Аутизм и нарушения развития
2008. Том 6. № 3. С. 10–12
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом*
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом». Проект № 08-06-00399А ЦПМССДиП 2009.
Ключевые слова: аутизм, расстройства адаптации, расстройства аутистического спектра, двигательная сфера, психомоторика, адаптивная физическая культура
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Плаксунова Э.В. Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 3. С. 10–12.
Полный текст
Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом[1]
Плаксунова Э.В.
Интерес специалистов к проблеме обучения детей с аутизмом обусловлен значительным увеличением количества таких детей за последние годы и недостаточно эффективным решением неотложных вопросов коррекционно-развивающего воздействия на психофизическую сферу аутичных детей.
Карл Гилберт и Тео Питерс (2002) выделяют следующие подгруппы аутистов:
· преимущественно с дисфункциями височных или лобных долей мозга;
· с преобладанием патологии мозжечка или ствола мозга.
Известно, что нарушения в височной области снижают способность понимания разговорной речи и уровень развития эмоциональной сферы. Функциональная несформированность лобных долей мозга приводит к тому, что дети медлительны, монотонны, с недостаточностью саморегуляции и самоконтроля. Дисфункция ствола мозга приводит к мышечной гипотонии. Причинами такой гипотонии также могут быть и дисфункции мозжечка.
Поскольку детский аутизм ведет к аномальному развитию всех областей психики, и нормальный ход развития ребёнка не только нарушается и задерживается, но и явно искажается, искажённым оказывается и моторное развитие ребёнка. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения.
Педагогическое наблюдение показало, что у детей с аутизмом задерживается формирование навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. В развитии основных движений у таких детей следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемежениями, застыванием, с широким размахом рук, на цыпочках. Движения детей могут быть вялы или, напротив, напряжённо скованы, механистичны, с отсутствием пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений присутствует и в прыжках, что проявляется в невозможности одновременного отталкивания двумя ногами. Для детей также трудными являются упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой.
Своеобразие двигательной сферы детей с аутизмом заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев рук, в кружениях, беге по кругу, машущих движениях пальцами или кистями.
В целом у детей отмечается слабость реакции на помощь взрослого во время обучения, сопротивление при оказании помощи, а также затруднения в имитации движений взрослого.
Адаптивное физическое воспитание целенаправленно влияет на развитие детей с аутизмом, способствует гармоничному росту двигательных качеств, сглаживает, корригирует и компенсирует двигательные и интеллектуальные нарушения. Проблема развития двигательной сферы детей с аутизмом является на сегодняшний день значимой и актуальной.
Целью нашего исследования являлось изучение двигательной сферы детей с аутизмом и возможностей её развития средствами адаптивного физического воспитания.
В ходе работы проводились:
1. Изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент, включающий в себя апробирование диагностического комплекса по исследованию психомоторики.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования г. Москвы. В исследовании принимали участие 60 детей с аутизмом в возрасте
Состояние психомоторики определялось по четырём тестам, оценивающим сенсомоторную координацию, статическую и динамическую координацию, реципрокность движений, пространственную ориентировку. Оценка результатов тестов производилась по 11-балльной шкале (от 0 до 10 баллов). При оценке уровня развития психомоторики учитывалось то, что при нормальном развитии дети в возрасте 8-ми лет данные тестовые задания выполняют на 10 баллов.
Моторный профиль испытуемых представлен на рисунке 1.
1 тест – «Бросок мяча в цель»
2 тест – «Аист»
3 тест – «Прыжок»
4 тест – «Фонарики»
5 тест – «Двигательная память».
Рис. 1. Моторный профиль детей с аутизмом 8 -10-ти лет.
На рисунке 2 представлен моторный профиль детей с аутизмом 8-10-ти лет в сравнении с моторным профилем здоровых 5-6-летних дошкольников. На рисунке показано значительное отклонение по всем показателям не только от возрастной нормы, но и от показателей 5-6-летних детей.
1 тест – «Бросок мяча в цель» (сенсомоторная координация)
2 тест – «Аист» (статическая координация)
3 тест – «Прыжок» (динамическая координация)
4 тест – «Фонарики» (реципрокность движений)
5 тест – «Двигательная память» (пространственная ориентировка).
Рис. 2. Моторный профиль детей с аутизмом 8-10-ти лет в сравнении с моторным профилем здоровых дошкольников 5–6-ти лет.
На рисунке 3 представлены нарушения психомоторики
· 85 % обследуемых детей с аутизмом имеют нарушения реципрокной координации движений и нарушения пространственной организации действий;
· 90 % детей имеют нарушения сенсомоторной координации движений;
· у 100 % детей выявлены нарушения статической и динамической координации движений.
1 – Нарушения реципрокной координации движений
2 – Нарушения пространственной организации действий
3 – Нарушения сенсомоторной координации движений
4 – Нарушения динамической координации движений
5 – Нарушения статической координации движений
Рис. 3. Процентное соотношение выявленных нарушений двигательной сферы у 8-10-летних детей с аутизмом.
Данное исследование выявило низкий уровень развития психомоторики у детей с аутизмом, что показывает необходимость и важность дальнейшей разработки проблем развития двигательной сферы и обозначает некоторые подходы к организации обследования моторики детей с аутизмом.
Литература:
1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом». Проект № 08-06-00399А ЦПМССДиП 2009.
Литература
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 10251
В прошлом месяце: 182
В текущем месяце: 108
Скачиваний
Всего: 2044
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3