Формирование навыков общения у детей с нарушениями аутистического спектра. Методические разработки

1114

Аннотация

Методические разработки содержат программу развития диалогического общения, описание структуры занятий, системы наказаний и поощрений, а также примеры игр и упражнений на развитие навыков общения у детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, навыки общения, диалогическая речь, социализация, коммуникация

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Феррои Л.М., Панюшева Т.Д. Формирование навыков общения у детей с нарушениями аутистического спектра. Методические разработки // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 3. С. 40–55.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через действия с игрушками и предметами, окружающими его, через речь. Некоторые детские психологи считают, что «комплекс оживления», появляющийся в норме на втором-третьем месяце жизни, является выражением потребности ребенка в общении. До 6-ти месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер. После 68-ми месяцев у ребенка формируется новый тип общения — ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения кроме эмоциональных реакций используется действие с предметом. С помощью языка и другими способами взрослый вводит ребенка в мир, имеющий строгую организацию, в котором каждая вещь и каждый предмет занимают определенное место и выполняют определенные функции.

Учитывая ведущую роль общения в нормальном психическом развитии ребенка, своевременная диагностика нарушений общения и их коррекция при работе с детьми с отклоняющимся развитием чрезвычайно важны.

Известно, что детский аутизм характеризуется качественными нарушениями в социальном взаимодействии, в коммуникации, а также ограниченными, повторяющимися или стереотипными способами поведения, деятельности, особыми интересами.

Одной из ключевых проблем у детей с таким сложным нарушением развития как аутизм является отсутствие или недоразвитие навыков общения. Индивидуальные занятия с ребенком не решают

данную проблему, так как не предусматривают общения со сверстниками.

Для развития навыков общения в ЦПМССДиП была сформирована группа детей и их родителей и разработана программа групповых коррекционных занятий. Присутствие родителей было необходимо для того, чтобы обучить их способам взаимодействия со своими детьми, а также для переноса новых навыков в естественные бытовые условия. В процессе этой работы была апробирована описанная ниже программа диалогического общения.

Для решения заявленной задачи по формированию и развитию навыков общения у детей важное место в работе уделялось активному сотрудничеству с родителями. Столкнувшись с тяжелым диагнозом, поставленным его ребенку, родитель испытывает шок, потерянность, теряет веру в себя и надежду на оказание помощи собственному ребенку... Поэтому на первых этапах работы особенно важна поддержка родителя специалистами, работающими с ребенком. Помочь в этом могут даже такие простые действия как введение в начале и в конце каждого занятия (сначала индивидуального, потом — группового) ритуалов похвалы и поощрения своего ребенка. При этом важен как тактильный контакт со взрослым, так и слова. Сначала специалист демонстрирует эту форму взаимодействия с ребенком, после чего эту функцию берет на себя родитель. Например, объятия со словами «Я в тебя верю! Я горжусь тобой! Я тебя люблю!». Повторение этих действий в конце занятия, вне зависимости от того, как оно прошло, и насколько был успешен ребенок, важно, для того чтобы ребенок почувствовал безусловное принятие его родителем и специалистом, что помогает ему почувствовать себя в безопасности, нужным и любимым. Только при этом условии ребенок может продвигаться в своем развитии.

В дальнейшем, при групповой работе, взаимодействие с родителями строилось следующим образом: проводились регулярные (один раз в месяц) тематические родительские собрания, где акцент делался на информировании об особенностях развития их детей и умении правильно реагировать таким образом, чтобы это было на пользу ребенку. Пример тем родительских собраний: «Непослушный ребенок», «Агрессия», «Роль подражания в эмоциональном развитии ребенка» и т.д. Темы родительских собраний были продиктованы запросом родителей. Каждый родитель формулировал свои вопросы, трудности, с которыми он сталкивается, исходя из чего и выбиралась тема собрания.

Тематические родительские собрания чередовались с круглыми столами, когда родители делились своим опытом, перенимали опыт воспитания (помощи) других семей.

Иллюстрацией работы с группой, когда учитывались как особенности развития детей, так и важная роль родителей в жизни ребенка, служат заметки самих родителей (см. Приложение 1).

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Основная цель коррекционных занятий с детьми — это формирование навыков общения, а в перспективе — развитие диалогического общения.

Для стандартизации процедуры наблюдения рекомендуется протокол наблюдения для оценки уровня развития диалогического общения. Он позволяет как оценить уровень каждого ребенка на момент начала занятий, так и прослеживать динамику.

Бланк протокола оценки уровня развития диалогического общения

Дата заполнения _______

Возраст ребенка ________

Ф.И.О. ___________

Параметры наблюдения

Уровни

высокий

средний

низкий

Понимание и выполнение простого задания («дай», «положи», «принеси») по инструкции

Самостоятельная ориентировка ребенка в задании (понимание инструкции)

Ребенок может ориентироваться в задании с помощью взрослого

Ребенок не понимает инструкцию даже с помощью взрослого

Понимание и выполнение сложного задания («возьми только это, отнеси туда-то», «если прозвенит колокольчик, надо сесть за парты, а услышав звук барабана, надо шагать») по инструкции

Может самостоятельно выполнить требование, инструкцию взрослого

Может выполнить задание с помощью взрослого

Не в состоянии выполнить требование

Умение

ориентироваться

на партнера по общению, способность

внимательно следить за действиями взрослого в игре и повторять их

Подражание есть (четко повторяет за взрослым)

Подражание затруднено, но возможно

Подражания нет (ребенок не ориентируется ни на взрослого, ни на партнеров)

Средства общения

Вопрос, обращение

слово

Побуждение действием

диалог

фраза

Указательный жест

Крик

Ответная эмоциональная реакция на партнера в ситуации общения

Адекватная эмоциональная реакция(например, улыбается в ответ)

Неадекватная эмоциональная реакция

Никакой эмоциональной реакции

Поведение ребенка в ситуации общения

Активное

и адресованное обращение к другому, невербально привлекает к игре и взаимодействию, если ребенок неговорящий

Только отвечает пассивно в случае обращения, отвечает адекватной реакцией, если ребенок неговорящий

Агрессия

Ребенок играет молча, не обращая внимания на партнера

Когда все дети в группе по всем параметрам протокола достигают среднего или высокого уровня, то рекомендуется использовать видоизмененный вариант протокола. Вместо умения ориентироваться на партнера на элементарном уровне подражания начинает учитываться умение самостоятельно следовать правилам в игре и ориентация на поведение других детей в игре и при взаимодействии. Также добавляется новый параметр «умение вести диалог» в связи с тем, что многие дети уже осваивают средства общения хотя бы на среднем уровне, и теперь важнее становится их применение в живом общении.

При организации групповой работы важно, как уже отмечалось, включить в состав группы родителей детей-участников. Это обусловлено несколькими важными моментами. Во-первых, наблюдая своего ребенка в процессе регулярных занятий, родитель учится видеть изменения в его поведении, а также сравнивать с предыдущим этапом развития ребенка. Во-вторых, родители научаются новым способам взаимодействия со своим ребенком, учатся справляться с их поведенческими трудностями. В-третьих, родители получают возможность обменяться опытом друг с другом, получают дополнительную поддержку. Это происходит как в свободном режиме, так и на родительских собраниях. У каждого родителя есть возможность при возникновении вопросов получить индивидуальную консультацию специалиста, ведущего групповые занятия.

Цели групповых занятий: развить умение ориентироваться в игре на партнера; слушать партнера; соблюдать очередность при выполнении задания; обращаться друг к другу по имени.

Задачи:

  • научить ориентироваться на партнера: обращать внимание на действия и слова другого человека, дожидаться своей очереди и пр.

  • вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развить навыки сотрудничества,

  • развить способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и адекватно на него реагировать, так как невербальный компонент чрезвычайно важен для общения,

  • научить обращаться к другому человеку словами и показать эффективность этого способа в сравнении с криком/побуждениями действием (для говорящих детей). Научить адекватным способам выражения просьбы, поведения в ситуации взаимодействия (для детей с отсутствием речи). Например, жестами, при помощи соответствующих карточек с картинками или словами.

Для решения каждой из указанных задач были подобраны соответствующие игры и задания, которые постепенно усложнялись.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

На первых нескольких занятиях используются «бейджики» с именами детей и взрослых для запоминания имен и привлечения внимания: если на первых встречах «бейджики» раздавал ведущий группы, то впоследствии эта обязанность поручалась по очереди всем участникам.

Занятие всегда начинается и заканчивается стандартно, по ритуалу, который включает в себя ряд упражнений, выполняемых в круге. Это помогает детям включиться в ситуацию занятия, организует их внимание. Кроме того, в процессе выполнения этих упражнений детям приходится взаимодействовать друг с другом, обращать внимание на присутствующих. По мере привыкания детей к такой организации начала занятия они начинают замечать: кто из детей пришел на занятие, а кого не хватает.

Используемые для ритуала упражнения должны быть достаточно просты и понятны детям, они проводятся в круге со всеми участниками одновременно. Ритуал включает в себя приветствие (прощание), простые игры на переключение внимания, очередность. Набор игр, используемых в ритуалах, должен быть ограничен, их можно менять по мере освоения одной игры на другую. Это позволяет сформировать некоторый запас игр, чтобы, создавая, с одной стороны, ощущение постоянства, вносить необходимое разнообразие для поддержания интереса детей к занятию в группе, а также для тренировки умения переключаться.

Примеры игр для ритуалов начала занятий:

  1. «Давайте поздороваемся». Все дети стоят в круге, ведущий называет по очереди имена детей, все смотрят на того, кого назвали.

  2. Приветствие. Все дети стоят в круге, взявшись за руки. Поднимают руки вверх и хором произносят: «Здравствуй, солнышко!», руки опускают вниз к полу: «Здравствуй, земля/травка/снег!»

  3. «Это я, узнай меня». Под слова песенки ребенок выходит танцевать в центр круга, остальные водят вокруг хоровод, поют, называют его по имени. Так по очереди делают все дети; пока что они выходят в паре с родителем.

  4. «Волшебный круг». Упражнение проводится в круге с детьми и взрослыми, все стоят, взявшись за руки. На слова «ну-ка шире, шире круг!» — расширяется круг, на слова «ну-ка уже, уже круг!» — круг сужается, дети провоцируются к зрительному контакту, потом привлекается внимание к кому-то одному из детей. Упражнение многократно повторяется, чтобы каждый ребенок попал в центр внимания.

Примеры игр для ритуалов окончания занятий:

  1. «Паровозик». Включается детская песня про паровозик, под нее дети встают друг за другом, строят паровозик и, пройдя определенный маршрут, выходят из комнаты.

  1. «Я горжусь тобой». Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и хвалит его за конкретные действия, успехи в поведении, проявленные на данном занятии.

После приветственного ритуала следуют игры, направленные на решение задач данного конкретного занятия. Важно, чтобы во время занятия не возникало пустых пауз, так как они легко отвлекают детей, и без того испытывающих трудности при организации своего поведения и с целенаправленным вниманием. Первое достаточно длительное время не только ритуалы, но и все игры на занятии проводятся исключительно в круге. Это связано как с отсутствием пока интереса к взаимодействию с другими людьми, так и с неспособностью детей организовать свое поведение.

Со временем в работу с группой все больше включаются игры, когда дети самостоятельно что-то выполняют за партами или за общим столом, сами вступают во взаимодействие. Взрослые это активно инициируют и поддерживают. Также начинают добавляться командные игры, когда, например, в игре участвует группа детей и группа родителей.

Если первое время план занятия целиком и полностью составляется ведущим группы, то впоследствии ситуация меняется. На каждое занятие составляется план, где указаны игры и задания, но теперь план предъявляется детям. На него специально обращают их внимание, чтобы научить их следовать плану. Постепенно дети учатся самостоятельно ориентироваться на написанный план занятия и помогать в подготовке отдельных этапов, а позже их привлекают к самостоятельному выбору игр, заданий и к составлению плана. При этом план представляет собой нарисованную и пронумерованную последовательность игр в виде картинок с изображением предметов и/или действий. При участии детей в составлении плана предметы, выбранные ими, выставлялись в определенной последовательности на столе, а после выполнения каждой игры предметы убирались в мешочек. В этом случае в конце занятия дети должны были восстановить последовательность игр, доставая предметы из этого мешочка.

Так как следование заданной программе в течение всего занятия представляет для детей определенные трудности и требует высокой концентрации, то под конец занятия практически каждый раз предлагается свободная игра. Это конструктор, железная дорога, лего или что-то другое. Кроме того, что дети сами выбирают, что каждый из них делает, в этой ситуации можно понаблюдать, как они взаимодействуют друг с другом, какие навыки общения они усвоили. С той же целью — дать детям возможность отдохнуть и расслабиться — целесообразно вводить в середине занятия отдых или релаксацию. Во время отдыха включается запись спокойной музыки или звуков природы, и дети отдыхают, лежа на ковре.

В конце каждого занятия, перед ритуалом прощания, устраивались «сладкие переменки». Они представляли собой что-то вроде чаепития, на котором угощение далеко не всегда было сладким: еда могла быть как в виде вареных овощей, так и фруктов, бутербродов и пр. На этой части занятия достигались несколько целей: во-первых, научить общению в разных ситуациях, в том числе приближенных к бытовым. Во-вторых, у каждого ребенка были свои задачи и функции в ходе общего чаепития, которые он должен был сам выполнить или попросить ему помочь, что повышало самостоятельность детей, а также провоцировало их на общение. И наконец, учитывалась многократно описанная в литературе избирательность в еде детей с синдромом детского аутизма. Подведение ребенка к тому, чтобы он попробовал еду, от которой всегда отказывался раньше, включало несколько этапов. На первые такие переменки взрослые приносили те продукты, которые их дети любят есть, это могли быть как разные для всех блюда, так и одно, признаваемое всеми детьми. Потом ситуация менялась, и каждый раз предлагался только один продукт для всех, который некоторые дети никогда не ели, а остальные пробовали в единичных случаях. Такая ситуация провоцировала детей попробовать неизвестный им на вкус продукт. Например, один из детей первый раз в жизни съел на такой переменке кусочек сырой капусты, многие попробовали лимон, сыр и пр.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ

Одним из ключевых моментов проведения групповых игр была система «наказания» и «поощрения». Использовавшиеся приемы:

— специально выделенное место — «послушный стул», на который усаживается ребенок, не следующий правилам поведения в группе, со словами «сядь и подумай, что ты сделал не так». При этом учитываются возможности ребенка, и данный прием относится только к тем детям, которые в состоянии следовать правилам;

— штрафные очки: ребенку за каждый случай не соответствовавшего правилам, неадекватного поведения в группе выдавались «штрафные фигурки», а в конце занятия подсчитывались штраф - ные баллы. Потом со всей группой обсуждалось их поведение, и проговаривались и проигрывались модели правильного поведения в группе. Например: нельзя выходить из-за стола, не доделав задание; надо уметь дожидаться своей очереди и т.п.

Поощрением могло быть поручение ребенку следующих действий: раздать всем сладости/музыкальные инструменты/игрушки; выбрать игру и т.д.

По мере развития интереса и способности детей к вступлению во взаимодействие для них становится наказанием исключение их из общей деятельности. Например, ребенок отсаживается за отдельную парту («умная парта»), на которой разложены материалы для игр в одиночку или средства для изобразительной деятельности, или что-то другое. Важно, чтобы другие дети научались при этом не отвлекаться на этого члена группы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Все приведенные игры и упражнения соответствуют поставленным задачам, на реализацию которых они направлены.

  1. Научить ориентироваться на партнера: обращать внимание на действия и слова другого человека, уметь ждать своей очереди и пр.

Игра в ладошки: «Ну-ка шире-шире круг, выходи смелее, друг, веселей в ладоши хлопай, не жалей сегодня рук!» Например, говорится: «Ребята, кто сейчас в круге был? Кто в ладоши хлопал?» И т.д. Участвуют все дети по очереди.

«Жил-был послушный мальчик...» — с этими словами называются имена всех детей. И говорится, что они очень любили играть в мяч, в машинки и т.д., но больше всего любили собирать пирамидку! Все дети вместе собирают и разбирают большую пирамидку. Игра повторяется с предложением разных игр.

« Узнай меня по голосу»: один стоит спиной, кто-то из детей зовет его по имени. Ребенок должен по голосу узнать зовущего и назвать его имя. Так делают все по очереди.

« Поймай мой взгляд»: у ведущих в руках музыкальные инструменты (барабан, дудочка, бубенчик). Дети идут по кругу, взявшись за руки. Ведущий неожиданно извлекает звук, удивляя детей, стараясь поймать взгляд ребенка. Поймал взгляд — хлопаем в ладоши, хвалим. Потом опять идут по кругу. И т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают взгляд каждого ребенка.

Игра на подражание: Все берутся за руки и встают лицом к зеркалу. «Я иду» — все повторяют эти слова и шагают. «Я прыгаю» — все повторяют слова и прыгают. И т.д. (стою, пою, пью, ем, сижу, бегу). «Я хлопаю» — мамы в парах вместе с детьми начинают хлопать в ладошки. «Вот у нас игра какая — хлоп ладошка, хлоп другая! Правой правую ладошку мы пошлепаем немножко. А потом, ладошкой левой, ты хлопки погромче делай. Руки вверх, хлоп да хлоп, по коленкам шлеп да шлеп. По плечу себя похлопай, по бокам себя пошлепай, по коленкам постучи. Хлопни громко за спиною, а потом перед собою!»

«Пирамидка»: Выносим большую пирамидку, все дети садятся вокруг нее и сами разбирают. Всем на коленки кладем по колечку каждого цвета. Даются указания «Положи красный круг» и пр. При этом команды даются очень тихо — шепотом!

«Осень»: ориентируясь на то, какого цвета веревочка в руке взрослого, дети должны раскрашивать осенние листья соответствующим цветом. В роли ведущего могут побывать некоторые дети.

«Зеркало»: в центре круга взрослый показывает движения, которые все повторяют. Ведущий меняется периодически, но это всегда взрослый. В дальнейшем роль ведущего выполняют и дети.

« Сказка»: мимическое изображение сказки «Курочка Ряба» (или другой простой детской сказки). Дети повторяют за ведущим.

«Назову предмет»: ведущий называет демонстрируемый предмет то верно, то ошибаясь, а задача детей хлопать и кричать «да», когда предмет назван верно, и говорить «нет», когда неверно.

Все сидят за партами. Музыкальные инструменты: большой колокольчик, маленький, барабан, бубен, погремушка, дудочка. Если будет играть дудочка, все выходят из-за стола и гуляют по комнате. Заиграет барабан — все должны быстро сесть за парты.

Минута шалости: предлагаем детям шалить, когда каждый делает что хочет по сигналу, по сигналу же надо прекратить действие. Сигнал дается взрослым или одним из детей. Сигналом может служить как звук музыкального инструмента или голос, так и короткий музыкальный фрагмент.

«Юла» : в начале игры детям показывают игрушку юлу и дают поиграть с ней, передавая друг другу. Потом дети и взрослые делятся на пары. Один взрослый остается вначале без пары, а в руках держит юлу. Под слова «дети вальс танцуют старый, пара кружится за парой, а юла, юла, юла так и пары не нашла, кто с юлой подружится, тот совсем закружится» все танцуют. Как заканчивается песенка, дети должны быстро поменять свою пару, а оставшийся без пары ребенок или взрослый получает юлу и начинает кружиться под аплодисменты.

«Лес, сад»: дети и взрослые делятся на подгруппы. Каждой подгруппе дается задание сделать или лесное дерево (елку), или фруктовое дерево (яблоню). Все деревья выполняются из бумаги, при этом для веток елки взрослые обводят ступни детей на листе бумаги и вырезают их, а дети раскрашивают. При создании яблони обводятся руки детей. После этого объемные деревья собираются и скрепляются степлером, и начинается игра. После этого каждому ребенку предлагают погулять по саду или по лесу, взяв с собой тех друзей, которых он выберет. Вернувшись, дети описывают, что они увидели. Неречевые дети показывают соответствующие картинки.

« Познакомьтесь со мной, я такой»: каждого ребенка описывает ведущий, не называя его имени, а тот должен догадаться, что речь идет о нем, и выйти в круг. Хором опять повторяется его имя.

«Портрет одного из участников группы» : по считалочке выбирается ребенок или взрослый и спрашивают его согласие на рисование его портрета. Если ребенок против, выбирается другой участник. Ребенок должен, спокойно сидя, позировать на стуле, в то время как остальные коллективно рисуют его портрет. Участники по очереди выходят к листу бумаги, пририсовывая какую-то часть лица. В конце портрет демонстрируется группе и подписывается всеми «художниками»: каждый ребенок пишет свое имя на обороте.

«Веселый мячик»: мяч передается из рук в руки по кругу со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам! У кого веселый мячик? Отвечай скорее нам!». Все смотрят на того, у кого оказался мяч, называют его по имени. Потом ребенок выходит в центр круга с мячом в руках и кружится, а остальные ему хлопают. Периодически в ходе игры дети меняются местами (ведущий называет тех, кто должен поменяться).

«Как мячик искал себе друга»: со словами: «Этот мячик волшебный, в нем живут разные слова, звуки, сказки. Чтобы их услышать, вам надо сидеть тихо-тихо!» ведущий начинает катить мячик, протяжно произнося первую букву чьего-либо имени. Остальные начинают «подпевать». При окончательном произнесении имени мячик подкатывается к тому, чье имя назвали. Этот ребенок присоединяется к тому, кто катит мяч. Так мяч собирает всех детей вместе. В дальнейшем игра усложняется, и мячик в поисках друзей подкатывается к ребенку с вопросом: тук-тук, тебе нужен друг? А что ты будешь с ним делать? Что ты любишь делать? Что ты умеешь делать? и пр. Стимулируется речевое высказывание, коммуникация.

Игра на переключение внимания : участники хлопают в ладоши или качаются в быстром или медленном темпе в зависимости от того, как ведущий поет песенку.

Например: «Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру...» — Используются самые разные движения. Дети становятся в пары, хлопают друг друга по коленкам, ладошкам в зависимости от команды или демонстрируемых взрослым движений.

«За парту сядет тот, кого позовем...»: «За парту сядет тот, кого позовем шепотом». На каждой парте стоят пирамидки в разобранном виде. Потом инструкция может поменяться: «За парту сядет тот, кого позовем громко». Когда все сели и собрали пирамидки, детям задаются вопросы: что ты сделал? Что за игрушка у тебя на парте? И пр. Потом просим каждого ребенка отнести пирамидки в определенное место: «Что ты сделал?»

«Найди картинку»: У всех детей одинаковый набор картинок на партах. Показывается демонстрационная карточка, все вместе ее называют, а потом ищут нужную вслед за ведущим.

«Сказка»: у каждого ребенка на столе лежит маленький мячик. Повторяя за ведущим, катают его по столу правой/ле- вой рукой, между ладошками. Вспоминаем сказку про колобка. Начинаем проигрывать сказку с мячиками, все должны повторять движения и отвечать на вопросы (кого встретил колобок? И пр.). После фразы: «Не ешь меня, ты лучше...» — каждому ребенку дается свое задание. Например, песенку спеть.

  1. Вызывать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развить навыки сотрудничества

Взаимодействие детей через игрушки : если каждый ребенок, только войдя в кабинет, проявил интерес к определенной игрушке, то можно предложить им следующее. Каждый берет понравившуюся вещь и, пронося ее по кругу, дает возможность каждому ребенку к ней прикоснуться.

«Давай дружить»: проговаривать: «Мы все — дружные ребята, мы не ссоримся совсем, мы все — дружные ребята, расскажите это всем» — перечисляются имена детей — участников занятия. Затем отрабатываются такие действия как «поделись с товарищем» (банан), «помоги товарищу» (репка) и пр.

«Волшебная цепочка»: эта игра состоит из множества деталей, на одном конце каждой находится геометрическая выпуклая фигурка, а на другом — определенной формы отверстие; отверстия соединяются между собой в цепочку. Эти детали сначала всем раздают, а потом дети сообща выстраивают линию. Игра направлена на формирование умения работать в коллективе.

Группировка по цвету, закономерности : игра с геометрическими фигурками красного, желтого и зеленого цветов. Сначала они раскладываются по группам. Потом выкладывается цепочка, в которой дети определенным образом чередуют цвета.

Оценка партнера : давались простые задания за партами. Например, «Третий лишний», или продолжение короткого орнамента с чередованием элементов, или доделывание аппликации. После выполнения дети менялись работами друг с другом и проверяли правильность выполнения. При этом детям могли в разной степени оказывать помощь взрослые.

«Гости»: сначала каждый ребенок вместе с мамой строит на полу домик из заготовленных бумажных частей. Потом каждый кладет рядом с работой табличку со своим именем, при этом хором все еще раз повторяют имена. Далее дети ходят друг к другу в гости, а этом взрослый называет, кто к кому должен пойти.

В более сложном варианте этой игры дети сидят за круглым столом, на столе лежит ватман. Каждый строит около себя дом из деревянных брусков, подписывает его. Дети чертят дорожки к домам друг друга, узнавая, кто где живет. Потом они по очереди по желанию ходят друг к другу в гости, прочерчивая свой путь фломастером выбранного цвета. Затем они ходят в гости с подарками (рисунками). В конце обсуждается, кто у кого был в гостях и что принес. Игра завершается тем, что взрослый зовет всех к себе в гости и угощает одним апельсином/одной шоколадкой, которая делится на всех.

«Часть и целое»: каждому раздавалась заранее сделанная, но не доведенная до конца аппликация, а также раздавались нужные для завершения элементы таким образом, чтобы у каждого был элемент от чужой аппликации. Дети должны были выяснить, у кого находится нужная им часть, и попросить ее.

Инициатива ребенка в организации общего взаимодействия: большой ватман с 8-ю картинками, изображающими детей, выполняющих разные действия (рисование, подвижная игра, чтение книги, игра на музыкальных инструментах, настольная игра и пр.). На каждом занятии только один ребенок, каждый раз другой, выбирает то, что он хочет делать, и предлагает это всем. Такие игры обычно завершают занятие.

В последующем игра усложняется: на парте на выбор по количеству детей лежат атрибуты разных игр, действий. Дети по очереди (по выбору ведущего) выбирают одно действие, предлагают его другим, играют вместе, а потом убирают. Так играют по выбору каждого. Потом все садятся за стол, на столе — ватман с дорожкой, вдоль которой по порядку расставлены цифры. Дети должны вспомнить, что в каком порядке они делали, и записать это возле соответствующих цифр (с помощью взрослых). При этом дети имитируют действия руками.

«Узор-аппликация»: на столе разложены геометрические фигуры разных цветов, а на листе бумаги из них начат узор. Дети должны по очереди продолжить начатую последовательность, выбирая для этого соответствующую фигурку.

Сказка (на примере «Как крошка-ось- миножка строил себе дом»): на столе лежит белая простыня, детям рассказывается сказка с демонстрацией игрушек-героев. Потом дети рисуют море, где происходило действие сказки, при этом обсуждается, что в море есть, и кто что хочет нарисовать (камни, водоросли, песок). Дальше каждый выбирает себе героя, которого он будет рисовать. В конце все пишут свои имена в уголках простыни, которая впоследствии используется как скатерть для чаепития.

« Магазин »: дети должны поздороваться с продавцом и попросить мячик определенного цвета. Потом один из мячей прячут, а дети должны догадаться, какого не хватает.

«Ромашка»: все вместе складывают ромашку из разноцветных лепестков. Потом дети ищут предметы таких же цветов в комнате и приносят их в круг, после чего вокруг них водят хоровод и все придумывают сказки с участием этих игру- шек/предметов.

Общий рисунок: большой ватман лежит на столе. Каждому ребенку дается фломастер определенного цвета: красный, желтый, синий, зеленый, черный, оранжевый. Упражнения на темп: включается музыка; пока она играет, дети рисуют штрихи (как могут). Останавливаются вместе с музыкой, быстро меняются фломастерами. Постепенно уменьшается количество словесных инструкций. Детей хвалят: что же такое получилось? Педагоги оформляют штрихи черными фломастерами в котов, зайцев, ежиков, Соединяя линиями тех, кто к кому в гости идет. Вариантов создания общего рисунка может быть множество. Например, когда заранее обсуждается, что будет нарисовано, и каждый рисует одну часть рисунка (см. рис. 1).

  1. Развить способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и адекватно на него реагировать (невербальный компонент чрезвычайно важен для общения)

Мимические упражнения : разыгрываются коротенькие сценки, требующие выражения определенных эмоций. Выполнение контролируется при помощи зеркала с озвучиванием взрослым изображенной эмоции. Пример ситуаций: друг подарил игрушку, а потом забрал обратно; шел по улице и встретил друга. Все события озвучиваются взрослым.

Деревянные пазлы с изображением человеческих лиц : вспоминаем эмоции, изображаем их перед зеркалом (веселый, грустный, сердитый, испуганный). На столе лежат части картинок с изображением человеческих лиц с разными эмоциями. Каждый ребенок ищет кусочки, чтобы собрать определенную эмоцию.

Игра на различение эмоций : картинки с красочными крупными изображениями людей или зверей в разном настроении. Начать с нескольких основных: радость, грусть, злость, обида. Угадывать настроение по картинкам, изображать разные эмоции. При игре с изображением эмоций полезно использовать зеркало, чтобы ребенок видел себя. Разыгрывать коротенькие истории, где проявляется какая-то эмоция.

Игра с зеркалом: детям раздают конфеты (или любую другую любимую еду), и тут же взрослый их отнимает. В тот момент, когда ребенок проявляет недовольство, взрослый подносит к его лицу зеркало и описывает данное выражение лица, озвучивая, что испытывает ребенок. Внимание тех, кто не проявил никаких эмоций, обращается на реагировавших детей: «Давайте погрустим/позлимся так, как это делает Саша».

Картинка с изображением жизненной ситуации: цель — распознавание ситуативно обусловленных эмоций. Во время игры взрослый показывает ребенку картинку с ситуацией и описывает ее словесно. Например: «Посмотри, это Ваня. Папа купил ему шоколадку». Далее взрослый спрашивает ребенка: «Что почувствовал Ваня?» Если ребенок устно ответил/изобразил неправильно, то в этом случае взрослый задает вопрос-подсказку, сформулированный по-другому: «Он радостный?» и предлагает карточку с изображением эмоции радости. Взрослый обязательно озвучивает главный принцип, который должен усвоить ребенок: «Он радостный. Ему папа дал шоколадку. Когда нам дают что-то хорошее или мы делаем что-то веселое, мы чувствуем радость». Игра многократно повторяется с разными эмоциями, сценки проигрываются вживую.

  1. Научить обращаться к другому человеку словами и показать эффективность этого способа в сравнении с криком/побуждениями действием (для говорящих детей). Стимулировать речь, провоцировать переход отдельных детей от слова к фразе. Отрабатывать умение обратиться за помощью.

Магазин: взрослый отправляет детей в магазин, просит купить определенные продукты. В комнате организуется магазин, раскладываются картинки с изображениями продуктов. Дети должны уметь обратиться к продавцу, а также обсудить с другими детьми, что кому поручили. На разных этапах взрослый оказывает помощь. Дети собирают купленное в одну сумку, а потом разносят своим мамам; они должны достать соответствующий продукт.

«Давай играть вместе»: одному ребенку дается задание (например, рисовать), а остальные дети подходят, отвечают на вопрос взрослого, что ребенок делает, и просят разрешения присоединиться.

«Опиши словами»: ребенок выбирает из предложенных один предмет и должен его хвалить, используя как можно больше характеристик.

«Научи друзей» : один ребенок играет в игрушку, привлекательную для других (например, прыгает на мяче). Взрослый обращает внимание других детей на это действие, восхищается, просит ребенка научить других играть/делать так же.

  1. Научить адекватным способам выражения просьбы, поведения в ситуации взаимодействия (для неговорящих детей).

Например, жестами, при помощи соответствующих карточек с картинками (предметы и действия) или словами. Информация про использование жестов, виды жестов приведена ниже.

(Продолжение читайте в следующем номере)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Письмо мамы: наблюдения за развитием своего ребенка в ходе занятий в группе диалогического общения

Утро наступает не сразу — сквозь сон слышишь шум за окном, это дворник соскабливает с дороги наметенный за ночь снег и наледь, лает собака у магазина, шуршат колеса множества машин, — и вдруг рядом с тобой возникает Рита, молча стаскивает одеяло и объявляет: «В школу!» Да, правда, сегодня мы едем на занятия, она вечером легла пораньше, чтобы не проспать, она несколько дней ждала с нетерпением, и уже не сразу и вспомнишь то, как все это начиналось, как Рита наотрез отказывалась заниматься в группе, как ныла по дороге, как влетала в комнату, крича детям: «Пока! Пока!» вместо «здравствуйте!». А еще раньше были бесконечные индивидуальные занятия, крики, плач, полное нежелание ребенка не то чтобы попытаться что-то усвоить, а даже на минутку присесть, послушать преподавателя, вникнуть. Месяц за месяцем, год за годом, — и вот уже Рита может десять минут сидеть за столом, вот она взяла карандаш в неуверенную руку, пытается обвести картинку по контуру, наконец-то стало возможным поговорить о групповых занятиях.

Очень помогла здесь и грамотная помощь врача-психиатра, с редким терпением искавшей то, что подошло именно Рите. Многие родители настороженно относятся к психиатрам, и мы, к сожалению, тоже были такими, но ведь эти люди искренне хотят помочь детям, многие проблемы без них не решишь. Так и у нас — Рите лекарства необходимы, без них она не достигла бы таких результатов.

Обо всем этом я думаю, пока мы едем на занятия, — далеко, через весь город, в битком набитом вагоне метро, и вдруг с ужасом краем глаза вижу, что Рита старательно вытирает нос оборкой длинной цветастой юбки втиснутой рядом женщины. Боже мой! Хорошо, никто не заметил! Да, с таким ребенком расслабляться нельзя, всегда надо быть начеку.

Вот мы и приехали: станция метро «Новые Черемушки», огромный торговый центр у входа, куда спешат веселые и нарядные люди в предвкушении нескольких часов беззаботного шопинга. Но у нас впереди кое-что поинтереснее: мы с Ритой уже соскучились по всем тем, с кем несколько лет сообща боремся за будущее наших детей.

Ведь одной из важных частей групповых занятий является то, что родители принимают участие практически во всем наряду с детьми. Здесь нет обычного, увы, варианта — закрытая дверь, из- за нее слабо доносится голос психолога, и тоскующие родители в коридоре смотрят на часы, пытаясь скоротать время за пустой беседой, при каждом же детском крике нервно вздрагивая и прислушиваясь: «Ну, как он там, мой-то?» Нет — это не для нас!! Мы все вместе — и дети, и взрослые! Это помогает ощутить себя единым целым со своим ребенком — без этого ведь победить аутизм невозможно. Главное в нем — это полное внутреннее одиночество, когда окружающие люди не греют тебя душевным теплом, а вызывают своим вниманием только страх, холод и боль. Занятия ведь не кончаются вне этого кабинета, в основном с ребенком вместе мы, родители, и поэтому очень важно, что специалист подолгу обсуждает с каждым из нас те формы и способы, которыми мы можем продолжить работать с ребенком сами. А в конце занятий в кабинете все садятся вместе и обсуждают, что получилось, а что пока нет, и какие акценты расставить в следующий раз. Дома по очереди каждый из родителей при живом участии ребенка что-то готовит вкусненькое, поэтому эти финальные беседы похожи на дружные семейные застолья. Или родительские собрания — это отнюдь не формальность, наоборот, мы все ждем их с нетерпением, потому что вместе обсудим наболевшие проблемы и сообща поищем пути решения.

А как тепло когда-то приняли Риту другие родители. Пользуюсь случаем сказать им огромное за это спасибо, ведь мне тогда такая поддержка была просто необходима. Рита заметно отставала от других детей во всем: не могла связать двух слов, спотыкалась на простейших заданиях, кричала и плакала, мешая всем заниматься, да и, казалось, приезжала в Центр с одной целью — полистать журналы, параллельно пуская мыльные пузыри, в «штыки» воспринимая все попытки оторвать ее от этих интереснейших дел. Диалога не было в принципе, Рита пересказывала куски из просмотренных телепередач, если же и проявляла интерес к другим детям, то только трогала их волосы или изучала детали одежды. Но в то же время ей хотелось и в группу — лишь бы от нее ничего не требовали.

Поэтому на первых порах специалисты — дефектолог и психолог, поддержавшие меня своей верой в Ритины возможности, уделили большое внимание тем формам занятий, которые для Риты были возможны, — все вместе танцевали, водили хороводы, играли в подвижные игры. Это и теперь помогает детям раскрепоститься и не воспринимать занятия как череду нудных однообразных требований. У моей Риты ведь очень силен внутренний протест — если она и готова сделать нам одолжение и вместе потанцевать и попрыгать, то уж сесть за парту и напрячься — это никогда! Сами пишите эти ужасные буквы, а ко мне-то чего пристали?! Только тут Рита поняла, что занятия включают в себя много интереснейших вещей, помогающих ей примириться с более трудными для нее моментами. Главное, это взаимодействие и какое-то совместное творчество: «Мы нарисуем куклу вместе!». Один ребенок — голову, другой — туловище, мама — руки и т.д.

Потом кукле придумывают имя — каждый пишет одну букву из своего собственного имени. Потом все вместе решают, какого цвета у нее будет одежда. Риту так это затянуло, что и дома появилась потребность в коллективных действиях — еще один шажок на долгом пути к преодолению ее недуга. Не хочется ведь быть такой отстающей, когда другие дети бегло читают и тараторят буквы одну за другой, вот и Рита выучила их все — чтобы не отставать! А как же — ведь так хочется быть самой лучшей! Рита в группе единственная девочка среди мальчиков и ловко пользуется этим без дополнительного обучения, просто купаясь во всеобщем внимании. Постепенно она стала пытаться разговаривать с другими детьми, у нее сформировалось понятие «друг», появилось чувство ответственности перед окружающими — не сделать больно, не обидеть. Ее стало можно о чем-то попросить — принести, передать, переставить.

Все пришли, и начинается обычная кутерьма приветствий, обниманий и взаимной радости от встречи. Этот эмоциональный фон так и остается с нами на все занятие и даже надолго после него. А занятие сегодня очень интересное, впрочем, как и все другие. Оно посвящено жестам, что особенно важно для детей, которые часто не могут сказать, что им нужно, испытывая внутренние трудности и барьеры. Многие родители считают, что использование жестов при занятиях с детьми затормаживает речевое развитие, вроде, зачем говорить, если можно показать жестами. На примере моего ребенка хочу сказать, что все с точностью наоборот — именно жесты помогли Рите в развитии диалогического общения, дали ей мощный толчок. Понимание жестов облегчило для нее понимание намерений другого человека, обогатило ее словарный запас — вначале это было соотношение жеста с предметами, потом — с разными действиями, инструкциями и просьбами. До этих занятий Рита совсем не понимала даже самые простые жесты, теперь же запомнила их и спешит продемонстрировать всем свои успехи. Например, может в достаточной степени следовать указаниям, данным с помощью жес- та/слова, для того чтобы подать нужный предмет и т.д.

Все, как обычно, вместе составляют план занятий, и Рита, которая раньше с трудом держала карандаш в руке, увлеченно выполняет свою часть. Все по очереди пишут слова, по одной букве каждый. И мой ребенок, раньше поднимавший крик от более простых заданий, не может дождаться своей очереди, пытается написать не одну букву, а сразу несколько — потрясающе! Не может быть! Мне трудно в это поверить... Как и в то, что Рита стала с легкостью заниматься на компьютере, ловко пользуясь мышью, сама выполняет задания в детских развивающих программах, а имя свое пишет, даже не глядя на клавиши. А недавно в исследовательских целях наделала такого, что опытные компьютерщики хором сказали, что никакой ребенок на это не способен! А мы можем! Ура!!!

Сегодня на занятии будет много всего — и сказка, где уделяется много внимания эмоциям героев: радости, грусти, страху и гневу. Это ведь очень важно для наших детей, у которых с эмоциями большие проблемы. Ведущий группу специалист всегда акцентирует на этом внимание: если кто-то из детей засмеялся или заплакал, она подносит зеркало к ребенку и комментирует это следующим образом: «По-моему, ты плачешь?». Или: «Это ты так сделал, я ведь тебя об этом не просила?».

Благодаря этому Рита стала задумываться над своими чувствами, своими и чужими эмоциями, чего у нее раньше совсем не было.

Главное ведь общение, контакты между людьми. Можно научить ребенка читать, писать и считать, но если при этом он не научится сопереживать другим людям, если не ощутит себя частью хоть небольшого, но коллектива, то все его навыки так и останутся при нем, по сути, никому не нужные, и он не сможет их применить. Мы никогда не должны быть одиноки — вот что самое важное, появившееся у нас после занятий, надо помочь нашим детям преодолеть их внутреннее одиночество, достучаться до их душ, взломать их панцири, чтобы они были вместе с нами!

Мир... Он станет цветным и ярким, заиграет во всем многообразии, если мы вместе сумеем победить Ритину болезнь. Так этого хочется! — и это уже не кажется таким недостижимым, как много лет назад, в начале наших занятий. И именно группа сыграла здесь решающую роль, помогла самой Рите хоть чуть-чуть преодолеть это тягостное для нее одиночество. Она поняла, что общение с другими людьми может быть большой радостью, она ждет групповых занятий, встреч со своими друзьями. Здесь она чувствует себя совсем другой Ритой, полной веры в будущее, окрыленной мечтой разломать тесную клетку своего аутизма.

Информация об авторах

Феррои Людмила Мамедовна, методист, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей и подростков ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kitykova@gmail.com

Панюшева Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, психолог, Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, e-mail: tatiana_pan@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1405
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1114
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0