Как дети пяти-семи лет передают смысл картинки: нейролингвистическое исследование

1537

Аннотация

В исследовании выявлены специфические особенности смысловой стороны речи детей 5-7-ми лет с относительной слабостью функций левого или правого полушария на материале составления предложения или рассказа по картинке.

Общая информация

Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ), развитие речи, организация речи, фрагментарность восприятия, нейролингвистика, нейропсихологическое обследование, нейропсихологическое тестирование

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Романова А.А., Засыпкина К.В., Ахутина Т.В. Как дети пяти-семи лет передают смысл картинки: нейролингвистическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 3. С. 1–11.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. —М., Изд-во МГУ, 1975; 2-е изд. - М., Теревинф, 2002.
  2. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы //1 Международная конференцияпамяти А.Р. Лурии: Сб. докладов. Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. —М.,1998.-С. 289-298.
  3. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня. Доклад на Первой Российской конференции по когнитивной науке. — Казань, 2004.
  4. Ахутина Т.В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы //Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология. Под ред. Л.И. Беляковойи др. - М., Прометей, 2005. - С. 4-11.
  5. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н.,Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследованиядетей 6-8 лет.: Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология,1996. -№ 2. -С. 51-58.
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальныхфункций. — М., Академия, 2003. — 64 с; Альбом — 32 с.
  7. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализиндивидуальных различий у детей: параметры оценки // В сб. Нейропсихологияи психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - Москва-Оренбург, 2000. - С. 132-152.
  8. Белый Б.И. Об особенностях толкования последовательных сюжетныхкартинок больными с опухолями левой и правой лобных долей // В сб. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. — М.: Наука, 1986. - С. 103-112.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. — 1982. — Т. 2. — С. 5-361.
  10. Засыпкина К.В. Особенности связной речи у детей 5-6 лет с незрелостьюфункций правого полушария. Дипл. работа. МГУ им. М.В. Ломоносова,факультет психологии. Научн. руководитель Т.В. Ахутина. — М., 2006.
  11. Лурия А.Р. О нарушении динамики речевого мышления // В его кн.: Мозгчеловека и психические процессы. — М.: Изд-во АПН, 1963. — С. 296-339.
  12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
  13. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста.Под ред. Т.В. Ахутиной. Ротапринтное издание. — М.: Изд-во МГППИ, 2007.
  14. Романова А.А. Индивидуально-типологические особенности речи у детей 6-8 лет. Дипломная работа. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. Научн. руководитель Т.В. Ахутина. — М., 2007.
  15. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.
  16. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. — М.: Аркти, 2002. — 136 с.
  17. Akhutina T.V., 2006. Vygotsky-Luria-Leontievs' School of Psycholinguistics:The Mechanisms of Language Production. Paper presented at the conference«Language in Action — Vygotsky and Leontievian Legacy Today». Universityof Juvaskyla, Finland, June 8-10, 2006.
  18. Bever T.G., 1975. Cerebral asymmetries in humans are due to the differentiationof two incompatible processes: Holistic and analytic. — Ann. N.Y. Acad. Sci.,v.263, p. 251-262.
  19. Delis D.C., Wapner W., Gardner H., Moses J.A.Jr., 1983. The contribution
    of the right hemisphere to the organization of paragraphs. Cortex, v.19, p. 43-50.
  20. Ferstl E.C., Rinck M., von Cramon D.Y. 2005. Emotional and temporal aspects of situation model processing during text comprehension: An event-related fMRI study. J. of Cognitive Neuroscience, v. 17, no. 5, p.724-739.
  21. Hough M.S. Narrative comprehension in adults with right and left hemispherebrain-damage: theme organization//Brain and language, 38, 1990, p.253-277.
  22. Humphries T., Cardy O.J., Worling D.E., Peets K. 2004. Narrative Comprehensionand Retelling Abilities with Nonverbal Learning Disabilities. Brain and Cognition, v. 56, pp. 77-88.
  23. Jung-Beeman M. 2005. Bilateral brain processes for comprehending of natural language. Trends in Cognitive Sciences, v. 9, N. 11, pp. 512-518.
  24. McDonald S. 2000. Exploring the Cognitive Basis of Right-HemispherePragmatic Language Disorders. Brain and Language, v.75, pp.82-107.
  25. Sperry R.W. 1974. Lateral specialization in the surgically separated hemispheres.The neurosciences: Third study program. Cambridge, Mass., p.5-19.
  26. Zwaan R.A., Langston M.C., Graesser A.C. 1995. The construction of situationmodels in narrative comprehension. Psychological Science, v. 6, no. 5, pp. 292-297.

Информация об авторах

Романова Антонина Александровна, кандидат психологических наук, руководитель консультативно-диагностического отдела, ГБОУ Центр психолого-педагогической помощи «Юго-Запад», Москва, Россия, e-mail: tonechka_rom@mail.ru

Засыпкина Ксения Владимировна, научный сотрудник, лаборатория исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-2495, e-mail: akhutina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1817
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1537
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0