Аутизм и нарушения развития
2009. Том 7. № 2. С. 42–47
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Возможности медиа как средства развития и социализации детей с аутизмом
Общая информация
Ключевые слова: социализация, коммуникация, расстройства аутистического спектра, модели поведения детей
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Козорез А.И. Возможности медиа как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 2. С. 42–47.
Полный текст
Понятие медиа включает в себя любые средства создания и передачи информации аудитории. К ним относятся книги, журналы, радио, информационные щиты, звукозаписи, кино, видео, телевидение, Интернет и многое другое. Медиа очень значимы в жизни человека. Они заполняют досуг, информируют, воспитывают, обучают и развлекают, изменяя установки, модели поведения и восприятие действительности (Янгирова, 2006).
Наиболее доступны для восприятия аудиовизуальные медиа: видео и телевидение, поскольку для их использования нет необходимости в овладении дополнительными навыками и умениями. Исключением является глобальная сеть Интернет, для использования которой нужно определенное владение компьютером.
Еще в раннем возрасте ребенок становится зрителем. Телевидение влияет на формирование первых умозаключений, создает эталон речи и является важным фактором социализации (Баженова, 1992; Егоров, 2006). Это первое окно во внешний мир, несущее информацию и ценностные представления общества, в которое ребенок попадает задолго до того как в его жизнь войдут сверстники или формальное обучение (Ньюкомб, 2003).
В качестве средства образования аудиовизуальные медиа обладают небывалой способностью как передавать информацию и формировать определенное отношение к объектам, обладающим социальной значимостью, так и влиять на эмоциональное состояние и оказывать сильное воздействие на модели поведения детей (Charters, 1950).
Развлекательные и образовательные детские программы способствуют интеллектуальному развитию, социализации, развивают воображение, навыки решения проблем. Постоянные зрители этих программ опережают своих сверстников по
развитию когнитивных умений и других просоциальньх аспектов. Эти дети больше узнают об адекватном социальном поведении, чем их ровесники, которые не смотрят такие программы (Брайнт, Томпсон, 2004). Под воздействием медиа расширяются границы познания ребенком мира и человеческих взаимоотношений. Формируется способность ориентироваться в окружающем мире.
Но такое благотворное влияние на ребенка медиа оказывают не всегда. Позитивное воздействие телевизионных передач или мультфильмов присутствует, если дети смотрят и обсуждают их вместе с родителями или педагогами. В ситуации, когда ребенок предоставлен сам себе, и его пребывание перед экраном не контролируется взрослыми, происходит обратный эффект. Злоупотребление телевизионным просмотром способствует постепенному развитию безынициативности, инертности, инфантильности, умственной апатии (Аромштам, 2003; Котлер, 2004).
Одним из самых распространенных заблуждений относительно медиа является отношение к экрану как к средству отдыха детей. Это не так. Длительный просмотр детьми телевизионных передач приводит к утомлению. После этого ребенок уже не в состоянии делать что-нибудь еще. Сидение перед экраном телевизора или компьютера снижает двигательную активность ребенка. Сокращаются такие виды деятельности как игра, спортивные занятия, помощь по дому. Ослабляются адаптационные возможности организма (Глушкова, 1989).
Степень и качество воздействия медиа на ребенка зависит от целей их использования. Если целью является развлечение ребенка или заполнение его времени, то восприятие медиа будет пассивным. Ребенок, скорее всего, не запомнит полученную информацию и не сможет ею пользоваться. При организации активного взаимодействия с экраном дети способны концентрировать свое внимание на содержании увиденного, извлекать из него смысл и значение и пользоваться полученными знаниями (Лемиш, 2007).
Аутизм снижает возможности ребенка в общении с другими людьми, что приводит к ограниченности усвоения социального и предметного опыта (Лебединский, 1985). В условиях дефицита реального общения, трудностей произвольной деятельности и т.п. телевизор и компьютер могут стать для ребенка с аутизмом хорошим подспорьем в расширении социального опыта.
И родители, и специалисты отмечают большой интерес детей с аутизмом к различным видам медиа. В литературе часто можно встретить информацию о благотворном действии, которое телевидение и компьютер оказывают на ребенка-аутиста. Достаточно вспомнить описание реакции детей на мультфильм «Паровозик Томас и его друзья». Но следует понимать, что ребенок с аутизмом, так же как и любой другой, при свободном общении с экраном не получит от этого процесса большой пользы.
Это утверждение основывается на наблюдении за использованием медиа детьми с аутизмом и на исследовании особенностей восприятия ими информации, получаемой посредством экрана.
Использование медиа детьми-аутистами достаточно своеобразно. Можно выделить три формы такого использования:
-
стимуляция;
-
«сверхинтерес»;
-
получение информации.
Стимуляция
Многие дети используют медиа в качестве стимуляции. Они по несколько раз смотрят один и тот же мультфильм или передачу. А иногда просматривают раз за разом какой-то небольшой фрагмент, который может длиться несколько секунд. При этом наблюдается возбуждение, ребенок может смеяться, улыбаться, вокализировать, трясти руками, бегать по кругу и т.д. Ребенок может запоминать большие фрагменты медиатекстов и воспроизводить их.
Стимуляция может встречаться как у детей с тяжелыми формами аутизма, так и у высокофункциональных аутистов. Появление стимуляции может служить признаком утомления ребенка или ухудшения его психосоматического состояния.
«Сверхинтерес»
Это может быть повышенный интерес к телевизионным каналам, их названиям, символам, когда обучение ребенка и общение с ним возможно только через эти символы или программы телепередач. Например, ребенок с аутизмом учился читать и считать на карточках с логотипами телевизионных каналов.
У кого-то присутствует «сверхинтерес» к телевизионной рекламе. Дети могут есть только те виды продуктов, рекламу которых они видели, отказываясь от остальных, или требовать от родителей покупку рекламируемых товаров. Зачастую это касается товаров какой-то определенной группы. Одна девочка заставляла родителей покупать косметические средства, которые видела по телевизору (духи, шампуни, кремы, тени для век и т.п.). При этом она запрещала ими пользоваться и расставляла по полкам у себя в комнате.
При высоком уровне развития дети с аутизмом используют свои интересы как основу для общения с другими. И.А. Костин описывает, как в «клубе друзей» дети с аутизмом любили обсуждать свои телевизионные впечатления и интересовались телевизионными пристрастиями других. И формой клубной работы на первых порах была избрана интеллектуальная игра с использованием эстетики и атрибутов популярных телевизионных игровых шоу.
Получение информации
Дети с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера способны использовать медиа непосредственно для получения информации. Например, Алеша. Ему 12 лет. Его увлечение — сотовые телефоны. Он смотрит по телевизору рекламу новых телефонов и сотовых сетей, покупает специализированные журналы, посещает сайты, на которых даны описания новых телефонов и отзывы о них, общается с другими людьми в форумах, посвященных телефонам. При этом информация, которую он узнает с помощью медиа, способствует его общению с окружающими людьми. К нему, например, часто обращаются за помощью при выборе новой модели телефона.
Стимуляция и «сверхинтерес» являются непродуктивными формами использования медиа и сами по себе не несут никакого развивающего компонента. Их можно наблюдать у детей с аутизмом разного уровня развития. И присутствие этих форм зачастую снижает возможность детей к общению с окружающим миром. Но они же могут стать основой для развития ребенка и организации работы с ним.
Стимуляцию можно использовать в качестве подкрепления, когда ребенку разрешается посмотреть любимый мультфильм или его отрывок после выполнения задания. Наличие стимуляции дает дополнительные возможности специалисту для установления контакта с ребенком через подключение к его деятельности. Посредством медиа, которыми стимулирует себя ребенок, можно помогать ему в стрессовых ситуациях. Когда один из детей оказался в тяжелой для него ситуации незнакомого пространства и большого скопления народа, достаточно было педагогу напеть песенку из его любимой программы «Улица Сезам», чтобы ребенок успокоился.
В ситуации, когда ребенок сам себя стимулирует, он отгораживается от внешнего мира, и контакт с ним теряется. Но если стимулирующий фактор предоставляет взрослый, ребенок наоборот становится доступным для общения и совместной деятельности.
«Сверхинтерес» может стать основой для общения ребенка с аутизмом и других людей. Например, Виктор (10-ти лет) проявлял большой интерес к игре «Кто хочет стать миллионером». Эта игра полностью поглотила его внимание. Он постоянно повторял вопросы из игры и ответы на них, проигрывал программу, рисуя все необходимые атрибуты на бумаге. Чтобы привлечь внимание ребенка к занятиям, педагоги включались в его деятельность. Со временем ребенку стала интересна не сама по себе игра, а возможность играть вместе со взрослым. Ориентируясь на взрослого, в игру стали вступать другие дети. Педагог обращал на них внимание Виктора и побуждал задавать вопросы уже им. Постепенно у детей игра стала темой для общения.
При использовании медиа в работе с аутичным ребенком важно еще учитывать особенности его восприятия и понимания информации, идущей с экрана. Проведенные исследования показали, что для детей с аутизмом является затруднительным понимание смысла, заложенного в сюжет. Им свойственно концентрировать свое внимание на каком-то определенном компоненте сюжета, который чаще всего является личностно значимым для ребенка, и объяснять весь сюжет, основываясь на этом компоненте. Например, педагог предложил мальчику посмотреть сюжет из «Ералаша». Ребенок с удовольствием смотрел сюжет, смеялся, просил повторить еще раз. Внешне казалось, что мальчик адекватно воспринимает увиденное на экране. Но при беседе он не смог ни пересказать сюжет, ни выделить его смысл. А смех у него вызывало то, что действие сюжета происходило в 3 «А» классе, так как сам мальчик учился в таком же.
При разборе видеосюжетов дети с аутизмом в основном опираются на свой личный опыт. Причины поступков героев они часто объясняют теми событиями, которые недавно произошли в их собственной жизни, а не теми, которые были продемонстрированы в сюжете.
Выделенные особенности восприятия медиаинформации и использования медиа детьми с аутизмом не позволяют в полной мере применять весь потенциал медиа. Смысл, заложенный в сюжетах, их социальная основа зачастую остаются для детей незамеченными и непонятыми. Нельзя ожидать от ребенка с аутизмом, даже с достаточно высоким уровнем развития, что он самостоятельно усвоит полученные посредством медиа знания и сможет их применять в своей жизни. Необходимо обучать детей адекватному использованию средств медиа и развивать медиавосприятие, обучать пониманию заложенного в сюжет смысла. Сделав это, мы значительно расширим для детей образ окружающего мира, поможем им овладеть разнообразными поведенческими моделями, что в итоге будет способствовать их дальнейшему развитию и социализации.
Литература
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. - 216 с.
- Аромштам М. Мульти-пульти в философском разрезе // Дошкольное образование. - 2003. - № 13. - С. 2-5.
- Баженова Л.М. В мире экранных искусств. — М., ВИКИНГ, 1992. — 74 с.
- Бергер А. Видеть — значить верить. Введение в зрительную коммуникацию, 2-е
- Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
- Герасимов В.М., Мухина О.В. Психическое воздействие электронных СМИ. —М., 1999.
- Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей // Дошкольное воспитание. — 1989. —№4.
- Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение /О.С. Никольская [и др.]. — М.: Теревинф, 2005. — 219 с.
- Егоров В.В. На пути к информационному обществу. — М.: Институт повышенияквалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. — 192 с.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина: Ленингр. отд-е, 1981. — 190 с.
- Карабанова О.А., Подольский А.И. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач / Информационная и психологическаябезопасность в СМИ: В 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, АИ. Подольского. —М.: Аспект пресс, 2002.
- Козорез А.И. Особенности понимания визуальных знаков детьми с синдромом детского аутизма // Детский аутизм: исследования и практика. — РОО «Образование и здоровье», 2008. — 402 с.
- Костин И.А. Клубная форма работы с подростками и взрослыми с последствиями синдрома РДА // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — Вып. 3.
- Котлер Ф. Детский брендинг. — СПб, 2004.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.
- Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. —М.: Поколение, 2007. - 304 с.
- Матвеева Л.В. Дети и СМИ: проблемы взаимодействия // Национальныйпсихологический журнал. — 2006. — № 1. — С. 42-53.
- Ньюкомб И. Развитие личности ребенка. — СПб, 2003.
- «Том—паровозик» излечивает детский аутизм//Аутизм и нарушения развития. — 2003. - № 1.
- Феррари П. Детский аутизм / Пер. с фр. О.А Власовой. — М.: РОО «Образование и здоровье», 2006. — 127 с.
- Юнисов М.В. Видео в доме. Заметки родителя // Аутизм и нарушения развития. — 2004. - № 4. - С. 79-81.
- Янгирова Г.Ф. Образы массовой культуры в представлениях детей 6-7 лето школе: Дисс.... канд. псих. наук. — М., 2006. — 141 с.
- McAfee J.L. Navigating the Social World. 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1507
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 967
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1