Пятница, 23 сентября

Мы сегодня на «труде» лепили из несъедобного теста грибы. Л. ел грибы, когда еще их не слепил. А я не ел. Я слепил ножку, похожую на морковку, а потом слепил что-то приплюснутое, и получился гриб. С. тоже лепил гриб. А другой С. тоже слепил и говорит: «Это тоже козел», он вообще плохой мальчик, он показывает на школьные вещи и говорит: «Это тоже козел...». В кабинете домоводства много папок для труда. Учительница по труду добрая, только она не разрешает другому С. говорить: «Это тоже козел». Я хочу узнать, как ее зовут.

Мне сегодня в школе понравилось.

На завтрак я ходил вместе с С. и Л. Они хорошие. Сегодня были длинные перемены. После столовой продолжалась большая перемена. Потом был урок, а потом еще перемена. Я думаю, что на ритмике живет маленький мальчик Г. А на самом деле он там не живет, он просто ходит на ритмику. На ритмике я лежу, потому что боюсь, что меня школьники задавят. На уроках в классе я делаю, что говорит Валентина Викторовна. Мне ставят слоников. Еще С. и Л. ставят слоников. Это когда хорошие отметки.

Осень. Понедельник. 26 сентября

Сегодня Л. хотел, чтобы работал бассейн, а он не работает, наверное, он замерз.

Еще сегодня приходил мальчик Ж., он подрос уже совсем и выздоровел. А С. везде пишет «)ОК» (в записях перевернутое С — прим. ред.) пальцем, например, на вещах.

Сегодня мы читали сказку «Колобок». Валентина Викторовна ее читала нам. Колобок всем пел свою песенку. А лиса его съела.

А еще Л. почему-то хочет жить в школе. Наверное, он любит играть и читать. Мы сегодня читали по Азбуке на 20-й странице про букву «И» и искали букву «И» в словах. С. нашел 20-ю страницу, а Л. долго искал, а я сразу нашел 20-ю страницу.

Я очень люблю в школе завтракать, потому что дают чай пить. А иногда дают апельсины, я их не люблю есть, а пить я очень хочу, а чай не всегда есть. Апельсины любит Чебурашка.

Осень. Вторник, 27 сентября

Сегодня был только Л., а С. не было. На ритмике я занимался, а маленький Г. плохо ритму- ется. Г. хотел есть апельсин, и он его ел. Л. тоже занимался ритмикой, и даже был большой мальчик Ж. Он учится в нашем классе. На ритмике — тетя Юля, у нее темные длинные волосы. Она играет на пианино. Ритмика проходит в одном кабинете, а физ-ра — в другом. Математика была, а «палки» мы не писали. Мы занимались по «Иг- ралочке». На «окружающем мире» мы делали маленький листопад, показывали гербарий.

Осень. Четверг, 29 сентября

Сегодня была физ-ра. Я занимался мало. Сегодня Л. не было, а С. был.

Я сегодня видел билет Валентины Викторовны с красивой электричкой.

А на физкультуре, где были дяди, мне понравилось. Дядей зовут Коля и Саша. Было много упражнений, и даже на тележках катались. На физ-ре одна только девочка (девочка из другого класса — прим. ред.), я не знаю, как ее зовут, а остальные — мальчики. А Ж. сегодня иногда ходил на занятия. Он на физ-ре был.

С. писал слова и пропускал буквы, ставил точки, но он ошибался. С. сегодня писал аккуратно. А Ж., он побольше мальчик, пишет все неаккуратно, совсем непонятно. Еще сегодня С. в классе играл в физкультуру.

С. говорит, что «РОБОТ» — это команда перемены, а «УРОК» — это команда урока.

С. такой худенький мальчик маленького роста. А Л. потолще немножечко, и рост у него побольше.

А Ж. говорит плохо, он говорит «ы-ы-ы», ему надо заниматься с логопедом. Когда мы шли с Валентиной Викторовной, я видел кабинет, там было написано «Логопедический тренажер».

Осень. Понедельник, 3 октября

Я сегодня плакал и кричал, потому что было много уроков. Я кричал «Пистолет! Пистолет!». А потом успокоился. Сегодня показывали мультфильмы там, где книги были, в библиотеке. Мультфильм про Колобка, но звука не было. Там стучали, стучали по телевизору и по видеомагнитофону. Наверное, не понимают, что такое вызывать мастера, не знают, как звонить по телефону. А стучать нельзя, это плохо.

В классе были только А. и я. Л. заболел, и С. сегодня не было.

Я в классе видел игру «Животные и птицы», мы в нее еще не играли, по-моему, это игра для перемены.

А на перемене я писал на доске.

ИЗО сегодня почему-то не было.

В школе мне понравилось. Я узнал, что А. 8 лет. Он сам сказал, когда я спросил.

Осень. Вторник, 4 октября

На ритмике все занимались, даже я занимался. Сегодня в школе были С. и А.. На ритмике надо ходить под музыку. Еще на ритмике был Г. Ему 6 лет. У нас урок «ИЗО». Я там все делал, но не помню, что.

Еще была большая перемена. С. говорил за партой: «Когда будет большая перемена?»

С. говорит, что его фамилия (...), с неправильным ударением. А где висит его полотенце написано: (неправильная гласная в фамилии — прим. ред.). А на двери написано правильно:

U).

Моя учительница меня неправильно назвала (назвала фамилию С. — прим. ред.), ая не сказал, как правильно. А., как Ж., не выговаривает буквы, ему тоже надо в «логопедический тренажер».

Валентина Викторовна смотрит мой альбом про «Репку».

Мы с нашей учительницей проходили цифру «».

А С., когда в классе читает задания, иногда читает «нарисванно» вместо «нарисовано».

Осень. Четверг, 6 октября

Сегодня в школе были С., А., и Ж. А. был мало на уроках, а потом ушел, наверное, к другой учительницей. А Ж. был долго на уроках, даже на перемене. А я сегодня ходил к Елене Николаевне. С. не помню, как себя сегодня вел, а А., даже когда сидит за партой, говорит: «На мате». А. говорит не совсем понятно, а Ж. совсем непонятно говорит. А С. я понимаю, когда он говорит. У Эльвиры Викторовны я что-то делал, а что-то нет. В классе я занимался, но не помню, что делал. Физкультурой с дядями мы занимаемся в том же кабинете, где с Эльвирой Викторовной. Там были у дядей помощники, даже Эльвира Викторовна. Сегодня катания на тележках не было. Я занимался и все делал. На кабинете написано: «Зал для занятий физкультурой» и написано: «Учитель физкультуры Эльвира Викторовна».

Еще к нам в гости приходили в класс школьники из другого класса. Мы сегодня в классе изучали цифру «2», сначала Валентина Викторовна написала «1», а потом — «2». Еще мы изучали букву «Т».

Осень. Пятница, 7 октября

Сегодня со мной в моей школе был только один С. Мы ходили на ИЗО. Там мы рисовали деревья с осенними листиками. С.Ч. очень хорошо нарисовал. Там еще были другие мальчики. Там был Е., ему семь лет, он ходит в школу. Еще там С. Н. Он плохо нарисовал осеннее дерево. Он нарисовал «каля-маля». Я нарисовал хорошо. Мы рисовали красками.

Я сегодня говорил: «Валентина Викторовна». Я так балуюсь.

У нас была ритмика. Там было сложно. Я на ритмике врезался в стулья, когда быстро надо было бегать. Я хочу, чтобы на ритмике надо было бегать помедленнее. А на завтраки теперь дают все перемешанное, какой-то другой чай, другого вкуса. Мне не нравится.

Еще на ритмике сегодня Валентина Викторовна тоже занималась, она хорошо ритмуется.

С. сегодня ходил на занятия к логопеду, а я хочу узнать, что такое «логопедический тренажер», как он выглядит.

Осень. Понедельник, 10 октября

Сегодня в школе было хорошо. Я учился в классе только с С.Ч. А С.Н. и другие дети приходили к нам на перемене, это дети, которые занимаются иногда у Жанны Генриховны. С. Н. очень шумный. Он очень громко говорит: «Это козел». А другие дети, которые к нам приходили, не очень были шумные. А. и Ж. сегодня не было и Л. не было. На уроках мы разбирали слова, какие там буквы. Согласные и гласные.

Еще у нас была музыка на перемене. Мы пели песенку «Антошка», когда играла музыка. Это было караоке.

Я ходил на завтрак. Там я выпил молоко, а больше ничего не ел, потому что не хотел.

Я хорошо себя вел, по-моему. Еще сегодня я узнал, как фамилия толстенького С. из другого «0» класса, он похож на моего Ванечку. Ванечка — мой двоюродный братик. А фамилия толстенького С. - (...).

Осень. Вторник, 11 октября

Сегодня у нас был первый урок «ритмика». Я все на ритмике думал под музыку. На ритмике был еще С.Ч. А Г. на ритмике бегал и баловался. Вот, например, когда надо читать, он все равно бегал. А С., когда надо шагать, поднимая коленки, он просто идет.

А потом по математике мы проходили цифру «3».

Сейчас мы еще проходим букву «к».

А еще на ритмике Валентина Викторовна очень хорошо занимается, она прыгает хорошо.

У нас был еще урок труда. Мы там из теста лепили корзиночки.

Сегодня А. был в классе немного, и на уроке у Жанны Генриховны тоже был. Там еще была девочка Ж. Это — не Жанна Генриховна. Я раньше эту девочку Ж. не видел. Она тоже занималась.

Осень. Четверг, 13 октября

Сегодня было в школе хорошо. Я ходил посмотреть второй класс, там учится Г. Я в этом классе сидел, ничего не писал прописными буквами. А дети писали. Я хочу тоже писать прописными буквами. Только недолго учиться, а сразу научиться, быстро. Я там мало посидел, а потом пошел к Валентине Викторовне.

Мы сегодня в классе проходили круг. А на перемене я писал на доске, специально с ошибками.

С.Ч. устраивал беспорядок, он разбрасывал тетрадки и бумажки школьные.

Сегодня математика сорвалась, потому что я уходил во второй класс.

Сегодня была физ-ра с дядями. Там были мальчики из другого класса. Там был Е., Р. и С.В., и другие мальчики. Все хорошо занимались. А на физ-ре у Эльвиры Викторовны я занимался - и не занимался. С. у Эльвиры Викторовны хорошо занимался. Я сегодня видел Ж. (мальчика — прим. ред.) Только когда мы пошли в класс за босоножками.

Осень. Пятница, 14 октября

Сегодня у нас были мальчики С.Ч., С.Н. и Е. Мальчику Е. 6 лет. Он сам сказал. Мы все вместе учились в нашем классе.

С.Н. сказал, что осел у него в голове сломался, а козел пока еще нет. А Е. хороший мальчик. Он глупости не говорит.

Мы сегодня все занимались у Жанны Генриховны. Девочки Ж. не было. Мы раскрашивали корзиночку. Я раскрашивал корзиночку коричневой краской, а яблоки — зеленой и желтой красками. С.Н. яблоки раскрашивал коричневой краской. Наверное, они испорченные. На завтрак мы тоже ходили все вместе. Колобка опять не давали.

На ритмике все занимались. Только С.Н. думает, когда надо шагать, еще надо говорить «козел». А Г. в кабинете ритмики сегодня не было. Он был в другом кабинете, рядом где-то. Это учительница ритмики сказала. А я сам Г. не видел.

Я придумал рифму: «Г. не в туалете, а в каком-то другом кабинете».

Еще сегодня приходила какая-то очень строгая учительница, у нее строгий голос, и забирала на занятия С.Ч. А потом она его привела и забрала С.Н.

Осень. Понедельник, 24 октября

Сегодня я был в школе. Я выздоровел, и Л. тоже выздоровел. С.Ч. тоже сегодня учился в школе. Сегодня все вели себя хорошо, а я плохо. Я орал. Даже все учительницы услышали мой крик. Я кричал потому, что уроки школьные сложные, у меня рука устает... У меня очень устала рука, я поэтому кричал.

Я сегодня ходил к Елене Николаевне. Она услышала мой крик и пришла к нам в класс, когда была перемена. И я пошел в кабинет к Елене Николаевне вместе с ней. Была большая перемене. А на завтрак я не ходил. Мы пропустили завтрак. В классе мы проходили букву «с». А еще на уроке письма было такое задание: написать слова, в которых есть буквы «а» и «ы». Я написал: «тукан», «унитаз» и многое другое. И с буквой «а» я тоже написал слова. Сначала было «а», а потом «ы».

Осень. Вторник, 25 октября

Сегодня в школе был С., А. не было, но он не заболел, он же недавно выздоровел. Сегодня была ритмика. Я сначала был один, потом пришел Г., а потом С. Я на ритмике занимался, и С.Ч. тоже занимался. А Г. просто бегал куда-то.

В классе мы проходили диких животных. Я сегодня ходил на завтрак и ел там вафлю. В школе было хорошо.

Осень. Четверг, 27 октября

Сегодня был С., А. не было, не пришел. Сегодня было две физ-ры. Одна с Эльвирой Викторовной, а другая — с дядями. Я у Эльвиры Викторовны не все делал, а у дяди делал. С дядями физ-ра интересней. Там надо делать другое, не как у Эльвиры Викторовны. На физ-ре у дядей мы даже катались на самокатах. Я ходил на завтрак с С. Чай Чай я не пил, потому что он стал теперь перемешанного вкуса и запаха. Валентина Викторовна знает фамилию Г., который тоже занимается физ-рой у дядей. Его фамилия (...). Я хотел, чтобы Валентина Викторовна задала задание, где надо было бы соединять всё линями разноцветными. А она почему-то не задала, нигде ни в тетрадях, ни на листочках.

Я сегодня на доске рисовал гуся на перемене.

Осень. Пятница, 28 октября

Сегодня опять в школе, в моем классе был только С., А. не было. С. сегодня ходил к логопеду на первом уроке. Сегодня мы занимались у Жанны Генриховны. Я не понимаю, что делали, что-то красками. На завтраке я ел только печенье. В классе у нее был урок математики. На ритмике у нас сегодня была маленькая перемена. Г. сегодня был в другом кабинете. Я на ритмике занимался (хорошо показывал упражнения).

С. играл сегодня, как будто он ездит по всей школе на автобусах и не на автобусах к строгой учительнице, которая учит С.В. А учительница, которая у Е. и С.Н., - не строгая.

Осень. Понедельник, 31 октября

Сегодня в школе С. был, А. не пришел. С. сегодня плохо себя вел, он все разбрасывал. А я сегодня спрашивал: «Когда будет большая перемена?».

На занятиях у Жанны Генриховны Р. не было, а другие мальчики были. Был Е., был С.Н. и С.Ч. Мы сегодня в классе проходили букву «ш». У Валентины Викторовны нашелся слоник. Его вечером принес волшебник.

Осень. Вторник, 1 ноября

Сегодня сначала был спектакль про лисенка. Еще там был заяц и медведь. Спектакль показывали там, где бывает ритмика. Там было очень много школьников. В спектакле лисенок все время чувствовал запах зайца и хотел его найти. А медведь ел малину, а потом он ел невкусную капусту, он ее не любит. А заяц любит есть капусту. А пчелы мешали лисенку найти зайчонка. А еще были уроки. Я плохо себя вел, и С. плохо себя вел. С. меня толкал.

На завтрак я ходил. Несквик я выпил.

Сегодня приходили в класс Ж. и А. и учились.

Осень. Среда, 2 ноября

Сегодня в школе было хорошо. Я учился в классе только с С. С. меня сегодня не бил. И я сегодня не плакал.

Мы сегодня с С. ходили на физ-ру. Я там не всё делал.

Мы сегодня смотрели диафильмы в маленькой комнатке. Там три мата, там были мальчики из других классов.

Я выучил, что учительницу, которая учит Е., С.Н. и Р., зовут Мария Сергеевна. У них к классу подписаны еще другие дети, на двери, как у нас, А. и Ж. Мы смотрели диафильм «Три поросенка», мне понравилось.

Осень. Понедельник, 14 ноября

Сегодня кончились каникулы. Л. сначала не пришел, а потом пришел. А С. пришел сразу.

Мы на перемене — я, С. и Л. — рассказывали стихотворение «Шагает кошка, неспеша». Только Л. не все буквы выговаривает.

Еще мы проходили букву «э». Там был экскаватор, эскимо, электричка, страус Эму. С.Ч. путает буквы «з» и «э».

Мы на перемене ходили в класс к Марии Сергеевне. Там были С.Н. и Р., а Е. не было. Он отдыхает на море, плескается в водичке. Это сказала Мария Сергеевна, когда я спросил: «А где Е.?»

На завтрак я ходил.

Я сегодня занимался с Еленой Николаевной, а еще ходил к Любови Георгиевне, потому что я нервный и грустный.

Осень. Вторник, 15 ноября

Я видел дневник наблюдений у других ребят. У них написано мало строчек, где-то четыре-пять. Мы сегодня ходили на ритмику с С. и Л. А Валентина Викторовна плохо занималась на ритмике, она сказала, что устала.

Я сегодня капризничал. Я скучал по маме. И еще я не хотел ничего делать.

Осень. Четверг, 17 ноября

Сегодня в классе на уроках были Л. и С. Еще я сегодня видел А.

На физ-ре у дяди я заставлял высокого мальчика, который говорит, раздельно говорить «мяч». Он хотел «мяч» и говорил «мяч».

Еще Г. сегодня был на физ-ре. Он теперь учится в «0» А классе.

На физ-ре у Эльвиры Викторовны я не все делал.

В классе, когда я сижу за партой, Валентина Викторовна не включает музыку. Я не понимаю, почему Валентина Викторовна то включает, то выключает музыку.

Осень. Пятница, 18 ноября

Я сегодня ходил к логопеду и орал там, потому что хотел в класс и не хотел заниматься с логопедом. Там был как урок. В кабинете у логопеда я видел список, там только фамилии, без имен детей, которые занимаются у логопеда. А я не хотел заниматься, потому что все буквы выговариваю.

Сегодня были занятия у Жанны Генриховны, и была ритмика. А Г. не было, у него кашель. Это сказала Юлия Евгеньевна.

К нам в класс приходили дяди и тети, они приходили в гости.

В классе мы проходили про квадрат. С.Ч. все время толкается. Я хочу, чтобы он не жил. Мне очень плохо, когда меня все время толкают.

Осень. Понедельник, 21 ноября

В школе сегодня было хорошо. В классе мы проходили букву «х», в классе были С. и Л.

Е. приехал и сегодня был в школе. Маленький Г. тоже учился, он уже не кашляет.

С.Н. все еще говорит «козел». С., Л. и я повторяли за С.Н. «козел». А Е. почему-то не повторяет.

Меня сегодня С.Ч. не толкал. Мне от этого было хорошо.

С.Ч., когда думает, делает так: «М-М-М» и цокает языком. Наверно, это ему помогает думать.

Я еще занимался с Еленой Николаевной.

Осень. Вторник, 22 ноября

Сегодня Л. не было, он заболел горлышком, а С. был в школе. Я сегодня скучал по маме и плакал.

У нас сегодня были занятия с Жанной Генриховной. А в классе мы проходили овал и перелетных птиц. А С. думал, что петух — перелетный. Еще у нас была ритмика. Я там не все делал. На перемене мы ходили в класс к Марии Сергеевне.

Осень. Четверг, 24 ноября

Сегодня С.Ч. не было в школе, он заболел. Л. тоже не было. Зато приходили другие мальчики, которые у нас учатся, А. и Ж., они не заболели. Они были в классе и на физ-ре.

На физ-ре у Эльвиры Викторовны раздают коврики, маленькие, зелененькие. На них надо заниматься. Например, качалку делать, как я люблю.

Сегодня к нам в класс приходили на перемене мальчики из класса Марии Сергеевны.

На физ-ре у дядей было интересно.

Осень. Пятница, 25 ноября

Сегодня Л. был в школе, а С. болеет. Сегодня приходили еще А. и Ж. Они даже были на ритмике.

Валентина Викторовна не знает, что снегири пролетные птицы. Она все говорит перелетные, да перелетные. Не хочет правильно повторять.

У Жанны Генриховны я разукрашивал цыпленка. И все разукрашивали, только Г. баловался, он все бегает. Я разукрасил цыпленка в желтый цвет, а крылья в бежевый цвет, а клюв — в красный. Это цыплята, слепленные из теста. Потом они затвердели, и их разукрасили.

На ритмике я не все делал. Л. хорошо все делает на ритмике, а А. и Ж. не очень хорошо.

В классе мы сегодня проходили цифру «5».

Осень. Понедельник, 28 ноября

Сегодня С. и Л. в классе не было. Я учился один и проходил букву «В». К нам в класс приходили мальчики из класса Марии Сергеевны на перемене. Приходили С.Н., Е., Г., а Р. не приходил, он заболел.

Я ходил в бассейн. Там вода не такая теплая, как в ванне.

Осень. Вторник, 29 ноября

Сегодня С. и Л. опять не было.

Сегодня была ритмика, я занимался с А. Я на ритмике делаю хорошо, а иногда плохо. У А. на ритмике не получается делать.

На ИЗО у Жанны Генриховны мы лепили утенка. У него надо лепить шею подлиннее, чем у цыпленка. Я лепил вместе с мальчиком из «А» класса. Р. все болеет. А С.Н. и Е. были. Еще я занимался сегодня с Е. Мне понравилось.

Зима. Четверг, 1 декабря

Сегодня была только одна физ-ра у Эльвиры Викторовны, я там все делал.

С. все болеет, зато Л. приходил, и новый мальчик Л-к. Сегодня Р. выздоровел, у Р. стало получаться говорить букву «р», хотя он не подрос.

У Марии Сергеевны в классе сейчас есть еще другие мальчики. Есть мальчик В. с короткими волосами.

Зима. Пятница, 2 декабря

Сегодня я на ритмике не все делал. Я сегодня плакал в школе. Я хочу учиться только с хорошими мальчиками, которые не толкаются. Я думал, что мальчики хотят меня убить, и боялся. Новый мальчик Л-к может говорить, но очень плохо, я его не понимаю.

На перемене Е. встал на стул, как на горку, и стал «горным», т.е. высоким на горе.

Р. на перемене все время крутится, он умеет только медленно крутиться.

Все мальчики по-разному говорят: кто «раздельно», кто непонятно.

Эльвира Викторовна всех детей иногда называет «кисами». И меня тоже, а так можно называть только маленьких детей, а в школе все уже большие.

У Марии Сергеевны сейчас в классе есть мальчик В., когда я за ним иду, он всегда убегает.

У нас в классе есть мяч, его специально купили для Р., он умеет хорошо и быстро стучать мячом об пол.

Я познакомился с мальчиком Г., это его мама сказала, что его зовут Г., сам он не сказал. Он крутит головой туда-сюда.

А И. из другого «0» класса в раздевалке взял чужой журнал и не отдавал. Он, наверное, всем интересуется.

Я, наверное, от Л. заразился температурой, он сказал, что у него температура, он всегда ею болеет.

Зима. Понедельник, 5 декабря

Сегодня в классе были Л. и Л-к. Еще А. приходил. У нас сегодня были перемены вместе с «0» А классом. Я разговаривал с Е., но он мало говорит. Еще я у Р. все спрашивал, но он не отвечает и не всё понятно. Я учу Р. говорить буквы правильно. Я сегодня на завтрак ходил и ходил к Елене Николаевне.

Зима. Четверг, 8 декабря

Сегодня даже С.Ч. пришел в школу, еще был Л., а Л-ка не было. У нас сегодня была физ-ра с Эльвирой Викторовной, я там занимался. А С. и Л. сегодня не занимались физ-рой. Физ-ры с дядями сегодня не было.

У нас были вместе перемены с «0» А классом, и мы вместе ходили в игровую. Я сегодня видел Р., С.Н., Е. и Г. А С.В. и И. из «0» Б сегодня не было.

Зима. Пятница, 9 декабря

Сегодня Л. не было, а был только С. Мы учимся с С. в классе. С.Ч. отвела тетя логопед в логопедический кабинет. Перемены у нас были с «0»А. Там были С.Н., Р. и Г. А Е. поехал к врачу, его в школе не было. Это Мария Сергеевна сказала, что Е. поехал к врачу.

На ритмике я хотел к маме и не всё делал.

А с Жанной Генриховной сегодня не было занятия, мы рисовали снеговика в нашем классе с Валентиной Викторовной. А на уроке, когда мы разукрашивали картинку с котятами и зайчатами, я даже разукрасил номер страницы, как С.Ч. Я за С. повторил, а на самом деле номер страницы не надо было разукрашивать.

Зима. Понедельник, 12 декабря

Сегодня в школе был Л. и С. А перемены у нас были с «0» А классом. Сегодня Г. не было и С.Н. тоже. С.Н. уже перестал говорить: «козел». А Е. сегодня был в школе. Я с Е. играл на перемене. И Р. сегодня тоже был. Я его учу правильно говорить. У С.Ч. сейчас очень длинные волосы, почти как у С.В.

Мы сегодня проходили букву «м». Я ее писал неаккуратно.

У нас в классе есть новогодняя елка. Она маленькая, на ней висят шишки и шарики.

Еще я сегодня занимался с Еленой Николаевной, было все хорошо.

А еще Марью Сергеевну на самом деле зовут Мария Сергеевна. Я видел, что так написано на двери «0» А класса.

Зима. Вторник, 13 декабря

Сегодня в школе был С., а Л. не было. У нас была ритмика с 0 «А» классом. На ритмике Г. не было, он был в классе. С.Н. сегодня не было. А на ритмике еще был Е. и был Р.

С Жанной Генриховной тоже было занятие, но я не помню, что мы делали.

Я сегодня еще с Е. занимался с Еленой Николаевной, там еще был мальчик.

Зима. Четверг, 15 декабря

Сегодня С.Ч. не было в школе. В нашем классе учились еще Р., Е. и Г. И еще был Л.

У нас сегодня не было физ-ры с Эльвирой Викторовной, но мы ее видели в другом кабинете. У нас была физ-ра с дядями. Теперь там новый дядя Гриша. А дядя Коля все тот же, который был раньше с дядей Сашей. Мы еще были сегодня в игровой, я залезал в «шарики» и на горку. Я сегодня много играл с Е. Я его заставляю говорить (его имя правильно — прим. ред)., а он говорил: (искаженно — прим. ред.). В школе было хорошо.

Зима. Понедельник, 19 декабря

Сегодня я учился с С. и Л., а на перемене играл с Е. Он все пристает, да пристает ко мне головой, но я Е. не боюсь, потому что он никогда не дерется и не толкается больно.

А С.Ч. иногда больно толкается ногами, а я его толкать все равно не буду, потому что жалко очень.

Мы сегодня проходили букву «р». Мы еще сегодня ходили в игровую.

Зима. Вторник, 20 декабря

Сегодня в классе был только С. А на ритмике были еще Е., Р. и С.Н. С.Н. уже пришел в школу. К Жанне Генриховне мы сегодня тоже ходили на урок.

Я сегодня еще занимался с Еленой Николаевной. Я там занимался с Е. Мы ходили в игровую. Я Е. очень люблю.

Сегодня другой тети не было. Была только одна Елена Николаевна.

12 января 2006 год

А С. опять дерется. Он ногами дерется просто так, когда его не трогаешь, а мимо идешь. Он больно бьет, а я не хулиган, чтобы меня били. С. из нашего класса надо удалить.

30 января 2006 год

Я в школе свистел. А больше никто не свистел. Наверное, не умеют...

А у....... есть игрушка — динозавр. Только у него ротика нет. Это странно. Я сейчас интересуюсь динозаврами. Это совпадение?

31 января 2006 год

Я сегодня учился один. С. и Л. не было. И Е. не пришел. Я сегодня грустный был и плакал.

9 февраля 2006 год

У дядей на физкультуре интересно. У них есть свистки. Почему-то все надо делать по свистку. А у Л. нет свистка.

16 марта 2006 год

Сегодня шли по коридору на втором этаже. Там уборщица пылесосила. Е. хотел остановиться и послушать, как работает пылесос. Может быть, у него дома нет пылесоса? Тогда, как его мама убирает пыль?

Информация об авторах

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 864
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 391
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2